«Морфема, морфемный разбор, орфограммы в приставках и корнях».
план-конспект занятия по русскому языку (6 класс)

Oksanaleochko@mail.ru

Урок на тему "Морфема, морфемный разбор...."

Скачать:


Предварительный просмотр:

Тема  «Морфема, морфемный разбор, орфограммы в приставках и корнях». 

Цель урока - систематизировать знания о морфемах и морфемном составе слов, полученные в предыдущие годы обучения.

1. Отвечаем на вопросы учебника. С.16

1). Морфема – это минимальная значимая часть слова (приставка, корень, суффикс, окончание).

2). Чтобы отделить окончание от основы, нужно подобрать форму этого же слова, в котором появляется другое окончание: (И.) вода – (Р.) воды – (Д.) воде – (В.) воду – (Т.) водой – (П.) (о) воде.

3). Нулевое окончание – это изменяемая значимая часть слова, которая не выражена звуками:

дом□, чай□, лес□.

4). Однокоренные слова – это слова с одинаковым корнем: диво, удивительный, удивить.

5). Варианты морфем – это одна и та же морфема, но имеющая разный буквенный и звуковой состав: весной – весною.

2. Порядок морфемного разбора слова:

1). Окончание и основа.

2). Приставка и суффикс.

3). Корень.

II. Практическая часть:

Выполнение упр.23. Прилагательные из первой колонки не сочетаются с существительными из второй колонки. Так как прилагательные обидный и обидчивый имеют разные лексические значения: «то, что обижает» и «тот, кто часто обижается».

 

Выполнение упр. 24

Задание № 3: выделить в словах окончания:

  1. Звездное небо стыло над черной тайгой. (2) Деревья казались неподвижными, и от этого особенно грозно звучал их глухой шум. (3) Ледяная луна висела над головой. (4) Ее свет был чист и далек и словно не достигал земли.

Верно – неверно

1 Существует две формы речи – письменная и устная

  1. В слове лес нулевое окончание.
  2. Научным стилем речи мы пользуемся в неофициальной обстановке, в разговоре с друзьями.
  3. Ъ и ь знаки не обозначают звуки.
  4. Букву можно услышать.
  5. Общение можно назвать удачным только тогда, когда вы достигаете поставленной цели.
  6. Слова развитый и развитой имеют одинаковые значения.

Домашнее задание упр. 25

Задание № 1подобрать по 1 примеру для каждой пары вариантов морфем (морфемы выделите):

Образец: с (со) – стереть – соткать.

1) Пре- (пере-); 2) под-(подо-); 3) в//вл; 4) п//пл; 5) м//мл; 6) б//бл; 7) ф//фл; 8) -ник//-ниц-; 9) -ой//-ою.

Ключ:

(1) Преступить – переступить, (2) поднять – подогнуть, (3) ловить – ловлю, (4) копить –коплю, (5) кормить – кормлю, (6) любить – люблю, (7) разграфить – разграфлю, (8) сотрудник– сотрудница, (9) стеной – стеною, тобой – тобою.

Задание № 2: вставьте пропущенные буквы, устно объясняя написание; во всех словах выделите корень:

(1) Пос…дел от горя, (2) пос…деть у костра, (3) зар…дить ружье, (4) прор…дить морковь, (5)м...лить, (6) нар...диться, (7) а...тограф, (8) б...скетбол, (9) б...сейн, (10) б...ян, (11) к...бинет,(12) Р...стислав, (13) ш...в, (14) ш...колад, (15) ш...рты, (16) ш...ссе, (17) ц...ган, (18)пол...жение, (19) выр...сти, (20) выб…рать.

Ключ:

(1) Поседел от горя, (2) посидеть у костра, (3) зарядить ружье, (4) проредить морковь, (5)молить, (6) нарядиться, (7) автограф, (8) баскетбол, (9) бассейн, (10) баян, (11) кабинет, (12)Ростислав, (13) шов, (14) шоколад, (15) шорты, (16) шоссе, (17) цыган, (18) положение, (19)вырасти, (20) выбирать.

Задание № 3: образуйте цепочку однокоренных слов (существительное – прилагательное – наречие – глагол), выделите в словах корни:

(1) Шум, (2) чернота, (3) мороз, (4) боль, (5) жара, (6) холод.

Ключ:

(1) Шум (сущ.) – шумный (прил.) – шумно (нар.) – шуметь (гл.).

(2) Чернота (сущ.) – черный (прил.) – черно (нар.) – чернеть (гл.).

(3) Мороз (сущ.) – морозный (прил.) – морозно (нар.) – морозить (гл.).

(4) Боль (сущ.) – больной (прил.) – больно (нар.) – болеть (гл.).

(5) Жара (сущ.) – жаркий (прил.) – жарко (нар.) – жарить (гл.).

(6) Холод (сущ.) – холодный (прил.) – холодно (нар.) – холодать (гл.).

Задание № 4: придумайте слова, соответствующие схемам:

1)   -  прилагательное; 2)  -  глагол; 3)  -  существительное.

Ключ:

1). Книжный.

2). Потерялась.

3). Грибник.

Задание № 5: распределить слова по группам: 1) без приставки; 2) с приставкой в-; 3) с приставкой вз-; 4) с приставкой во-; 5) с приставкой воз-.

1) Высоко; 2) вмешаться; 3) воздержаться; 4) внести; 5) взмолиться; 6) вблизи; 7) вокруг; 8)взмахнуть; 9) вовлечь; 10) взвод; 11) вкусный; 12) вдали; 13) вздох; 14) вздремнуть.

Ключ:

без приставки

приставка в-

приставка вз-

приставка во-

приставка воз-

1.1) Высоко2) вмешаться5) взмолиться7) вокруг3) воздержаться

2.11) вкусный4) внести8) взмахнуть9) вовлечь

3.6) вблизи 10) взвод

4.12) вдали,13) вздох

5.14) вздремнуть

Домашнее задание:

Задание № 1: записать, выделить корень в словах:

(1) Объяснить; (2) далекий; (3) объединение; (4) насладиться; (5) потрясти; (6) подарить; (7)приближаться; (8) прошептать; (9) посветить (фонарем); (10) увлекаться.

Задание № 2: выделите в словах суффикс:

(1) Пригорки, (2) грибника, (3) волчица, (4) хохотушка, (5) соломка, (6) лесная, (7)серебристого, (8) дождевые, (9) гусиный, (10) болотный.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Морфемный разбор слова (конспект урока русского языка)

Урок русского языка проводился в 5 классе....

Подготовка к ЕГЭ, А15.Орфограммы в приставках.А14.Безударная гласная в корне.

Подготовка к ЕГЭ, А15. Орфограммы в приставках. Учебный тренажёр и проверочный тест....

Морфемный разбор слова

обобщающий урок по теме "Морфемный разбор слова" в 5 классе...

Презентация "Орфограммы в приставках"

Чтобы правильно написать сомнительную согласную или безударную гласную, нужно подобрать проверочное слово, в котором бы проверяемая буква слышалась отчетливо.Проверять следует только буквы в корне.Как...

Конспект урока «Морфема, морфемный разбор, орфограммы в приставках и корнях».

Цель урока - систематизировать знания о морфемах и морфемном составе слов, полученные в предыдущие годы обучения.1. Рабочие термины и понятия:1). Морфема – это минимальная значимая часть сло...