Технологическая карта урока русского языка в 5 Б классе по теме «Орфограммы в приставках и корн
план-конспект урока по русскому языку

Гоголева Арина Сергеевна

конспект

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл tehkarta.docx30.99 КБ

Предварительный просмотр:

Технологическая карта урока русского языка в 5 Б классе по теме «Орфограммы в приставках и корнях слов»

Цель деятельности учителя

Цель: Повторить и систематизировать сведения о группах приставок и отрабатывать следующие умения: отличать орфограмму в приставке от орфограммы в корне слова; отличать приставки на З/С от приставки С-; применять правило написания слов с приставками на З/С; применять орфографические правила при написании корней с безударными и чередующимися гласными, а также с непроизносимыми и «сомнительными» согласными.

Тип урока

Комбинированный урок

Планируемые образовательные результаты

Предметные (объем освоения и уровень владения компетенциями): знать определение приставки и корня, смысловое значение приставки и корня; уметь правильно выделять приставку и корень в слове; подбирать слова с указанными приставками; объяснять значения, выражаемые приставками; группировать слова по значению приставок; понимать механизм образования слов с помощью приставок; определять состав слова; пользоваться орфографическим словарем. Знать правила правописания корнейи приставок в рамках программы 5 класса.

Метапредметные (компоненты культурно-компетентностного опыта/приобретенная компетентность): способность извлекать информацию и анализировать её; Личностные: осознание эстетической ценности русского языка; уважительное отношение к родному языку, гордость за него; потребность сохранить чистоту русского языка как явления национальной культуры; стремление к речевому самосовершенствованию

Методы и формы обучения

Создание проблемных ситуаций, анализ и синтез языковых явлений; индивидуальная, групповая, фронтальная

Оборудование

Учебник, карточки, лист самоконтроля.

Наглядно-демонстрационный материал

Цветные наглядные пособия.

Основные понятия

Приставка, корень, орфограммы в приставках и корнях

Организационная структура урока

Этапы урока

Обучающие и развивающие компоненты, задания и упражнения

Деятельность учителя

Осуществляемая деятельность учащихся

Формы организации взаимодействия

Формируемые умения (универсальные учебные действия)

Промежуточный контроль

1

2

3

4

5

6

7

1. Мотивация (самоопределение) к учебной деятельности

Эмоциональная, психологическая и мотивационная подготовка учащихся к усвоению изучаемого материала

Проверка Д.з.

Вступительное слово.

Привет, друзья!

Примите приглашение.

В нашей стране мы ждём вас с нетерпением.

Познаете вы много разных тайн.

Морфемы тут живут и здесь, и там.

- Сегодня мы продолжим путешествие.

- Как называется страна, жители которой приглашают нас в гости?(Морфемика)

Слушают учителя, участвуют в диалоге с учителем. Размещают учебные материалы на рабочем месте, демонстрируют готовность к уроку

Фронтальная

Познавательные:осознают учебно-познавательную задачу.

Регулятивные:планируют необходимые действия, операции.

Коммуникативные:работают в парах (обмениваются мнениями, учатся понимать позицию партнера, в том числе и отличную от своей)

2. Актуализация и пробное учебное действие

Воспроизведение ранее изученного, установление преемственных связей прежних и новых знаний и применение их в новых ситуациях. Эвристическая беседа, ответы на вопросы.

  1. Морфемная разминка ( для класса, 1 учащийся у доски, у остальных карточка ) :

сделать морфемный разбор слов.

  • Закружилась, пирожок, маленькая, елка, поезд, травами, подводный, забежит.
  1. Объяснительный диктант (1 учащийся у доски ):

Запишите слова под диктовку:

  • Беззаботная, сделать, подтянул, подсмотрел, бесчувственный, забежал, бесценный, здесь, собрал.

Выделите приставки и объясните их правописание

  1. Устная работа.

Задание: Подскажи словечко.

В школу я хотел с пеленок –

Счет вести, портфель нести.

Мама мне в ответ : «Ребенок,

Прежде стоит …..    ( подрасти )

Для твоей сестренки Маши

Прозвенел уже звонок,

Ведь она березка наша ,

Ты ж зелененький ….  ( росток )

Пишет Маша и читает

В день по несколько листов,

О животных много знает,

Про Москву и про …. ( Ростов )

Как в лапту играть и прятки,

Где не тонут корабли,

Как бороться, чтобы грядки

Сорняком не ….   (заросли)

Мы директору подать

Думаем прошение,

Чтобы детям не писать

В школе….(изложение)

Непонятен тот секрет

Лишь для нестарательных,

В существительных -предмет,

Признак -в….(прилагательных).

Нам задачи бы решать

Лучше на движение,

Вычитать и умножать,

Выполнять…(сложение).

Какая орфограмма объединяет эти слова?

(Это корни с чередованием гласных)

Отвечают на вопросы. Строят высказывания

Индивидуальная, фронтальная

Личностные: имеют мотивацию к учебной деятельности.

Познавательные:выполняют учебно-познавательные действия в материализованной и умственной форме; осуществляют для решения учебных задач операции анализа, синтеза, сравнения, классификации, устанавливают причинно-следственные связи.

Регулятивные:принимают и сохраняют учебную задачу

Устные ответы и ответы на доске

3. Целеполагание

Раскрытие сущности новых понятий, усвоение новых способов учебной и умственной деятельности учащихся.

Эвристическая беседа. Подбор своих примеров, илюстрирующих природу изучаемого языкового явления,

составление

связных расска-

зов Раскрытие сущности новых понятий, усвоение

новых способов

учебной и ум-

ственной дея-

тельности уча-

щихся.

(

- Ребята, как вы думаете, чем мы сегодня будем заниматься на уроке?

- Сформулируйте тему урока?

- Какова цель нашего урока?

- Запишите тему урока в тетрадь: Орфограммы в приставках и корнях слов

Формулируют цель учебной деятельности в диалоге с учителем; высказывают собственные мысли; обосновывают свою точку зрения. В сотрудничестве с учителем и одноклассниками делают выводы

Смотрят видеофрагмент, анализируют свою работу

Индивидуальная, групповая

Личностные: осознают свои возможности в учении; способны адекватно рассуждать о причинах своего успеха или неуспеха в учении, связывая успехи с усилиями, трудолюбием. Познавательные: извлекают необходимую информацию из прослушанного объяснения учителя, высказываний одноклассников, систематизируют собственные знания.

Регулятивные: планируют необходимые действия,

операции, действуют

по плану.

Коммуникативные: строят небольшие монологические

высказывания, осуществляют совместную деятельность в парах и рабочих

группах с учётом конкретных учебно-познавательных задач

Вопросы для уточнения информации

4. Применение знаний и умений в новой ситуации

Подбор своих

примеров, иллюстрирующих природу изучаемого языкового явления, составление связных рассказов об изученных нормах. Письменная работа.

(Выполняют упражнение)

Способна ли приставка изменить лексическое значение слова? Какими по значению могут стать слова, приведите примеры( В случае затруднения  обратиться к примерам упражнения облачный - безоблачный)

Вот мы получили ответ на 2-й вопрос.

(служит для образования слов, изменяет ЛЗ)

Отвечают на вопросы, под руководством педагога

выполняют задания, формулируют собственные

мысли, высказывают и обосновывают свою точку

зрения

Фрон-

тальная,

групповая

Личностные: приобретают

новые знания, умения, со-

вершенствуют имеющиеся.

Познавательные: читают

и слушают, извлекая нуж-

ную информацию, а также

самостоятельно находят её

в материалах учебников,

рабочих тетрадей.

Регулятивные: контролируют учебные действия, замечают допущенные ошибки; осознают правило контроля и успешно используют его в решении учебной задачи. Коммуникативные: осуществляют совместную деятельность в парах и рабочих группах, умеют задавать вопросы для уточнения последовательности работы

Устные

ответы.

Письмен-

ные ра-

боты

5  Физминутка

А теперь . ребята., Быстро руки все подняли

В сторону, вперед. Назад

Повернулись вправо, влево

Тихо сели, вновь за дело

6. Применение знаний и умений с комментированием.

7. Самостоятельная работа с самопроверкой

по эталону

Обобщение и систематизация знаний и формирование рациональных способов применения их на практике.

Беседа по вопросам. Письменная работа.

- На какие группы можно разделить приставки русского языка?

(I -- пред-, пере-, в-/во-, об-/ обо-, под-/ подо-, над-/ надо-, с-/ со-, от-/ ото-, о-, до-, по-, про-, за-, на-;

II – раз-/рас-, без-/бес-, из-/ис-, вз-/вс-, воз-/вос-, низ-/нис-;

Распределительный диктант.

Отдать, разбежаться, подавать, распилить, , подкрасить,  бесшумный, надстроить,  низвергать, - Итак, по каким признакам мы разделим приставки?( Неизменяемые приставки, приставки на з- и с-, приставки пре- и при.)

- А теперь заполняем карточку самостоятельно предложенными приставками.

Неизменяемые

Приставки на з- и с-

- Что у вас получилось?

- Взаимопроверка, проверьте по образцу.

1) Отдать, подавать, подкрасить, надстроить.

2) Разбежаться, распилить, бесшумный, низвергать.

- Оцените свою работу, внесите отметку в карточку самоконтроля.

12 -11 слов – «5»

10-9 слов – «4»

8-7 слов – «3»

-Молодцы. Теперь запишите предложение.

Запорошила дорожки, разукрасила окошки, радость детям подарила и на санках прокатила. (Зима)

.- Найдите слова с приставками, выделите их. ( Запорошила, разукрасила, подарила, прокатила)

-К какой группе приставок мы их отнесем?( К неизменяемым приставкам.)

-Сформулируйте определение неизменяемых приставок

(Неизменяемые приставки- приставки, которые всегда пишутся одинаково.)

Работа с текстом. Комментированное письмо

- Записываем текст, комментирует…

Многие вещи наших предков _горели, и_тлели, _гнили, ра_сыпались в пыль. Человек бе_заботно выкидывал ра_битую тарелку, и_точенный нож. Но не все и_чезает бе_следно: ра_копки археологов напоминают об ушедших эпохах.

Найдите приставки и объясните орфограммы. Оцените работу.

10-«5»

8-9 – «4»

6-7 – «3»

(Учащиеся записывают текст, комментируют правописание приставок)

- Кто такие археологи? Найдем значение этого слова в словаре. (Один из учащихся работает с толковым словарем и зачитывает понятие слова “археолог”)

3. Перфокарта

- Приготовьте листочки, начинаем работу.

  • Издавать звуки
  • Восстановить текст
  • Ручей иссох
  • Иззябнуть на холоде
  • Беззвучный смех
  • К бескрайнему морю
  • Вскарабкаться на гору
  • Водопад низвергается

(Ребята работают на специальных листочках, учитель заранее готовит и раздает их. Напротив соответствующей правильному ответу буквы и цифры ученики ставят любой знак.)

- Проверьте и оцените свою работу

8 ответов – «5»

7 ответов – «4»

  1. ответов – «3»

Сегодня нам встретились слова с орфограммами не только в приставках, но и в корнях слов. Перечислите их.

Работа по карточкам ( в парах)

Карточка№1.

Вставьте пропущенные буквы, графически обозначая орфограммы в приставках и корнях слов.

Мы с товар..щем предпол..гали выехать до ра..света, но выехали по..дно. Со..нце подн..малось всё выше и выше и п..кло бе..жалос..но. В ст..пи ст..яла тишь. Р..стительность встречалась ре..ко. Лошади с трудом т..щили пово..ку. К вечеру жара стала сп..дать. Со..нце зашло за г..ризонт, когда мы под..ехали к с..лению. Т..жёлое путешествие под..шло к концу.

Карточка №2.

Выделите корни с чередованием.

Листья растения , росток розы, расположились в лесу, сделать предложение, излагать план ,Ростислав уехал ,в отрасли промышленности, морские водоросли, выращенный цветок, большое изложение.

Карточка №3.

«Исправь ошибку». Написаны слова с орфограммой «Буквы о- ё после шипящих в корне слова» с ошибкой. Исправьте ошибки.

Шолковый костюм, шорох в кустах, тихий  шопот,   бечовка порвалась,  пришол домой, отрастил чолку, зеленый крыжевник, порвал шов на рукаве.

Теоретический вопрос: Всегда ли пишется ё, а слышится о в корнях после шипящих? Какие слова – исключения вы знаете? Запишите их..

Принимают участие в работе, выполняют упражнения

Индивидуальная, групповая

Личностные: осваивают новые виды деятельности, участвуют в творческом созидательном процессе. Познавательные: выполняют учебно-познавательные действия в материализованной и умственной форме; осуществляют для решения учебных задач операции анализа, синтеза, сравнения, классификации, устанавливают причинно-следственные связи, делают обобщения, выводы. Регулятивные: адекватно оценивают свои достижения, осознают возникающие трудности, ищут их причины и пути преодоления. Коммуникативные: формулируют собственные мысли, высказывают и обосновывают свою точку зрения

Вопросы для уточнения информации. Выполнение письменной работы

8. Контроль усвоения, обсуждение допущенных ошибок и их коррекция

Обобщение полученных на уроке сведений, оценивание

Посмотрите на карточку самоконтроля. Все ли пункты плана решили?

Мы с вами выполнили успешно все пункты нашего плана, надеюсь, что дома у вас не вызовет затруднений выполнение упражнений.

Устанавливают причинно-следственные связи между отдельными языковыми явлениями

Индивидуальная, групповая

Личностные: понимают, в чем значение знаний для человека.

Познавательные: приобретают умения использовать полученные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни. Регулятивные: оценивают свою работу; исправляют и объясняют ошибки. Коммуникативные: формулируют собственные мысли, высказывают и обосновывают свою точку зрения

Вопросы для уточнения информации

9. Домашнее задание

Запишите Д.З.

 П. 124 . Упр. 719 или упр.720 , подготовиться к диктанту

Записы-вают

10. Рефлексия учебной деятельности на уроке, выставление оценок (итог урока)

Заключительная беседа по вопросам

-С какими морфемами мы работали на уроке?

-Как пишутся приставки I группы? Каким правилом воспользуетесь для написания приставок II группы?

-Какие орфограммы могут встретиться в корне?

-Как проверить безударную гласную в корне?

-Что нужно помнить, чтобы не ошибиться в корне с чередующейся гласной?

Саморефлексия.

Я вспомнил, что…

Я узнал…

Я понял…

Было интересно…

Особенно понравилось…

Вызвало затруднение…

Обратимся к карточке самоконтроля. Выставите себе итоговую оценку.

Прозвенел наш дружок, 
Голосистый наш звонок,
Перемены ждут ребята, 
Поиграть, попрыгать надо.

Оценивают свою деятельность. Строят небольшие монологические высказывания

Индивидуальная, групповая

Личностные: приобретают мотивацию процесса образования.

Познавательные: устанавливают взаимосвязь между объемом приобретенных на уроке знаний, умений, навыков и операционных, исследовательских, аналитических умений как интегрированных, сложных действий; приобретают умения мотивированно организовывать свою деятельность. Регулятивные: уметь соотносить результат своей деятельности с задачами урока, оценивать себя.

Коммуникативные:контролировать свои действия и эмоции, выражать свои мысли.

Оценивание работы учащихся на уроке.

Листы обратной связи


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Технологическая карта урока русского языка в 5 классе по теме «Чередование гласных е – и в корнях слов».

Урок русского языка в 5 классе по теме "Чередование гласных е-и в корнях слов" разработан в соответствии с требованиями новых ФГОС и оформлен в виде технологической карты. Технологическая карта воспро...

Технологическая карта урока русского языка в 6 классе по теме «Гласные в корнях с чередованием»

Данный урок является обобщением знаний по теме «Гласные в корнях с чередованием». Проводится в разделе "Словообразование" 6 класс...

Разработка технологической карты урока русского языка в 6 классе на тему: «Гласные в приставках пре- и при-»,

Разработка технологической карты урока русского языка в 6 классе на тему: "Гласные в приставках пре- и при-". Задачи: Образовательные:- с формировать представление о правописании приставок п...

Технологическая карта урока русского языка в 5 классе по теме "Приставки как словообразующие морфемы"

технологическая карта урока русского языка в 5 классе по теме "Приставки  как словообразующие морфемы" соответствует требованиям ФГОС. Урок разработан по учебнику Л.М.Рыбченковой...

Технологическая карта урока русского языка в 5 классе по теме "Буквы Е, И в приставках ПРЕ-, ПРИ-"

Представлена технологическая карта урока русского языка в 5 классе по теме "Буквы Е, И в приставках ПРЕ-, ПРИ-" Урок открытия новых знаний.Учащимся представляется возможность - извлекат...

Технологическая карта урока русского языка в 5 классе по теме: "Правописание о-а в корнях -раст-, -ращ-,- рос-

Урок с использованием технологической карты составлен в соответствии с требованиями ФГОС .Полезен учителям, работающим в 5 классе по УМК  В.В.Бабайцевой (учебник "Теория", "Практик...

технологическая карта урока русского языка в 6 классе по теме" Буквы а–о в корне ­кас­ – ­кос­ "

Планируемые образовательные результаты после проведения данного урока :  осуществлять поиск информации, преобразовывать из одной формы в другую, делать выводы, составлять алгоритм и действовать п...