Технологическая карта урока русского языка в 5 Б классе по теме «Орфограммы в приставках и корн
план-конспект урока по русскому языку
Предварительный просмотр:
Технологическая карта урока русского языка в 5 Б классе по теме «Орфограммы в приставках и корнях слов»
Цель деятельности учителя | Цель: Повторить и систематизировать сведения о группах приставок и отрабатывать следующие умения: отличать орфограмму в приставке от орфограммы в корне слова; отличать приставки на З/С от приставки С-; применять правило написания слов с приставками на З/С; применять орфографические правила при написании корней с безударными и чередующимися гласными, а также с непроизносимыми и «сомнительными» согласными. |
Тип урока | Комбинированный урок |
Планируемые образовательные результаты | Предметные (объем освоения и уровень владения компетенциями): знать определение приставки и корня, смысловое значение приставки и корня; уметь правильно выделять приставку и корень в слове; подбирать слова с указанными приставками; объяснять значения, выражаемые приставками; группировать слова по значению приставок; понимать механизм образования слов с помощью приставок; определять состав слова; пользоваться орфографическим словарем. Знать правила правописания корнейи приставок в рамках программы 5 класса. Метапредметные (компоненты культурно-компетентностного опыта/приобретенная компетентность): способность извлекать информацию и анализировать её; Личностные: осознание эстетической ценности русского языка; уважительное отношение к родному языку, гордость за него; потребность сохранить чистоту русского языка как явления национальной культуры; стремление к речевому самосовершенствованию |
Методы и формы обучения | Создание проблемных ситуаций, анализ и синтез языковых явлений; индивидуальная, групповая, фронтальная |
Оборудование | Учебник, карточки, лист самоконтроля. |
Наглядно-демонстрационный материал | Цветные наглядные пособия. |
Основные понятия | Приставка, корень, орфограммы в приставках и корнях |
Организационная структура урока
Этапы урока | Обучающие и развивающие компоненты, задания и упражнения | Деятельность учителя | Осуществляемая деятельность учащихся | Формы организации взаимодействия | Формируемые умения (универсальные учебные действия) | Промежуточный контроль | |||
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | |||
1. Мотивация (самоопределение) к учебной деятельности | Эмоциональная, психологическая и мотивационная подготовка учащихся к усвоению изучаемого материала | Проверка Д.з. Вступительное слово. Привет, друзья! Примите приглашение. В нашей стране мы ждём вас с нетерпением. Познаете вы много разных тайн. Морфемы тут живут и здесь, и там. - Сегодня мы продолжим путешествие. - Как называется страна, жители которой приглашают нас в гости?(Морфемика) | Слушают учителя, участвуют в диалоге с учителем. Размещают учебные материалы на рабочем месте, демонстрируют готовность к уроку | Фронтальная | Познавательные:осознают учебно-познавательную задачу. Регулятивные:планируют необходимые действия, операции. Коммуникативные:работают в парах (обмениваются мнениями, учатся понимать позицию партнера, в том числе и отличную от своей) | ||||
2. Актуализация и пробное учебное действие | Воспроизведение ранее изученного, установление преемственных связей прежних и новых знаний и применение их в новых ситуациях. Эвристическая беседа, ответы на вопросы. |
сделать морфемный разбор слов.
Запишите слова под диктовку:
Выделите приставки и объясните их правописание
Задание: Подскажи словечко. В школу я хотел с пеленок – Счет вести, портфель нести. Мама мне в ответ : «Ребенок, Прежде стоит ….. ( подрасти ) Для твоей сестренки Маши Прозвенел уже звонок, Ведь она березка наша , Ты ж зелененький …. ( росток ) Пишет Маша и читает В день по несколько листов, О животных много знает, Про Москву и про …. ( Ростов ) Как в лапту играть и прятки, Где не тонут корабли, Как бороться, чтобы грядки Сорняком не …. (заросли) Мы директору подать Думаем прошение, Чтобы детям не писать В школе….(изложение) Непонятен тот секрет Лишь для нестарательных, В существительных -предмет, Признак -в….(прилагательных). Нам задачи бы решать Лучше на движение, Вычитать и умножать, Выполнять…(сложение). Какая орфограмма объединяет эти слова? (Это корни с чередованием гласных) | Отвечают на вопросы. Строят высказывания | Индивидуальная, фронтальная | Личностные: имеют мотивацию к учебной деятельности. Познавательные:выполняют учебно-познавательные действия в материализованной и умственной форме; осуществляют для решения учебных задач операции анализа, синтеза, сравнения, классификации, устанавливают причинно-следственные связи. Регулятивные:принимают и сохраняют учебную задачу | Устные ответы и ответы на доске | |||
3. Целеполагание | Раскрытие сущности новых понятий, усвоение новых способов учебной и умственной деятельности учащихся. Эвристическая беседа. Подбор своих примеров, илюстрирующих природу изучаемого языкового явления, составление связных расска- зов Раскрытие сущности новых понятий, усвоение новых способов учебной и ум- ственной дея- тельности уча- щихся. | ( - Ребята, как вы думаете, чем мы сегодня будем заниматься на уроке? - Сформулируйте тему урока? - Какова цель нашего урока? - Запишите тему урока в тетрадь: Орфограммы в приставках и корнях слов | Формулируют цель учебной деятельности в диалоге с учителем; высказывают собственные мысли; обосновывают свою точку зрения. В сотрудничестве с учителем и одноклассниками делают выводы Смотрят видеофрагмент, анализируют свою работу | Индивидуальная, групповая | Личностные: осознают свои возможности в учении; способны адекватно рассуждать о причинах своего успеха или неуспеха в учении, связывая успехи с усилиями, трудолюбием. Познавательные: извлекают необходимую информацию из прослушанного объяснения учителя, высказываний одноклассников, систематизируют собственные знания. Регулятивные: планируют необходимые действия, операции, действуют по плану. Коммуникативные: строят небольшие монологические высказывания, осуществляют совместную деятельность в парах и рабочих группах с учётом конкретных учебно-познавательных задач | Вопросы для уточнения информации | |||
4. Применение знаний и умений в новой ситуации | Подбор своих примеров, иллюстрирующих природу изучаемого языкового явления, составление связных рассказов об изученных нормах. Письменная работа. | (Выполняют упражнение) Способна ли приставка изменить лексическое значение слова? Какими по значению могут стать слова, приведите примеры( В случае затруднения обратиться к примерам упражнения облачный - безоблачный) Вот мы получили ответ на 2-й вопрос. (служит для образования слов, изменяет ЛЗ) | Отвечают на вопросы, под руководством педагога выполняют задания, формулируют собственные мысли, высказывают и обосновывают свою точку зрения | Фрон- тальная, групповая | Личностные: приобретают новые знания, умения, со- вершенствуют имеющиеся. Познавательные: читают и слушают, извлекая нуж- ную информацию, а также самостоятельно находят её в материалах учебников, рабочих тетрадей. Регулятивные: контролируют учебные действия, замечают допущенные ошибки; осознают правило контроля и успешно используют его в решении учебной задачи. Коммуникативные: осуществляют совместную деятельность в парах и рабочих группах, умеют задавать вопросы для уточнения последовательности работы | Устные ответы. Письмен- ные ра- боты | |||
5 Физминутка | А теперь . ребята., Быстро руки все подняли В сторону, вперед. Назад Повернулись вправо, влево Тихо сели, вновь за дело | ||||||||
6. Применение знаний и умений с комментированием. 7. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону | Обобщение и систематизация знаний и формирование рациональных способов применения их на практике. Беседа по вопросам. Письменная работа. | - На какие группы можно разделить приставки русского языка? (I -- пред-, пере-, в-/во-, об-/ обо-, под-/ подо-, над-/ надо-, с-/ со-, от-/ ото-, о-, до-, по-, про-, за-, на-; II – раз-/рас-, без-/бес-, из-/ис-, вз-/вс-, воз-/вос-, низ-/нис-; Распределительный диктант. Отдать, разбежаться, подавать, распилить, , подкрасить, бесшумный, надстроить, низвергать, - Итак, по каким признакам мы разделим приставки?( Неизменяемые приставки, приставки на з- и с-, приставки пре- и при.) - А теперь заполняем карточку самостоятельно предложенными приставками.
- Что у вас получилось? - Взаимопроверка, проверьте по образцу. 1) Отдать, подавать, подкрасить, надстроить. 2) Разбежаться, распилить, бесшумный, низвергать. - Оцените свою работу, внесите отметку в карточку самоконтроля. 12 -11 слов – «5» 10-9 слов – «4» 8-7 слов – «3» -Молодцы. Теперь запишите предложение. Запорошила дорожки, разукрасила окошки, радость детям подарила и на санках прокатила. (Зима) .- Найдите слова с приставками, выделите их. ( Запорошила, разукрасила, подарила, прокатила) -К какой группе приставок мы их отнесем?( К неизменяемым приставкам.) -Сформулируйте определение неизменяемых приставок (Неизменяемые приставки- приставки, которые всегда пишутся одинаково.) Работа с текстом. Комментированное письмо - Записываем текст, комментирует… Многие вещи наших предков _горели, и_тлели, _гнили, ра_сыпались в пыль. Человек бе_заботно выкидывал ра_битую тарелку, и_точенный нож. Но не все и_чезает бе_следно: ра_копки археологов напоминают об ушедших эпохах. Найдите приставки и объясните орфограммы. Оцените работу. 10-«5» 8-9 – «4» 6-7 – «3» (Учащиеся записывают текст, комментируют правописание приставок) - Кто такие археологи? Найдем значение этого слова в словаре. (Один из учащихся работает с толковым словарем и зачитывает понятие слова “археолог”) 3. Перфокарта - Приготовьте листочки, начинаем работу.
(Ребята работают на специальных листочках, учитель заранее готовит и раздает их. Напротив соответствующей правильному ответу буквы и цифры ученики ставят любой знак.) - Проверьте и оцените свою работу 8 ответов – «5» 7 ответов – «4»
Сегодня нам встретились слова с орфограммами не только в приставках, но и в корнях слов. Перечислите их. Работа по карточкам ( в парах) Карточка№1. Вставьте пропущенные буквы, графически обозначая орфограммы в приставках и корнях слов. Мы с товар..щем предпол..гали выехать до ра..света, но выехали по..дно. Со..нце подн..малось всё выше и выше и п..кло бе..жалос..но. В ст..пи ст..яла тишь. Р..стительность встречалась ре..ко. Лошади с трудом т..щили пово..ку. К вечеру жара стала сп..дать. Со..нце зашло за г..ризонт, когда мы под..ехали к с..лению. Т..жёлое путешествие под..шло к концу. Карточка №2. Выделите корни с чередованием. Листья растения , росток розы, расположились в лесу, сделать предложение, излагать план ,Ростислав уехал ,в отрасли промышленности, морские водоросли, выращенный цветок, большое изложение. Карточка №3. «Исправь ошибку». Написаны слова с орфограммой «Буквы о- ё после шипящих в корне слова» с ошибкой. Исправьте ошибки. Шолковый костюм, шорох в кустах, тихий шопот, бечовка порвалась, пришол домой, отрастил чолку, зеленый крыжевник, порвал шов на рукаве. Теоретический вопрос: Всегда ли пишется ё, а слышится о в корнях после шипящих? Какие слова – исключения вы знаете? Запишите их.. | Принимают участие в работе, выполняют упражнения | Индивидуальная, групповая | Личностные: осваивают новые виды деятельности, участвуют в творческом созидательном процессе. Познавательные: выполняют учебно-познавательные действия в материализованной и умственной форме; осуществляют для решения учебных задач операции анализа, синтеза, сравнения, классификации, устанавливают причинно-следственные связи, делают обобщения, выводы. Регулятивные: адекватно оценивают свои достижения, осознают возникающие трудности, ищут их причины и пути преодоления. Коммуникативные: формулируют собственные мысли, высказывают и обосновывают свою точку зрения | Вопросы для уточнения информации. Выполнение письменной работы | |||
8. Контроль усвоения, обсуждение допущенных ошибок и их коррекция | Обобщение полученных на уроке сведений, оценивание | Посмотрите на карточку самоконтроля. Все ли пункты плана решили? Мы с вами выполнили успешно все пункты нашего плана, надеюсь, что дома у вас не вызовет затруднений выполнение упражнений. | Устанавливают причинно-следственные связи между отдельными языковыми явлениями | Индивидуальная, групповая | Личностные: понимают, в чем значение знаний для человека. Познавательные: приобретают умения использовать полученные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни. Регулятивные: оценивают свою работу; исправляют и объясняют ошибки. Коммуникативные: формулируют собственные мысли, высказывают и обосновывают свою точку зрения | Вопросы для уточнения информации | |||
9. Домашнее задание | Запишите Д.З. П. 124 . Упр. 719 или упр.720 , подготовиться к диктанту | Записы-вают | |||||||
10. Рефлексия учебной деятельности на уроке, выставление оценок (итог урока) | Заключительная беседа по вопросам | -С какими морфемами мы работали на уроке? -Как пишутся приставки I группы? Каким правилом воспользуетесь для написания приставок II группы? -Какие орфограммы могут встретиться в корне? -Как проверить безударную гласную в корне? -Что нужно помнить, чтобы не ошибиться в корне с чередующейся гласной? Саморефлексия. Я вспомнил, что… Я узнал… Я понял… Было интересно… Особенно понравилось… Вызвало затруднение… Обратимся к карточке самоконтроля. Выставите себе итоговую оценку. Прозвенел наш дружок, | Оценивают свою деятельность. Строят небольшие монологические высказывания | Индивидуальная, групповая | Личностные: приобретают мотивацию процесса образования. Познавательные: устанавливают взаимосвязь между объемом приобретенных на уроке знаний, умений, навыков и операционных, исследовательских, аналитических умений как интегрированных, сложных действий; приобретают умения мотивированно организовывать свою деятельность. Регулятивные: уметь соотносить результат своей деятельности с задачами урока, оценивать себя. Коммуникативные:контролировать свои действия и эмоции, выражать свои мысли. | Оценивание работы учащихся на уроке. Листы обратной связи | |||
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Технологическая карта урока русского языка в 5 классе по теме «Чередование гласных е – и в корнях слов».
Урок русского языка в 5 классе по теме "Чередование гласных е-и в корнях слов" разработан в соответствии с требованиями новых ФГОС и оформлен в виде технологической карты. Технологическая карта воспро...

Технологическая карта урока русского языка в 6 классе по теме «Гласные в корнях с чередованием»
Данный урок является обобщением знаний по теме «Гласные в корнях с чередованием». Проводится в разделе "Словообразование" 6 класс...

Разработка технологической карты урока русского языка в 6 классе на тему: «Гласные в приставках пре- и при-»,
Разработка технологической карты урока русского языка в 6 классе на тему: "Гласные в приставках пре- и при-". Задачи: Образовательные:- с формировать представление о правописании приставок п...

Технологическая карта урока русского языка в 5 классе по теме "Приставки как словообразующие морфемы"
технологическая карта урока русского языка в 5 классе по теме "Приставки как словообразующие морфемы" соответствует требованиям ФГОС. Урок разработан по учебнику Л.М.Рыбченковой...

Технологическая карта урока русского языка в 5 классе по теме "Буквы Е, И в приставках ПРЕ-, ПРИ-"
Представлена технологическая карта урока русского языка в 5 классе по теме "Буквы Е, И в приставках ПРЕ-, ПРИ-" Урок открытия новых знаний.Учащимся представляется возможность - извлекат...

Технологическая карта урока русского языка в 5 классе по теме: "Правописание о-а в корнях -раст-, -ращ-,- рос-
Урок с использованием технологической карты составлен в соответствии с требованиями ФГОС .Полезен учителям, работающим в 5 классе по УМК В.В.Бабайцевой (учебник "Теория", "Практик...
технологическая карта урока русского языка в 6 классе по теме" Буквы а–о в корне кас – кос "
Планируемые образовательные результаты после проведения данного урока : осуществлять поиск информации, преобразовывать из одной формы в другую, делать выводы, составлять алгоритм и действовать п...
