Технологическая карта урока русского языка в 5 классе по теме "Буквы Е, И в приставках ПРЕ-, ПРИ-"
план-конспект урока по русскому языку (5 класс) на тему

Хмелёва Светлана Сергеевна

Представлена технологическая карта урока русского языка в 5 классе по теме "Буквы Е, И в приставках ПРЕ-, ПРИ-"

 Урок открытия новых знаний.

Учащимся представляется возможность - извлекать информацию из разных источников  и преобразовывать информацию из одной формы в другую (текст в схему, таблицу), свёртывать информацию до ключевых слов;

- анализировать, сравнивать, делать выводы, строить рассуждения;

- вычленять в тексте слова с приставками пре­ и при­, правильно писать слова с этими приставками, объяснять выбор буквы е или и в зависимости от значения приставки, различать одинаково звучащие слова с разными приставками пре­ или при­.

Скачать:


Предварительный просмотр:

УРОК  В 5 КЛАССЕ( по учебному комплексу В.В. Бабайцевой)

Тема:         Буквы е, и в приставках пре­, при­ 

Тип урока. Урок открытия новых знаний.

Цели как деятельность учеников.

М/п: извлекать информацию из разных источников  и преобразовывать информацию из одной формы в другую (текст в схему, таблицу), свёртывать информацию до ключевых слов; анализировать, сравнивать, делать выводы, строить рассуждения.

4ЛР: вычленять в тексте слова с приставками пре­ и при­, правильно писать слова с этими приставками, объяснять выбор буквы е или и в зависимости от значения приставки, различать одинаково звучащие слова с разными приставками пре­ или при­ 

Этапы урока

Ход урока

Формирование УУД и технология оценивания, духовно-нравственное воспитание

I. Оргмомент.

Приветствие. Проверка готовности к уроку. Выявление отсутствующих.

II. Тренировочный словарный диктант.

Вообразить, активный, пассивный, вестибюль, метафора, обоняние, здесь, экипаж, морфема, маршрут, рекорд, велосипед, квартира, витрина, здоровье, терраса, здание, горизонт, экзамен, исполин, температура.

– Назовите антонимы. (Активный – пассивный.)

– В чём особенность всех слов в диктанте, начинающихся на букву з?

III. Постановка проблемного вопроса урока.

Учитель рассказывает сказку, держа в руках две бумажных куклы: в платье красного цвета, по подолу которого вьются ещё более красные яркие буквы ПРЕ. Тон платья выбран неслучайно : красный – «прекрасный», «очень красивый», это цветовой сигнал к запоминанию одного из значений. Вторая кукла в платье синего цвета. Синий – слово, в котором две гласные И, сигнал к И в приставке ПРИ.

 «Определяем основной вопрос урока».

Ученики  определяют известное и новое, и формулируют вопрос.

Регулятивные УУД

1.  Высказывать предположения на основе наблюдений.

2. Формулировать вопрос (проблему) урока и его цель.

IV. Открытие нового знания.

1.Учащимся представлены словосочетания: очень добрая, очень строгая, очень интересная, очень серьёзная (ребята образуют от словосочетаний прилагательные с приставкой ПРЕ, делают вывод: приставка ПРЕ равна слову ОЧЕНЬ)

Приставка ПРЕ дочь приставки ПЕРЕ. Она очень похожа на мать и внешне, и по значению. Только одну букву она не взяла. Благодаря сходству в значении, она может заменять ПЕРЕ в глаголах.

ПЕРЕГОРОДИТЬ – ПРЕГРАДИТЬ

ПЕРЕСТУПИТЬ – ПРЕСТУПИТЬ

ПЕРЕРВАТЬ – ПРЕРВАТЬ

Сказка ложь, да в ней намёк: добрым молодцам урок. Какой урок (вывод) вы можете сделать?

2. Вторая гостья, приставка ПРИ,- барышня воспитанная. Покажите жестом и мимикой разницу в выполнении действия:

    Она НЕ ТОПНЕТ, ПРИТОПНЕТ

            НЕ СЯДЕТ, А ПРИСЯДЕТ,

            НЕ СЯДЕТ, А ПРИСЯДЕТ

(учащиеся делают вывод: первое значение приставки ПРИ – неполнота действия).

Далее ребятам предлагается показать жестами с помощью ладоней следующие действия:

                ПРИКЛЕИТЬ, ПРИБИТЬ, ПРИДВИНУТЬ

(вывод: значение приставки - приближения, присоединения)

Затем ребята получают синий жетон, на одной стороне которого написаны слова БЛИЗКО ДРУГ К ДРУГУ, ОКОЛО

Задание: укажите ещё одно значение приставки ПРИ, приведите примеры

– Каков опознавательный признак орфограммы?

– А какие условия выбора? Сколько их? (Два: приставка, значение.)

– От чего зависит выбор е, и в приставках пре­, при­? (От значения.)

– Сколько разновидностей значения есть у приставки при­? (Четыре.)

– А сколько у приставки пре­? (Две.)

3. Составление таблицы (схемы) правила.        

Регулятивные УУД

3. Искать пути решения проблемы.

4. Осуществлять познавательную и личностную рефлексию.

Познавательные УУД

1. Выделять главное, свёртывать информацию до ключевых слов.

2. Анализировать, сравнивать, делать выводы, устанавливать закономерности.

3. Преобразовывать информацию из одной формы в другую (текст в схему, таблицу).

V. Развитие правописных умений.

1. Составление словосочетаний с глаголами:

ПРЕГРАДИТЬ (ДОРОГУ)

ПРЕОДОЛЕТЬ (ТРУДНОСТИ, БОЛЕЗНЬ)

ПРЕСТУПИТЬ (ТРЕБОВАНИЯ)

ПРЕРВАТЬ (РАЗГОВОР)

2. Учащимся предложено пересказать сказку, рассказанную учителем ранее, по опорным словам:

  Жила-была … Она была пре…, пре…, пре…. ПРЕ дружила с … и играла с ними. … была дочерью… . Она могла заменить ПЕРЕ в … . Например, …

3.Пользуясь жетоном, определите значение приставки ПРИ в стихотворении:

     Если ты в пришкольный сад

     Прибежал прикрыть салат,

     Или дерево привить,

     Иль теплицу приоткрыть,

     Знай, что здесь приставка ПРИ

     Её значенье повтори!

                                           (По О. Канарской)

Учащиеся выписывают слова с приставкой ПРИ, обозначают орфограмму

4. Упр 573

Запишите слова в 3 столбца, объединив их по значению приставки ПРИ: 

- приближение, присоединение;

- расположение вблизи;

- неполнота действия.                

Ученики обсуждают в паре. Взаимопроверка.

5. Упр. 577 развивается умение подбирать слова с изученной  орфограммой по толкованиям их лексического значения, графически обозначать опознавательный признак и условия выбора орфограмм. Ученики обсуждают в паре. Взаимопроверка.

Разбор по составу: прибрежный, преграда. Беседа о лексическом значении слов (прибрежные – при береге, около берега; брег//берег/,
/бреж; преграда – преградить – перегородить
).

Познавательные УУД

4. Владеть приёмами отбора и систематизации материала.

5. Анализировать, сравнивать, устанавливать сходства и различия, группировать.

Коммуникативные УУД

1. Строить связное монологическое высказывание.

2. Слушать и слышать других, быть готовым корректировать свою точку зрения.

3. Работать в паре, договариваться и приходить к общему решению.

4. Оказывать взаимопомощь, осуществлять взаимный контроль.

VI. Итог урока.

– Назовите ключевые слова урока. (Приставка; при­, пре­; значение.)

– Сравните с ключевыми словами в конце темы (§54).

– Сделайте вывод: что важно знать, чтобы не смешивать орфограммы в приставках? (Знать вид приставки.)

– Чему учились на уроке?

– Были ли трудности?

– Что нужно сделать, чтобы избежать ошибок в дальнейшем?

– Оцените свою работу на уроке (по желанию, т.к. изучался новый материал).

– По каким критериям будете оценивать себя?

Регулятивные УУД

5. Соотносить цели и результаты своей деятельности.

6. Вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности работы.

ТОУУ

VII. Домашнее задание.

1. Правило в рамке (составить схему, привести примеры, по желанию подготовить презентацию).

2. Упр. 156 (работа с опорой на толковый словарь).