Урок развития речи по картине В. Попкова "Осенние дожди"
презентация к уроку по русскому языку

Урок развития речи по картине В. Попкова "Осенние дожди"

Скачать:

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Сочинение по картине В.Е. Попкова «Осенние дожди»

Слайд 2

Виктор Ефимович Попков (1932-1974) родил­ся в Москве в семье рабочего. Учился в Художе­ственно-графическом педагогическом училище, затем в Московском государственном академическом худо­жественном институте им. В. И. Сурикова — учебном заведении, которое явилось продолжателем традиций Училища живописи, ваяния и зодчества; где учились многие знаменитые русские живописцы. Исследователи отмечают яркий, самобытный стиль Попкова , которого нередко называют одним из осно­воположников «сурового стиля» в советском изобра­зительном искусстве.

Слайд 3

Что такое «суровый стиль»? Это лаконичность цветовых решений, упрощение пространства, плоскостная ориентация изображения. Однако Попков внёс в этот стиль особую вырази­тельность и эмоциональность, отражавшие глубин­ные движения его души. Самые обычные, на первый взгляд, образы на картинах Попкова заключают в себе глубокий смысл.

Слайд 4

Самые обычные, на первый взгляд, образы на картинах Попкова заключают в себе глубокий смысл.

Слайд 5

Самые обычные, на первый взгляд, образы на картинах Попкова заключают в себе глубокий смысл.

Слайд 6

Самые обычные, на первый взгляд, образы на картинах Попкова заключают в себе глубокий смысл.

Слайд 7

Творческий и жизненный путь талантливого ху­дожника, увы, оборвался внезапно и трагически — 12 ноября 1974 г. он был застрелен инкассатором, когда обратился к водителю инкассаторской машины с просьбой подвезти. В этот день в мастерской ху­дожника на мольберте стояла неоконченная работа — картина «Осенние дожди. Пушкин». Близкие и друзья художника на похоронах Попкова поставили картину рядом с гробом.

Слайд 9

Замысел картины родился в Михайловском, где художник побывал осенью 1973 г. Очарование этого места поразило воображение Попкова, оно оказалось созвучно его настроению, как и творчество Пушкина близко его отношению к миру.

Слайд 10

Художник начал карти­ну здесь же, в Михайловском, где на всё словно бы оставил незримый отпечаток дух Пушкина. Позировал Попкову коллега по искусству, художник Ю. С. Пав­лов, который надевал специально заказанный для этой цели фрак — одежду, изготовленную по моде пуш­кинской эпохи. Иногда и сам Попков надевал этот фрак, стремясь глубже ощутить атмосферу, в которой жил Пушкин. И действительно, художнику удалось ощутить духовное родство с поэтом, который жил бо­лее века назад. Попков, как и Пушкин, любил осень, любил родную русскую природу. Как и великому по­эту, посвятившему этому времени года немало стихов, художнику особенно нравилось творить осенью.

Слайд 11

«Уж небо осенью дышало…»

Слайд 12

Золотая осень

Слайд 13

Какая из двух картин ближе по теме к «Осенним дождям»?

Слайд 14

Унылая пора! очей очарованье! Приятна мне твоя прощальная краса — Люблю я пышное природы увяданье, В багрец и в золото одетые леса… (А. С. Пушкин «Осень», 1833)

Слайд 15

Художнику удалось живо передать осеннее настроение, вдохновенное и груст­ное одновременно. Докажите это.

Слайд 16

Что изображено на картине? Перечислите. Крыльцо, на котором стоит Пушкин; две колонны; ступенчатый спуск к небольшой площадке; белая садовая скамейка; деревья в золотой осенней листве; несколько жёлтых листьев, занесённых ветром, лежит на крыльце

Слайд 17

Какие моменты картины говорят о дожде? Дождливую погоду передают сине-сизые тона, в ко­торых выполнены дальняя перспектива и небо; перед крыльцом есть лужица;

Слайд 18

Поза поэта. Опишите её. Пушкин стоит на крыльце спиной к зрителю, сло­жив руки на груди и прислонившись правым плечом к колонне. Голова чуть повёрнута влево, так что виден характерный профиль поэта, обрамлённый курчавыми волосами. Тёмный силуэт Пушкина чётко выделяется на жёлто-сизом осеннем фоне.

Слайд 19

Вывод Составьте предложение из деформированного текста Художнику, поэтич­ность, время, года, Пушкин, природы; удалось, показать, воспроизвести, любил; осенней; вполне, так, что, за, это.

Слайд 20

Вывод Художнику … поэтич­ность … природы, … время года Пушкин. Художнику, поэтич­ность, время, года, Пушкин, природы; удалось, показать, воспроизвести, любил; осенней; вполне, так, что, за, это.

Слайд 21

Вывод Художнику … удалось воспроизвести поэтич­ность … природы, показать, … любил … время года Пушкин. Художнику, поэтич­ность, время, года, Пушкин, природы; удалось, показать, воспроизвести, любил; осенней; вполне, так, что, за, это.

Слайд 22

Вывод Художнику вполне удалось воспроизвести поэтич­ность осенней природы, показать, за что так любил это время года Пушкин.

Слайд 23

Вывод Дни поздней осени бранят обыкновенно, Но мне она мила, читатель дорогой, Красою тихою, блистающей смиренно. Так нелюбимое дитя в семье родной К себе меня влечёт…

Слайд 24

Задание Напишите сочинение по картине В.Е. Попкова «Осенние дожди. Пушкин»

Слайд 25

План (примерный) 1. Какое время года изображено на картине? Как к нему относятся А.С. Пушкин и художник В.Е. Попков? 2. Что видим на переднем плане картины? 3. Что изображено вдали? 4. Задача художника выполнена.

Слайд 27

Унылая пора! очей очарованье! Приятна мне твоя прощальная краса… А.С. Пушкин. Болдинская осень. Поэт вышел на террасу, посмотреть на осенний пейзаж. Может, именно в это самое время рождаются стихи про осень, про октябрь. Как известно, Пушкин очень любил осеннюю погоду и посвятил ей немало стихов. Любил осень и художник Попков Виктор Ефимович, автор картины «Осенние дожди. Пушкин». Желтые, ещё не облетевшие листья, серые, промокшие колонны, к одной из которых прислонился Александр Сергеевич. Он зябко обхватил себя руками, полы фрака треплет осенний ветер. Холодно, неуютно, но как красива даль, река, отдаленные холмы. Видно, что господский дом стоит на возвышении, вниз сбегает широкая лестница, на площадке стоит скамейка, на которой так замечательно отдыхать в погожие дни. Но только не сегодня, сегодня зябко. Только лошадь, пасущаяся на том берегу, спокойно опустила голову и пробует щипать остатки травы. Ветер даже на террасу занес пару листьев, скоро все облетит и останутся голые ветви. Хмурое небо, покрытое мрачными тучами, ветер несет листок, так поэтично описанный Пушкиным. Художнику вполне удалось воспроизвести поэтич­ность осенней природы, показать, за что так любил это время года Пушкин.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок развития речи по картине И.Е.Репина "Пушкин на лицейском экзамене 8 января 1815 года". 6 -7 класс.

Урок посвящен 200-летию Царскосельского Лицея. Цель урока- сочинение по картине И.Е.Репина "Пушкин на лицейском экзамене  8 января 1815 года". В уроке использованы фрагменты произведений А.С.пушк...

Интегрированный урок развития речи по картине Грабаря "Февральская лазурь"

Данный урок будет интересен педагогам, работающим в коррекционных( специальных) школах для слабослышащих учащихся. Урок разработан по технологии дифферинцированного обучения....

Урок развития речи по картине В. М. Васнецова "Витязь на распутье"

Презентация к уроку развития речи по картине В.М. Васнецова "Витязь на распутье". Презентация содержит качественные иллюстрации к биографии художника, разделу его творчества, связанному с УНТ. Во втор...

Урок развития речи по картине Е.В.Сыромятниковой «Первые зрители». 6 класс

Подготовка к написанию сочинения по картине Е.В.Сыромятниковой «Первые зрители». Урок развития речи по картине в 6 классе (авторы М.Т.Баранов, Т.А.Ладыженская, Л.А.Тростенцова и др.)....

Урок развития речи по картине Яблонской "Утро"

Разработка урока с учётом современных требований и возрастных особенностей детей....

Презентация для проведения урока развития речи "Описание картины И. Левитана "Золотая осень" (5-6 класс, русский язык)

В презентации представлены краткие сведения о художнике и особенностях его творчества, о создании картины. Дана словарная работа с рядами синонимов, со словами, характеризующими цветовую гамму картины...

Урок развития речи по картине В. Попкова " Осенние дожди".

Урок развития речи по картине В. Попкова " Осенние дожди". Словарная работа и подготовка к сочинению....