Понятие деепричастия
план-конспект урока по русскому языку (6 класс)

Миронова Елена Владимировна

Конспект урока

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon понятие деепричастия35.5 КБ

Предварительный просмотр:

Миронова Е.В.,

 учитель русского языка и литературы

МАОУ СОШ №30 г. Березники

«Понятие деепричастия» (6 класс)

Цель урока –   сформировать  понятие деепричастия как части речи.

Задачи: 1) построить модель деепричастия (определить его общее грамматическое значение, вопросы, морфологические признаки и синтаксическую роль);

2) сформировать умение отличать деепричастие от других частей речи.

Ход урока.

 1. Мотивация.

На доске предложение: Волны несутся, гремят и сверкают.

Учитель: Что можно рассказать об этом предложении?

Дети: Простое. Осложнено однородными сказуемыми. Два однородных сказуемых разделяются запятой…

Учитель: Чем выражены однородные сказуемые? Что обозначают?

Дети: Глаголами. Обозначают действие предмета.

2. Обнаружение дефицита способа.

Учитель: Сравните с другим предложением на доске: Волны несутся, гремя и сверкая.

Дети: Нет однородных сказуемых.

Учитель: Перечислите слова, которые называют действия предмета.

Дети: Несутся, гремя, сверкая.

Учитель: Какой частью речи они являются?

Дети: Деепричастием.

Учитель: Что вы можете сказать о деепричастии?

Дети фиксируют разрыв знаний: они знают только о существовании такой части речи.

3. Формулировка и запись темы, определение цели урока.

Учитель: Определите тему и цель урока.

Дети: Деепричастие как часть речи. Мы должны узнать его общее грамматическое значение, вопросы, морфологические признаки, синтаксическую роль.

Запись темы урока в тетради.

4. Работа в группах.

Учитель: Выделите признаки деепричастия, попытайтесь построить модель и сформулировать определение этой части речи.

Материал для наблюдения:

Иду, насвистывая.

Приземлившись, он осмотрелся.

Ветер дует, меняя направление.

Выиграв турнир, ребята обрадовались.

5. Защита гипотез. Построение модели и понятия деепричастия.

Обсуждение. Запись в тетради модели деепричастия.

Что делая?                                                              Добавочное действие

Что сделав?                                                        предмета

                                         

Деепричастие

 обстоятельство                        соединяет признаки глагола и наречия:

                                неизменяемость, вид, возвратность

Учитель:  Сравните с материалом на стр. 162 в учебнике. Что еще можно добавить к признакам деепричастия?

Дети: Суффиксы.

Учитель:  Дописать в тетради. Проверить на примерах.

Дети находят суффиксы деепричастий в материале для наблюдения.

Учитель: Сформулируйте определение деепричастия.

Дети:  Деепричастие – это самостоятельная часть речи, которая отвечает на вопросы  что делая? что сделав?, обозначает         добавочное действие                                                         предмета, соединяет признаки глагола и наречия (неизменяемость, вид, возвратность), в предложении является обстоятельством.        

6. Закрепление способа действия.

Учитель:  Вернемся к заданию 1. Докажите, пользуясь сформулированным определением, что гремя и сверкая – деепричастия.

7. Рефлексия.

Учитель:  Найдите деепричастие. Объясните свой выбор.

Танцующий, танцуя, танцую, танцевал.

Дорогая, подорожав, подорожавший, дорожать.

Клубятся, клубящийся, клубясь, клуб.

Шумно, шумел, пошумев, шумный.

Учитель:  Вспомните о цели урока. Достигли ли мы ее? Что было самым трудным?

8.Выход на зону ближайшего развития.

Учитель:  Обратили ли вы внимание на знаки препинания при деепричастиях?

Дети: В этих предложениях  были запятые.

Учитель:  Правила пунктуации при деепричастиях будут объектом нашего следующего исследования.

9. Запись домашнего задания.

П. 141, упр. 223.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок русского языка в 7 классе "Понятие о деепричастии" с использованием технологии развития критического мышления через чтение и письмо

Цель урока:1.         Создать условия для формирования умения отличать деепричастие от других частей речи;2.         Фор...

Методическая разработка по теме: "Понятие о деепричастии".

Методическая разработка урока по теме: "Понятие о деепричастие"....

Урок русского языка "Понятие о деепричастии"

Знакомство с данной формой глагола;формирование умения отличать от других частей речи;формирование умения определять глагол, от которого образовано....

Деепричастие как часть речи. Понятие о деепричастии. Урок в 7 классе.

Человек нашел слова для всего, что обнаружено им во Вселенной. С. МаршакДеепричастие как часть речи. Понятие о деепричастии. Урок в 7 классе.Беседина Т.ПУчитель русского языка и литературы. МКОУ «СОШ ...

Понятие деепричастия

Урок построения понятия...