Презентация, 7 класс. Тема "Буква ь для обозначения мягкости и как показатель грамматической формы слова"
презентация к уроку по русскому языку (7 класс)

Жидкова Лариса Ивановна

Тема "Буква ь для обозначения мягкости и как показатель грамматической формы слова", 7 класс, презентация

Скачать:

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Урок русского языка в 7 классе ( урок повторения с элементами исследования) Тема урока: Ъ и Ь знаки и их функции в языке

Слайд 2

Актуализация знаний История братцев Еря и Ера Сегодня я расскажу вам нашу историю, то есть историю братца Ера и Еря . В очень давние времена мы возникли – буквами и обозначали гласные звуки.Да-да гласный звук. А вовсе не знаками, как называют нас сейчас. Чем вообще буква отличается от знака? Первое различие уже сказано: буква имеет звук. Второе: мы, гласные, образовываем слоги. В древности был установлен такой закон - закон открытого слога, то есть любой слог должен был кончаться на гласный, и как только возникала необходимость (очень часто!), Ер и Ерь -тут как тут. Особенно в конце слов.

Слайд 3

При рождении русского языка нас писали очень часто. Полюбуйтесь: отьць , коньць , къто , кънига , шъпътъ ... Пара строчек из Остромирова евангелия (1056-57 гг ): Читаем? Вы... яко овьча ( ерь ) посреде влъкъ (два ера). В то время нас писали скрупулёзно. Итак, мы были гласными, а гласные тянутся, поются и не встречают во рту препятствия… Еръ и Ерь образовывались точно так же, как О и Е соответственно, и разница заключалась лишь в долготе произношения. Еръ - это сверхкраткое О, Ерь - сверхкраткое Е. Теперь нас называют знаками. твердым и мягким, а какие у нас обязанности!?

Слайд 4

Постановка учебной задачи - О каких буквах современного алфавита идет речь в тексте? -Скажите, что нового вы узнали из текста? -Что вас удивило в истории Ера и Еря больше всего? -Что надо сделать, чтобы дописать историю «Братцев»?. Определить роль букв Ер и Ерь в древнерусском языке Исследовать функции Ъ и Ь в современном языке

Слайд 5

Открытие новых знаний Ер и Ерь гласные звуки звуки разной долготы в сильной позиции О и Е, в слабой- постепенно исчезали Ер был разделителем слов Ер обозначал грамматическую форму мужского рода

Слайд 6

Исследование. Вставьте пропущенные буквы. Из данных слов составьте и запишите предложения. 1)На, полях, необ...ятных , грачи, пасутся. 2) Бродят, по, сороки, сем… ями , дорогам. 3) Росинки, на, с…ёжились, лист… ях , дерев…ев, осенних. Какую роль играют в данных примерах Ъ и Ь? Объясните графически употребление ъ и ь . Сформулируйте правило. Проверьте выполнение задания друг у друга. Есть ли ошибки? Исправьте.

Слайд 7

Открытие новых знаний ь показатель мягкости согласного ь показатель грамматической формы слова раздедительный ь Прочитайте текст. Обратите внимание на слова с Ь знаком В нашем лесу осенью много грибов. Если отправиться за грибами ранним утром, то найдешь и беленький, и красненький, и подберезовик. Спустишься к ручью, перейдешь на другую сторону и собирай. Грибы не любят тень, густые заросли: все в природе тянется к свету. Впишите в таблицу слова в той форме, в какой они стоят в тексте в соответствующие графы

Слайд 8

Из данных предложений, принадлежащих перу И. А. Крылова, выпишите примеры слов, в которых Ь является показателем грамматической формы. Укажите эти формы Всё кажется в другом ошибкой нам, А примешься за дело сам, Так напроказнишь вдвое хуже.(«Обоз») Орлам случается и ниже кур спускаться, Но курам никогда до облак не подняться !(«Орёл и Куры») Оставьте предков вы в покое: Им поделом была и честь, А вы, друзья, лишь годны на жаркое! («Гуси»)

Слайд 9

Что с нами стало? Теперь мы знаки: у нас нет звуков, мы не образуем слоги. Да, я, Ерь , указываю на мягкость согласной. И это первая моя работа. Вторая моя обязанность - конечно, разделение согласного и гласного. А мой братец Ера, служит только разделителем. Иногда нас ставят по традиции, где мы в современном языке не играем роли, если не считать, что обозначаем некоторые грамматические свойства слов: например, то, что перед вами существительные третьего склонения (как "мышь"). Но когда-то у нас была бурная, активная жизнь. А с Ером боролись как с настоящим преступником. Матросы революционной армии врывались в типографии и уничтожали букву Стоит заметить, исчезновению Ера в конце слов многие и многие порадовались. Хотя бы потому, что он не играл роли, а места на бумаге занимал преогромное количество. Вроде бы одна маленькая буква, но коль она используется постоянно, то тратит целые полотна. "Война и мир" в старой орфографии занимала гораздо больше страниц. А с другой стороны, было сложно переходить на другое правописание сразу, резко. Текст казался очень непривычным, не было знака, который показывал бы конец слова, сам текст выглядел не таким весомым.

Слайд 10

Почему? Как вы объясните данное стихотворение, почему поэтесса считала, что в имени Блок – 5 букв? Имя твоё — птица в руке, Имя твоё — льдинка на языке, Одно-единственное движение губ, Имя твоё — пять букв.

Слайд 11

Рефлексия 1. Что узнали нового? 2. Как работали на уроке ? 3. Какое настроение?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок русского языка в 6 классе "Употребление Ь в грамматических формах слов».

Тема: «Употребление Ь в грамматических формах слов». Цель урока: Закрепить правописание Ь в именах числительных и других частях речи....

ЕГЭ (В4-В10). Изменение грамматических форм слов

Таблица с изменением грамматических форм слов, встречающихся в вариантах ЕГЭ по английскому языку....

Конспект урока по русскому языку в 5-м классе на тему: «Окончание как формообразующая морфема или как образуются формы слова с помощью окончания».

Данный конспект определяет сдедующие цели: формирование понятия окончания как изменяемой морфемы, служащей для связи слов и выражающей грамматические признаки части речи;развивать умение выделять...

Конспект урока русского языка в 10 классе по теме «Употребление ь для обозначения на письме мягкости согласных и для обозначения грамматических форм»

Повторительно-обобщающий урок русского языка в 10 классе по теме «Употребление ь  для обозначения  на письме мягкости согласных и для обозначения грамматических форм»...

Презентация для урока русского языка "Обозначение мягкости согласных с помощью мягкого знака"; 5 класс

Презентация для урока русского языка "Обозначение мягкости согласных с помощью мягкого знака"; 5 классВ презентации есть слайд для музыкальной физминуткиЦели:• дать понятие о значении мягкого знака ка...

урок во 2 классе коррекционной школы 8 вида на тему: Обозначение мягкости согласных в конце слова буквой "ь"

Цели урока:1. Образовательные:— формировать понятия: буква мягкий знак служит для обозначения мягкости согласных;— мягкость согласных в конце слова обозначается буквой мягкий знак;— буква мягкий знак ...

Урок "Употребление ь после шипящих для обозначения грамматической формы слова"

Урок по русскому языку в 10 классе по теме: Употребление ь после шипящих для обозначения грамматической формы слова....