Карточки по теме "Лексика". 6 класс
тест по русскому языку (6 класс)

Жидкова Лариса Ивановна

Карточки по теме "Лексика". 6 класс

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Карточки по теме "Лексика". 6 класс33.13 КБ

Предварительный просмотр:

КАРТОЧКА 1 (Диалекты)

Какие предметы одежды ( чуньки, запон, шальноска, малахай, манарка, поддевка, чехол, чоботы, красота, доха, чесанки)  вы бы использовали, чтобы

надеть на ноги:

надеть на голову:

набросить на плечи:

надеть, чтобы было теплее

надеть перед уборкой в доме

в качестве верхней одежды.

КАРТОЧКА 2 (Диалекты)

Соедините  слова из первого и второго столбика:

Кладбище                                                        выгон

Несколько соседних домов на улице           укос

Улица                                                               курмыш

Соседи напротив                                            поветь

Расстояние между огородами                       калда

Пастбище                                                        мазарки

Отдельный участок для косьбы                    порядок    

Соломенная крыша                                        прогал

Загон для скота                                               шабры

КАРТОЧКА 3 (Диалекты).

Соедините слова из первого и второго столбика:

Гоношиться                                       укусить

Зачаврить                                           настроить

Нагромоздить                                    испортить одежду, обувь

Раставокать                                       ослабеть

Цопнуть                                             долго не мыться, быть грязным

Отмочалить                                       делать непосильную работу

Очахнуть                                           пообещать                                  

Отутбить                                           разложить, разобрать, разломать

Караться                                            отойти после тяжелой болезни

 Пообетить                                        торопиться, суетиться

КАРТОЧКА 4 (Диалекты).

Знаете ли вы название предметов быта?

Во что нальете молока?

Чем будете грести, переплывая с берега на берег в лодке?

Из чего будете умываться?

А чем будете вытирать руки?

Чем растопите печь?

Во что насыплете корма для скота?

Что будете использовать как емкость для зерна во время сева?

Что постелете скотине в сарае?

Что используете в качестве средства перевозки грузов?

( ясли, пудовка, тарантайка,  рукомойник, топки, крынка,  утиральник, лопатки, обмялки)

КАРТОЧКА  5 (Диалекты).

Какому человеку дадут следующую характеристику:

Чудесник

Балясник,

Мохор,

Орясина,

Сродник

Скаженный,

Шухарной,

Срамной,

Путный ,

Зачуханный

Шабер

Шорник

Братка

Приезжий

Карточка 6 (Профессионализмы).

 Выписать  профессиональные слова – термины, относящиеся к театру, литературе,  музыке ,  живописи:

Партер,  басня,  пословица,  спектакль, бельэтаж, режиссер, метафора, антракт,  загадка,  олицетворение, бенуар, акварель, палитра, дирижер, мольберт, пейзаж,  соло, трио,  сопрано, амфитеатр.    

Карточка 7 (Профессионализмы).

Написать рассказ  «Моя будущая профессия» (не менее десяти предложений).

Карточка 8 (Профессионализмы).

Распределите слова на группы: устаревшие слова, неологизмы, диалектизмы и общеупотребительные слова.

Барышник, смартфон, кафтан, мочажина, спонсор, солдат, чапыга, лучина, булава, имидж, ракета, поляна, сиверко, секира, брифинг, драйвер, генерал, сканер, яр, шаньга, пиджак, светец, тинейджер, бинокль, сугрев, очи, всток, акварель.

Карточка 9. (Профессионализмы, общеупотребительные слова). Выполните задания.

Зачерпну я солнце жесткой кистью,

 Киноварь и охру всполошу

 И на глянец шелестящих листьев

Сочными  мазками  положу,

Чтобы клёны золотом червонным

Осыпалась под ноги влюбленным. (Б.   Попов. )

- Угадайте, о какой профессии идёт речь? (……………….)

- Какие слова на это указывают  напрямую? (…………………….

………………………………………………………………………………)

- Какие по употреблению все другие слова? (……………………..)

- Найдите слова, употребленные в переносном значении. (……………………………………………………………………..)

- Что это за художественный приём? (…………..)

- Как вы понимаете фразу «червонное золото»?  (………………..)

- Какую картину вы себе представляете? (Свой ответ)

Карточка 10 (Профессионализмы).

Подобрать   определения к следующим словам и указать, какая  тема  объединяет  эти слова. Составить предложения с каждым словом.

Баскетбол, волейбол, тренировка, кросс, голкипер, стадион, тренер.

Карточка 11 (Профессионализмы)

Разделите слова, объяснение которых дано в сносках, на четыре группы (соотнесите цифры и буквы):

1) «Порт»

2) «Морские суда»

3) «Морские снасти»

4) «Управление судами»:

А (мачта, шкот, брашпиль, бушприт, бакборт, леер, вант, стеньга, салинг, клюз, кливер, кнеки ),

Б (мол, причал, мостки, сваи),

В (навигация, лоция, галс, штиль, норд),

Г (бот, вельбот, галиот).

Карточка 12 (Лексика).

Разгадать кроссворд.

http://rus.1september.ru/2005/04/14.gif

        По горизонтали:

1. Раздел науки о языке, изучающий лексику. 2. Слово, имеющее несколько лексических значений (два и более). 3. Слова одной и той же части речи с противоположным лексическим значением. 4. Совокупность слов языка, какого-либо произведения, диалекта и др. 5. Слова, вышедшие из активного употребления. 6. Жаргонные слова или выражения. 7. Слова, которые пришли к нам из других языков. 8. Особая группа слов, которые называют понятия разных наук. 9. Новые слова, возникающие в языке. 10. Устойчивые выражения с самостоятельным значением. 11. Раздел науки о языке, изучающий устойчивые сочетания слов.

                                                           По вертикали:

1. Слова одной и той же части речи, которые обозначают одно и то же, но отличаются друг от друга оттенками лексического значения и употребления в речи. 2. Слова одной и той же части речи, одинаковые по звучанию и написанию, но разные по лексическому значению. 3. Слова, употребляемые жителями той или иной местности. 4. Слова, употребляемые в речи людей, объединенных какой-либо профессией, специальностью. 5. Слова, известные всему народу и употребляемые всеми. 6. Единица языка, служащая для наименования понятий, предметов, лиц, действий, состояний, признаков, связей, отношений, оценок.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

карточки для 7 класса

данный материал поможет по вариантам на базе связного текста проверить знания своих учеников...

инструктивная карточка география 7 класс атмосфера

7 классТема: АтмосфераИнструктивная карточка1.     Внимательно прочитайте текст учебника на с.33-34.2.     Выпишите в тетрадь определение парникового эффекта.3....

Презентация:"Визитная карточка 5 в класса"

В презентации представлен 5 в класс МБОУ СОШ №24.Поставлены воспитательные задачи на текущий год....

May I go out? (карточки для 5 класса )

Карточки для учеников 5 класса к учебнику Биболетовой М.З. Enjoy English....

Визитная карточка ученика 5 класса для школьного конкурса "Ученик года"

Визитная карточка ученика 5 класса для участия в школьном конкурсе"Ученик года". Визитная карточка рассчитана на 6 -7 минут, включает рассказ обучастнике конкурса и песню ( фонограмма песни "Песня пер...

Грамматическая карточка для 5 класса

Грамматическая карточка для 5классаТема: Артикль1.Stelle den richtigen Artikel ein.( Вставь правильный артикль.) I вариант1.Das ist  …  Mutter.   … Mutter ist gut.2. Da...

Обобщающий урок по теме "Лицо города - визитная карточка страны" 7 класс

Урок включает в себя разные виды работы - чтение, аудирование, говорение, письмо. Урок сопровождаеся показом презентации....