Карточки по теме "Устаревшие слова и фразеологизмы". 6 класс
тест по русскому языку (6 класс)

Жидкова Лариса Ивановна

Карточки по теме "Устаревшие слова и фразеологизмы". 6 класс

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Устаревшие слова14.22 КБ
Файл Фразеологизмы15.22 КБ

Предварительный просмотр:

Устаревшие слова

Карточка 1. Выпишите слова в два столбика «историзмы», «архаизмы»:

Треуголка, веретено, чело, глас, кафтан, рыбарь, кольчуга, ветрило, царица, крепостной.

Историзмы                                                 Архаизмы

...        ...

Карточка 2. Какие слова являются устаревшими? Напишите значения этих слов.

  1. Дружество
  2. Пионер
  3. Губернатор
  4. Секретарь
  5. Приземлиться
  6. Влачить
  7. Компьютеризировать
  8. Отбежать

Карточка 3. Какие слова являются устаревшими? Напишите значения этих слов.

  1. Приказчик
  2.  Бумага
  3. Писатель
  4. Отрывок
  5. Серебро
  6. Злато
  7. Красота
  8. Белоснежный

Карточка 4. Какие слова являются устаревшими? Напишите значения этих слов.

  1. Врач
  2. Медик
  3. Доктор
  4. Врачеватель
  5. Вульгарный
  6. Кулинарный
  7. Облыжный
  8. Прибрежный


Предварительный просмотр:

Фразеологизмы

Карточка 1. Прочитайте фразеологизмы и составьте антонимичные пары.

хоть иголки собирай                 ни зги не видно

заваривать кашу                        воспрянуть духом

по чайной ложке                        на ночь глядя

коломенская верста                   от горшка два вершка

чуть свет                                    как кошка с собакой

повесить нос                              одним духом

жить душа в душу                      расхлебывать кашу

сидеть сложа руки                     не покладая рук

Карточка 2. Какие предложения содержат ошибки в употреблении фразеологизмов? Исправьте ошибки и запишите исправленные предложения.

1.Вася все это время молчал, как бесструнная балалайка.

2. Я прошу тебя не уходить, ведь ты нужен мне как собаке пятая нога.

3. Отряд шел мерно, раз в раз, не сбиваясь.

4. Олеся рвала на себе волосы, радуясь приходу одноклассника.

5. Хулигана Петьку знали в лицо и соседи, и учителя, да и каждая собака во дворе.

Карточка 3. Подчеркнутые слова в тексте замените фразеологизмами. Что изменилось?

1.Вера Сергеевна объясняла решение задачи, но Петя не слушал.

2. Ира узнала, что поездка откладывается, и загрустила.

3. Кирилл целый день бездельничал.

4. Мы догадывались, что он нас обманывает.

5. Первого сентября Оля проснулась очень рано.

Карточка 4. Распределите следующие фразеологизмы на группы по их происхождению: 1) крылатые слова и  выражения, созданные писателями; 2) крылатые слова из мифологии; 3) из разных профессий; 4) исконно русские; 5) старославянские.

Рыцарь печального образа, Адамовы веки, стоять на часах, семи пядей во лбу, скалить зубы, несолоно хлебавши, все смешалось в доме Облонских, из первых уст, и в хвост и в гриву, и дым Отечества нам сладок и приятен, Авгиевы конюшни, сию минуту.

Карточка 5. Прочитайте текст. Кто найдет больше фразеологизмов? Подчеркните фразеологизмы.

    Мой самый близкий друг Шурик любил, оказывается, считать ворон, бить баклуши и гонять лодыря. Дома он, как о том были наслышаны все в квартале, палец о палец не ударял, чтобы помочь бабушке. Как его только ни корили вернувшиеся с работы родители, что ему ни выговаривали, а ему все нипочем. В один из вечеров мы, приятели Шурика, услышали, что на его месте мы давно бы сквозь землю провалились и что мучили бы нас угрызения совести. А этому, что ни толкуй – в одно ухо влетает, в другое вылетает. И таким он, оказывается, был и когда от горшка два вершка только составлял, и теперь, вымахавши с коломенскую версту. Все с него как с гуся вода, все ему что об стенку горох.
– Нет, мать, – заключил однажды отец, – я больше не намерен бросать слова на ветер и сидеть сложа руки. И он потянулся за ремнем на стене, чтобы Шурику всыпать по первое число, задать баню, снять с него стружку и в конце концов показать, где раки зимуют...  

                                                           (По Э.А. Вартаньяну)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа элективного курса по русскому языку «Жизнь слов и фразеологизмов в языке и речи»

Данный элективный курс имеет практическую направленной, т.к. его целью является более детальное рассмотрение жизни слова и фразеологизмов в языке, их влияние на функционирование  предложени...

дополнительный материал для учителя "Этимология слов и фразеологизмов"

Данный материал можно использовать на уроках русского языка при изучении разделов: "Лексика", "Фразеологизмы". Дано толкование слов их происхождение....

Карточки со словами 5-11 класса (немецкий язык, УМК И. Л. Бим, Г. Воронина)

В файле содержатся все лексические единицы, предназначенные для активного усвоения в течение обучения немецкому языку в общеобразовательной школе. Они расположены в виде карточек, которые ученики могу...

Карточки для запоминания слов. Тема: "ПРОФЕССИИ"

Карточки для запоминания слов. Тема: "ПРОФЕССИИ"...

Работа по карточкам. Переносное значение слов. 5 класс

Дидактический материал по теме "Переносное значение слов". 5 класс...

Карточки со словами для 2 класса "Rainbow English"

В данном файле представлены готовые карточки для распечатывания, которые могут вам пригодится для проведения уроков, для опроса учащихся. Надеюсь, вам пригодится....