Главные вкладки

    Рабочая программа элективного курса по русскому языку «Жизнь слов и фразеологизмов в языке и речи»
    рабочая программа по русскому языку (9 класс) по теме

     

    Данный элективный курс имеет практическую направленной, т.к. его целью является более детальное рассмотрение жизни слова и фразеологизмов в языке, их влияние на функционирование  предложения как наименьшей коммуникативной единицы. Курс рассчитан  на 17 учебных часа (1 час в неделю).

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл электив26.9 КБ

    Предварительный просмотр:

    «Согласовано»                             «Согласовано»                                 «Согласовано        

    Руководитель МО        МБОУ               Заместитель                                   Руководитель МБОУ        

    _______/Потапова Е.Е./                       руководителя по                  «Старо-Матакская СОШ» СОШ»        

    Протокол №_____ от                БМОУ «Старо- Матакская СОШ                

    ________/ПотаповаЕ.Е../

    «____»________2012г.                   /Советникова НН/                            Приказ №_____

                                        «____»__________2012г.                          «____»______

                Рабочая программа    элективного курса  по русскому языку «Жизнь слов и фразеологизмов  в языке и речи.»

                                                                       учителя

    муниципального общеобразовательного учреждения

     «Старо-Матакская средняя общеобразовательная школа»

    Потаповой Елены Евгеньевны,

    первой  квалификационной категории

                                                                       Рассмотрено на заседании

                                                                           педагогического совета

                                                                                   протокол № ________ от

                                                                                    «_____» ___________2012 г

    Календарно – тематический план работы преподавателя

    на 2011- 2012  учебный год

    Дополнительные методические пособия для учителя Бакина М.А. Структурно-семантические преобразования фразеологических единиц в современной поэзии. РЯШ -1980г,№3,  Бельчиков . Ю.А. Лексическая  стилистика. Барлас  Л.Г. Русский язык .Стилистика.М.,1987г. Брагина А.А. Русское слово в языках мира. Ковалев В.П .Выразительные  средства  художественной речи.

    Данный элективный курс имеет практическую направленной, т.к. его целью является более детальное рассмотрение жизни слова и фразеологизмов в языке, их влияние на функционирование  предложения как наименьшей коммуникативной единицы. Курс рассчитан  на 17 учебных часа (1 час в неделю).

    Пояснительная записка

    Настоящий курс предназначен для более подробного изучения  языкового материала.   Обучение школьников различным лексикологическим и лексикографическим  умениям, работе со словарем, а также собственной речевой деятельности чащихся в устной и письменной форме.       

    Цель занятий – расширить и  углубить знания учащихся в этом направлении.

    Задачи курса:

    1.   Научить выстраивать  логическую цепочку для решения фразеологических  задач.

    Данное тематическое планирование обеспечивает в процессе изучения русского языка  формирование и  совершенствование  общеучебных  умений и навыков, базирующихся на видах речевой деятельности и предполагающих  развитие речемыслительных способностей:

    1. воспитание коммуникативной культуры школьников;
    2. выявление и поддержка одаренных учащихся;
    3. поддержка и воспитание веры в свои силы у учеников, слабоуспевающих по русскому языку;
    4. развитие и совершенствование психологических качеств личности школьников: любознательности, инициативности, трудолюбия, воли, настойчивости, самостоятельности в приобретении знаний;
    5. закрепление и углубление знаний учащихся по русскому языку;
    6. развитие устной и письменной связной речи учащихся;
    7. пробуждение и поддержание интереса к изучению русского языка;
    8. развитие индивидуальных способностей учащихся.

    Тема

    Виды деятельности

    Кол-во часов

    Планируемый результат

    1

    Введение. Язык и его назначение в человеческом обществе. Особое положение слов и фразеологизмов в языке.

    Составление опорных схем

    1

    Уметь находить правильный ответ, логически рассуждать.

    2

    Функции слов и фразеологизмов в языке.

    Составление опорных схем

    1

    Уметь работать со словарями и словарной статьё

    3

    Толковые словари слов и фразеологизмов  как «кладовые» лексики  языка.

    Составление опорных схем

    1

    Уметь создавать опорные карты и схемы.

    4

    Умение пользоваться  толковыми словарями.

    Решение ребусов и лингвистических задач

    1

    Уметь находить правильный ответ, логически рассуждать.

    5

    Слова и фразеологизмы –элементы лексической системы.

    Решение ребусов и лингвистических задач

    1

    Уметь находить правильный ответ, логически рассуждать

    6

    Семантическое поле слова, фразеологизма; парадигма слова

    Составление опорных схем

    1

    Уметь создавать опорные карты и схемы.

    7

    Словари синонимов,антонимов,омонимов,.ди

    алектных и  профессиональных слов.

    Подготовка проектов.

    1

    Самостоятельное создание лингвистических проектов.

    8

    Пути появления в языке новых слов и фразеологизмов.

    Подготовка проектов.

    1

    Самостоятельное создание лингвистических проектов.

    9-10

    «Чужие» слова в русском языке и их приспособление к лексической системе русского языка.

    Тренировочные упражнения

    2

    Закрепление навыка вычленения морфем

    11

    Этимологический словарь как источник установления «биографии» слова.

    Практикум.

    Работа с карточками

    1

    Безошибочное нахождение среди многих морфем морфемы-приставки.

    12

    Изменение в структуре и значениях слов, в составе и значении фразеологизмов.

    Решение лингвистических задач.

    1

    Уметь находить правильный ответ, логически рассуждать

    13

    14

    Слово и фразеологизм в контексте.

    Решение лингвистических задач.

    1

    Уметь находить правильный ответ, логически рассуждать

    15-16

    Употребление слов и фразеологизмов в текстах разных функциональных стилей.

    Решение лингвистических задач.

    1

    Уметь находить правильный ответ, логически рассуждать

    17

    Культура слова в речи говорящих  и пишущих.

    Решение лингвистических задач

     

    1

    Сформирование умения выбирать правильный вариант (при тестировании).


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Конспект урока русского языка в шестом классе "Похвальное слово существительному" (роль существительных в речи)

    Урок русского языка помогает расширению представления учащихся о номинативной, коммуникативной и эмоционально-выразительной роли существительных в речи. На уроке используются материалы учебника М. Н. ...

    Открытый урок по русскому языку "Озаряющие слова" (роль эпитетов в художественной речи)

    Форма урока: работа в группах с элементами мастерской письма....

    Рабочая программа курса "Русская словесность. От слова к словесности" в 9 классе

    Данная рабочая программа разработана на основе программы Альбетковой...

    Рабочая программа внеурочной деятельности по русскому языку «Мастерская слова» или «К тайнам слова" (5-6 классы)

    Рабочая программа внеурочной деятельности по русскому языку «Мастерская слова» или «К тайнам слова: занимательная лексика и фразеология» разработана на основе Феде­рального государственного образовате...

    Рабочая программа по русскому языку. Внеурочная деятельность. "Русский язык и культура речи". 9 класс.

    Рабочая программа. Внеурочная деятельнсть. "Русский язык и культура речи". 9 класс....

    Исследовательская работа по русскому языку "Употребление слов-паразитов в речи школьников"

    Одной из важнейших проблем современного общества является проблема культуры речи.  Ни для кого не секрет, что в последнее время наша речь претерпела огромные изменения. И, к сожалению, не в лучшу...

    Урок письма и развития речи (русский язык) «Правописание слов с непроверяемыми безударными гласными» для 4 класса специальной (коррекционной) школы VIII вида

    Урок построен в форме повторения и закрепления знаний с использованием игровых приёмов и ситуаций, инновационных технологий, которые выступают как средство побуждения, стимулирования учащихся к учебно...