Рабочая программа элективного курса по русскому языку «Жизнь слов и фразеологизмов в языке и речи»
рабочая программа по русскому языку (9 класс) по теме

 

Данный элективный курс имеет практическую направленной, т.к. его целью является более детальное рассмотрение жизни слова и фразеологизмов в языке, их влияние на функционирование  предложения как наименьшей коммуникативной единицы. Курс рассчитан  на 17 учебных часа (1 час в неделю).

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл электив26.9 КБ

Предварительный просмотр:

«Согласовано»                             «Согласовано»                                 «Согласовано        

Руководитель МО        МБОУ               Заместитель                                   Руководитель МБОУ        

_______/Потапова Е.Е./                       руководителя по                  «Старо-Матакская СОШ» СОШ»        

Протокол №_____ от                БМОУ «Старо- Матакская СОШ                

________/ПотаповаЕ.Е../

«____»________2012г.                   /Советникова НН/                            Приказ №_____

                                    «____»__________2012г.                          «____»______

            Рабочая программа    элективного курса  по русскому языку «Жизнь слов и фразеологизмов  в языке и речи.»

                                                                   учителя

муниципального общеобразовательного учреждения

 «Старо-Матакская средняя общеобразовательная школа»

Потаповой Елены Евгеньевны,

первой  квалификационной категории

                                                                   Рассмотрено на заседании

                                                                       педагогического совета

                                                                               протокол № ________ от

                                                                                «_____» ___________2012 г

Календарно – тематический план работы преподавателя

на 2011- 2012  учебный год

Дополнительные методические пособия для учителя Бакина М.А. Структурно-семантические преобразования фразеологических единиц в современной поэзии. РЯШ -1980г,№3,  Бельчиков . Ю.А. Лексическая  стилистика. Барлас  Л.Г. Русский язык .Стилистика.М.,1987г. Брагина А.А. Русское слово в языках мира. Ковалев В.П .Выразительные  средства  художественной речи.

Данный элективный курс имеет практическую направленной, т.к. его целью является более детальное рассмотрение жизни слова и фразеологизмов в языке, их влияние на функционирование  предложения как наименьшей коммуникативной единицы. Курс рассчитан  на 17 учебных часа (1 час в неделю).

Пояснительная записка

Настоящий курс предназначен для более подробного изучения  языкового материала.   Обучение школьников различным лексикологическим и лексикографическим  умениям, работе со словарем, а также собственной речевой деятельности чащихся в устной и письменной форме.       

Цель занятий – расширить и  углубить знания учащихся в этом направлении.

Задачи курса:

1.   Научить выстраивать  логическую цепочку для решения фразеологических  задач.

Данное тематическое планирование обеспечивает в процессе изучения русского языка  формирование и  совершенствование  общеучебных  умений и навыков, базирующихся на видах речевой деятельности и предполагающих  развитие речемыслительных способностей:

  1. воспитание коммуникативной культуры школьников;
  2. выявление и поддержка одаренных учащихся;
  3. поддержка и воспитание веры в свои силы у учеников, слабоуспевающих по русскому языку;
  4. развитие и совершенствование психологических качеств личности школьников: любознательности, инициативности, трудолюбия, воли, настойчивости, самостоятельности в приобретении знаний;
  5. закрепление и углубление знаний учащихся по русскому языку;
  6. развитие устной и письменной связной речи учащихся;
  7. пробуждение и поддержание интереса к изучению русского языка;
  8. развитие индивидуальных способностей учащихся.

Тема

Виды деятельности

Кол-во часов

Планируемый результат

1

Введение. Язык и его назначение в человеческом обществе. Особое положение слов и фразеологизмов в языке.

Составление опорных схем

1

Уметь находить правильный ответ, логически рассуждать.

2

Функции слов и фразеологизмов в языке.

Составление опорных схем

1

Уметь работать со словарями и словарной статьё

3

Толковые словари слов и фразеологизмов  как «кладовые» лексики  языка.

Составление опорных схем

1

Уметь создавать опорные карты и схемы.

4

Умение пользоваться  толковыми словарями.

Решение ребусов и лингвистических задач

1

Уметь находить правильный ответ, логически рассуждать.

5

Слова и фразеологизмы –элементы лексической системы.

Решение ребусов и лингвистических задач

1

Уметь находить правильный ответ, логически рассуждать

6

Семантическое поле слова, фразеологизма; парадигма слова

Составление опорных схем

1

Уметь создавать опорные карты и схемы.

7

Словари синонимов,антонимов,омонимов,.ди

алектных и  профессиональных слов.

Подготовка проектов.

1

Самостоятельное создание лингвистических проектов.

8

Пути появления в языке новых слов и фразеологизмов.

Подготовка проектов.

1

Самостоятельное создание лингвистических проектов.

9-10

«Чужие» слова в русском языке и их приспособление к лексической системе русского языка.

Тренировочные упражнения

2

Закрепление навыка вычленения морфем

11

Этимологический словарь как источник установления «биографии» слова.

Практикум.

Работа с карточками

1

Безошибочное нахождение среди многих морфем морфемы-приставки.

12

Изменение в структуре и значениях слов, в составе и значении фразеологизмов.

Решение лингвистических задач.

1

Уметь находить правильный ответ, логически рассуждать

13

14

Слово и фразеологизм в контексте.

Решение лингвистических задач.

1

Уметь находить правильный ответ, логически рассуждать

15-16

Употребление слов и фразеологизмов в текстах разных функциональных стилей.

Решение лингвистических задач.

1

Уметь находить правильный ответ, логически рассуждать

17

Культура слова в речи говорящих  и пишущих.

Решение лингвистических задач

 

1

Сформирование умения выбирать правильный вариант (при тестировании).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока русского языка в шестом классе "Похвальное слово существительному" (роль существительных в речи)

Урок русского языка помогает расширению представления учащихся о номинативной, коммуникативной и эмоционально-выразительной роли существительных в речи. На уроке используются материалы учебника М. Н. ...

Открытый урок по русскому языку "Озаряющие слова" (роль эпитетов в художественной речи)

Форма урока: работа в группах с элементами мастерской письма....

Открытое занятие кружка по русскому языку "Кладовая" слов русского языка"

Данное занятие проводилось на районном семинаре и было посвящено рассмотрению вопроса, поиогают ли пословицы формировать нравственные ценности человека....

Рабочая программа курса "Русская словесность. От слова к словесности" в 9 классе

Данная рабочая программа разработана на основе программы Альбетковой...

Рабочая программа внеурочной деятельности по русскому языку «Мастерская слова» или «К тайнам слова" (5-6 классы)

Рабочая программа внеурочной деятельности по русскому языку «Мастерская слова» или «К тайнам слова: занимательная лексика и фразеология» разработана на основе Феде­рального государственного образовате...

Рабочая программа по русскому языку. Внеурочная деятельность. "Русский язык и культура речи". 9 класс.

Рабочая программа. Внеурочная деятельнсть. "Русский язык и культура речи". 9 класс....

Исследовательская работа по русскому языку "Употребление слов-паразитов в речи школьников"

Одной из важнейших проблем современного общества является проблема культуры речи.  Ни для кого не секрет, что в последнее время наша речь претерпела огромные изменения. И, к сожалению, не в лучшу...