Открытый урок по русскому языку "Озаряющие слова" (роль эпитетов в художественной речи)
методическая разработка по русскому языку (7 класс) по теме

Конева Татьяна Александровна

Форма урока: работа в группах с элементами мастерской письма.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл otkrytyy_urok_po_russkomu_yazyku.docx19.58 КБ

Предварительный просмотр:

Открытый урок по русскому языку "Озаряющие слова" (роль эпитетов в художественной речи) 

Медведева Людмила Ивановна, учитель русск.я. и литературы 

Статья отнесена к разделу: Преподавание русского языка 

Форма урока: работа в группах с элементами мастерской письма.

ДОСКА!

Ржавеет золото, и истлевает сталь,
Крошится мрамор. К смерти все готово.
Всего прочнее на земле – печаль
И долговечней – царственное слово.
А.А.Ахматова

Учитель выразительно читает эпиграф.

Вопрос классу: Как вы понимаете словосочетание “царственное слово”?

Царственное слово – это, несомненно, не то, что слетает с наших уст в будничной суете. Оно является поэту в минуты творческого взлета и остается на века в сокровищнице -художественных образов запечатленное памятью поколений. Именно царственным словам обязана красотой и образностью художественная речь. Такие слова называются тропами.

ДОСКА!

ТРОП ( от греческого тропос) – образ

Чаще всего они употребляются в переносном значении. Среди различных тропов наиболее часто встречаются эпитеты.

ДОСКА!

ЭПИТЕТ (от греческого эпитетон) – приложение

Так называют слова, которые художественно определяют предмет или действие.

Вопрос классу: Какая часть речи также определяет признак предмета?

Действительно, чаще всего эпитеты – это красочные определения, выраженные прилагательными в полной форме. Но бывает и краткая форма. Тогда это сказуемое.

Вспомните основные функции прилагательного. Кроме своей обычной функции – определять предмет, называть его типичные признаки – в художественной литературе прилагательные получают дополнительное значение: “озарять предметы”, по меткому выражению критика Боткина.

Эпитет – это самое меткое, самое свежее, самое нужное слово, которое выбирает писатель каждый раз, изображая уже известный нам предмет. Достичь высокого мастерства чрезвычайно трудно. Поиск нужного эпитета интересно наблюдать, заглянув в черновики писателя.

ДОСКА!

Ты им доволен ли, ( божественный, разборчивый, взыскательный) художник (А.С.Пушкин)

И корни мои умывает (покорное, послушное, холодное) море

(М.Ю.Лермонтов)

Иногда поиск нужного эпитета отражается в самом произведении. Послушаем К.Г.Паустовского:

“Сторож пробил на колокольне часы – двенадцать ударов. И хотя от берега было далеко, этот звон долетел до нас, миновал пароход и ушел по водной глади в прозрачный сумрак, где висела луна.

Я не знаю, как назвать томительный свет белой ночи. Загадочным или магическим?

Эти ночи всегда мне кажутся чрезмерной щедростью природы – столько в них бледного воздуха и призрачного блеска фольги и серебра”.

В зависимости от стилистического назначения эпитеты делятся на изобразительные и эмоциональные. Вслушайтесь в эти термины и определите сами разницу между ними.

Часто эмоциональные эпитеты получают условное, символическое значение. Они передают чувства, ощущения автора.

Как вы думаете, какое настроение передают цвета: розовый, синий, золотой?

Например, у Есенина: “Вечер черные брови насупил”.

Приведите свои поэтические примеры эмоциональных эпитетов.

Предметом нашего сегодняшнего разговора будет море. Кто из вас бывал на море?

Какие моря вы видели?

Задание группам №1.

Попробуйте подобрать прилагательные-эпитеты к слову “море” и разделить их на две группы: изобразительные и эмоциональные. Но “море” - слишком широкая тема, поэтому я каждой группе дам более конкретную узкую тему:

*спокойное море

* шторм на море

* вечер на море

* ночное море

* свободная стихия ( ребята получают соответствующие таблички)

Для того, чтобы создать ваше творческое настроение, мы посмотрим небольшие этюды на мультимедийной установке.

Просмотр небольших фильмов-зарисовок о море.

Какую основную мысль, настроение будут передавать ваши эпитеты

Посмотрите на оформление нашего класса. Перед нами иллюстрации картин известных художников. Можете подойти к стенду и снять нужные вам по тематике иллюстрации.

Задание группам № 2.

А теперь мы будем работать со стихами. План разбора напечатан и лежит перед вами на столе.

План разбора:

1). Выпишите эпитеты и слова, которые они определяют.

2). Какой образ моря создает поэт?

3).Как этот образ сочетается с его настроением?

4). Как эпитеты помогают в раскрытии основной идеи стихотворения

Стихотворение 1 группы:

Дай же на тебя мне наглядеться,
Волнами звенящая лазурь,
Море чистое и ясное как детство,
Полное предчувствиями бурь.
Если только можешь, на прощанье
Синим светом озари мой путь.
Хоть частицу твоего дыханья
Дай мне в песни новые вдохнуть!
Мне не надо славы и почета,
Штормовая сила мне нужна,
Чтобы пенилась моя работа
И кипела, как кипит волна.
Но сегодня приутихла ярость –
Это в честь прощанья день хорош.
Полыхает вдохновенный парус,
Сея в сердце молодости дрожь.
Если я когда-нибудь состарюсь,
Ты мне, море, молодость вернешь!

(Александр Жаров).

Стихотворение 2 группы:

Я у моря ходил. Как нежен
Был сапфировый цвет волны.
Море жизнь вдыхало и свежесть
Даже в мертвые валуны.
Прямо в сердце врывалось силой
Красоты, бурлившей вокруг.
Но великой братской могилой
Мне представилось море вдруг
Под водою бездонно синей
В годы грозные, без следа,
Сколько храбрых сынов России
Похоронено навсегда!
Эх ты, море мое штормовое!
Как увижу я волны вокруг,
В сердце что-то проснется такое,
Что словами не выразишь вдруг.

( Николай Рубцов).

Стихотворение 3 группы:

По дорожке лунной в полосе прибрежной
Я плыву куда-то, где меня не ждут,
Волны еле слышно, даже еле нежно
Песенку прибоя для меня поют.

В их объятьях теплых тело отдыхает
И в душе желанный царствует покой,
И горит, не греет, но не угасает
Лунный свет, дрожащий под моей рукой.

По дорожке лунной уплыву куда-то,
Может, там с луною свижусь тет-а-тет,-
Если ж то не выйдет, я не виновата,
В несвиданьях наших виноватых нет.

Так на ощупь гладко, а на вкус так слезно,-
Облегает море – вперехлест - волной…
По дорожке лунной, по равнине звездной,
В пенье волн чуть слышном ночь плывет со мной.

(Марина Корж).

Стихотворение 4 группы:

Как хорошо ты, о море ночное,-
Здесь лучезарно, там сизо-темно…
В лунном сиянии, словно живое,
Ходит, и дышит, и блещет оно…

На бесконечном, на вольном просторе
Блеск и движенье, грохот и гром…
Тусклым сиянием облитое море,
Как хорошо ты в безлюдье ночном!

Зыбь ты великая, зыбь ты морская,
Чей это праздник так празднуешь ты?
Волны несутся, гремя и сверкая,
Чуткие звезды глядят с высоты.

В этом волнении, в этом сиянии
Весь, как во сне, я потерян стою –
О, как охотно бы в их обаянии
Всю потопил бы я душу свою…

(Ф.И.Тютчев).

Стихотворение 5 группы:

Прощай, свободная стихия!
В последний раз передо мной
Ты катишь волны голубые
И блещешь гордою красой.
Как друга ропот заунывный,
Как зов его в прощальный час,
Твой грустный шум, твой шум призывный
Услышал я в последний раз.
Моей души предел желанный!
Как часто по брегам твоим
Бродил я тихий и туманный,
Заветным умыслом томим.
Как я любил твои отзывы,
Глухие звуки, бездны глас,
И тишину в вечерний час,
И своенравные порывы!

(А.С.Пушкин).

А сейчас мы прослушаем Николая Андреевича Римского-Корсакова. Почувствуем, как он гармонией музыкальных звуков передает нам мощь и красоту моря. Это вступление к опере “Садко” под названием “Океан – море синее”. Сам Римский-Корсаков очень любил море. Учился он в Санкт- Петербурге в морском кадетском корпусе, мечтал стать морским офицером, но судьба решила все по-другому: он стал великим композитором.

Задание для групп №3.

Творческая работа. Сочинение-миниатюра. Словесная зарисовка. Возможно, у вас получатся стихи. Я вам помогу. Я даю первую строку, написанную в определенном ритме. Из нее можно создать и прозу, и стихи.

1). Сегодня море удивительно спокойно.

2). Шторм надвигался, море бурлило.

3). Незаметно подкрался вечер.

4). Море укутала темная южная ночь.

5). Величаво свободное море.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ.

После чтения работ подводим итоги. Какую роль играют эпитеты в нашей речи?

Откроем “Словарь эпитетов русского языка” К. С. Горбачевича и Е. Н. Хабло, в котором можно найти удивительные эпитеты 600 писателей и поэтов. Откроем слово “море” - 138 эпитетов. Пригласите своих родителей в Русский музей, подойдите там к картинам Айвазовского и попробуйте передать их красоту, используя многочисленные эпитеты, эти поистине “озаряющие”, “царственные” слова.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Характеристика человека как вид текста. Урок развития речи.Разработка открытого урока по русскому языку.8 класс

Конспект урока развития речи составлен по учебнику Л.А.Тростеновой,Т.А.Ладыженской "Русский язык" 8 класс, М. "Просвещение",2011. Урок проводится после изучения главных и второстепенных членов предлож...

Эпитеты в художественной речи

Цели:                        Данный урок развития речи в 6 классе  является повторительно-обобщающим. Цели урока - закрепить умения и н...

Открытый урок по русскому языку в 11Б классе на тему:"Работа с текстом. Отличие художественно-изобразительных средств языка от фигур речи."

Подготовка к ЕГЭ. Умение работать с текстом. Определять проблему и авторскую позицию. Овладеть навыками написания сочинения....

Конспект открытого урока по русскому языку в 7 классе "Текст. Стили речи"

дать представление о публицистическом стиле, его особенностях, жанрах, сфере употребления; формировать умение «узнавать» тексты публицистического стиля, строить предложения и связные текст...


 

Комментарии

Спасибо, что поделились прекрасным опытом! Воспользуюсь материалом обязательно!