Открытый урок по русскому языку в 5 классе на тему : « Авторская оценка в художественном описании. Средства её художественной выразительности» с использованием приёмов технологии критического мышления и ИКТ технологий.
план-конспект урока по русскому языку (6 класс) на тему

Птушкина Лилия Николаевна

Постановка  цели  урока: сегодня  мы  попытаемся  заглянуть  в  тайны  создания

художественной  и поэтической  речи, посмотрим  и  увидим , где  же  нужно  искать

идею  и  авторскую  оценку в  художественном  описании? Будем  работать  с  поэтическим  словом  и  сами  его  создавать.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon otkrytyy_urok_po_russkomu_yazyku_v_5_klasse_na_temu.doc36 КБ

Предварительный просмотр:

Открытый  урок  по  русскому языку  в  5  классе на  тему :

«  Авторская  оценка  в  художественном  описании.

Средства  её  художественной  выразительности»  с использованием

приёмов технологии критического мышления и ИКТ технологий.

Учитель  Птушкина  Л.Н.

Цели:

1)Научиться  составлять письменно  монологическое  высказывание  в  художественном

 стиле  с  элементами  оценки изображаемого;

2)Уметь  обсуждать  предложенную  тему  устно  в  форме  диалога, используя

социокультурные  знания  в  интеграции;

3)Воспитать  интерес  к  языку  и  гордость  за  его красоту  и  богатство.

Оборудование: Учебник  М.М.Разумовской «Русский  язык ,5 класс», справочный  материал, фотогалерея «Осенние  этюды», музыкальное  сопровождение на музыку

П.И.Чайковского  « Времена года», текст  на  лингвистическую  тему.

Ход  урока:   запись  темы  урока.

Постановка  цели  урока: сегодня  мы  попытаемся  заглянуть  в  тайны  создания

художественной  и поэтической  речи, посмотрим  и  увидим , где  же  нужно  искать

идею  и  авторскую  оценку в  художественном  описании? Будем  работать  с  поэтическим  словом  и  сами  его  создавать.

1.Проверка  домашнего  задания:

Проанализировать поэтические  тексты  с точки зрения  стиля, темы  и  идеи

художественного  текста, рассказав  их  наизусть.

Звучат  стихи Ф.И.Тютчева «Есть  в  осени  первоначальной  короткая, но дивная  пора…»

и  А.Н.Майкова « Мой  сад  с  каждым  днём  увядает…»

Учащиеся  отвечают , что  тема  этих  стихов  одинаковая ,похожа даже  композиция, есть  одинаковые прилагательные, метафоры:

«пусто всё»…», « пустеет  воздух», « сад…поломан  и  пуст», « пустое гнездо»…

Однако идея  стихов  всё  же  разная: у  Тютчева  любование  осенней  красотой ,

А у Майкова звучит недовольство  осенней  природой, сожаление  об  ушедшем  лете...

Учитель:

 А какие  слова  передают  идею  стихотворения?  

Оценочные  эпитеты  и  глаголы, именно  они формируют

отношение автора  к  предмету  изображения и читательское  восприятие. это  выражается  в    эпитетах : «дивная  пора», «хрустальный день», «мне грустно! Меня раздражает и солнца  осеннего блеск..»

Мы  можем  сказать  о разной поэтической  оценке этого  времени  года у двух  русских поэтов. Поэт может  любить, восхищаться, восторгаться, радоваться, а  может  не  любить,

раздражаться, грустить, сожалеть.(Уч-ся  самостоятельно  подбирают  синонимы).

2.Беседа  о  художественном  описании, о том , что его можно сфотографировать.

Давайте посмотрим   фотогалерею  осенних  этюдов  и  вспомним, как  в  русской  литературе  поэтически  оценивали  осень?

На экране  и  доске –изображения  осени в  разных  её  состояниях.

  Уч-ся  читают  наизусть  стихи  об  осени Н.А. Некрасова, А.С. Пушкина,

С.А. Есенина.

В  это  время  другие   уч-ся  по  вариантам    записывают  оценочные  образы, положительные  и  отрицательные, из  этих  стихов.

(Работа проходит в тетрадях  на доске)

 На  доске:

Славная  осень,                                               унылая  пора

Здоровый, ядрёный воздух                            скучная  пора

Очей  очарованье,                                           рощи голы

Лёд, как тающий  сахар                                  туман  и сырость

Покой и  простор

Пышное  природы  увяданье

В багрец  и золото  одетые  леса

В чём  же  особенность художественной  оценки?

Вывод: Оценка  выражает  себя  внутри  текста , она  вкраплена  в  эпитеты и  метафоры,

незаметно  живёт   в художественных  образах  стиха. Внутри  даже  одного  стихотворения  может  звучать  противоположная , словно  примиряющая  оценка.

Это  же  мы  увидели  и  в фотографиях, которые  передают  разное  отношение  авторов  к  

осенним  превращениям.

3.Знакомство  со  справочным  материалом и  критическое  его  прочтение.

Что знали? Что не знали? Что узнали нового?

Текст  на  лингвистическую  тему по  теме: «Оценка  в  речевом  высказывании.»

Наблюдая  окружающую нас  жизнь, мы часто  даём  оценку  предметов, явлений

действительности  и  выражаем  это прямо  или опосредованно.

В  разговорной  речи  это  звучит  порой  так: «Вот  это  да!  Здорово!  Ну  и  ну!

Не  бывать  этому!»

Это  прямая  оценка .Она  может  выражаться  отдельными  словами: глаголами, наречиями, частицами-  или  целым  предложением.

В  художественном  стиле, особенно  в  поэтической  речи,  авторская  оценка  прячется  

в  эпитетах, метафорах, сравнениях  и олицетворениях.  Она  является    скрытой

за  художественным  образом.

В  художественной  речи  авторская  оценка  и  идея  тесно  связаны  между  собой,

они  передают  главную  мысль  текста.

Как известно  оценка  может  быть  положительной, и  тогда  она  передаёт  восторг, восхищение, радость, счастье, а  может  быть  отрицательной  и  передавать  раздра-

жение, злость, огорчение, гнев, досаду.

Авторская  оценка  нужна , чтобы  выразить  своё  отношение  к  происходящему,

к  окружающему  миру.

Вопрос учителя:

-какие  формулировки  вызвали  трудность?

-что  нового  узнали  для  себя?

-какая  фраза  является ,по-вашему  мнению, ключевой?

По ходу  работы  можно сделать схему:

Идея--гл. мысль—оценочное  суждение( прямое  и  скрытое)—положительное  и  отрицательное.

4.Под музыку  Чайковского «Времена  года. Октябрь» попробуем  создать  своё художественное  описание

 осени  со  скрытой  или  прямой  оценкой, положительной  или сдержанной.

по  группам  или  желанию  уч-ся, вновь  наблюдая  фотогалерею  осенних  этюдов:

под названием «Пришла  довольно скучная  пора…»

и «Люблю я пышное  природы  увяданье…»

5.Дом. задание.

Написать  отзыв  об  уроке и  о  своём  участии  в  нём.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

материалы для мастер-класса по русскому языку с использованием приёмов развития критического мышления

данный мастре-класс содержит описание приёмов развития критического мышления, а также материалы практического занятия с аудиторией...

Использование приёмов развития критического мышления на уроках английского языка

Использование технологии развития критического мышления на уроках иностранного языка делает процесс обучения языку более эффективным, способствует повышению мотивации изучения ИЯ, совершенствованию зн...

Использование технологии критического мышления на уроках технологии

Подробное описание технологии критического мышления....

Презентация "Использование приёмов развития критического мышления на уроке русского языка"

Презентация "Использование приёмов развития критического мышления на уроке русского языка" представлена в рамках методического семинара....

Пояснительная записка "Использование приёмов развития критического мышления на уроках русского языка"

Пояснительная записка "Использование приёмов развития критического мышления на уроках русского языка" представлена в рамках методического семинара....

Использование методики " Шесть шляп мышления" в рамках технологии критического мышления на уроках истории

Статья на тему использования методики шести шляп мышления на уроках истории. В статье дано краткое пояснение метода, разработанного английским писателем Эдвардом Боно и его возможное использование на ...