Трудные случаи изучения русского языка
рабочая программа по русскому языку

Серегина Ольга Егоровна

Предметный курс содержит систематизацию и иобобщение тем, изученных в основной школе

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл predmetnyy_kurs_po_russkomu_yazyku.docx29.32 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Агибаловская средняя школа»

«Рассмотрено»

Руководитель ШМО

_________ /Серегина О.Е/.

Протокол № ___

от «____»__________2018 г.

«Согласовано»

Заместитель директора

школы по УВР МБОУ «Агибаловская СШ»

__________ /Серегина О.Е./

«____»__________2018г.

«Утверждаю»

И.о.директора МБОУ

  « Агибаловская  СШ »

________/Борунова М.М./

Приказ№__от«_____»_____ 2018 г.

Рабочая программа

курса по выбору по русскому языку

«Трудные случаи изучения русского языка»

в 10-11 классах на 2018-2020 учебный год

10 класс – 2 часа в неделю, 68 часов в год

11 класс - 2 часа в неделю, 68 часов в год

Срок реализации программы – 2 года

Составитель: Серегина Ольга Егоровна учитель русского языка

                                               высшей квалификационной  категории

д. Агибалово, 2018г

Планируемые результаты освоения курса

Личностными результатами освоения выпускниками средней школы курса русского языка являются:

1) бережное отношение к русскому языку как неотъемлемой части русской культуры как основе гражданской идентичности; потребность сохранить чистоту русского языка как явления национальной культуры;

2) уважение к своему народу, его прошлому, отражённому в языке;

3) осознание роли русского языка как государственного языка Российской Федерации и языка межнационального общения;

4) осознание своего места в поликультурном мире;

5) сформированность мировоззрения, соответствующего современному уровню развития гуманитарной науки; готовность участвовать в диалоге культур;

6) потребность саморазвития, в том числе речевого, понимание роли языка в процессах познания;

7) готовность к самостоятельной творческой и ответственной деятельности;

8) готовность и способность вести диалог с другими людьми; сформированность навыков сотрудничества;

9) эстетическое отношение к языку и речи, осознание их выразительных возможностей;

10) нравственное сознание и поведение на основе общечеловеческих ценностей.

Метапредметными результатами освоения выпускниками средней школы курса русского языка являются:

1) умение эффективно общаться в процессе совместной деятельности со всеми её участниками, не допускать конфликтов;

2) владение навыками познавательной, учебно-исследовательской и проектной деятельности; использование различных методов познания; владение логическими операциями анализа, синтеза, сравнения;

3) способность к самостоятельному поиску информации, в том числе умение пользоваться лингвистическими словарями;

4) умение критически оценивать и интерпретировать информацию, получаемую из различных источников;

5) владение всеми видами речевой деятельности: говорением, слушанием, чтением и письмом;

6) умение выражать своё отношение к действительности и создавать устные и письменные тексты разных стилей и жанров с учётом речевой ситуации (коммуникативной цели, условий общения, адресата и т. д.);

7) свободное владение устной и письменной формой речи, диалогом и монологом;

8) умение определять цели деятельности и планировать её, контролировать и корректировать деятельность;

9) умение оценивать свою и чужую речь с эстетических и нравственных позиций;

10) умение выбирать стратегию поведения, позволяющую достичь максимального эффекта.

Предметные результаты освоения выпускниками средней школы курса по русскому языку:

Выпускник научится:

  • использовать языковые средства адекватно цели общения и речевой ситуации;
  • использовать знания о формах русского языка (литературный язык, просторечие, народные говоры, профессиональные разновидности, жаргон, арго) при создании текстов;
  • создавать устные и письменные высказывания, монологические и диалогические тексты определенной функционально-смысловой принадлежности (описание, повествование, рассуждение) и определенных жанров (тезисы, конспекты, выступления, лекции, отчеты, сообщения, аннотации, рефераты, доклады, сочинения);
  • выстраивать композицию текста, используя знания о его структурных элементах;
  • подбирать и использовать языковые средства в зависимости от типа текста и выбранного профиля обучения;
  • правильно использовать лексические и грамматические средства связи предложений при построении текста;
  • создавать устные и письменные тексты разных жанров в соответствии с функционально-стилевой принадлежностью текста;
  • сознательно использовать изобразительно-выразительные средства языка при создании текста в соответствии с выбранным профилем обучения;
  • использовать при работе с текстом разные виды чтения (поисковое, просмотровое, ознакомительное, изучающее, реферативное) и аудирования (с полным пониманием текста, с пониманием основного содержания, с выборочным извлечением информации);
  • анализировать текст с точки зрения наличия в нем явной и скрытой, основной и второстепенной информации, определять его тему, проблему и основную мысль;
  • извлекать необходимую информацию из различных источников и переводить ее в текстовый формат;
  • преобразовывать текст в другие виды передачи информации;
  • выбирать тему, определять цель и подбирать материал для публичного выступления;
  • соблюдать культуру публичной речи;
  • соблюдать в речевой практике основные орфоэпические, лексические, грамматические, стилистические, орфографические и пунктуационные нормы русского литературного языка;
  • оценивать собственную и чужую речь с позиции соответствия языковым нормам;
  • использовать основные нормативные словари и справочники для оценки устных и письменных высказываний с точки зрения соответствия языковым нормам.

Выпускник получит возможность научиться:

  • распознавать уровни и единицы языка в предъявленном тексте и видеть взаимосвязь между ними;
  • анализировать при оценке собственной и чужой речи языковые средства, использованные в тексте, с точки зрения правильности, точности и уместности их употребления;
  • комментировать авторские высказывания на различные темы (в том числе о богатстве и выразительности русского языка);
  • отличать язык художественной литературы от других разновидностей современного русского языка;
  • использовать синонимические ресурсы русского языка для более точного выражения мысли и усиления выразительности речи;
  • иметь представление об историческом развитии русского языка и истории русского языкознания;
  • выражать согласие или несогласие с мнением собеседника в соответствии с правилами ведения диалогической речи;
  • дифференцировать главную и второстепенную информацию, известную и неизвестную информацию в прослушанном тексте;
  • проводить самостоятельный поиск текстовой и нетекстовой информации, отбирать и анализировать полученную информацию;
  • сохранять стилевое единство при создании текста заданного функционального стиля;
  • владеть умениями информационно перерабатывать прочитанные и прослушанные тексты и представлять их в виде тезисов, конспектов, аннотаций, рефератов;
  • создавать отзывы и рецензии на предложенный текст;
  • соблюдать культуру чтения, говорения, аудирования и письма;
  • соблюдать культуру научного и делового общения в устной и письменной форме, в том числе при обсуждении дискуссионных проблем;
  • соблюдать нормы речевого поведения в разговорной речи, а также в учебно-научной и официально-деловой сферах общения;
  • осуществлять речевой самоконтроль;
  • совершенствовать орфографические и пунктуационные умения и навыки на основе знаний о нормах русского литературного языка;
  • использовать основные нормативные словари и справочники для расширения словарного запаса и спектра используемых языковых средств;
  • оценивать эстетическую сторону речевого высказывания при анализе текстов (в том числе художественной литературы).

Содержание программы 10 класс

Введение. Нормативные и методические документы по подготовке и проведению ГИА в форме ЕГЭ по русскому языку. Особенности работы. Спецификация работы. Кодификатор. Демонстрационная версия. Критерии и нормы оценки тестовых заданий и сочинения.

Языковые нормы. Литературный язык.  Нормированность речи. Типы норм. Словари русского языка.

Орфоэпическая норма. Основные правила орфоэпии. Акцентологическая норма.

Лексическая норма. Лексическое и грамматическое значения слова. Омонимы. Синонимы. Антонимы. Паронимы. Лексика общеупотребительная и ограниченного употребления. Фразеологизмы.

Грамматическая норма.

Словообразовательная норма. Способы словообразования.

Морфологическая норма. Морфологические нормы. Правила образования форм слов разных частей речи. Морфологический анализ слов разных частей речи.  Грамматические и речевые нормы на морфологическом уровне. Использование алгоритмов при написании Н и НН в суффиксах разных частей речи. Слитное,  дефисное и раздельное написание омонимичных слов и сочетаний слов.

Синтаксическая норма. Словосочетание. Предложение. Простые и сложные предложения. Предложения с однородными членами. Предложения с обособленными членами, вставными и вводными конструкциями. Односоставные предложения. Полные и неполные предложения. ССП. СПП. БСП.

Содержание программы 11 класс

Введение(5 ч)

 Нормативные документы. Особенности ЕГЭ по русскому языку. Спецификация, кодификатор и демонстрационная версия экзаменационной работы.

Повторение (11 ч)

Литературный язык. Типы норм. Словари русского языка. Основные правила орфоэпии. Предупреждение ошибок на орфоэпическом уровне. Лексическое значение слова. Многообразие лексики русского языка. Фразеология. Речевые ошибки на лексическом уровне.

Микротекст (15 ч)

Функциональные стили речи, их специфика. Функциональные стили речи, их специфика. Изобразительно-выразительные средства языка. Предупреждение ошибок при определении стиля текста. Выразительные средства лексики и фразеологии. Тропы. Умение находить тропы в тексте. Стилистические фигуры, их роль в тексте.

Работа с исходным текстом (35 ч)

Исходные тексты, их жанровое многообразие. Информационная насыщенность текстов. Анализ исходного текста. Формулировка проблем исходного текста. Варианты формулировок проблемы. Анализ текстов и проблем работ прошлых лет. Проблема и её комментарий. Способы комментирования проблемы, его письменное оформление. Авторская позиция, её отражение в тексте. Требования к формулировке авторской позиции. Аргументация собственного мнения по проблеме. Этическая норма. Смысловая цельность, речевая связность работы. Требования к точности и выразительности речи письменной работы. Речевые ошибки и недочёты. Анализ и редактирование своих работ. Анализ и редактирование образцов ученических сочинений. Подготовка к репетиционному ЕГЭ.

Психологическая подготовка к ЕГЭ (2ч).

Итоговое занятие (2ч).

Тематическое планирование 10 класс

Наименование раздела, темы занятия

Количество

часов

1.

Введение.

1

2.

Особенности ЕГЭ по русскому языку.

3

3.

Литературный язык.

22

4.

Орфографические нормы.

14

5.

Синтаксические нормы.

16

6.

Пунктуационные нормы

12

Итого:

68 ч.

Тематическое планирование 11 класс

№п/п

Наименование раздела

Количество часов

1

Введение

5

2

Повторение

11

3

Микротекст

15

4

Работа с исходным текстом

33

5

Психологическая подготовка к ЕГЭ

2

6

Итоговое занятие

2

Итого

68


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

МЕТОДИКА ИЗУЧЕНИЯ РУССКОГО ЯЗЫКА В 5 КЛАССЕ «ПУТЕШЕСТВИЕ В СТРАНУ РУССКИЙ ЯЗЫК НА БОРТУ КОРАБЛЯ «БРИГАНТИНА»

Данная методика основывается на игровой деятельности. Она предполагает, что на уроках русского языка  учебнывй материал будет изучаться в форме путешествия на борту корабля "Бригантина"....

Рабочая программа по русскому языку (расширенное изучение) по программе В.В. Бабайцевой для углубленного изучения русского языка. 5 класс

Данная рабочая программа составлена по программе В.В. Бабйцевой для углубленного изучения русского языка, начиная с 5 класса. Используемый методический комплекс: авторская программа Бабайцевой В.В. по...

Некоторые вопросы изучения русского языка как неродного. Психолого-педагогические и методические требования к современному уроку русского языка как неродного.

Урок русского языка как неродного - наряду спрактической целью - реализует общеобразовательные и воспитательные цели применительно к конкретным условиям обучения: характеристика учащихся как возрастно...

Программа элективного курса «Трудные случаи морфологии русского языка»

Рабочая программа рассчитана на преподавание по учебнику Гольцова Н. Г. Русский язык. 10 -11 классы: учебник для общеобразоват. учреждений.  – М.: ООО «Русское слово – учебник», 2011 ....

Рабочая программа кружка по русскому языку 8 класс "Трудные вопросы по русскому языку"

Курс предназначен для подготовки обучающихся к итоговой государственной  аттестации по русскому языку. Программа составлена в соответствии с целями, сформулированными в Стандарте образования по п...

Рабочая программа по русскому языку. 8 класс (для класса с расширенным изучением русского языка)

Рабочая программа составлена на основе авторских программ (авторов М.Т. Баранова, Т.А. Ладыженской, Н.М. Шанского)....