Методическая разработка урока "Понятие о сложном предложении"
план-конспект урока по русскому языку (9 класс)

Дурасова Галина Петровна

Методическая разработка урока по русскому языку в 9 классе "Понятие о сложном предложении"

Скачать:


Предварительный просмотр:

Конспект урока

Тема: Понятие о сложном предложении.

Тип занятия: Урок изучения и первичного закрепления новых знаний (комбинированный)

Вид занятия: Урок.

Цель:

Закрепить умение отличать простые предложения от сложных.

Знать особенности сложных предложений.

Уметь правильно ставить знаки препинания в сложных предложениях.

Задачи:

Образовательные (дидактические) задачи:

1) Выявление и закрепление знаний по теме «Сложные предложения», устранение пробелов в знаниях обучающихся.

2)Введение  новых понятий ССП, СПП, БСП (сложносочинённое предложение, сложноподчинённое предложение, бессоюзное сложное предложение).

3)Обучение чтению и расшифровке условных обозначений на письме.

4)Расширение знаний о сложном предложении.

5)Изучение и закрепление способов определения ССП,СПП,БСП.

Развивающие  задачи:

1)Развитие умений обучающихся обобщать полученные знания, проводить анализ и сравнения, делать необходимые выводы.

2)Способствовать развитию логического мышления.

3)Развитие умений грамотно, чётко и точно выражать мысли.

Воспитательные задачи: Воспитание положительного интереса к предмету Русский язык. 

Планируемые результаты:

предметные: иметь представление о сложном предложении.

личностные УУД: формировать стартовую мотивацию изучения нового материала.

Метапредметные УУД:

познавательные УУД: разграничивать и сопоставлять простые и сложные предложения.

Межпредметные связи:  литература

Внутрипредметные связи:  повторить понятие о грамматической основе предложения.

Образовательные технологии, методы и приемы:

традиционные технологии (классно-урочная система)

традиционные методы обучения: объяснение, работа с учебником.

Форма организации учебной деятельности: фронтальная

Средства обучения и ТСО: учебники, интерактивная доска, раздаточный материал, таблицы, рабочие тетради по русскому языку.

 УМК: учебник РУССКИЙ ЯЗЫК Под редакцией доктора педагогических наук, профессора М.М.Разумовской, доктора филологических наук, профессора П.А.Леканта.

М.М.Литвинова РАБОЧАЯ ТЕТРАДЬ к учебнику «Русский язык. 9 класс» под редакцией М.М.Разумовской, П.А.Лекан

Е.Н.Груздева ТЕСТЫ ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ к учебнику М.М.Разумовской и др. «Русский язык. 9 кл.»

Л.А. Аксёнова ДИКТАНТЫ ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ К УЧЕБНИКУ М.М.Разумовской и др. «Русский язык.9 кл.»

М.М.Разумовская, С.И. Львов,В.И.Капинос, В.В. Львов МЕТОДИЧЕСКОЕ ПОСОБИЕ К УЧЕБНИКУ «Русский язык. 9 кл.» под редакцией М.М..Разумовской, П.А.Леканта

Ход урока.

I.  Орг. Момент.

Отметить отсутствующих.

Озвучить и немного прокомментировать баллы и оценки за домашнее задание на Яклассе.

Открыть тетради, записать дату.

II. Объяснение нового материала.

Сегодня у нас новая тема. Первая новая тема! До этого мы занимались повторением, написали контрольную работу.

В тетрадях пишем тему: Параграф 7. Понятие о сложном предложении.

Откройте учебники стр.36. Упражнение 53.

Выразительно прочитайте и озаглавьте данный текст.

Вслух читает Георгий Павлов.

Учитель: Отрывок из какого произведения? Кто автор?

Предполагаемый ответ: А.С.Пушкин. Повесть «Метель». В повести рассказывается о том, как молодые люди решили тайно обвенчаться, но по пути в церковь жених заблудился, так как началась метель.

Учитель: Найдите в тексте простое предложение. Давайте вспомним, чем отличается простое предложение от сложного?

Ответ: В простом предложении одна грамматическая основа, а в сложном – две и более.

Учитель: Что такое грамматическая основа?

Ответ: Главные члены предложения. Подлежащее и сказуемое.

Учитель: Ищем простое предложение.

Ответ: Владимир ехал полем, пересечённым глубокими оврагами.

Учитель: Какой конструкцией осложнено предложение? Ставим вопрос: полем Каким?

Ответ: пересечённым глубокими оврагами. Причастный оборот выделяем запятой.

Учитель: Молодцы! Следующее задание. Найдите и выпишите сложные предложения, части которых связаны только по смыслу и с помощью интонации (без союзов). Таких предложений три.

Ответ:

  1. Владимир очутился в поле и напрасно хотел снова попасть на дорогу; лошадь ступала наудачу и поминутно то въезжала на сугроб, то проваливалась в яму; сани поминутно опрокидывались; Владимир старался только не потерять настоящего направления.

Учитель: Сложное предложение имеет в своём составе не менее двух грамматических основ и представляет собой смысловое и грамматическое единство, соединено интонацией, по смыслу. Части сложного предложения самостоятельные, равноправные. На письме части сложного предложения отделяются одна от другой , ; : или -. Точка с запятой ставится в том случае, если дальше есть ещё знаки препинания, или части настолько самостоятельные, что их можно было бы разделить точкой.

Ищем второе сложное предложение.

  1. Прошло ещё около десяти минут; рощи всё было не видать.

Прошло ещё около десяти минут – односоставное предложение, Подлежащего нет. Сказуемое – составное именное. Рощи всё было не видать. Тоже односоставное предложение.

Учитель: Чем объединены части сложного предложения?

Ответ: Интонацией и смыслом. Между ними ставим  точку с запятой.

Обращаю внимание, что в предложении две грамматические основы! Ни слова считаем, а грамматические основы, которые могут состоять из нескольких слов, как в данном случае.

  1. И третье сложное предложение.

Метель не утихала, небо не прояснялось.

Учитель: Почеркните грамматические основы. Два простых предложения объединены смыслом, интонацией.  Не забываем ставить запятую!

III.Учитель: Спишите последнее предложение.

Лошадь начинала уставать, а с него пот катился градом, несмотря на то что он поминутно был по пояс в снегу.

Подчеркните грамматические основы.

 –Какие части предложения соединены сочинительным союзом?

Первая и вторая части соединены интонацией, смыслом и сочинительным союзом а. Связь называется сочинительная. ССП. Не забудьте поставить запятую.

А вторая и третья части соединены подчинительным союзом  несмотря на то что и также смыслом и интонацией. Подчинительная связь.Части предложения разделяются запятыми.Обведём союзы кружочком.

IV. Закрепление.

1.Сколько грамматических основ в простом предложении и сколько их может быть в сложном?

2.В каких предложениях (простых или сложных) информация о событиях более богатая?

3.Какая связь (союзная? бессоюзная?) наблюдается между частями сложного предложения?

4.Найдите в тексте части сложных предложений, которые связаны сочинительной связью. Подчиняются ли эти части одна другой или они являются равноправными?

Затем найдите части сложных предложений, которые связаны подчинительной связью.

Эти части равноправны или одна из них является главной, а другая – зависимой? Аргументируйте свои ответы.

  1. Какие знаки препинания употреблены между частями сложного предложения?

V. Рефлексия. (Самоанализ, самооценка).

Подберите фразеологизм, соответствующий вашему восприятию занятия: слышал краем уха, хлопал ушами, работал засучив рукава, шевелил мозгами, считал ворон и т.д.

VI. Домашнее задание выполнить на платформе Якласс.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Сложное предложение. Части сложного предложения. Средства связи 5 класс

Цель:  Познавательная: ознакомление учащихся с отличительными особенностями сложного предложения. Практическая:  научить различать и находить сложные предложения и  определят...

Урок русского языка в 5 классе по теме: "Сложное предложение. Наличие двух или более грамматических основ как признак сложного предложения"

Урок «Сложное предложение. Наличие двух или более грамматических основ как признак сложного предложения" первый  в блоке "Сложное предложение". По типу урок комбинированный. Форма - урок-исследо...

Урок русского языка в 9 классе по теме "Понятие о бессоюзном сложном предложении. Запятая в бессоюзном сложном предложении."

Урок русского языка в 9 классе по теме "Понятие о бессоюзном сложном предложении. Запятая в бессоюзном сложном предложении."...

Готовимся к ЕГЭ. Сложное предложение. Виды сложного предложения.

Тесты для подготовки к ЕГЭ по русскому языку...