Проект по русскому языку «Однородные члены предложения»
проект по русскому языку (9 класс)

Ковалёва Валентина Петровна

Цель проекта: обобщить и расширить знания по теме («Однородные члены предложения». Для достижения этой цели были поставлены следующие задачи:

  1. Выяснить, почему возникла потребность в знаках препинания.
  2. Установить, кто впервые ввел термин «однородные члены предложения».

з.         Узнать, для чего нужны современному человеку знания об однородных членах предложения?

  1. Выяснить отношение одноклассников к вопросу необходимости однородных членов предложения в современном русском языке
  2. Систематизировать знания по теме «Однородные члены предложения» с помощью таблиц и примеров.

Гипотеза: если собрать интересный и занимательный материал по теме, пользоваться таблицами для запоминания правил, то можно обобщить и расширить знания по теме «Однородные члены предложения»

Актуачьность: темы обусловлена тем, что каждый день мы слушаем радио, смотрим телевизор, листаем газеты и журналы. Однородные члены хльшут со всех сторон в рекламе товаров, в рецептах, в инструкциях. Даже, когда мы общаемся между собой, не задумываемся о том, что рассказ получился таким полным во многом благодаря однородным членам предложения. Таким образом, данная тема представляет огромный интерес.

На современном этапе развития языка проблема, связанная с однородными imageчленами предложения, еще до конца не разрешена. Трудности возникают при разграничении однородных и неоднородных членов предложения, при построении предложений с однородными членами, при расстановке знаков препинания в предложениях с однородными членами.

Теоретическая значимость работы заключается во всестороннем изучении темы и представлении сжатого, систематизированного материала по данному вопросу.

Практическая значимость работы состоит в том, что материалы исследования могут быть в дальнейшем использованы для подготовки к экзаменам, на уроках русского языка, для проведения предметной недели русского языка, во внеурочной деятельности.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proekt_ariny.docx143.82 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение <<Болтутинская СШ им. И.К.Базылева»

Проект по русскому языку

«Однородные члены предложения»

Вьшолнила: Иванова Арина, ученица 9 класса

Руководитель: Ковалева В.П.

2017 -2018 учебный год.

OrnaBJIeHne

BBe,rmeHne

rJlaBa 1

rJHBa 2 r.J1'dBa 3

3aKJIIOqeHne

CIIHCOK JIHTepaTypbI

2

Введение.

Цель проекта: обобщить и расширить знания по теме («Однородные члены предложения». Для достижения этой цели были поставлены следующие задачи:

  1. Выяснить, почему возникла потребность в знаках препинания.
  2. Установить, кто впервые ввел термин «однородные члены предложения».

з.        Узнать, для чего нужны современному человеку знания об однородных членах предложения?

  1. Выяснить отношение одноклассников к вопросу необходимости однородных членов предложения в современном русском языке
  2. Систематизировать знания по теме «Однородные члены предложения» с помощью таблиц и примеров.

Гипотеза: если собрать интересный и занимательный материал по теме, пользоваться таблицами для запоминания правил, то можно обобщить и расширить знания по теме «Однородные члены предложения»

Актуачьность: темы обусловлена тем, что каждый день мы слушаем радио, смотрим телевизор, листаем газеты и журналы. Однородные члены хльшут со всех сторон в рекламе товаров, в рецептах, в инструкциях. Даже, когда мы общаемся между собой, не задумываемся о том, что рассказ получился таким полным во многом благодаря однородным членам предложения. Таким образом, данная тема представляет огромный интерес.

На современном этапе развития языка проблема, связанная с однородными членами предложения, еще до конца не разрешена. Трудности возникают при разграничении однородных и неоднородных членов предложения, при построении предложений с однородными членами, при расстановке знаков препинания в предложениях с однородными членами.

Теоретическая значимость работы заключается во всестороннем изучении темы и представлении сжатого, систематизированного материала по данному вопросу.

Практическая значимость работы состоит в том, что материалы исследования могут быть в дальнейшем использованы для подготовки к экзаменам, на уроках русского языка, для проведения предметной недели русского языка, во внеурочной деятельности.

з

Глава 1

Нас окружает множество предметов, вещей, явлений, настолько привычных, что мы редко задумываемся над вопросами: когда и как появились эти явления? Кто является их создателем и творцом?

В З веке до н. э. Аристофан Византийский изобрел систему одной точки, которая отделяла стихи и указывала то количество дыханий, которое необходимо для завершения каждого фрагмента текста при чтении вслух. В русской письменности до ХУ века вообще не было знаков препинания, поэтому читать книги было трудно. Потребность в знаках препинания начала остро ощущаться в связи с появлением и развитием книгопечатания (XV—XVI вв.). Запятая стала разбивать слова в русских предложениях примерно с 1520 года.

Начало научному изучению пунктуации было положено М. В. Ломоносовым в «(Российской грамматике». Сегодня мы с вами пользуемся «Правилами орфографии и пунктуации>>, принятыми в 1956 году. Наиболее распространенным знаком препинания в русском языке считается запятая. В. И. Даль связывает это слово с глаголами «запясть», «запять», «запинать» — «останавливать», «задерживать».

Знаки препинания — это, по выражению А. П. Чехова, «ноты при чтении», которые помогают нам в восприятии текста, ведут нашу мысль в заданном автором направлении.

Однородные члены предложения как ряды одночленных явлений, по свидетельству лингвистов, существуют с древних времен. В течение длительного времени ученые (Н.И. Греч, Ф.И. Буслаев) предложения, осложненные однородными членами, называли слитными.

Например, солнце светит (простое). Солнце и луна светят (слитное).

Термин однородные члены предложения впервые вводит А.М. Пешковский. Однако исследовать эти отношения отказался, считая их выходящими за пределы языкознания.

Сам термин однородные члены предложения указывает на то, что речь идет не о лексическом или морфологическом выражении, а о характере синтаксической связи, а также об одинаковой семантикосинтаксической функции.

Таким образом, признаками однородных членов предложения называют:

  1. Однофункциональность, но вьшолнять ее могут представители разных частей речи, например, присяга вела в бой наших отцов и братьев. Каждый из нас клялся защищать

Родину мужественно, умело, с достоинством и честью.

  1. Наличие сочинительной связи (союзной, бессоюзной).

з.        Одинаковые синтаксические соотношения с одним и тем же членом предложения.

4

  1. Однородные члены предложения могут быть распространенньпаи и нераспространенными.
  2. Члены сложного предложения являются однородными, только если принадлежат к одной и той же части сложного предложения.

Глава 2.

Словари трактуют понятие «однородные члены» так:

Однородный -ден, дна

  1. Относящийся к одному и тому же роду, разряду Однородные факты.
  2. Одинаковый по составу во всем своем объеме Однородная масса сущ.

однородность, и, ж.

Русский толковый словарь В.В.Лопатина.

Однородный ая, ое; ден, дна, дно.

1. Относящийся к одному и тому же роду, разряду; одного и того же характера, сходный, однотипный

2.0динаковый во всех своих частях. Взбить смесь до получения однородной массы.

Большой толковый словарь русского языка

Однородные члены предложения —в синтаксической стилистике: члены предложения (главные или второстепенные), которые выполняют в предложении основную синтаксическую функцию, связаны с другими членами предложения одинаковой синтаксической связью, произносятся с интонщией перечисления .

Учебный словарь стилистических терминов


Глава З.

Так нужны ли современному человеку знания об однородных членах предложения? Мнения по данному вопросу расходятся. Кто-то считает, что не нужны, так как в нашей речи лучше пользоваться простыми предложениями и не прибегать к употреблению однородных членов, которые ее излишне усложняют. А кто-то уверен в том, что использование однородных членов предложения является ключевым фактором в успешной профессиональной деятельности делового человека.

Я считаю, что, прежде всего, однородные члены вносят разнообразие в нашу речь, делают устную и письменную речь человека значительно богаче и красивее. Так, с помощью однородных членов предложения рисуют детали общей картины, выражают динамичность действия, создают ряды эпитетов, которые обладают жтвописностью и экспрессивностью.

Вспомним, например, поэзию А. А. Фета, который использовал в своих стихотворениях однородные члены предложения, выраженные в предметных названиях:

Это утро, радость эта,

Эта мощь и дня и света,

Этот синий свод,

Этот крик и вереницы, эти стаи, эти птицы,

Этот говор вод...

Антон Павлович Чехов использовал приём, позволяющий создавать мелодичность— и ритмический рисунок фразы. Для этого он применял троекратное повторение: «В каждую минуту она готова была убежать, зарыдать, броситься в окно». Или: «Она, высокая, красивая, стройная, казсиась теперь рядом с ним очень здоровой и нарядной». Но особенно поражают возможности однородных членов предложения для создания комического эффекта, чем часто пользовались Н.В. Гоголь и А.П.Чехов.

У Гоголя читаем в ”Повести о том, как поссорился Иван Иванович с Иваном Никифоровичем”: Агафья Тимофеевна носила на голове чепец, три бородавки на носу и кофейный капот с жёлтенькими цветочками.

У Чехова в рассказе ”Месть”: Лев Саввич Турманов, дюжинный обыватель, имеющий капиталец, молодую жену и солидную плешь, как-то играл на шенинах у приятеля в винт. В данном случае однородность членов предложения и позволяет ощутить всю комичность данных описаний литературных героев.

Заключение

Подводя итог, можно утверждать, что на сегодняшний день невозможно представить себе речь современного грамотного человека без использования в ней однородных членов. Проанализировав поставленные ранее цели и задачи, я пришла к выводу, что однородные члены предложения, безусловно, важны и нужны современному человеку. Применяя их, говорящий и пишущий показывает высокий уровень знания родного языка и наиболее точно и правильно излагает свои желания и мысли.

Вот такие они, знакомые незнакомцы однородные члены предложения! Использовать их достаточно просто, а если включить немного фантазии, то с их помощью мы сможем не только перечислять, но и заставим слушателя смеяться, почувствовать динамику и даже скорость.

Дальнейшая работа в рамках данной темы заключалась в систематизации полученных ранее знаний. Результатом работы стало пособие «Однородные члены предложения в схемах и таблицах». (Приложение 2).


Список литературы

  1. Валгина Н.С. Розенталь Д.Э. Фомина М.И.

Современный русский язык: Учебник / Под редакцией Н.С. Валгиной.

  1. Русский язык, Теория, 5-9 класс, Бабайцева В.В., Чеснокова Л.Д., 2012.

з.        Амелина, Е.В. Русский язык в таблицах и схемах / Е.В. Амелина. -- Ростов-на

Дону : Феникс, 2010.

Интернет - источники http://gramota.ru/class/coach/punct/45 190 Справочно-информационный портал ГРАМОТА.РУ — русский язык для всех


Приложение 1

ОПРОС

«Нужны ли современному человеку знания об однородных членах предложения?»

Дата проведения (ноябрь 2017 г.)

Цель опроса - выяснить отношение уч-ся школы к проблеме В опросе участвовали 5-11 классы

1.Что такое однородные члены предложения?

2. В нашей речи лучше пользоваться простыми предложениями и не прибегать к употреблению однородных членов предложения.(обведи)

НЕТ

З. Ваше отношение к теме: (подчеркни)

Эта тема сложная, ее лучше не изучать в школе

Несложная

Интересная

4.Нужны ли современному человеку знания об однородных членах предложения? НЕТ

РЕЗУЛЬТАТЫ ОПРОСА

90 80

70

60

50

40

30 20

10

Что такое        В нашей речи лучше        Эта тема сложная,        Нужны ли однородные члены        ПОЛЬЗОВаТЬСЯ        ее лучше не изучать        современному предложения        простыми        в школе        человеку знания об предложениями и        однородных членах не прибегать к        предложения? употреблению однородных членов предложения

Что такое однородные члены предложения вспомнили 90% уч-ся

В нашей речи лучше пользоваться простыми предложениями и не прибегать к употреблению однородных члейов предложения ДА        НЕТ 50 0/0

Ваше отношение к теме:

Эта тема сложная, ее лучше не изучать в школе 60%

Интересная 40%

Нужны ли современному человеку знания об однородных членах предложения?

НЕТ

11

Рецензия на проект ученицы 9 класса МБОУ «Болтутинская СШ имени

И.К.Базылева » Ивановой Арины по теме

«Однородные члены предложения»

Работа Ивановой Арины посвящена теме «Однородные члены предложения». Ученица готовила её на основе материалов, собранных в ходе изучения специальной литературы, касающейся этой темы, и данных, полученных в ходе анкетирования своих сверстников. Актуальность данной работы не вызывает сомнений. Вопросы однородных членов всегда волновали учёных. Автором проведена серьёзная работа по вопросу изучения особенностей однородных членов предложения. А с помощью анкетирования Арина узнала, насколько трудна эта тема для обучающихся Болтутинской СШ. Ученица рассматривает разные точки зрения учёных-русистов на однородные члены предложения. Автор на основе большого фактического материала показывает роль однородных членов в художественной литературе, приводит множество примеров. Работа выполнена на достаточно высоком уровне, содержит ряд выводов, представляющих практический интерес. Автор не только показывает результаты анкетирования, но и делаеТ собственный анализ, выявляет причины таких результатов. Проект может явиться полезным пособием для учителей, работающих с детьми, обучающихся , изучающих данную тему на уроках,выпускникам при подготовке к ЕГЭ и ОГЭ.

Оно показывает, на что, прежде всего, нужно обратить внимание в работе с детьми при изучении данной темы. Может послужить кратким пособием и для родителей.

Рецензируемая работа чётко структурирована: имеются введение, постановка задач, основное содержание, выводы, список изученной литературы. Во введении указывается актуальность исследования, ставятся цель и задачи, выдвигается гипотеза. В основной части представлены теоретические и практические составляющие исследовательского проекта. Содержание работы соответствует заявленной теме. В теоретической части раскрываются сведения об особенностях однородных членов предложения, приводятся примеры из художественной литературы. Грамотно проанализировано большое количество литературы по заданной тематике. В практической части автор провела анкетирование среди обучающихся МБОУ «Болтутинская СШ». Обобщив полученные результаты, ученица пришла к выводу, что выдвинутая гипотеза полностью подтверждается. Результаты оформлены в виде принтбука, отражающего результативность и всесторонность проведенного исследования. Проект представляет собой серьёзную и интересную работу .К недостаткам следует отнести перенасыщение теоретической составляющей работы. Проект заслуживает оценки «5».

8 февраля 2018 года

Учитель В.П.Ковалёва


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок русского языка "Однородные члены предложения"

Урок русского языка в 5 классе по теме  "Однородные члены предложения" (Изучение новой темы)...

Учебное занятие по русскому языку "Однородные члены предложения. Знаки препинания в предложениях с однородными членами".Учебное занятие сопровождается мультимедийной презентацией.

Методическая цель: внедрение личностно ориентированных технологий обучения.Образовательные цели: - закрепление знаний об однородных членах предложения;- формирование умения находить однородные чл...

Русский язык. (Однородные члены предложения)

Русский язык. (Однородные члены предложения). Обобщающие слова при однородных членах и знаки препинания при них....

Презентация к уроку русского языка "Однородные члены предложения" (закрепление)

Презентация к уроку русского языка "Однородные члены предложения" (закрепление)...

Урок русского языка "Однородные члены предложения", 5 класс

Открытый урок по теме "Однородные члены предложения" в 5 классе...

Проект по русскому языку «Однородные члены предложения»

Цель проекта: обобщить и расширить знания по теме («Однородные члены предложения». Для достижения этой цели были поставлены следующие задачи:Выяснить, почему возникла потребность в знаках ...