Лексикология
тест по русскому языку (5 класс)

Контрольная работа

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kontrolnaya_rabota_po_teme_leksikologiya.docx14.49 КБ

Предварительный просмотр:

Контрольная работа по разделу "Лексикология"

1. Вместо пропусков вставьте нужные слова. Запишите их по порядку.

а) Слова одной и той же части речи, одинаковые по звучанию и написанию, но совершенно разные по лексическому значению, называются ___________. б) Слова одной и той же части речи с противоположным лексическим значением называются __________. в) Слова одной и той же части речи, обозначающие одно и то же, но отличающиеся оттенками лексического значения и употреблением в речи, называются _________. г) Слова, имеющие два и более лексических значений называются ____________.

2. Выполните задание в виде таблицы. В первую колонку выпишите слова, которые употреблены в прямом значении, а во  вторую – в переносном.

 

Прямое значение

Переносное значение

1.

1.

2.

2.

 

золотая зорька, серебряные косы, горячее желание, душистая весна, тяжелое чувство,  душистый мед, сонная девочка, теплый взгляд, серебряная посуда, сердитая зима, сонные березки, горячая вода, золотая монета, тяжёлая сумка, сердитая соседка, теплый чай.

 

3.Как называются слова, приведённые ниже? Дайте определение. Составьте с этими  словами такие предложения, чтобы было понятно, что они  обозначают.

 

Поласкать - полоскать, луг – лук, плот – плод, пруд – прут

4.Дайте определение: что такое фразеологизмы? Объясните значение фразеологизмов : 

 

Кот наплакал, за тридевять земель, как кошка с собакой, за словом в карман не полезет, кривить душой, куры не клюют, водой не разольешь, язык проглотил, не покладая рук работать,  два шага, положа руку на сердце, сидеть сложа руки.

 

5. Укажите ряд, в котором выделенные слова являются синонимами

А. резвый конь – старая лошадь

Б. близкий человек – далекий друг

В. ключ от замка – родниковый ключ

6. Укажите ряд, в котором выделенные слова являются антонимами

А. пришло тепло – сильный холод

Б. груша в саду – боксерская груша

В. большой бегемот – смешной гиппопотам

7.Укажите ряд, в котором выделенные слова являются омонимами

А. сосновый бор – зубоврачебный бор

Б. угрюмый человек – радостный день

В. красный шарф – алый флаг

8. Найдите  в толковом словаре одно однозначное и одно многозначное слово. Выпишите их лексическое значение.

9.   Подберите к прилагательному честный    синоним и антоним.

10. Выпишите два-три слова иноязычного происхождения. Приведите два-три примера исконно русских слов.  Приведите примеры  устаревших  слов.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Электронные дидактические материалы к разделу языкознания "Лексикология"

Предлагаемые вниманию коллег электронные дидактические материалы по разделу "Лексика" могут быть использованы и на уроке, и на дополнительном занятии (например, со слабоуспевающими детьми), и на лингв...

"Лексикология бүлеген йомгаклау"

5 нче сыйныфта татар теленнән дәрес үткәрү өчен методик эшкәртмә. Фән укытучысына файдалы һәм кызыклы булыр дип уйлыйм. Укучыларны эшләтә, уйлата торган дәрес....

"Ребята, давайте жить дружно!" Урок- путешествие в страну «Лексикология».

Данный урок по русскому языку предназначен для учащихся 5 класса. На уроке идёт закрепление темы "Слово  и его лексическое значение". Урок помогает учащимся увидеть неповторимость, значимост...

Тема урока: Страна « Лексикология».

Цель урока: систематизировать  полученные знания по данной теме, выполнить ряд упражнений на закрепление данного раздела. Записи вести чётко, аккуратно....

Путешествие в страну Лексикологию.

Урок русского языка для 6 класса по нетрадиционной форме. Тип урока - обобщение и систематизация знаний о лексике, синонимах, антонимах и омонимах....

Тест по теме "Лексикология"

Тест  для проверки знаний, умений и навыков по теме "Лексикология"....

Обобщающий урок: лексикология.

Урок русского языка в 10 классе...