кружок «Русское слово» в 9 классе
материал для подготовки к егэ (гиа) по русскому языку (9 класс)

Ковалёва Валентина Петровна

Программа кружка «Русское слово» предназначена для учащихся 9 класса.  Программа опирается на те знания, умения и навыки, которые были получены учащимися в процессе изучения базового курса русского языка. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon kruzhok_russkoe_slovo._9kl.doc94.5 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Болтутинская средняя школа имени И.К.Базылева» муниципального образования

«Глинковский район» Смоленской области

Согласовано

заместитель директора

по УВР Т.И.Максимова

« 30» августа 2019

Утверждено

приказом № 1

от «30 » августа 2019г.

Директор школы

И.Ю.Антипова

 

 

 

 

Рабочая программа

основного общего образования 

по  кружку «Русское слово»

в 9 классе

учителя 1 категории Ковалёвой В.П

2019/2020 уч. год.

Пояснительная записка

 Нормативную правовую основу настоящей программы по кружку «Русское слово» составляют следующие  документы:

   Федеральный компонент государственного стандарта общего образования. Основное общее образование. Русский язык (Приказ Минобразования России «Об утверждении федерального компонента государственных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования» от 2012 г.

        Программа кружка «Русское слово» предназначена для учащихся 9 класса.  Программа опирается на те знания, умения и навыки, которые были получены учащимися в процессе изучения базового курса русского языка. Согласно учебному плану МБОУ «Болтутинская СШ имени И.К.Базылева» на изучение материала отводится 33 часа в год (1 час в неделю) (33 недели).

Цель кружковых занятий - повышение уровня речевой культуры учащихся, развитие их коммуникативных компетенций, освоение способов деятельности для решения практических задач, необходимых для прохождения ОГЭ

       Задачи: подготовка к сдаче ОГЭ по русскому языку на основе систематического обобщения знаний по основным разделам языковой системы, изучаемой в основной школе, совершенствование базовых лингвистических и коммуникативных умений и навыков.

        Государственный экзамен в 9 классе требует от учащихся умения работать с текстом с позиций определения темы, идеи и проблемы. Общая направленность экзамена заключается в проверке следующих умений и навыков:

  • писать изложения разных видов
  • читать текст и анализировать его содержание
  • писать сочинения-рассуждения
  • выполнять тестовые задания, проверяющие знания и умения в разных областях школьного курса русского языка.

Актуальным становится умение сокращать текст до минимума информации без ущерба для смысла.

В программах основной школы по русскому языку на отработку этих навыков отведено минимальное количество времени, а некоторые темы и термины не включены в программу средней школы (например, определение микротем).

Не предусмотрено программой основной школы и формирование умения абзацного членения текста, определения главной и второстепенной информации.

Основной целью данного курса является преодоление трудностей в изучении русского языка.

 Задачи :

  • систематизация ЗУН, проверяемых в ходе проведения экзамена по новой технологии;
  • совершенствование умения излагать учебный текст;
  •  совершенствование умения создавать собственное высказывание (сочинение) на заданную тему.

Главные принципы, на которых строится курс, - научность, системность, доступность. Это позволит школьникам лучше подготовиться к экзаменам.

Информационный материал сочетается с такими формами работы, которые позволят учащимся повысить уровень ЗУН, необходимых для успешной сдачи экзаменов.

 На занятиях используются:

  • Лекции учителя с различными видами заданий;
  • Составление обобщающих таблиц и схем;
  • Самостоятельная работа учащихся (наблюдения над языковым материалом, их анализ, выводы);
  • Самостоятельный отбор материала;
  • Работа в группах;
  • Проведение деловых игр и практикумов;
  • Работа с пакетами КИМов;
  • Он-лайн тестирование;
  • Написание изложений и сочинений.

В результате изучения курса учащиеся должны:

-систематизировать полученные в ходе изучения русского языка знания;

-уметь писать сочинения-доказательства на заданные темы;

-уметь писать изложения разных видов (полные и сжатые).

ЗНАТЬ: 

нормы литературного языка (орфоэпические, лексические, грамматические).

Применяя полученные знания, учащиеся должны УМЕТЬ:

-соблюдать языковые нормы в устных и письменных высказываниях;

-находить и исправлять речевые ошибки в работах разного вида (тестах, сочинениях).

Для достижения этих целей необходимо решить следующие задачи:

-дать понятие о нормах языка;

-рассмотреть основные типы лексических, грамматических ошибок;

В ходе подготовки к итоговой аттестации рекомендуется продумать систему упражнений, нацеленных на предварительную проверку и последующую корректировку следующих умений учащихся:

  • умение понимать на слух содержание звучащих художественных, публицистических, научно-популярных, официально-деловых текстов различных функционально-смысловых типов речи;
  • умение понимать основную мысль прослушанного текста;
  • умение понимать отношение автора к поставленной в прослушанном тексте проблеме;
  • умение подробно излагать содержание прослушанных художественных, публицистических, научно-популярных, официально-деловых текстов различных функционально-смысловых типов речи;
  • умение интерпретировать информацию звучащего текста;
  • умение точно и полно понимать содержание прочитанных художественных, публицистических, научно-популярных, официально-деловых текстов различных функционально-смысловых типов речи;
  • умение понимать главную мысль прочитанного текста;
  • умение понимать отношение автора к поставленной в прочитанном тексте проблеме;
  • умение понимать основную мысль, объединяющую прочитанный и прослушанный тексты;
  • умение комментировать отношение авторов к поставленной в прослушанном и прочитанном тексте проблеме;
  • умение интерпретировать информацию прочитанного текста;
  • умение определять стиль и функционально-смысловой тип речи прочитанного текста;
  • умение определять средства связи предложений в тексте;
  • умение проводить звукобуквенный анализ слова;
  • умение определять лексическое значение слова и фразеологического оборота;
  • умение проводить морфемно - словообразовательный анализ слова;
  • умение определять основные способы образования слов;
  • умение определять принадлежность слова к определенной части речи по его грамматическим признакам;
  • умение определять принадлежность предложения к определенной синтаксической модели по его смыслу, интонации и грамматическим признакам;
  • умение находить грамматическую основу предложения и определять языковые средства её выражения;
  • умение применять знания по фонетике, лексике, морфемике, словообразованию, морфологии и синтаксису в практике правописания;
  • умение создавать текст в соответствии с заданной темой и функционально-смысловым типом речи;
  • умение выражать собственное мнение по проблеме, затронутой в прослушанном и прочитанном текстах, аргументировать его с привлечением информации, извлечённой из них, а также знаний, жизненного или читательского опыта;
  • умение последовательно излагать собственные мысли;
  • умение осуществлять выбор и организацию языковых средств в соответствии с темой, целью, стилем и функционально-смысловым типом речи;
  • умение использовать в собственной речи разнообразные грамматические конструкции и лексическое богатство языка;
  • умение оформлять речь в соответствии с орфографическими, грамматическими, пунктуационными и речевыми нормами литературного языка.

                                                   

                                               Оценка знаний, умений и навыков

 Работа строится по рейтинговой системе: выполняя задание, учащиеся получают определенное количество баллов, которое сравнивается с максимально возможным.

В процессе подготовки к итоговой аттестации необходимо уделить внимание обязательному обобщению и повторению следующих тем:

  • текст как речевое произведение;
  • смысловая и композиционная цельность, связность текста;
  • функциональные стили и функционально-смысловые типы речи;
  • средства связи предложений в тексте;
  • звуки и буквы, звукобуквенный анализ слова;
  • лексическое значение слова и фразеологического оборота;
  • морфемно -словообразовательный анализ слова;
  • основные способы словообразования;
  • морфологический анализ знаменательных частей речи;
  • морфологический анализ служебных частей речи;
  • простое предложение: главные и второстепенные члены;
  • двусоставные и односоставные предложения;
  • сложносочиненное предложение;
  • сложноподчиненное предложение;
  • сложное бессоюзное предложение. Смысловые отношения между частями бессоюзного сложного предложения;
  • сложные предложения с разными видами связи между частями;
  • синтаксический анализ простого предложения;
  • синтаксический анализ сложного предложения.

СОДЕРЖАНИЕ курса

Культура речи.

        Хорошая речь: правильность, точность, ясность, выразительность, красота, уместность.

        Нормы литературного языка как основное понятие культуры речи.

        Нормы ударения и произношения, лексические, грамматические: морфологические и синтаксические.

        Нормы ударения и произношения.

        Основные нормы литературного произношения: произношение безударных гласных звуков, согласных, сочетаний согласных.

        Произношение некоторых грамматических форм.

        Особенности произношения иноязычных слов, а также русских имен и отчеств.         

        Нормы ударения в современном русском языке.

          Лексические нормы. Лексическое значение слова. Синонимы.

Фразеологические обороты. Группы слов по происхождению и употреблению. Лексический анализ

Выразительность русской речи.

Выбор и организация языковых средств в соответствии с темой, целями, сферой и ситуацией общения.

Средства выразительности. Тестовые задания.

         

        Грамматические нормы.

Нормы в морфологии и орфографии. Нормативное употребление форм имен существительных, имен прилагательных, глаголов, местоимений, числительных. Правописание корней Правописание приставок Правописание суффиксов

Синтаксические нормы.

Словосочетание

Нормативное построение словосочетаний по типу согласования, управления. Правильное употребление предлогов в составе словосочетаний.

Предложение. Грамматическая (предикативная) основа предложения

Простое осложнённое предложение. Знаки препинания в простом осложнённом предложении

Правильное построение предложений.

Правильное построение предложений с обособленными членами.

Знаки препинания в сложносочинённом предложении

Знаки препинания в сложноподчинённом предложении

Синтаксический анализ сложного предложения

Сложные бессоюзные предложения

Сложные предложения с разными видами связи

  Методика обучения написанию сжатого изложения.

Изложение. Виды изложений

Способы и приемы компрессии текста. Написание сжатого изложения и его анализ.

Определение, признаки и характеристика текста как единицы языка.

Тема, идея, проблема и способы их определения и формулирования.

Композиция, логическая, грамматическая структура текста.

Понятие о микротеме. Соотношение микротемы и абзацного строения текста

Представление об абзаце как о пунктуационном знаке. Главная и второстепенная информация в тексте.

Ключевые слова и их роль в определении границ главной информации.

Способы компрессии (сокращения) текста: грамматические, логические, синтаксические.

Адекватное понимание письменной речи в различных сферах и ситуациях общения

Текст как продукт речевой деятельности. Смысловая и композиционная целостность текста            

Извлечение информации из различных источников

Письменное воспроизведение текста с заданной степенью свёрнутости (сжатое изложение содержания прослушанного текста

 Сочинение-рассуждение. Структура сочинения-рассуждения. Алгоритм написания сочинения – рассуждения С2

Как начать сочинение-рассуждение на лингвистическую тему Речевые клише, используемые в сочинении-рассуждении. Создание текста в соответствии с заданной темой и функционально-смысловым типом речи.

Тематическое планирование

Тема

Количество часов

Контрольные работы

1

Вводное занятие

1

1

3

Культура речи

10

2

Нормы ударения и произношения

3

3

Лексические нормы

6

4

Грамматические нормы

4

5

Синтаксические нормы

1

6

Методика написания сжатого изложения

2

7

Методика написания сочинения- рассуждения

3

8

Итоговая контрольная работа в формате ОГЭ

3

Итого-33 часа.

Календарно-тематическое планирование кружка

Тема

Дата

1.

Вводное занятие.

2.

Норма, её динамика и вариативность.

3.

Речевой этикет.

4.

Стили литературного языка. Особенности научного стиля.

5.

Публицистический стиль.

6.

Культура делового общения. Официально-деловой стиль.

7.

Культура устной деловой речи.

8

Разговорный стиль.

9.

Культура монологической речи.

10.

Культура поведения и этические нормы общения.

11.

Слово, его назначение в речи. Слово как выразительное средство речи.

12.

Особенности заимствованных слов в русском языке.

13.

Лексические нормы.

14.

Фразеологизмы, их использование в речи.

15.

Пословицы и поговорки в речи. Крылатые слова и выражения.

16.

Практикум по теме «Фразеология».

17.

Фонетические средства языковой выразительности.

18.

Орфоэпия. Нормы произношения.

19.

Трудности русской грамматики.

20.

Речевые ошибки и их устранение

  21

  Тесты по орфоэпии, фонетике, графике

22

Тесты по морфемике, словообразованию ,орфографии

23

Тесты по морфологии и орфографии

.24

Тесты по синтаксису и пунктуации

25

Тесты по культуре речи

26-27-28

Итоговая контрольная работа в форме ОГЭ

29-30

Требования к сжатому изложению. Сжатое изложение.

31

Требования к         сочинению –рассуждению

32

Требования к лингвистическому сочинению

33-33

Сочинение- рассуждение

             

          Учебно-методическое оснащение:

1. Введенская Л.А., Черкасова М.Н. Русский язык и культура речи. - Ростов-на-Дону: «Феникс», 2012.

2. Гойхман О.Я. и др. Русский язык и культура речи. – М.: ИНФРА-М, 2013;

3. Розенталь Д.Э., Голуб И.Б. Русский язык. Сочинения и экзамены на отлично. Стилистика и культура речи. – М.: Махаон, 2008

4. Сайты ОГЭ по русскому языку


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Кружок " Русское слово"

Я вела кружок " Русское слово." В этой статье представлены задачи кружка и тематическое планирование....

Занятие кружка «Русское слово» 6 класс «Дверь- существительное или прилагательное?»

Цель. Познакомить учащихся с особенностями имен прилагательных, их ролью в речи ,оттенками лексического значения...

Кружок "Занимательный русский язык. 7 класс".

    Данная программа представляет собой полный курс по разделам языкознания «Фонетика», «Орфоэпия», «Графика», «Словообразование», «Морфология», предназначенный  обучающимся 7-х ...

Программа внеурочной деятельности. Кружок "Живое слово"

Кружок «Живое слово» призван способствовать решению одной из основных задач современной школы — обеспечение духовного, нравственного роста подрастающего поколения. Программа поможет учителю-словеснику...

Программа внеурочной работы, кружок "Художественное слово".

Город Москва,ЦПШ "Косинская",руководитель объединения -Григорьева Валентина Германовна,учитель русского языка и литературы10 сентября 2018г.   1. КРУЖОК...