Программа внеурочной работы, кружок "Художественное слово".
учебно-методический материал по русскому языку (5 класс)

Григорьева Валентина Германовна

Город Москва,

ЦПШ "Косинская",

руководитель объединения -

Григорьева Валентина Германовна,

учитель русского языка и литературы

10 сентября 2018г.

 

 

 

1. КРУЖОК     "ХУДОЖЕСТВЕННОЕ СЛОВО".

      Занятия проводятся 1раз в неделю по два часа и состоят из двух основных блоков: теории и практики. На теоретических занятиях с обучающимися проводятся беседы, лекции, даётся прослушивание образцов художественного слова, просмотр тематических фильмов. На практических занятиях обучающиеся ведут исследовательскую работу, работают над техникой выразительного чтения, анализируют художественные тексты, выступают на общешкольных и муниципальных мероприятиях и конкурсах, творческих литературных вечерах, конкурсах чтецов; Основные направления:

1. Духовно- образовательное - тематические беседы, о подвижниках, календарных праздниках , обрядах, устные журналы, презентации о писателях, литераторах, исторических событиях.

2.  Воспитательно-оздоровительное - посещение святых мест, музей.

3. Культурно-познавательное - концерты, праздники, сказки, инсценировки, посещение театра, просмотр кинофильма.

4. Сценическое мастерство - театральная игра, ритмопластика, культура речи.

5. Творческое - выступление на различных конкурсах, исследовательская деятельность, написание сочинений, стихотворчество, выпуск газеты «Художественное слово».

    Данная программа рассчитана на 2020- 2021 учебный год.

    Программа дает возможность принимать участие в работе кружка детям от 10 до 12 лет.

    Занятие кружка будет проходить в понедельник с 13.30 до 15.30.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Принята

на Педагогическом совете

ГБОУ ДО ЦРТДЮ «Пресня»

Протокол №____

от «___» ____________ 2018 года

«УТВЕРЖДАЮ»

Директор

ГБОУ ДО ЦРТДЮ «Пресня»

____________ Хорец В.А.

Приказ №___

от «___» __________ 2018 года

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА

«Художественное слово»

Уровень: комплексный

Направленность: литературно-сценическая

Возраст обучающихся: 10-13 лет

Количество часов и срок реализации программы: 48 часов, 2018-2019 г.г.

Разработчик: Григорьева Валентина Германовна,

                        педагог дополнительного образования

Москва, 2018

Протокол согласований дополнительной общеразвивающей программы

«Художественное слово»

«СОГЛАСОВАНО»

Методист

 __________________ Миргалиева С.В.

«___» _____________ 2018 года

«СОГЛАСОВАНО»

Заместитель директора по учебно-воспитательной работе

___________________ Захаревич Ю.Н.

«___» _____________ 2018 года

Дополнительная общеразвивающая программа составлена в соответствии с действующими федеральными, региональными нормативными правовыми актами и локальными актами ГБОУ ДО ЦРТДЮ «Пресня».

 

СОДЕРЖАНИЕ

1 ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА        3

2 ФОРМЫ АТТЕСТАЦИИ И ОЦЕНОЧНЫЕ МАТЕРИАЛЫ        7

3 СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ        8

3.1 Содержание программы _________        8

4 ОРГАНИЗАЦИОННО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ        15

 

1 ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Программа «Художественное слово» ознакомительного уровня имеет художественную направленность.

Эстетическое и духовно-нравственное развитие всегда рассматривалась в числе ключевых направлений воспитательного процесса. Актуальность этой работы обоснована рядом нормативных документов, таких как Федеральный закон от 29 декабря 2012 года №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», «Порядок организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам» (утв. приказом Министерства образования и науки РФ от 29 августа 2013 г. № 1080). Данные документы определяют, что образовательная деятельность по таким программам должна быть направлена на формирование и развитие творческих способностей детей; удовлетворение индивидуальных потребностей учащихся в художественно-эстетическом, нравственном развитии; обеспечение духовно-нравственного воспитания учащихся; формирование общей культуры.

Программа предполагает знакомство учащихся с литературными произведениями,  с первыми шагами художественного мастерства, приобретение  опыта  публичного выступления и творческой работы, учатся работе над характерами персонажа, мотивами их действий, творчески преломлять данные текста или сценария на сцене, приобретают навыки критически оценивать как литературные произведения в целом, так отдельных литературных героев. Это позволяет говорить о педагогической  целесообразности программы «Художественное слово».

Цель программы: формирование у детей духовно-нравственной культуры, воспитание добра в процессе обучения детей умению владеть устным и письменным словом.

Задачи программы:

образовательные:

- обучать  выразительному чтению текста,  работе  над репликами, которые должны быть осмысленными и прочувствованными, созданию характера  персонажа таким,  каким они его видят, приобретению опыта формирования собственного мнения о том или ином литературном произведении,

 - формировать стойкий  интерес у детей к театральному искусству в целом и к предмету «Художественное слово»  в частности;

- развивать навыки публичных выступлений с чтением художественных произведений;

- развивать  и автоматизировать  навыки сценической речи;

воспитательные:

- воспитать  эстетический  вкус у учеников посредством знакомства с лучшими образцами мировой литературы.

- воспитать  чувство  коллективной  деятельности, которое  имеет свои этапы и механизмы, направленные на решение творческой задачи и является результатом, критерием и формой  культурного развития.

развивающие:

- развивать дикцию, мимику и пластику.

Обучающиеся, для которых программа актуальна: дети в возрасте 10-12 лет; ограничения для занятий по программе отсутствуют.

Режим занятий

Численный состав группы: 15 человек.

Занятия проводятся 1 раз в неделю по 2 занятия. Продолжительность занятий: 45 минут, перерыв: 15 минут.

Срок реализации программы: 48 часов, 6 месяцев, 2018-2019 гг.

Планируемые результаты

Учащийся демонстрирует следующую компетенцию:

- усвоение учащимися норм русского литературного языка,  пользоваться  средствами языка в разных жизненных  ситуациях при восприятии и создании высказываний  с соблюдением  русского речевого этикета.

Учащийся демонстрирует следующие умения и навыки:

- развитие у детей навыка действовать на сцене подлинно, логично, целенаправленно раскрывать содержание доступных им ролей в действии и взаимодействии друг с другом

- развитие умения действовать словом, вызывать отклик зрителя, влиять на их эмоциональное состояние

- развитие умения действовать словом, вызывать отклик зрителя, влиять на их эмоциональное состояние

Учащийся демонстрирует следующие знания:

- знать и  пользоваться всем  богатством языковых средств;

- пополнить словарный запас, развивать   и совершенствовать грамматический  строй  речи.

- формировать литературно – творческая деятельность,  развивать способность   художественного  анализа  поэзии, прозы..

- знать наизусть и уметь правильно и выразительно читать 5-10 скороговорок

- знать 3-5 потешек и шуток, прибауток, уметь их обыграть

- читать выразительно стихи, басни. Знать 2-3 стихотворения наизусть.

- уметь представить характер героев стихотворения, басни, обыгрывать содержание произведений

- уметь работать в коллективе, с партнером, уметь вести себя на сцене. Уметь слушать товарищей и отстаивать свою точку зрения на своего сценического героя

- учиться обладать чувством ритма, пластики голоса и движений, читать классические произведения в рамках кружка.

 

2 ФОРМЫ АТТЕСТАЦИИ И ОЦЕНОЧНЫЕ МАТЕРИАЛЫ

Программа предполагает проведение итоговой аттестации по каждому модулю программы. Формы аттестации и оценочные материалы:

Входной контроль осуществляется на 1–ом занятии в форме диагоностики знаний, умений, навыков, мониторинга и качество знаний; тестирование-критерии  "Норма оценки знаний..." 5  баллов по системе оценивания; техники чтения- количество слов в минуту, оценивание по количеству слов в минуту; выразительночть чтения - параметры оценки-темп речи, соблюдение пауз при знаках препинания, логические ударения, критерии оценивания 5 баллов.

Текущий контроль включает в себя следующие формы и проводится на каждом занятии:

1.Тестовые, контрольные, срезовые задания (устный опрос, письменный опрос, тестирование).

2. Создание проблемных, затруднительных заданий (решение проблемных задач, шаблоны-головоломки и т.п.).

3. Демонстрационные: организация выставок, конкурсов, соревнований, презентаций.

4. Анкетирование.

5. Проект.

6. Педагогическая диагностика.

7. Передача обучающемуся роли педагога.

8. День творчества в кружках.

9. Самооценка обучающихся своих знаний и умений.

10. Комбинированная: анкетирование, наблюдение, решение проблемы.

11. Индивидуальные карточки с заданиями различного типа.

12. Групповая оценка работ.

13. Тематические кроссворды.

14. Собеседование.

15. Деловые игры.

16. Творческий отчет (концерт, выставка и т.п.).

17. Защита рефератов.

20. Домашнее задание на самостоятельное выполнение.

21. Карта индивидуальных достижений.

23. Зачет.

Итоговая аттестация проводится в соответствии с Положением о формах,

периодичности и порядке текущего контроля успеваемости и промежуточной аттестации.

 Наиболее распространенные формы контроля/аттестации в кружке:

Выставка - это форма итогового контроля, осуществляемая с целью определения уровня мастерства, культуры, техники исполнения творческих продуктов, а также с целью выявления и развития творческих способностей обучающихся. Может быть персональной или коллективной по различным направлениям дополнительного образования. По итогам выставки лучшим участникам может выдаваться диплом или грамота. Выставка является инструментом поощрения обучающегося.

Зачет - это форма текущего или итогового контроля с целью отслеживания на различных этапах знаний, умений и навыков. Строится на сочетании индивидуальных, групповых и фронтальных форм. В ходе зачета обучающиеся выполняют индивидуальные контрольные задания (теоретические и практические) в устной или письменной форме (тестирование, анкетирование, реферат). Может осуществляться взаимопроверка знаний и умений в мини-группах, проводится фронтальная беседа со всем коллективом.

Конкурс творческих работ - форма итогового (иногда текущего) контроля/аттестации, которая проводится с целью определения уровня усвоения содержания образовательной программы кружка, степени подготовленности к самостоятельной работе, выявления наиболее способных и талантливых детей. Может проводиться по любому виду деятельности и среди разных творческих продуктов: рефератов, творческих изделий, рисунков, показательных выступлений, проектов.

Игра (дидактическая, деловая) - одна из важнейших форм при проведении контроля/аттестации. Виды игр для детей очень разнообразны. Развивающие и познавательные игры способствуют развитию памяти, внимания, творческого воображения и аналитических способностей. Игры воспитывают наблюдательность, привычку к самопроверке, учат доводить начатую работу до конца. В познавательных играх, где на первый план выступает наличие знаний, учебных навыков, содержание игры должно соответствовать уровню подготовленности обучающихся. Различные виды дидактических игр помогают закрепить и расширить предусмотренные программой знания, умения и навыки. Данный вид контроля наиболее подходит для детей младшего школьного возраста.

 

3. СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ

3.1 Содержание программы «Художественное слово», модуль 1.

Учебно-тематический план

№ п/п

Наименование раздела, темы

Количество часов

Формы аттестации

всего

теория

практика

1

Вводное занятие

2

1

1

Обзорная экскурсия

2

Выразительное чтение

32

16

16

Лекция

2.1

Выразительное чтение.

2

1

1

Практикум

2.2

Техника речи

2

1

1

Тренинг

2.3.

Орфоэпические нормы

2

1

1

Консультация

2.4.

Артикуляция звуков

2

1

1

Тренинг

2.5.

Речевое дыхание

2

1

1

Практикум

2.6.

Чтение прозы

2

1

1

Литературная гостиная

2.7.

Логика речи

2

1

1

Практикум

2.8.

Членение текста

2

1

1

Самостоятельная работа

2.9.

Логическое ударение

2

1

1

Тренинг

2.10.

Логическая мелодия

2

1

1

Тренинг

2.11.

Пауза, знаки препинания

2

1

1

Практикум

2.12.

Умение передать интонацию

2

1

1

Консультация

2.13.

Чтение прозы

2

1

1

Литературная гостиная

2.14.

Чтение лирики

2

1

1

Литературные чтения

2.15.

Эмоционально-образная выразительность

2

1

1

Исследовательская работа

2

1

1

Практикум

Всего: 24 часа.

 

План работы.

3

Анализ художественного произведения

14

4

6

Тренинг

3.1.

Определение жанра

2

1

1

Исследовательская работа

3.2.

Тема, идея, композиция

Средства выразительности

4

2

1

1

3

1

Практикум

3.3.

Филологический анализ текста

Отношение автора

2

2

1

1

1

1

Практикум

3.4.

Составление исполнительской партитуры в ходе чтения текста.

2

1

1

Тренинг

4.

Творчество учащихся

8

4

4

Семинар

4.1.

Составление  устного рассказа

2

1

1

Творческая работа

4.2.

Рассказы учащихся на основе услышанного

2

1

1

Творческая работа

4.3.

Рассказы учащихся на основе собственного воображения

2

1

1

Творческая работа

4.4

Чтение прозаического произведения перед аудиторией

2

1

1

Концерт

5

Православные традиции

10

2

8

Лекция

5.1.

История праздника Троицы

5

1

4

Практикум

5.2.

Православные традиции в русской литературе

5

1

4

Самостоятельная работа

6.

Итоговая аттестация

2

-

2

Зачётная работа

Содержание учебно-тематического плана

1. Вводное занятие (1 час теории, 1 час практики).

Первая ступень к искусству художественного чтения-изучение логических и изобразительно - выразительных средств произведений. Понимание богатства русского языка и умение пользоваться им в речи. Ознакомление с определенными теоретическими понятиями.

2. Раздел «Выразительное чтение, техника речи».

(18 часов теории, 18 часов практики)

2.1. Тема «Выразительное чтение как один из путей раскрытия богатства русского языка» (1 час теории, 1 час практики).

Теоретическая часть. Выразительное чтение - логическое ударение, знаки препинания, эмоционально-экспрессивная часть, темп, паузы.

Практическая часть. Чтение  стихов А. С. Пушкина,  A. Тютчева. Наблюдение над художественными средствами. Упражнения по  мастерству.

2.2. Тема «Техника речи. Значение хорошей дикции в устной речи. Чудо поэтического слова» (1 час теории, 1 час практики).

Теоретическая часть. Развитие понятий о метафоре, стихотворной и прозаической речи.

Практическая часть. Чтение поэтических произведений с целью выработки дикции.

2.3. Тема «Орфоэпические нормы. Сведения об изменяемости орфоэпических норм. Знакомство с орфоэпическими словарями» (1 час теории, 1 час практики).

Теоретическая часть. Орфоэпические нормы.

Практическая часть. Подготовка к общешкольному празднику Дню учителя. Составление сценария. Разучивание сценок и стихов

2.4. Тема «Артикуляция гласных и согласных звуков». Устранение диалектных ошибок речи» (1 час теории, 1 час практики).

Теоретическая часть. Артикуляция гласных и согласных звуков.

Практическая часть. Устранение диалектных ошибок речи в тексте.

2.5. Тема «Речевое дыхание. Практические упражнения по дыханию и дикции» (1 час теории, 1 час практики).

Теоретическая часть. Речевое дыхание.

Практическая часть. Практические упражнения по дыханию и дикции.

2.6. Тема «Чтение прозаического произведения. Особенности чтения» 

(1 час теории, 1 час практики).

Теоретическая часть. Особенности чтения.

Практическая часть. Чтение прозаического произведения.

2.7.  Тема «Логика речи. Средства логической выразительности речи - ударение, паузы, логическая мелодия» (1 час теории, 1 час практики).

Теоретическая часть. Логика речи и его компоненты.

Практическая часть. Выработка умений и навыков выразительности речи.

2.8. Тема «Членение текста на речевые звенья» (1 час теории, 1 час практики).

Теоретическая часть. Членение текста на речевые звенья.

Практическая часть. Шедевры художественного слова. Формирование потребности общения с образцами художественного слова. Слушаем «мастеров слова».

2.9. Тема «Логическое ударение» (1 час теории, 1 час практики).

Теоретическая часть. Логическое ударение.

Практическая часть. Выработка навыков постановки логического ударения.

2.10. Тема «Логическая мелодия»(1 час теории, 1 час практики).

Теоретическая часть. Логическая мелодия

Практическая часть. Тренировочные упражнения по выработке мелодичного прочтения лирического произведения.

2.11. Тема «Пауза, логическая мелодия и знаки препинания»

(1 час теории, 1 час практики).

Теоретическая часть. Пауза, логическая мелодия и знаки препинания.

Практическая часть. «Искусство декламации. Выразительность чтения, беседа о театральном искусстве. Простейшие упражнения игры».

2.12. Тема «Умение передать средствами интонации особенности различных синтаксических конструкций» (1 час теории, 1 час практики).

 Теоретическая часть. Умение передать средствами интонации особенности различных синтаксических конструкций.

Практическая часть. Подбор стихов, сценок  к Новому году.

2.13. Тема «Чтение прозаического произведения» (1 час теории, 1 час практики).

Теоретическая часть. Жанры прозы. Чтение по ролям, сцена, театральное оформление, передающие настроение и смысловое содержание пьесы.

Практическая часть. Работа над созданием собственных прозаических текстов и совершенствованием художественного слова в эпическом произведении Культура поведения в театре. Беседа. Театральная азбука. Ролевые игры. Театр – экспромт.

2.14. Тема «Лирическое   произведение» (1 час теории, 1 час практики).

Теоретическая часть. Основные понятия в выразительном чтении лирического произведения. Теория стиха. Логическое ударение. Интонация. Работа с «голосом». Стихотворчество.

Практическая часть. Отработка упражнений по технике речи. Отработка выразительного чтения стихов, отработка актёрского мастерства, Стихотворчество. Исследовательская работа.

2.15. Тема «Эмоционально-образная выразительность» (1 час теории, 1 час практики).

Теоретическая часть.  Чудо поэтического слова. (Театральная ритмика, образность). Упражнения на развитие артикуляции.  Основа эмоционально-образной выразительности.

Практическая часть. Выразительное чтение стихов поэтов 19 века. Отбор стихов на конкурс. Православные традиции в русской литературе и современном мире. Праздник Рождества. Разучивание калядок, рождественские стихи. Проявление в чтении мыслей и эмоционально-волевых устремлений читающего.

2.16. Тема «Проявление в чтении мыслей и эмоционально-волевых устремлений читающего» (1 час теории, 1 час практики).

Теоретическая часть. «В каждом слове – бездна пространства». Что такое настоящие стихи. Проявление в чтении мыслей и эмоционально-волевых устремлений читающего.

Практическая часть. Выразительное чтение лирических произведений. Подготовка и проведение конкурса чтецов в школе. Участие в конкурсах чтецов на муниципальном уровне.

2.17. Тема «Средства выразительности: сила звука, высота звука, тембр, темп, психологическая пауза» (1 час теории, 1 час практики).

Теоретическая часть. Средства выразительности: сила звука, высота звука, тембр, темп, психологическая пауза. Практические упражнения.

Практическая часть. Сила звука, высота, тембр, пауза и темп; действие как главное выразительное средство актерского искусства. Просмотр спектакля.

2.18. Тема «Филологический анализ художественного текста» (1 час теории, 1 час практики).

Теоретическая часть. Теоретические понятия анализа художественного текста.

Практическая часть. Произведения русской классики в исполнении мастеров художественного слова.

3.  Раздел «Анализ художественного произведения»

3.1. Тема «Определение жанра выбранного произведения и отражение его особенностей в устной передаче» (1 час теории, 1 час практики) .

Теоретическая часть. Теория жанра произведения, виды жанров в зависимости от литературного направления.

Практическая часть. Определение жанров литературного произведения. Практикум.

3.2. Тема «Выяснение всех компонентов произведения: Тема, идея, композиция, характеристика героев» (2 часа теории, 3 часа практики).

Теоретическая часть. Что такое тема, идея, композиция, характеристика героев.

Практическая часть. Практика определения темы, идеи и особенности композиции произведения.

3.3. Тема «Отношение автора к изображаемой действительности, особенности языка автора» (1 час теории, 1 час практики).

Теоретическая часть. Отношение автора к изображаемой действительности, особенности языка автора.

Практическая часть. Практическая часть по определению авторской позиции.

3.4. Тема «Составление исполнительской партитуры. Деление на части и куски, определение подтекстов, выяснение исполнительской задачи» (1 час теории, 1 час практики).

Теоретическая часть. Составление исполнительской партитуры. Деление на части и куски, определение подтекстов, выяснение исполнительской задачи.

Практическая часть. Практика по составлению исполнительской партитуры; деление на части и куски, определение подтекстов, выяснение исполнительской задачи. Самостоятельная работа.

4. Раздел «Творчество учащихся».

4.1. Тема «Устное составление рассказов учащихся на основе личных впечатлений» (1 час теории, 1 час практики).

Теоретическая часть. Умение построить высказывание.

Практическая часть.  «Как говорить так, чтобы слушали». Изучаем язык мимики и жестов. Практикум.

4.2. Тема «Рассказы учащихся на основе слышанного от товарищей. Коллективная творческая работа» (1 час теории, 1 час практики).

Теоретическая часть. Теория составления рассказа.

Практическая часть.  Рассказы учащихся на основе собственного творческого воображения.

4.3. Тема «Рассказы учащихся на основе собственного творческого воображения» (1 час теории, 1 час практики).

Теоретическая часть. Умение   составлять рассказ, триединая часть: вступление, основная часть, заключение.

Практическая часть.  «Мы придумываем сказку», «Мы пишем рассказ»,

«Творческий эксперимент».

4.4. Тема «Чтение прозаического произведения перед аудиторией»

(1 час теории, 1 час практики).

Теоретическая часть. Знание публичных выступлений.

Практическая часть.  Ролевая игра «В гостях у литературного персонажа».

Инсценировка стихотворения С. Михалкова «Как старик корову продавал».

Басни И. А. Крылова. Составление партитуры.

5. Раздел «Православные традиции в жизни современного человека и в русской литературе».

5.1. Тема «Православные праздники. История праздника Троицы» (1 час теории, 4 часа практики).

Теоретическая часть. История праздника Троицы.

Практическая часть.  Составление сценария празднования Троицы.

5.2. Тема «Православные традиции в русской литературе и современном мире. Праздник православные. Разучивание стихов» (1 час теории, 4 часа практики).

Теоретическая часть. История праздника.

Практическая часть. Составление текста о праздновании.

6. Итоговая аттестация. (2 часа практики)

Контроль уровня сформированности по освоению ЗУН осуществляется на трёх уровнях:

1. Текущий (коэффициент успешности выполнения заданий на каждом уроке);

2. Промежуточный (проводится в форме теста, практикума, самостоятельной работы в конце каждого раздела);

3. Итоговая   аттестация проводится в  форме  зачётной работы.

 

4. ОРГАНИЗАЦИОННО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ      РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ

Учебно-методическое обеспечение

Формы занятий:

- урок - лекция с различными видами заданий;

- урок применения знаний на практике;

- урок навыков (тренировочные);

- урок комплексного применения знаний;

- групповая   и индивидуальная формы работы;

- самостоятельная работа (нахождение выразительных средств языка и объяснение их роли, наблюдение над языковым материалом, их анализ, выводы);

- составление обобщающих таблиц и схем;

- проведение деловых игр и практикумов;

- онлайн тестирование;

Материально-техническое обеспечение

Требования к помещениям:

помещения, отвечающие требованиям санитарных норм, оборудованные мебелью, соответствующей росту и возрасту детей.

Оборудование, приборы, технические средства:

  • Телевизор,
  • видеомагнитофон,
  •  DVD,
  • компьютер,
  • проектор,
  • диски с записью сказок и постановок.

Кадровое обеспечение

Требования к кадровому составу

Учебно-информационное обеспечение

Список используемой литературы:

  • Безымянная. О., Школьный театр, М, 2012
  • Беленький Г.И. Приобщение к искусству слова. М.: Просвещение, 2015 г. 192с.
  • Выготский Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте. - М.: Просвещение, 2016 г.
  • Жижина А. Д. Как постигать язык поэзии. – М., 2011.
  • Каришев-Лубоцкий, Театрализованные представления для детей школьного возраста. М., 2015,  
  • Кожинов В. В.  Как пишут стихи. – М., 2010.
  • Овчинникова И. Г. Кроме скучного... (О жанрах школьных сочинений) /Лучший учитель - творчество. М.: Просвещение, 2011., 226с.
  • Суворова Е. Б. Литература как искусство. – М., 2012.
  • Выпуски журнала «Педсовет»
  • Русские народные сказки.

Список нормативно-правовых документов:

1.        Конституция Российской Федерации от 12.12.1993 (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 N 6-ФКЗ, от 30.12.2008 N 7-ФКЗ, от 05.02.2014 N 2-ФКЗ, от 21.07.2014 N 11-ФКЗ);

2.        Об образовании в Российской Федерации: Федеральный закон Российской Федерации от 29 декабря 2012 г. №273-ФЗ.

3.        Об утверждении Концепции развития дополнительного образования детей: Распоряжение Правительства РФ от 04.09.2014 №1726-р.

4.        Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам: Приказ Минобрнауки России от 29.08.2013 №1008.

5.        Об утверждении СанПиН 2.4.4.3172-14 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы образовательных организаций дополнительного образования детей»: Постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 4 июля 2014 г. №41 г. Москва.

6. О внесении изменений в приказ Департамента образования города Москвы от 17 декабря 2014 г. № 922: Приказ Департамента образования города Москвы №1308 от 17 декабря 2014 г.

7.        О мерах по развитию дополнительного образования детей: Приказ Департамента образования города Москвы от 17 декабря 2014 г. № 922

8.        О направлении информации (вместе с «Методическими рекомендациями по проектированию дополнительных общеразвивающих программ (включая разноуровневые программы)»): Письмо Минобрнауки России от 18.11.2015 №09-3242


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа внеурочной деятельности "Русское слово"

       Программа внеурочной деятельности «Русское слово» имеет общеинтеллектуальную  направленность,  является учебно-образовательной с практической ориентацией. С...

Рабочая программа внеурочной деятельности "Мир слова:Занимательная лексика"

Владеть словом - это значит соотносить его с реалией или понятием, знать его семантику, сочетаемость и сферу употребления. Если в сознании ученика слово обладает всеми указанными признаками, то оно вх...

Программа внеурочной деятельности "Родное слово". Отзыв к программе

Программа «Родное слово» предназначена и подготовлена для детей татар, слабо владеющих и не владеющих родным языком, а также для детей других национальностей, интересующихся родным языком историей сво...

Программа внеурочной деятельности"Художественное слово"

Программа «Художественное слово» предполагает комплексный подход, включающий не только освоение знаний, умений и навыков по технике и логике речи, искусству художественного слова, но и раз...

Рабочая программа внеурочной деятельности «Мир слова: тайны языка» 7 класс

Образовательная программа предназначена для учащихся, интересующихся русским языком и желающих изучить его более глубоко....

программа внеурочной деятельности "Кладовая слов"

  Рабочая программа курса внеурочной деятельности  «Кладовая слов русского языка»  для обучающихся   8 классов составлена на основе  основной образоват...