Главные вкладки

    Программа внеурочной деятельности "Русское слово"
    рабочая программа на тему

             Программа внеурочной деятельности «Русское слово» имеет общеинтеллектуальную  направленность,  является учебно-образовательной с практической ориентацией. Содержание курса данной программы способствует развитию самостоятельности мышления, познавательного интереса, активизации творческих возможностей.

             В реализации данной программы внеурочной деятельности участвуют дети 8-10 лет; 3, 4 классы. Программа  рассчитана на 34 часа (1 час в неделю). Продолжительность одного занятия – 45 минут. 

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Microsoft Office document icon Программа "Русское слово"133.5 КБ

    Предварительный просмотр:

    Управление образования

     администрации Старооскольского городского округа  

    Белгородской области

    Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

    «Основная общеобразовательная Каплинская школа»,

     

    Рассмотрена                Руководитель МО классных руководителей

    _______Волкова Л.Г.

    Протокол№___                          от     «____»________ 2014 г.

    Согласована                                Заместитель директора школы          по УВР МБОУ «ОО Каплинская школа»

    ______Черкашина Н.Г.

    «____»_______2014 г.

    Рассмотрена                                 на заседании педагогического совета                               Протокол  №______                          от_________                        

    Утверждена                          приказом                                          «ОО Каплинская школа»                    №_____  от «___» _________    2014г.

    ПРОГРАММА  ВНЕУРОЧНОЙ  ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

      «Русское слово»

    Составитель  программы

    1. Иванова Галина Борисовна, учитель русского языка и литературы
    2. МБОУ «ОО Каплинская школа»

     

    Направление: общеинтеллектуальное

    Классы: 3, 4

    Учебный год 2014-2015

    Старый Оскол

    2014

    I. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

            Программа внеурочной деятельности «Русское слово» (3-4 класс) составлена на основе Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования: текст с изм. и доп. на 2011г./ М-во образования и науки Рос.Федерации. – М.: Просвещение, 2011;  Программы «Занимательная лингвистика», автор-составитель И.Н.Горбунова. – Волгоград: Издательство «Учитель», 2009г.

            Назначение программы

            Программа имеет общеинтеллектуальную  направленность, является учебно-образовательной с практической ориентацией.

             В основе заданий, которые предлагается выполнить детям, лежит игра, преподносимая на фоне познавательного материала. Известно, что, играя, дети всегда лучше понимают и запоминают материал. Данная программа построена так, что большую часть материала учащиеся не просто активно запоминают, а фактически сами же и открывают: разгадывают, расшифровывают, составляют. При этом идёт развитие основных интеллектуальных качеств: умения анализировать, синтезировать, обобщать, конкретизировать, абстрагировать, переносить, а также развиваются все виды памяти, внимания, воображение, речь, расширяется словарный запас.

            Спецификой курса является подход к выбору педагогических средств реализации содержания программы, учитывающий действенную, эмоционально-поведенческую природу младшего школьника, личную активность каждого ребенка, где он выступает в роли субъекта  деятельности и поведения. Педагог создает на занятиях эмоционально-положительную творческую атмосферу, организует диалогическое общение с детьми.

    Актуальность и перспективность курса

            У учеников начальной школы возникает много вопросов, на которые они хотят получить ответы. Изучение лингвистических интересов учащихся начальных классов показывает, как велико их желание узнать новое о русском языке. И хотя их «лингвистические» вопросы стоят в одном ряду с «нелингвистическими» и свидетельствуют лишь о любознательности вообще, они оказываются той необходимой предпосылкой, которая позволяет прививать интерес и любовь к русскому языку. Строгие рамки урока и насыщенность программы не всегда позволяют ответить на все вопросы детей, показать им богатство русского языка, раскрыть многие тайны.

             Содержание курса данной программы способствует развитию самостоятельности мысли, познавательного интереса, активизации творческих возможностей.

    Основные принципы содержания программы:

    - принцип единства сознания и деятельности;

    - принцип наглядности;

    - принцип личностной ориентации;

    - принцип системности и целостности;

    - принцип экологического гуманизма;

    - принцип краеведческий;

    - принцип практической направленности.

    Возрастная группа обучающихся, на которых ориентированы занятия

            В реализации данной программы внеурочной деятельности участвуют дети 8-10 лет; 3, 4 классы

    Объем часов

             Программа внеурочной деятельности «Русское слово» рассчитана на 34 часа (1 час в неделю) согласно учебному плану. Продолжительность одного занятия – 45 минут.

            Цели и задачи  реализации программы.

             Целью программы является формирование коммуникативных компетенций учащихся как показателя общей культуры человека, развитие устной и письменной речи.

             Для достижения поставленной цели необходимо решение следующих задач: 1) расширение первоначальные знания о лексике, фонетике, грамматике русского языка; 2) развитие речи, мышления, воображения школьников, умения выбирать средства языка в соответствии с особенностями с особенностями и условиями общения; 3) воспитание позитивного эмоционально – ценностного отношения к русскому языку, чувства сопричастности к сохранению его уникальности и чистоты; пробуждение познавательного интереса к языку, стремление совершенствовать свою речь

            Формы и методы работы

            Формы работы: игровые занятия, знакомство с научно – популярной литературой, конкурсы знатоков, КВНы, занимательные упражнения, работа со стенгазетой, участие в олимпиаде по русскому языку, устные журналы, проекты.

    II  УЧЕБНЫЙ ПЛАН

    Основные разделы программы

            Курс состоит из восьми последовательных ступеней:

    Тема

    Количество часов

    1.

    Фонетика и орфоэпия

    4

    2.

    Лексикология.

    14

    3.

    Стилистика. Культура речи.

    2

    4.

    Словообразование.

    2

    5.

    Морфология.

    4

    6.

    Синтаксис и пунктуация.

    4

    7.

    Орфография

    2

    8

    История языка

    2

            Итого:

    34 ч.

    III КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

    № п\п

    Разделы программы

    и темы учебных занятий

    Количество часов

    Даты

    Примечания

    Фонетика и орфоэпия

    1

    Что такое орфоэпия?

    1

    2

    Звуки не буквы! Звучащая строка.

    1

    3

    «Пигмалион» учит орфоэпии

    1

    4

    Кис-кис! Мяу!, или Кое-что о звукоподражаниях

    1

    Лексикология.

    5

    Имена вещей

    1

    6

    О словарях энциклопедических и лингвистических.

    1

    7

    Как и почему появляются новые слова?

    1

    8

    Многозначность слова

    1

    9

    Об одном и том же – разными словами.

    1

    10

    Как возникают названия?

    1

    11

    Слова- антиподы. Фразеологические обороты.

    1

    12

    Словари «чужих» слов.

    1

    13

    Слова уходящие и слова-новички.

    1

    14

    Какой словарь поможет избежать ошибок?

    1

    15

    Какие бывают имена?

    1

    16

    Древнерусские имена.

    1

    17

    Отчество и фамилия.

    1

    18

    Надо ли останавливаться перед зеброй?

    1

    Стилистика. Культура речи.

    .19

    Искусство общения.

    1

    20

    Мы собеседники. Искусство вести беседу

    1

    Словообразование.

    21

    Строительство слов.

    1

    22

    Как числительные участвуют в словообразовании?

    1

    Морфология.

    23

    О прямых и переносных значениях в морфологии.

    1

    24

    Имя существительное.

    1

    25

    Имя прилагательное.

    1

    26

    Глагол

    1

    Синтаксис и пунктуация.

    27

    Слово…словосочетание…предложение

    1

    28

    Точка и запятая.

    1

    29

    Точка и запятая.

    30

    Вопросительный и восклицательный знаки.

    1

    Орфография.

    31

    Главный принцип русской орфографии.

    1

    32

    Весёлые правила

    1

    История языка

    33

    Происхождение некоторых слов.

    К истокам слова.

    1

    34

    Создатели славянской азбуки Кирилл и Мефодий.

    1

            Итого

    34ч.

    IV СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ

    Тема 1. Фонетика и орфоэпия (4ч.)

    Что такое орфоэпия? Звуки не буквы! Звучащая строка.  «Пигмалион» учит орфоэпии.  Кис-кис! Мяу!, или Кое-что о звукоподражаниях

    Тема 2. Лексикология. (14 ч.)

    Имена вещей. О словарях энциклопедических и лингвистических. Как и почему появляются новые слова? Многозначность слова. Об одном и том же  - разными словами. Как возникают названия? Слова- антиподы. Фразеологические обороты. Словари «чужих» слов. Слова уходящие и слова-новички. Какой словарь поможет избежать ошибок? Какие бывают имена? Древнерусские имена. Отчество и фамилия. Надо ли останавливаться перед зеброй?

    Тема 3. Стилистика. Культура речи. (2ч.)

    Искусство общения. Мы собеседники. Искусство вести беседу

    Тема 4. Словообразование.( 2ч.)

    Строительство слов. Как числительные участвуют в словообразовании?

    Тема 5. Морфология.(4ч.)

    О прямых и переносных значениях в морфологии. Имя существительное. Имя прилагательное. Глагол

    Тема 6. Синтаксис и пунктуация.

    Слово…словосочетание…предложение.. Точка и запятая. Вопросительный и восклицательный знаки.

    Тема 7. Орфография.

    Главный принцип русской орфографии. Весёлые правила

    Тема 8. Происхождение некоторых слов.

    К истокам слова. Создатели славянской азбуки Кирилл и Мефодий.

    V. ОЖИДАЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ КУРСА.

            Личностные УУД:

    - интерес к познанию русского языка;

    - овладение учебными действиями с языковыми единицами и умение использовать знания для решения познавательных, практических и коммуникативных задач.

            Метапредметными  результатами изучения программы «Русское слово» в 2-х классах являются формирование следующих универсальных учебных действий.

            Регулятивные УУД:

            Определять цель деятельности на занятии  с помощью учителя и самостоятельно.

            Учиться совместно с учителем обнаруживать и формулировать учебную проблему, совместно с учителем учиться планировать учебную деятельность на занятии.

            Высказывать свою версию, пытаться предлагать способ её проверки Работая по предложенному плану, использовать необходимые средства (учебник, простейшие приборы и инструменты).

            Определять успешность выполнения своего задания в диалоге с учителем.

            Познавательные УУД:

            Ориентироваться в своей системе знаний: понимать, что нужна  дополнительная информация (знания) для решения учебной  задачи в один шаг.

            Делать предварительный отбор источников информации для  решения учебной задачи.

            Добывать новые знания: находить необходимую информацию как в учебнике, так и в предложенных учителем  словарях и энциклопедиях

            Добывать новые знания: извлекать информацию, представленную в разных формах (текст, таблица, схема, иллюстрация и др.).

            Перерабатывать полученную информацию: наблюдать и делать  самостоятельные  выводы.

            Коммуникативные УУД:

            Донести свою позицию до других: оформлять свою мысль в устной и письменной речи (на уровне одного предложения или небольшого текста).

            Слушать и понимать речь других.

            Вступать в беседу на уроке и в жизни.

            Совместно договариваться о  правилах общения и поведения в школе и следовать им.

            Предметными результатами изучения программы  «Русское слово»

    в  3-4- х классах являются формирование следующих знаний и  умений:

    Обучающиеся должны знать:

    - отличительные признаки основных языковых единиц;

    - основные термины и понятия, связанные с лексикой;

    - отличительные признаки значимых частей слов, частей речи;

    - орфографические, а также пунктуационные правила;

    - изобразительно-выразительные средства языка;

    - лексическое значение и смысл слова в контексте.

            Обучающиеся должны уметь:

    - чётко артикулировать слова;

    - подбирать антонимы, синонимы, фразеологические обороты;

    - пользоваться различными словарями;

    - осмысленно воспринимать слово и уместно употреблять его в речи, строить общение в соответствии с правилами речевого поведения.

    VI         МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ

    Вид

    Наименование объектов и средств

    материально –технического обеспечения

    Книгопечатная продукция

    - Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования: текст с изм. и доп. на 2011 г./ М-во образования и науки Рос.Федерации . – М.: Просвещение, 2011

    - Панов Г.А. Занимательные задания по русскому языку. – М.: Издательство «Просвещение», 2008.

     - Программа «Занимательная лингвистика», автор-составитель И.Н.Горбунова. – Волгоград: Издательство «Учитель»,2009г.

    Печатные пособия

     

    Компьютерные и информационно – коммуникативные средства

    Интерактивные программы  и  издания  на  электронных  носителях (CD,  DVD)

    Технические средства

    1.   Классная доска

    2.   Магнитная доска.

    3.   Персональный компьютер с принтером.

    4.   Мультимедийный проектор

    VI СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

    1. Г.Александрова «Занимательный русский язык» ( серия « Нескучный учебник» ), Тригон, Санкт-Петербург, 1998

    2. Г.Бакулина « Интеллектуальное развитие младших школьников на уроках русского языка» М, Владос, 1999

    3. М.Бесова « Познавательные игры для младших школьников» Ярославль, 2004

    4. Э.Вартанян « Крылатые слова» , М, Астрель, 2001

    5. В.Волина « Откуда пришли слова», М, Аст-прес, 1996

    6. Е.Минский « От игры к знаниям» М, 1982

    7. «Речевые секреты» под. Редакцией Т.Ладыженской, М, 1993

    8. «Старинные вятские загадки» Киров, 1990

     9. Панов Г.А. Занимательные задания по русскому языку. – М.: Издательство     «Просвещение», 2008.

            


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Рабочая программа внеурочной деятельности "К тайнам слова: занимательная лексика"

    Рабочая программа внеурочной деятельности по русскому языку для 5 класса разработана в соответствии с требованиями ФГОС, расчитана на 34 часа....

    программа внеурочной деятельности "Мир удивительных слов"

    Программа данного курса позволяет показать учащимся, как увлекателен, разнообразен, неисчерпаем мир слова, мир татарской грамоты. Это имеет большое значение для формирования подлинных познавательных и...

    РАБОЧАЯ ПРОГРАММА внеурочной деятельности по литературе «Искусство слова» для 5 класса

    РАБОЧАЯ ПРОГРАММА   внеурочной деятельности по литературе «Искусство слова»  для   5  класса...

    Рабочая программа внеурочной деятельности "Мир слова:Занимательная лексика"

    Владеть словом - это значит соотносить его с реалией или понятием, знать его семантику, сочетаемость и сферу употребления. Если в сознании ученика слово обладает всеми указанными признаками, то оно вх...

    Программа внеурочной деятельности "Родное слово". Отзыв к программе

    Программа «Родное слово» предназначена и подготовлена для детей татар, слабо владеющих и не владеющих родным языком, а также для детей других национальностей, интересующихся родным языком историей сво...

    Рабочая программа внеурочной деятельности "Слово о словах, или занимательная этимология"

    Рабочая программа внеурочной деятельности содержит познавательный и занимательный материал по этимологии, раскрывающий загадки топонимики и ономастики; способствует повышению уровня языковой и коммуни...

    Рабочая программа внеурочной деятельности по русскому языку «Мастерская слова» или «К тайнам слова" (5-6 классы)

    Рабочая программа внеурочной деятельности по русскому языку «Мастерская слова» или «К тайнам слова: занимательная лексика и фразеология» разработана на основе Феде­рального государственного образовате...