программа внеурочной деятельности "Кладовая слов"
рабочая программа (8 класс)

    Рабочая программа курса внеурочной деятельности  «Кладовая слов русского языка»  для обучающихся   8 классов составлена на основе  основной образовательной программы основного общего образования МКОУ лицея пгт Красная Поляна  в соответствии с  основными положениями ФГОС на основе авторской программы М.Т. Баранова, Т.А. Ладыженской, Н.М. Шанского «Русский язык. Рабочие программы 5-9 классы» по предметной линии учебников Т.А. Ладыженской, М.Т. Баранова, Л.А. Тростенцовой и других. Она рассчитана на 34 учебных часов (недельная нагрузка составляет 1 учебный час).

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kladovaya_slov.docx30.41 КБ

Предварительный просмотр:

   

Пояснительная записка

    Рабочая программа курса внеурочной деятельности  «Кладовая слов русского языка»  для обучающихся   8 А,Б,В классов составлена на основе  основной образовательной программы основного общего образования МКОУ лицея пгт Красная Поляна  в соответствии с  основными положениями ФГОС на основе авторской программы М.Т. Баранова, Т.А. Ладыженской, Н.М. Шанского «Русский язык. Рабочие программы 5-9 классы» по предметной линии учебников Т.А. Ладыженской, М.Т. Баранова, Л.А. Тростенцовой и других. Она рассчитана на 34 учебных часов (недельная нагрузка составляет 1 учебный час).

            В программе представлена система занятий внеурочной деятельности по развитию познавательных способностей учащихся 8 класса, направленная на формирование универсальных учебных действий (УУД) на основе работы со словом, текстом. Материал программы расширяет и систематизирует теоретические сведения, полученные учащимися, закрепляет практические умения и навыки, позволяет восполнить пробелы в знаниях. На внеурочных занятиях предполагается уделять большое внимание развитию речи  учащихся, развитию навыков и умений самостоятельного анализа предложенного текста, личностному росту.

        Неотъемлемой частью программы являются занятия, направленные на формирование устойчивых коммуникативных умений учащихся по развитию связной речи. Немаловажным также является ориентация на создание собственных произведений различного характера, в том числе  сжатых изложений и сочинений-рассуждений. Поэтому данный курс позволит учителю постепенно начать подготовку к ОГЭ в новой форме.  Занимаясь по программе «Кладовая слов русского языка»  учащиеся смогут усвоить основы текстоведения, выработать систему работы над анализом художественного произведения, как прозаического, так и поэтического, что позволит им подготовиться к олимпиадам по русскому языку и литературе

Программа «Кладовая слов русского языка» является дополнением к основному курсу русского языка, логическим продолжением разговора, начатого на уроке. Подбор художественных и публицистических текстов для осмысления и анализа позволит глубже исследовать языковые особенности слова, ставит учащегося в рефлексивную позицию, способствует развитию познавательного интереса, проникая в мастерскую авторов художественного текста.  Ученик, работающий в роли исследователя текста, сталкивается с проблемой его восприятия и самостоятельного понимания «смыслов», которые хотел донести до читателя автор, тем самым он вступает в диалогическое общение, приобретая тем самым собственную позицию.

Данная программа актуальна, потому что недостаточно научить правильно употреблять слова в речи, анализировать художественный текст, главное - привить любовь к слову, родному русскому языку, потребность узнавать глубже этимологию, лексику, речь. Это возможно в том случае, когда ученик  имеет  возможность самостоятельного формирования себя как грамотного и культурного человека. А для этого учитель доверяет ему самому разобраться в тайнах слова и текста, которые специально подобраны и соответствуют тому, что изучалось на уроках.  

ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА.

Личностные, метапредметные и предметные результаты

Личностные результаты:

- чувство прекрасного – умение чувствовать красоту и выразительность речи, стремиться к совершенствованию собственной речи;

- любовь и уважение к Отечеству, его языку, культуре;

- интерес к чтению, к ведению диалога с автором текста; потребность в чтении;

- интерес к письму, к созданию собственных текстов, к письменной форме общения;

- интерес к изучению языка;

- осознание ответственности за произнесённое и написанное слово.

Метапредметные результаты

Регулятивные УУД:

- самостоятельно формулировать тему и цели урока;

- составлять план решения учебной проблемы совместно с учителем;

- работать по плану, сверяя свои действия с целью, корректировать свою деятельность;

- в диалоге с учителем вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности своей работы и работы других в соответствии с этими критериями. 
Познавательные УУД:

- перерабатывать и преобразовывать информацию из одной формы в другую (составлять план, таблицу, схему);

- пользоваться словарями, справочниками;

- осуществлять анализ и синтез;

- устанавливать причинно-следственные связи;

- строить рассуждения.

Коммуникативные УУД:

- адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач;

- владеть монологической и диалогической формами речи.

- высказывать и обосновывать свою точку зрения;

- слушать и слышать других, пытаться принимать иную точку зрения, быть готовым корректировать свою точку зрения;

- договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности;

- задавать вопросы.

Данный курс не предполагает наличия контрольных работ и контрольных материалов.

Содержание программы:

1. Язык и речь (8 ч.)

Язык и речь. Почему человек умеет говорить. Русский язык среди других языков мира. Изобразительные возможности языка. Речь устная и письменная. Монолог. Диалог. Полилог.

2. Единицы языка (3 ч.)

Слово как универсальная единица языка. Прямое и переносное значение слов. Виды переносных значений. Предложение как единица языка. Слова-предложения и их роль в тексте.

3.Текст и его основные понятия (8 ч.)

Текст. Тема текста. Микротема и абзац.  Темы широкие и узкие. Основная мысль. Контекст. Подтекст. Затекст. Проблема. Средства связи предложений в тексте. Типы связи. Цепная и параллельная связь. Интонация и логическое ударение. Смысловая связь.

4. Стили речи (11ч.)

Разговорный, официально-деловой, публицистический, научный, художественный стили и их особенности. 
Публицистический стиль. Его структура. Анализ текста публицистического стиля. Проблема и аргументы в текстах публицистического характера. Сочинение-рецензия по тексту публицистического стиля. 
Художественный стиль речи и его структура. Основная мысль в художественном тексте. Сжатие текста художественного стиля. Составление текста по образцу. Сочинение-рассуждение по художественному тексту. Рецензия на написанное произведение.
Изобразительно-выразительные средства языка в тексте: фонетические, лексические, морфологические, синтаксические, стилистические.
Научный стиль речи и его структура. Термины в научном стиле речи. Составление высказывания на лингвистическую тему. Типы речи.
Повествование, описание, рассуждение. Тексты смешанного типа. Сочинение-повествование. Сочинение-описание. Сочинение-рассуждение.

5. Система работы над текстом (4 ч.)

Виды анализа прозаического текста. Лингвистический анализ.
Анализ поэтического текста. Сравнительно-сопоставительный анализ. Лексико-семантический анализ. Анализ произведения в контексте. Система работы над анализом текста. Конспектирование. Составление тезисов. Аннотирование. Редактирование.

                                          Календарно – тематическое планирование (34 часа)

Тема занятия

Форма организации занятия

 Виды деятельнос-ти

Кол-во

часов

Дата по плану

Дата по факту

                                                                                                          Язык и речь (7ч.)

1.

Язык и речь. Почему человек умеет говорить. Язык как знаковая система, обслуживающая сознание. Мыслительный комплекс и слово. Слово и понятие.

Лекция, презентация, беседа

Познава-тельная

2

2-4

Русский язык среди других языков мира. Изобразительные возможности языка.

Выразительное чтение, анализ качества чтения

Познава-тельная

3

5

Словесное произведение как результат познания мира и утверждения нравственных устоев общества

Лекция,

выразительное чтение, анализ качества чтения

Познава-тельная

2

6-7

Монолог. Диалог. Полилог. Анализ примеров из художественных текстов. Понятие внутреннего монолога.

Выразительное чтение, анализ качества чтения

Познава-тельная

2

Единицы языка (3 ч.)

8-9

 Слово как универсальная единица языка. Прямое и переносное значение слов. Виды переносных значений.

Лекция, презентация, практическая работа

Познава-тельная

2

10

Предложение как единица языка. Слова-предложения и их роль в тексте.

Лекция, презентация, практическая работа

Познава-тельная

1

Текст и его основные понятия (8 ч.)

11-12

Текст. Тема текста. Микротема и абзац.  Как определить микротему.

Лекция, презентация, практическая работа

Познава-тельная

2

13-16

Основная мысль. Контекст. Подтекст. Затекст. Проблема.

Как средства связи предложений помогают создать текст.

Лекция, презентация

Познава-тельная

4

17

Как составить текст, используя определенный вид связи.

Лекция, презентация, практическая работа

Познава-тельная

1

18

Как интонация и логическое ударение помогают завладеть вниманием слушателей

Лекция, презентация, практическая работа

Познава-тельная

1

Стили речи (12 ч.)

19-20

Разговорный, официально-деловой, публицистический, научный, художественный стили и их особенности.

Лекция, презентация, практическая работа

Познава-тельная

2

21-22

Публицистический стиль. Его структура. Анализ текста публицистического стиля.

Проблема и аргументы в текстах публицистического характера.

Практическое занятие

Познава-тельная

2

23

Сочинение-рецензия по тексту публицистического стиля. 

Лекция, презентация, практическая работа

Познава-тельная

1

24

Художественный стиль речи и его структура. Основная мысль в художественном тексте.

Практическое занятие

Познава-тельная

1

25-26

Изобразительно-выразительные средства языка в тексте: фонетические, лексические, морфологические, синтаксические, стилистические.

Лекция, презентация, практическая работа

Познава-тельная

2

27

Сжатие текста художественного стиля. Составление текста по образцу.

Лекция, презентация, практическая работа

Познава-тельная

1

28-29

Типы речи. Повествование, описание, рассуждение.

Тексты смешанного типа

Практическое занятие

Познава-тельная

2

                                                   Система работы над текстом (4 ч.)

30-33

Виды анализа прозаического текста. Лингвистический анализ.

 Анализ поэтического текста.

Практическое занятие

Познава-тельная

4

34

Подведение итогов работы.

анкетирование

Познава-тельная

Ресурсное обеспечение

Розенталь Д. Э. и др. Русский язык для школьников 5--9 классов. Путешествие в страну слов : учеб. пособие / Д. Э. Розенталь. – М. : Изд. дом «Дрофа», 1995.

Успенский Л. Н. Слово о словах: Очерки о языке / Л. Н. Успенский. – Минск, 1989.

Формановская Н. И. Культура общения и речевой этикет / Н. И. Формановская. – М. : ИКАР, 2005.

Шанский Н. М. Жизнь русского слова: кн. для старшеклассников / Н. М. Шанский, Т. А. Боброва. – М. : Вербум-М, 2006.

Материально-техническое обеспечение

  1. Компьютер
  2. Проектор
  3. Библиотечный фонд


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа внеурочной деятельности "К тайнам слова: занимательная лексика"

Рабочая программа внеурочной деятельности по русскому языку для 5 класса разработана в соответствии с требованиями ФГОС, расчитана на 34 часа....

Программа внеурочной деятельности "Русское слово"

       Программа внеурочной деятельности «Русское слово» имеет общеинтеллектуальную  направленность,  является учебно-образовательной с практической ориентацией. С...

программа внеурочной деятельности "Мир удивительных слов"

Программа данного курса позволяет показать учащимся, как увлекателен, разнообразен, неисчерпаем мир слова, мир татарской грамоты. Это имеет большое значение для формирования подлинных познавательных и...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА внеурочной деятельности по литературе «Искусство слова» для 5 класса

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА   внеурочной деятельности по литературе «Искусство слова»  для   5  класса...

Рабочая программа внеурочной деятельности "Мир слова:Занимательная лексика"

Владеть словом - это значит соотносить его с реалией или понятием, знать его семантику, сочетаемость и сферу употребления. Если в сознании ученика слово обладает всеми указанными признаками, то оно вх...

Программа внеурочной деятельности "Родное слово". Отзыв к программе

Программа «Родное слово» предназначена и подготовлена для детей татар, слабо владеющих и не владеющих родным языком, а также для детей других национальностей, интересующихся родным языком историей сво...

Рабочая программа внеурочной деятельности "Слово о словах, или занимательная этимология"

Рабочая программа внеурочной деятельности содержит познавательный и занимательный материал по этимологии, раскрывающий загадки топонимики и ономастики; способствует повышению уровня языковой и коммуни...