Адаптированная рабочая программа по развитию речи для 5 класса. Автор Никитина Е.И.
рабочая программа по русскому языку (5 класс)

Дмитриева Людмила Александровна

Адаптированная рабочая программа по развитию речи для обучающихся 5 класса с ТНР. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл razvitie_rechi_5_21-22.docx50.67 КБ

Предварительный просмотр:

Государственное казенное общеобразовательное учреждение

Московской области

«Хотьковская общеобразовательная школа-интернат

для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья»

                                                                                                         

                                                                                                                          УТВЕРЖДАЮ

                                                                                    Директор школы-интерната

                                                                                  ______________ С. М. Ильин                                                                                                                                                                                              

                                                                                  «____»_____________ 2021 г.

                                                                       приказ № ___ от «___»_____ 2021 г.

АДАПТИРОВАННАЯ

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО РАЗВИТИЮ РЕЧИ

(БАЗОВЫЙ УРОВЕНЬ)

5 «А» КЛАСС

                                                                                                                         Составитель: Дмитриева Людмила Александровна

        учитель высшей  квалификационной категории

 

2021 г.

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

        Данная адаптированная рабочая программа по развитию речи для 5 класса соответствует требованиям Федерального Государственного Образовательного Стандарта основного общего образования и разработана на основе:

  • Адаптированная основная общеобразовательная программа основного общего образования для обучающихся с тяжелыми нарушениями речи с учетом ФГОС ООО ГКОУ МО Хотьковской школы-интерната;
  • Учебного плана на 2021-2022 учебный год ГКОУ МО Хотьковской школы-интерната;
  • Авторской  программы  основного общего образования «Русский язык». Предметная линия учебников Т. А. Ладыженской, М. Т. Баранова, Л. А. Тростенцовой и других. 5—9 классы. - М.: Просвещение, 2016 г.
  • Учебника «Развитие речи» для 5 класса. Е.Н. Никитиной. - М.: Дрофа, 2018 г.
  • Учебника «Русский язык» для 5 класса. Т. А. Ладыженской, М. Т. Баранова, Л. А. Тростенцовой и других. - М.: Просвещение, 2021 г.

        Согласно учебному плану дано: в неделю - 1 час, в год - 34 часа.

Цели и задачи образовательно – коррекционной работы:

  • Расширение номенклатуры языковых средств и формирование умения их активно использовать в процессе учебной деятельности и социальной коммуникации;
  • Совершенствование речемыслительной деятельности, коммуникативных умений и навыков, обеспечивающих свободное владение русским литературным языком в разных сферах и ситуациях его использования; развития готовности и способности к речевому взаимодействию и взаимопониманию, потребности к речевому самосовершенствованию;
  • Формирование и развитие текстовой компетенции: умений работать с текстом в ходе его восприятия, а также его продуцирования, осуществлять информационный поиск, извлекать и преобразовывать необходимую информацию;
  • Развитие умений опознавать, анализировать, классифицировать языковые факты, оценивать их с точки зрения нормативности, соответствие ситуации и сферы общения.

ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ

Раздел 1. Речь(4 часа)

Речь как средство общения. Формы речи. Устная и письменная речь. Речь диалогическая и монологическая. Правила ведения беседы.

Тематическое тестирование:

№ 1. Язык и речь.

Экскурсия:

№ 1. Путешествие в театральную историю.

Раздел 2. Текст (13 часов)

Что такое текст? Основные средства грамматической связи предложений в тексте. Тема текста. Умение писать и говорить на тему текста. Главное в тексте – идея, основная мысль. Для чего нужен план? Как связать предложения в тексте? Обращение как средство связи предложений в тексте. Текст и фрагменты текста. Ознакомительное и изучающее чтение. Выразительное чтение. Тон высказывания. Логическое ударение. Звукоподражание и звукопись. Тренировочные упражнения по теме «Звукоподражание и звукопись». Средства художественной выразительности. Сравнение.

Контрольные изложения:

№ 1. Контрольное изложение.

Раздел 3. Стили речи (5 часов)

Книжные стили речи: научный, художественный. Разговорный стиль речи. Средства художественной выразительности. Метафора. Олицетворение.

Раздел 4. Типы речи.  (6 часов)

Основные типы речи: описание, повествование, рассуждение. Повествовать – значит рассказывать. Как описать предмет? Композиция описания. Эпитет – художественное средство языка. Как описать животное? Рассуждать – значит доказать. Композиция полного рассуждения.

Раздел 5. Расширяйте свой словарь! ( 3 часов)

Наш помощник – толковый словарь. Лексическое значение слова. Синонимы и антонимы. Подбор синонимов – один из способов толкования лексического значения слова. Употребление фразеологизмов в речи. Работа с фразеологическими словарями.

Тематическое тестирование:

№ 3. Синонимы и антонимы в речи.

Контрольные изложения:

№ 2. Контрольное изложение.

Раздел 6. Текст (3 часов)

Лексические средства связи предложений  в тексте. Лексический повтор. Текстовые синонимы. Антонимы. Родовитые слова. Что такое киносценарий?

Промежуточная аттестация:

Тестирование по теме  «Речь. Типы и стили речи. Художественные средства выразительности».

ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ИЗУЧЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА

Предметные результаты:

  • практически владеть видами речи и формами речи: монолог (монолог-описание, монолог-рассуждение, монолог-повествование), диалог (бытовой, учебный);
  • на практическом материале распознавать основные признаки текста (наличие темы, главной мысли, смысловой и грамматической связи предложений, цельности и относительной законченности); использовать знание основных признаков текста в практике его создания и восприятия;
  • использовать абзац как средство членения текста на композиционно-смысловые части;
  • практически использовать средства связи предложений и частей текста (формы слова, однокоренные слова, синонимы, антонимы, личные местоимения, повтор слова) при создании собственного текста (устного и письменного);
  • владеть различными видами аудирования: выборочным, детальным – научно-учебных и художественных текстов различных функционально-смысловых типов речи;
  • понимать предметное содержание прослушанных и /или прочитанных текстов различных функционально-смысловых типов речи объемом не менее 150 слов: устно и письменно (с помощью учителя) формулировать тему и главную мысль текста; формулировать вопросы по содержанию текста и отвечать на них; подробно и сжато передавать в письменной форме содержание исходного текста после предварительного анализа (для подробного изложения объем исходного текста не менее 100 слов; для сжатого изложения – не менее 110 слов);
  • владеть навыками информационной переработки прослушанного и прочитанного текста: составлять простой план прочитанного текста с целью дальнейшего воспроизведения содержания текста в устной и письменной форме;
  • устно пересказывать прочитанный или прослушанный текст объемом не менее 100 слов;
  • создавать устные монологические высказывания объемом не менее 50 слов на основе жизненных наблюдений, чтения учебно-популярной, научно-учебных и художественной литературы (монолог-описание; монолог-рассуждение; монолог-повествование);
  • участвовать в диалоге на темы на основе жизненных наблюдений объемом не менее 2 реплик;
  • представлять сообщение на заданную тему после предварительного анализа;
  • осуществлять выбор языковых средств для создания высказывания в соответствии с коммуникативным замыслом после предварительного анализа;
  • после предварительного анализа создавать тексты функционально-смыслового типа речи (повествование) с опорой на жизненный и читательский опыт; тексты с опорой на картину (в том числе сочинения-миниатюры объемом 3 и более предложений или объемом не менее 1–2 предложений сложной структуры, если этот объем позволяет раскрыть тему (выразить главную мысль); классного сочинения объемом 0,5–1,0 страницы);
  • после предварительного анализа восстанавливать деформированный текст; осуществлять корректировку восстановленного текста с опорой на образец в устной или письменной форме в зависимости от структуры нарушения;
  • соблюдать в устной речи и на письме правила речевого этикета; уметь употреблять имена существительные, имена прилагательные, глаголы в речевых формулах приветствия, прощания, просьбы, благодарности;
  • различать и использовать основные способы толкования лексического значения слова (использование толкового словаря; подбор однокоренных слов; подбор синонимов и антонимов; определение значения слова по контексту);
  • распознавать однозначные и многозначные слова, различать прямое и переносное значение слова, распознавать синонимы, антонимы, омонимы; различать многозначные слова и омонимы; характеризовать тематические группы слов: родовые и видовые понятия;
  • использовать разные виды лексических словарей и понимать их роль в овладении словарным богатством родного языка;
  • уместно использовать слова с суффиксами оценки в собственной речи; использовать словообразовательные нормы русского языка;
  • распознавать единицы синтаксиса (словосочетание и предложение); выделять словосочетания, распознавать их виды по характеру главного слова, назвать средства связи слов в словосочетании; различать виды предложений по цели высказывания и эмоциональной окраске. простые неосложненные предложения; предложения, осложненные однородными членами, обращением; сложные предложения; предложения с прямой речью; характеризовать интонацию предложения; определять главные (грамматическую основу) и второстепенные члены предложения; различать распространенные и нераспространенные предложения, простые и сложные; находить однородные члены предложения и обобщающие слова при них; находить предложения с обращением, с прямой речью.

Метапредметные результаты:

Регулятивные:

  • умение самостоятельно планировать деятельность (намечать цель, создавать алгоритм, отбирая целесообразные способы решения учебной задачи);
  • умение оценивать средства (ресурсы), необходимые для решения учебно-познавательных задач;
  • умение осуществлять контроль результата (продукта) и процесса деятельности (степень освоения способа действия) по заданным и/или самостоятельно определенным критериям;
  • умение вносить коррективы в деятельность на основе новых обстоятельств, измененных ситуаций, установленных ошибок, возникших трудностей;
  • умение предвидеть трудности, которые могут возникнуть при решении данной учебной задачи; объяснять причины успеха (неудач) в деятельности;
  • овладение умениями осуществлять совместную деятельность (договариваться, распределять обязанности, подчиняться, лидировать,   контролировать   свою   работу)   в   соответствии с правилами речевого этикета;
  • умение оценивать полученный совместный результат, свой вклад в общее дело, характер деловых отношений, проявлять уважение к партнерам по совместной работе, самостоятельно разрешать конфликты;
  • умение осуществлять взаимоконтроль и коррекцию процесса совместной деятельности;
  • умение устранять в рамках общения разрывы в коммуникации, обусловленные непониманием/неприятием со стороны собеседника задачи, формы или содержания диалога.

Познавательные:

  • овладение приемами отбора и систематизации материала; способность определять цели предстоящей учебной деятельности, последовательность действий, оценивать достигнутые результаты;
  • применение приобретенных знаний, умений и навыков в повседневной жизни; способность использовать родной язык как средство получения знаний по другим учебным предметам, применять полученные знания и навыки анализа языковых явлений на межпредметном уровне;
  • овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи деятельности, план действий;
  • умение планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее выполнения, вносить соответствующие коррективы в их выполнение на основе оценки и с учетом характера ошибок;
  • умение работать по плану;
  • умение использовать различные способы поиска (с помощью учителя) в справочных источниках в соответствии с поставленными задачами; уметь пользоваться справочной литературой;
  • воспроизводить текст с заданной степенью свернутости (план, пересказ, изложение);
  • создавать тексты различных стилей и жанров (устно и письменно);
  • осуществлять выбор языковых средств в соответствии с темой, целями, сферой и ситуацией общения; излагать свои мысли в устной и письменной форме, соблюдать нормы построения текста (логичность, последовательность, связность, соответствие теме и др.).

Коммуникативные:

  • владение смысловым чтением текстов разного вида, жанра, стиля с целью решения различных учебных задач, для удовлетворения познавательных запросов и интересов: определять тему, назначение текста, резюмировать главную идею, мысль текста, цель его создания; различать основную и дополнительную информацию, устанавливать логические связи и отношения, представленные в тексте; выявлять детали, важные для раскрытия основной мысли, идеи, содержания текста;
  • владение умениями участия в учебном диалоге - следить за соблюдением процедуры обсуждения, задавать вопросы на уточнение и понимание идей друг друга; сопоставлять свои суждения с суждениями других участников диалога;
  • умение определять жанр выступления и в соответствии с ним отбирать содержание коммуникации; учитывать особенности аудитории;
  • соблюдение нормы публичной речи и регламент; адекватно теме и ситуации общения использовать средства речевой выразительности для выделения смысловых блоков своего выступления, а также поддержания его эмоционального характера;
  • умение формулировать собственные суждения (монологические высказывания) в форме устного и письменного текста, целесообразно выбирая его жанр и структуру в соответствии с поставленной целью коммуникации и адресатом.

Личностные результаты:

  • понимание русского языка как одной из основных национально-культурных ценностей русского народа; определяющей роли родного языка в развитии интеллектуальных, творческих и моральных качеств личности;
  • осознание эстетической ценности русского языка; уважительное отношение к родному языку, гордость за него; стремление к речевому самосовершенствованию;
  • адекватно выражать свое отношение к фактам и явлениям окружающей действительности, к прочитанному, услышанному, увиденному;
  • владение навыками сотрудничества со взрослыми и сверстниками в различных коммуникативных ситуациях, умением не создавать конфликты, находить компромисс в спорных ситуациях;
  • овладение навыками коммуникации и принятыми ритуалами социального взаимодействия, в том числе с использованием социальных сетей;
  • овладение навыком самооценки, в частности оценки речевой продукции в процессе речевого общения; способность к самооценке на основе наблюдения за собственной речью.
  • развитие адекватных представлений о собственных возможностях.

ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

№ п/п

Разделы тематического планирования

Всего часов

Экскурсии

Тесты

Контрольные изложения

1.

Речь.

4

1

1

2.

Текст.

13

1

3.

Стили речи.

5

4.

Типы речи.  

6

5.

Расширяйте свой словарь!

3

1

1

6.

Текст.

3

1

Итого:

34

1

3

2

КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

уроков

Наименование разделов и тем

Характеристика основных видов деятельности ученика (на уровне учебных действий) по теме

Плановые сроки прохождения темы

Фактические сроки прохождения темы

Раздел  1 «Речь» (4 часа)

1.

Речь как средство общения. Формы речи.

Определение понятий,  формируемых

в ходе изучения темы.

Первое знакомство с учебником и его методическим аппаратом.

Работа с текстом и иллюстрациями. Совместная работа с одноклассниками

при обсуждении. Сравнение и различение устной и письменной речь. Обсуждение темы «Язык как национальное достояние».

Отработка умений устанавливать коммуникативные контакты и поддерживать их.

Отработка навыков социально положительных форм вербального взаимодействия в различных социальных ситуациях. Совместная работа по совершенствованию навыков планирования собственных высказываний в устной и письменной форме.

Определение понятий,  формируемых

в ходе изучения темы. Работа по формированию умения анализировать готовые тексты и редактировать их. Участие в беседе. Получение знаний в ходе экскурсии. Описание экскурсии.

Отработка  навыков эффективной коммуникации.

Распознавание видов монологической речи на примере коротких текстов. Составление собственных рассказов заданного жанра. Работа по написанию мини - сочинения на основе коллективного обсуждения.

Описание речевого этикета в социальных сетях и в устной коммуникации. Составление памятки о правилах  размещения информации.

07.09.21

2.

Устная и письменная речь.

14.09.21

3.

Диалог и монолог.

(тематическое тестирование).

21.09.21

4.

Беседа. Правила ведения беседы. Экскурсия «Путешествие в театральную историю».

28.09.21

Раздел 2 «Текст» (13 часов)

5.

Текст. Тренировочные упражнения.

Определение понятий,  формируемых

в ходе изучения темы. Работа над последовательностью изложения текста. Выделение средств связи предложений и частей текста (формы слова, однокоренные слова, синонимы, антонимы, личные местоимения, повтор слова).  Работа с деформированными текстами. Составление собственных текстов объемом не более 50 слов. Сопоставление текстовых и нетекстовых отрывков. Соотношение темы текста и его содержания. Восстановление недостающих частей текста с опорой на тему, поиск частей текста, несоответствующих теме.

Отработка  навыков эффективной коммуникации.

12.10.21

6.

Учимся писать и говорить на тему.

19.10.21

7.

Сравнение. Творительный сравнения.

Различение и использование основных способов толкования лексического значения слова (использование толкового словаря; подбор однокоренных слов; подбор синонимов и антонимов; определение значения слова по контексту). Отработка умения различать прямое и переносное значение слова. Совместная работа по использованию лексических словарей.

26.10.21

8.

Идея, основная мысль текста. План текста.

Составление планов текста (вопросных, в виде повествовательных предложений, с использованием опорных картинок, денотатных и др.), коллективно с помощью педагога. Сопоставление планов и текстов.

Коррекция планов с опорой на первичный текст, коррекция текста с опорой на данный план.

Отработка умения делить текст на абзацы.

Практическое использование средств связи при создании собственного текста (устного и письменного).

Устная и письменная работа (с помощью учителя) по формулированию темы и главной мысли текст. Составление  вопросов по содержанию текста. Участие в ответах  на составленные вопросы. Передавать (подробно и сжато) в письменной форме содержание исходного текста после предварительного анализа (для подробного изложения объем исходного текста не менее 100 слов; для сжатого изложения – не менее 110 слов).  Совместная работа по использованию  различных способов компрессии текста (по плану, по опорным словам, выделение главной мысли каждого абзаца и др.). Участие в выборочном пересказе, в творческом пересказе. Работа над ошибками стилистического или содержательного плана после проверки учителем и обсуждения.

Практическое знакомство с предложениями, осложненными обращением.

Тренировка над выразительностью чтения. Создание (после предварительного анализа)  текстов функционально-смыслового типа речи (повествование) с опорой на жизненный и читательский опыт; тексты с опорой на картину (в том числе сочинения-миниатюры объемом 3 и более предложений или объемом не менее 1–2 предложений сложной структуры, если этот объем позволяет раскрыть тему (выразить главную мысль); классного сочинения объемом 0,5–1,0 страницы). Отработка умения редактировать собственные тексты.

Отработка  навыков эффективной коммуникации.

02.11.21

9.

Связь предложений в тексте. Цепная связь предложений.

09.11.21

10.

Параллельная связь предложений в тексте.

23.11.21

11.

Подготовка к контрольному изложению.

30.11.21

12.

Написание контрольного изложения № 1.

07.12.21

13.

Анализ ошибок, допущенных в изложении. Языковые средства сцепления предложений в тексте.

14.12.21

14.

Обращение как средство связи предложений в тексте.

21.12.21

15.

Текст и фрагменты текста.

28.12.21

16.

Виды чтения. Выразительность чтения: интонация, паузы, логическое ударение.

11.01.22

17.

Звукоподражание и звукопись.

18.01.22

Раздел 3 «Стили речи» (5 часов)

18.

Разговорный стиль речи.

Определение понятий,  формируемых

в ходе изучения темы.

Отработка умения  различать  стили речи.

Различение и использование основных способов толкования лексического значения слова (использование толкового словаря; подбор однокоренных слов; подбор синонимов и антонимов; определение значения слова по контексту). Проведение исследовательской работы, основанной на наблюдении за  однозначными и многозначными словами. Сопоставление  прямого и переносного значения слов. Распознавать на практическом уровне  многозначных слов и омонимов. Использование разные виды лексических словарей.

Создание (после предварительного анализа)  текстов  объемом 0,5–1,0 страницы.

Отработка умения редактировать собственные тексты.

Отработка  навыков эффективной коммуникации.

25.01.22

19.

Один из книжных стилей - научный стиль.

01.02.22

20.

Художественный стиль.

08.02.22

21.

Метафора.

15.02.22

22.

Олицетворение.

01.03.22

Раздел 4 « Типы речи» (6 часов)

23.

Типы речи. Повествовать – значит рассказать.

Определение понятий,  формируемых

в ходе изучения темы.

Сопоставление предложений, различные по цели высказывания и эмоциональной окраске, интонационное оформление предложений.

Дифференциация простых предложений и сложных предложений, дифференциация сложных предложений и предложений с однородными членами. Нахождение в составе текстов предложений с однородными членами и обобщающих слов при них. Практическое знакомство с предложениями, осложненными обращением, предложения с прямой речью, предложения с косвенной речью – их различение на практическом материале.

Отработка обобщающих понятий: родо-видовые отношения.

Использование разные виды лексических словарей.

Создание (после предварительного анализа)  текстов  объемом 0,5–1,0 страницы.

Отработка умения редактировать собственные тексты.

Устная и письменная работа по формулированию темы и главной мысли текст. Передавать (подробно и сжато) в письменной форме содержание исходного текста после предварительного анализа.  Совместная работа по использованию  различных способов компрессии текста. Участие в  пересказе.

Работа над ошибками .

08.03.22

24.

Подготовка к контрольному  изложению.

15.03.22

25.

Написание контрольного  изложения № 2.

22.03.22

26.

Анализ ошибок. Описание предмета.

29.03.22

27.

Эпитет – художественное средство языка.  Описание животного.

12.04.22

28.

Рассуждать – значит доказывать

19.04.22

Раздел 5 «Расширяйте свой словарь!» (3 часа)

29.

Наш помощник - толковый словарь.

Различение и использование основных способов толкования лексического значения слова (использование толкового словаря; подбор однокоренных слов; подбор синонимов и антонимов; определение значения слова по контексту). Работа с однозначными и многозначными слова.

Объяснение прямого и переносного значения слова.

Сопоставление фразеологизмов.

Сопоставление и подбор синонимов, антонимов.

Отработка обобщающих понятий: родо-видовые отношения.

Использование разные виды лексических словарей.

Создание (после предварительного анализа)  текстов.

Отработка умения редактировать собственные тексты.

Устная и письменная работа по формулированию темы и главной мысли текст. Передавать (подробно и сжато) в письменной форме содержание исходного текста после предварительного анализа.  Участие в  пересказе. Отработка  навыков эффективной коммуникации.

26.04.22

30.

Синонимы и антонимы в речи (тематическое тестирование).

03.05.22

31.

Употребление фразеологизмов в речи.

10.05.22

Раздел 6 «Текст» (3 часа)

32.

Лексические средства связи предложений  в тексте.

Работа по выявлению лексических средств связи предложений в тексте.

Создание (после предварительного анализа)  текстов  объемом 0,5–1,0 страницы.

Коллективное составление киносценария.

17.05.22

33.

Киносценарий.

31.05.22

34.

Промежуточная аттестация по теме «Речь. Типы и стили речи. Художественные средства выразительности» (тестирование). 

24.05.22

Общее количество часов по программе - 34 часа (1 час в неделю).

Приложение  № 1

к адаптированной рабочей программе по развитию речи

(базовый уровень) 5 «А» класс

Тематическое планирование с учетом рабочей программы воспитания

п/п

Раздел

Модуль воспитательной программы «Школьный урок»

Количество

часов

1

Текст.

85 лет со дня рождения Юлия  Кима (Ю. Михайлова), поэта, драматурга  (23 декабря).

День российской печати  ( 13 января).

2

2

Стили речи.

Международный день чтения вслух (4 марта).

1

Итого:

3

СОГЛАСОВАНО                                                                                                  СОГЛАСОВАНО                  

зам. директора по УМР                                                                                          на заседании ШМО учителей русского языка,

_________Т. Ю. Кшукина                                                                                      литературы,  географии и истории                                                                                                    

«____»_________ 2021 г.                                                                                        от «____»_________ 2021 г.                                                            

                                                                                                                                   протокол № _________


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Адаптированная рабочая программа по развитию речи для учащихся с речевыми нарушениями.

Календарно – тематическое планирование составлено на основе примерной программы для специальных (коррекционных) школ Vвида и с учетом программ начального общего образования ...

Рабочая программа по развитию речи 4 класс 8 вида

Программа предназначена для использование педагогами специальных (коррекционных) школ 8 вида в 4 лассе...

Рабочая программа по развитию речи 4 класс для специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида

Рабочая программа для специальных  (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида...

Рабочая программа курса «Развитие речи» 9 класс на 2013-2014 учебный год

Пояснительная записка               Актуальность программы на современном этапе развития школы определяется прежде всего тем, что ...

Адаптированная рабочая программа по "Развитию речи" для учащихся с ТНР, 3 класс

Данный тип программы выбран для детей с тяжелыми нарушениями речи с учетом возрастных особенностей детей. Рабочая программа составлена на основании программы Общеобразовательных учреждений. Начальные ...

Адаптированная рабочая программа по развитию речи 5-10 класс.

Рабочая программа разработана на основе Примерной адаптированной основной образовательной программы основного общего образования обучающихся с тяжёлыми нарушениями речи (одобрена решением федерального...