Как написать сочинение на 5.
материал для подготовки к егэ (гиа) по русскому языку (11 класс)

Шелестюк Елена Владимировна

Программа элективного курса по русскому языку.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon kak_napisat_sochinenie_na_5.doc74 КБ

Предварительный просмотр:

Элективный курс «Как написать сочинение на «5»

11 класс

Планируемые результаты освоения учебного предмета, курса

Ожидаемые результаты – научиться понимать литературные тексты и строить логичное целое  – законченный текст итогового  сочинения:

 извлекать информацию;
– правильно вычленять и понимать сигналы, оставленные в тексте автором и передающие оттенки смысла, постигать авторский смысл;
– выражать свой собственный взгляд на проблему, давать оценку литературным образам, ставшим широким обобщением писателя, определять их роль для формирования нравственного облика человека современной эпохи;
– продуцировать собственное связное высказывание, научиться 
 делать понимание литературной проблемы глубоким, слог лёгким, мысль чёткой, логику изложения прозрачной, композицию работы стройной.

Содержание учебного предмета, курса:

1. О новой форме  промежуточной государственной (итоговой) аттестации в 11 классе по литературе – 1 ч.
2. Основные требования к сочинению – 1 ч.
3. Классификация ошибок, встречающихся в сочинениях – 6 ч.
4. Основные типы сочинений. Жанр эссе – 1 ч.
5. Структура и критерии экзаменационной работы. Система оценивания – 7 ч.
6. Последовательность работы над сочинением – 3 ч.
7. Правила игры. Советы экзаменующемуся. «7 правил 
успеха на экзамене» – 1 ч.
8. Ещё раз о терминах и понятиях. Повторение теоретико-литературных понятий, изучаемых в курсе основной школы – 1 ч.
9. Итоговое сочинение. «Любимые» экзаменационные темы. (Особенности формулировок тем итогового сочинения. Тематическое направление. Комментарий) – 1 ч.
10. Модель выпускного сочинения (примеры сочинений) – 1 ч.
11. Анализ сочинений по критериям – 5 ч. 
12. Полные тексты сочинений, написанные выпускниками в ходе апробации. Развёрнутый комментарий к ним на основе критериев оценивания итогового сочинения – 2 ч.
13. Практикум. Написание собственных сочинений на предложенную тематику – 4 ч.
Курс дополнительных занятий рассчитан на 34 часа, 1 занятие в неделю.

Календарно-тематическое планирование:

№ занятия

Кол-во
часов

Дата

Тема занятия

1

 

 

О новой форме промежуточной  государственной (итоговой) аттестации в 11 классе по  литературе – итоговом сочинении. (Для чего нужен письменный экзамен по литературе?)

         2

 

 

Какие требования предъявляются к сочинению?

3

 

 

Распространённые ошибки, встречающиеся в сочинении. Как избежать их? Будьте умнее, не повторяйте чужих ошибок! (Классификация ошибок при проверке итоговых сочинений).

4

 

 

Ошибки, связанные с содержанием и логикой работы выпускника. (Фактические ошибки. Логические ошибки).

5

 

 

Ошибки, связанные с нарушением речевых, грамматических, орфографических и пунктуационных норм. (Речевые ошибки).

6

 

 

Ошибки, связанные с нарушением речевых, грамматических, орфографических и пунктуационных норм. (Грамматические ошибки).

7

 

 

Ошибки, связанные с нарушением речевых, грамматических, орфографических и пунктуационных норм. (Орфографические ошибки).

8

 

 

Ошибки, связанные с нарушением речевых, грамматических, орфографических и пунктуационных норм. (Пунктуационные ошибки).

9

 

 

Основные типы сочинений (дневники, рецензии, очерки, литературно-критические статьи…). Жанр эссе.

10

 

 

Структура и критерии экзаменационной работы. Система оценивания.

11

 

 

Критерии оценивания.  «Соответствие теме».

12

 

 

Критерии оценивания.  «Аргументация. Привлечение литературного материала».

13

 

 

Критерии оценивания «Композиция и логика рассуждения».

14

 

 

Критерии оценивания. «Качество письменной речи».

15

 

 

Критерии оценивания. «Грамотность».

16

 

 

Десятибалльная система оценивания сочинений (поступающим в вузы). Критерии экзаменационной работы.

17

 

 

Последовательность работы над сочинением. С чего начать? Вступление (виды вступлений).

18

 

 

Последовательность работы над сочинением. Главный тезис. Основная часть (аргументация).

19

 

 

Последовательность работы над сочинением. Конец – делу венец. Заключение (виды заключений).

20

 

 

Правила игры. Советы экзаменующемуся. «7 правил успеха на экзамене».

21

 

 

Ещё раз о терминах и понятиях. Повторение теоретико-литературных понятий, изучаемых в курсе основной школы.

22

 

 

Итоговое сочинение. «Любимые» экзаменационные темы. (Особенности формулировок тем итогового сочинения. Тематическое направление. Комментарий).

23

 

 

Рассмотрим модель выпускного сочинения (примеры сочинений).

24

 

 

Анализ сочинений по критерию №1 «Соответствие теме».

25

 

 

Анализ сочинений по критерию №2 «Аргументация. Привлечение литературного материала».

26

 

 

Анализ сочинений по критерию №3 «Композиция и логика рассуждения».

27

 

 

Анализ сочинений по критерию №4 «Правильность речи».

28

 

 

Анализ сочинений по критерию №5 «Грамотность».

29

 

 

Полные тексты сочинений, написанные выпускниками в ходе апробации. Развёрнутый комментарий к ним на основе критериев оценивания итогового сочинения.

30

 

 

Полные тексты сочинений, написанные выпускниками в ходе апробации. Развёрнутый комментарий к ним на основе критериев оценивания итогового сочинения.

31

 

 

Практикум. Написание собственных сочинений на предложенную тематику.

32

 

 

Практикум. Написание собственных сочинений на предложенную тематику.

33

 

 

Практикум. Написание собственных сочинений на предложенную тематику.

34

 

 

Практикум. Написание собственных сочинений на предложенную тематику.

Использованная литература:

1. Сочинение-рассуждение на итоговой аттестации по русскому языку в 9 и 11 классах учебно- методическое пособие/Т.И.Павлова, Н.А.Раннева.– Ростов н/Д: Легион, 2011.
2. 
Служевская Т.Л. Уроки словесности. Практикум по культуре речи. – СПб.: Изд-во  «Тускарора» совместно с фирмой  «РиД», 1997.
3. 
Симакова, Е.С. Русский язык: Экспресс-репетитор для подготовки к ГИА: «Сочинение»:9-й кл./Е.С.Симакова. – М.:АСТ: Астрель: Полиграфиздат, 2011.– (Государственная итоговая аттестация – экзамен в новой форме).
4. Уроки словесности. Пособие для подготовки к сочинению и выполнению творческих заданий/Е.А. Владавская, Н.И. Ломилина, В.К.Сигов. – М.: Интеллект-Центр, 2007 – 104 с.
5. 
В.Подгорная. Сочинение..? Это интересно! ( Теория и практика написания сочинений в нетрадиционных жанрах). – Санкт-Петербург.: Издательство «КАРО», 2000.
6. 
В.И.Глазунов. Сочинение. Письменный экзамен по литературе и русскому языку для поступающих в вузы. – Москва.: Издательство  Российского университета дружбы народов,1997.
7. Домашний репетитор. Как писать сочинение? (Школа и вуз) – М.: Издательство «Айрис», 1996.
8. 
Т.В.Лимонад. С сочинением на «ТЫ». Пособие для старших. М.: Школьная Пресса, 2001 – (Серия ШАНС – «Школа Абитуриента: Научись Сам»).
9. 
Громов С.А.Сочинение. Практическое руководство. – М.: Издательство «Московский лицей»,1994.
10. 
Сидоренко Н.В. Сочинение по литературе. Методическое пособие для учащихся 11-го класса. – Волгоград: Издательство «Братья Гринины», 1997.
11.
 А.А.Егорова. Как написать сочинение на «5»? – Ростов-на-Дону.: Издательство «Феникс», 1996.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация "Как написать сочинение-рассуждение" (в помощь 9-класснику)

Данная презентация поможет 9-класснику написать сочинение-рассуждение (С2.2.)...

Как написать сочинение? Описание игрушки.

1 урок-подготовка к написанию сочинения-описания предмета 2 урок- сочинениеСМ.презентацию к уроку...

Как написать сочинение

Презентация для подготовки к написанию сочинения части С ЕГЭ....

Элективный курс "Как написать сочинение на ЕГЭ"

  Программа курса «Как написать сочинение на ЕГЭ» предназначена для поэтапной работы учащихся 10-11 классов над сочинением по прочитанному тексту, которое предлагается написать в час...

Как написать сочинение

Как написать сочинение (этапы работы, рекомендации)Сочинение по картинеСочинение -  описаниеСочинение-миниатюраСочинение-рассуждение части «С» ЕГЭ по русскому языку...

Методическая работа: "Как самостоятельно написать сочинение-рассуждение по литературе"

В этой работе, я кратко представила свой опыт в обучении школьников написаню сочинения - рассуждения....

Как написать сочинение С 2,1. (ГИА 9 кл 2013 г)

Презентация содержит пошаговые инструкции для написания сочинения-рассуждения на гиа в 9 классе 2013 г. Презентация создана с учётом изменений в проведении экзамена и в выполении заданий части С, прои...