Как успешно написать Итоговое сочинение?
статья по русскому языку (10, 11 класс)
Для успеха в любом труде необходима четкая система работы. Следование системе, тренировка и владение алгоритмом – часть успеха.
В этой статье – алгоритм работы над сочинением, критерии оценки, план работы и Памятка по написанию Итогового сочинения, образец готовой работы, составленной с помощью пошаговой инструкции.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Как правильно писать итоговое сочинение?
Для успеха в любом труде необходима четкая система работы. Следование системе, тренировка и владение алгоритмом – часть успеха.
В этой статье – алгоритм работы над сочинением, критерии оценки, план работы и Памятка по написанию Итогового сочинения.
Итак, во-первых вспомним критерии и научим владению ими детей. Самоанализ - часть работы по ФГОС.
КРИТЕРИИ ИТОГОВОГО СОЧИНЕНИЯ:
- Соответствие теме
Данный критерий нацеливает на проверку содержания сочинения.
Участник должен рассуждать на предложенную тему, выбрав путь ее раскрытия (например, отвечает на вопрос, поставленный в теме, или размышляет над предложенной проблемой и т.п.).
«Незачет» ставится только в случае, если сочинение не соответствует теме или в нем не прослеживается конкретной цели высказывания, то есть коммуникативного замысла. Во всех остальных случаях выставляется «зачет».
- Аргументация. Привлечение литературного материала
Данный критерий нацеливает на проверку умения использовать литературный материал (художественные произведения, дневники, мемуары, публицистику, произведения устного народного творчества (за исключением малых жанров), другие литературные источники) для аргументации своей позиции.
Участник должен строить рассуждение, привлекая для аргументации не менее одного произведения отечественной или мировой литературы, избирая свой путь использования литературного материала; при этом он может показать разный уровень осмысления художественного текста: от элементов смыслового анализа (например, тематика, проблематика, сюжет, характеры и т.п.) до комплексного анализа произведения в единстве формы и содержания и его интерпретации в аспекте выбранной темы.
«Незачет» ставится при условии, если сочинение написано без привлечения литературного материала или в нем существенно искажено содержание произведения, или литературные произведения лишь упоминаются в работе, не становясь опорой для аргументации. Во всех остальных случаях выставляется «зачет».
- Композиция и логика рассуждения
Данный критерий нацеливает на проверку умения логично выстраивать рассуждение на предложенную тему. Участник должен выдерживать соотношение между тезисом и доказательствами.
«Незачет» ставится при условии, если грубые логические нарушения мешают пониманию смысла сказанного или отсутствует тезисно-доказательная часть. Во всех остальных случаях выставляется «зачет».
- Качество письменной речи
Данный критерий нацеливает на проверку речевого оформления текста сочинения.
Участник должен точно выражать мысли, используя разнообразную лексику и различные грамматические конструкции, при необходимости уместно употреблять термины.
«Незачет» ставится при условии, если низкое качество речи (в том числе речевые ошибки) существенно затрудняет понимание смысла сочинения. Во всех остальных случаях выставляется «зачет».
- Грамотность
Данный критерий позволяет оценить грамотность выпускника.
«Незачет» ставится при условии, если на 100 слов приходится в сумме более пяти ошибок: грамматических, орфографических, пунктуационных
Во-вторых, планирование – основа любого начинания. До работы над темами выпускники должны четко знать, из чего должна в целом состоять их работа. Вот примерный (но, поверьте, очень удачный) план.
ПЛАН ИТОГОВОГО СОЧИНЕНИЯ (абзацы выделены цветом).
1.Вступление
2. Тезис
3. Связка
4. Аргумент №1
5. Микровывод
6. Связка
7. Аргумент №2
8. Микровывод
9. Связка
10. Заключение
В третьих, как писать каждую часть, мы учим всю школу, но алгоритм связок между вступлением и заключением, между абзацами позволит выпускникам не ошибиться при построении композиционного единства текста.
Итак. Алгоритм работы над каждой частью (на конкретных примерах направлений 2021-2022 учебного года).
КАК ПИСАТЬ ВСТУПЛЕНИЕ.
- Дайте ответ на вопрос, сформулированный в теме сочинения, этого будет достаточно.
- Не стоит начинать сочинения с «атаки вопросами». (Пример: Что значит выражение: жизнь прожить не поле перейти? Как нам стоит понимать?) При таком подходе даются общие ответы обо всем и ни о чем. Не увеличивайте объем вступления. Вступление должно составлять не более 15 % от всего сочинения.
- Во вступлении должен быть обозначен проблемный вопрос (это сама тема) и формулировка ключевого тезиса, который будете доказывать.
Например, «О ком из героев литературы и истории можно сказать: «Жизнь прожить – не поле перейти»
- Начните с утверждения:
Народная мудрость гласит: жизнь прожить – не поле перейти. Каждый из нас понимает: дорога жизни трудна, на пути встречаются преграды, испытания. От того, каким будет нравственный выбор каждого человека, зависит весь его дальнейший жизненный путь, об этом нам говорит и литература, и история. Подчас ошибка, совершенная в начале, может стоить жизни не только самому человеку, но и другим людям. Неверные ориентиры, ошибочные теории – ведут нас по ложному направлению. Тогда путь человека становится дорогой ошибок, исправлять которые приходится подчас очень дорогой ценой. Об этом задумывается каждый, и писатели – авторы замечательных произведений, раскрывают тему сложности жизненного пути в своих трудах.
КАК ПИСАТЬ ЗАКЛЮЧЕНИЕ
- Заключение должно соответствовать вступлению / теме / основному тексту сочинения по содержанию.
- Перед написанием заключения нужно перечитать вступление, вспомнив проблемы, поставленные в нем, и сделать так, чтобы заключение обязательно перекликалось со вступлением, так как отсутствие связи между вступлением и заключением является одной из самых распространенных содержательно-композиционных ошибок.
- В заключении можно: подвести итог всего рассуждения, использовать уместную цитату, содержащую суть главной мысли сочинения, дать краткий и точный ответ на вопрос темы.
- Объем заключения: не более 15% от всего сочинения.
Например, «О ком из героев литературы и истории можно сказать: «Жизнь прожить – не поле перейти»:
Верную дорогу выбрать непросто, именно поэтому каждый человек совершает ошибки, несмотря на богатство человеческого опыта, отраженного в истории, литературе, народной мудрости. Однако анализ своих и чужих действий, глубокое осознание непреложных истин, на которых держится этот мир, может помочь нам избежать фатальных ошибок, неправильного жизненного выбора. Такие герои, как (имя (имена) героя (-ев) и фамилия(-и) писателя (-лей)) наглядно показывают нам, как трудно вернуться на свою истинную дорогу, как дорого стоят просчёты, как нелегко бывает простить и принять себя после ошибки. Действительно, выходит, что жизнь прожить – не поле перейти.
КАК СФОРМУЛИРОВАТЬ ТЕЗИС
- Формулировка тезиса зависит от ТЕМЫ сочинения.
- Если тема сочинения дана в виде вопроса, то тезис – это ответ на вопрос.
- Если тема сформулирована в виде метафорического высказывания, то тезис – это расшифровка высказывания.
- Если тема сформулирована в виде цитаты, которую не нужно расшифровывать, то необходимо расшифровать, о ком цитата, откуда она, расширить ее, распространить в заданном направлении.
ВНИМАНИЕ! ТЕЗИС ФОРМИРУЕТСЯ ВО ВСТУПЛЕНИИ!
Рассмотрим каждый этап работы над сочинением на примере темы из направления «Преступление и наказание» - «Мы все глядим в Наполеоны…» (от преступления к наказанию)
Обратимся к цитате, вспомним, откуда она.
Но дружбы нет и той меж нами.
Все предрассудки истребя,
Мы почитаем всех нулями,
А единицами – себя.
Мы все глядим в Наполеоны;
Двуногих тварей миллионы
Для нас орудие одно;
Нам чувство дико и смешно.
Сноснее многих был Евгений;
Хоть он людей, конечно, знал
И вообще их презирал, —
Но (правил нет без исключений)
Иных он очень отличал
И вчуже чувство уважал. (А.С. Пушкин «Евгений Онегин»)
При работе над темой, помним 2 обязательных условия:
Обязательно 1-я часть темы – расшифровка фразы – часть вступления.
Обязательно – связь 1-й части со 2-й – тем, что в скобках: как «наполеонизм» приводит к преступлению и каково будет наказание.
Формируя тезис, надо заранее подумать, что можно брать в качестве аргумента? Помним, что направление посвящено Достоевскому, поэтому один аргумент – из «Преступления и наказания», второй – пусть будет из «Евгения Онегина» - ведь цитата в теме – оттуда. Какой будет первым, решим, сформулировав вступление. Но вот они оба:
- Образ Раскольникова (Достоевский «Преступление и наказание»)
- Образ ОНЕГИНА - он совершил убийство Ленского на дуэли. Наказанием Онегина становится изгнание, ещё большее отчуждение от мира и муки совести:
Оставил он свое селенье,
Лесов и нив уединенье,
Где окровавленная тень
Ему являлась каждый день,
....
То видит он: на талом снеге,
Как будто спящий на ночлеге,
Недвижим юноша лежит,
И слышит голос: что ж? убит.
Итак, пример вступления ( с учетом сказанного выше):
Бессмертные строки из романа А.С. Пушкина «Евгений Онегин» обращают нас к теме «сверхчеловека», возникающей в сознании многих персонажей литературных произведений. Этот тип мышления, основанный на делении людей, не раз становился причиной многих бед человечества: шествие Наполеона далеко не первое, и, к сожалению, не последнее в цепочке аналогичных, скрывающих под маской величия одних над другими банальное стремление к власти. Итогом подобного мировоззрения становились многие злодейства. Пушкин, а за ним Достоевский и многие другие писатели смогли увидеть подобное желание в каждом человеке, и показали, к каким тяжким последствиям может это желание привести. И история, и литература доказывают нам, что пренебрежение важностью других людей неотвратимо ведет к совершению ошибки, ценой которой может стать человеческая жизнь. Наказание, как показывает жизнь, неотвратимо настигает каждого.
Вступление есть, обратимся к аргументам.
ТРЕБОВАНИЕ К АРГУМЕНТАЦИИ
- Аргумент должен подтверждать тезис.
- Кол-во аргументов. Можно использовать 2 аргумента из одного произведения, но в этом случае необходимо дать комплексный анализ произведения в рамках темы. Не следует перегружать сочинение литературными аргументами ни для набора слов, ни для получения хорошей оценки - количество не влияет на оценку, важно качество аргумента.
- Качество аргумента. Используйте для подтверждения тезиса только то произведение, которое вы читали, чтобы не допустить фактических ошибок. Не пересказывайте произведение. Необходим анализ и ваши рассуждения. Каждый аргумент должен действительно подтверждать ваш тезис, поэтому необходимо делать микровыводы, соответствующие теме и тезису.
Попробуем построить первый аргумент. Думаю, будет лучше начать с Пушкина, потому что им мы начали вступление, и он - часть темы.
Итак, Последняя фраза вступления: «Наказание, как показывает жизнь, неотвратимо настигает каждого».
АРГУМЕНТ: Пример того, как герой сам наказал себя, мы видим, конечно же, в романе А.С. Пушкина «Евгений Онегин». Главный герой – высокомерный индивидуалист, отравленный «наполеонизмом», пресыщенный жизнью, считает, что познал её и поэтому может смеяться над людьми и поучать их. Желание продемонстрировать превосходство приводит к трагедии: Евгений на дуэли убивает своего молодого друга Владимира Ленского. Стремление во что бы то ни стало быть лучше, боязнь проявить слабость в глазах высшего света не позволяет ему признать ошибку, помириться с другом. Итог – смерть друга, изгнание, попытка уйти от себя, муки совести: окровавленная тень друга является Евгению. Мы видим, что ошибка стоила главному герою очень дорого, жизнь наказала его за гордыню. Самое печальное, что итог романа не позволяем нам с уверенностью сказать, что герой понял свои ошибки и смог простить себя.
ЧТО ТАКОЕ «СВЯЗКА» И «МИКРОВЫВОД»
- Связка - это переход от одной мысли к другой (от одной части сочинения к другой) Необходимо плавно переходить от тезиса к аргументации, связывая между собой каждое предложение.
- Микровывод – вывод после примера из литературы, в котором будет объяснено, как именно данный пример подтверждает тезис:
Мы видим, что ошибка стоила главному герою очень дорого, жизнь наказала его за гордыню. Самое печальное, что итог романа не позволяем нам с уверенностью сказать, что герой понял свои ошибки и смог простить себя. - ЭТО МИКРОВЫВОД.
Попробуем перейти ко 2 аргументу.
Последняя фраза 1 аргумента: «Самое печальное, что итог романа не позволяем нам с уверенностью сказать, что герой понял свои ошибки и смог простить себя».
АРГУМЕНТ 2:
А.С. Пушкин по праву считается основоположником русского реализма. Последователи писателя в раскрытии темы «наполеонизма» пошли дальше, предоставив своим «Наполеонам» право не только на ошибку, но и на искупление вины. Так, в романе Ф.М. Достоевского «Преступление и наказание» мы встречаемся с ещё одним героем-индивидуалистом, отстранившимся от всего мира, замкнувшимся на теории «о тварях дрожащих» и «право имеющих». Преступление, ставшее итогом этой безнравственной теории, более прозаично, чем дуэль в «Евгении Онегине», но от этого не менее страшно: Достоевский подробно описал убийство главным героем Родионом Раскольниковым старушки-процентщицы и её сестры Лизаветы. Шокируя читателя не только деталями этого поступка, но и предшествующими и последующими терзаниями главного героя, Федор Михайлович Достоевский доводит до нас главную мысль: стремление стать «сверхчеловеком», приверженность к античеловеческим теориям (а Родион Раскольников был сторонником идей Наполеона, именно они его подтолкнули к созданию собственной теории) ведет к расколу в судьбе, фатальным ошибкам и неотвратимому наказанию. Герой Достоевского в конце романа приходит к осмыслению своего поступка, пытается примириться с миром других людей, приходит к настоящей любви. Писатель в своем романе даёт надежду всякому, кто оступился.
Анализируем уже сказанное с точки зрения плана работы и наличия всех составляющих в нашей работе.
Помним, что каждый аргумент содержит «связку».
- Связка - это переход от одной мысли к другой (от одной части сочинения к другой) Необходимо плавно переходить от тезиса к аргументации, связывая между собой каждое предложение.
А.С. Пушкин по праву считается основоположником русского реализма. Последователи писателя в раскрытии темы «наполеонизма» пошли дальше, предоставив своим «Наполеонам» право не только на ошибку, но и на искупление вины. Так, в романе Ф.М. Достоевского «Преступление и наказание» мы встречаемся с ещё одним героем-индивидуалистом, отстранившимся от всего мира, замкнувшемся на теории «о тварях дрожащих» и «право имеющих» - ЭТО СВЯЗКА, т.к. во вступлении мы говорили о Пушкине, дали разъяснение его цитате «мы все глядим в Наполеоны» и пояснили, как «наполеонизм» становится причиной преступления и ведет к наказанию.
Каждый аргумент содержит «МИКРОВЫВОД», иногда даже не один (если этого требует тезис)
Шокируя читателя не только деталями этого поступка, но и предшествующими и последующими терзаниями главного героя, Федор Михайлович Достоевский доводит до нас главную мысль: стремление стать «сверхчеловеком», приверженность к античеловеческим теориям (а Родион Раскольников был сторонником идей Наполеона, именно они его подтолкнули к созданию собственной теории) ведет к расколу в судьбе, фатальным ошибкам и неотвратимому наказанию - ЭТО 1-й МИКРОВЫВОД.
Герой Достоевского в конце романа приходит к осмыслению своего поступка, пытается примириться с миром других людей, приходит к настоящей любви. Писатель в своем романе даёт надежду всякому, кто оступился – Это 2-й микровывод (он ведет к ЗАКЛЮЧЕНИЮ)
Мы написали 2 аргумента. Подходим к выводу. Вспомним, каковы требования к его написанию (применительно к нашей теме).
- Перечитать вступление (в заключении мы не повторяем вступление, а дополняем его выводами, построенными на основании аргументов).
- Подвести итог всему сказанному, упомянуть имена писателей, на произведениях которых основывались аргументы.
- Дать ответ на вопрос темы (если тема сформулирована в виде цитаты, сформулировать на её основе вопрос: как «наполеонизм», идея о «сверхчеловеке» приводит к преступлению и наказанию?)
- Избегать штампов и канцеляризмов (на основании вышеизложенного, таким образом и т.п), используя связки.
Писатель в своем романе даёт надежду всякому, кто оступился – последняя фраза 2-го аргумента. С какой связки начать заключение?
Начнем заключение с мотива ошибочности в жизни:
Великие писатели учат нас гуманизму: ошибаются все, но этим не должен завершаться жизненный путь человека. Да, такие ошибки, как создание теории о разделении людей или приверженность идеям о «сверхчеловеке», ведут к трагедиям, и, в конечном счёте, должны приводить к наказанию. Но в итоге любого наказания человек должен прийти к правде, которая заключается в вере, надежде и любви к людям, в противном случае, ошибки будут повторяться вновь и вновь. И Пушкин, и Достоевский, поднимая тему индивидуализма в своих произведениях, учат читателя истинному взгляду на мир, показывая последствия стремления «в Наполеоны».
Получилась хорошая, отвечающая требованиям к Итоговому сочинению, работа.
Вот она полностью:
«Мы все глядим в Наполеоны…» (от преступления к наказанию)
Бессмертные строки из романа А.С. Пушкина «Евгений Онегин» обращают нас к теме «сверхчеловека», возникающей в сознании многих персонажей литературных произведений. Этот тип мышления, основанный на делении людей, не раз становился причиной многих бед человечества: шествие Наполеона далеко не первое, и, к сожалению, не последнее в цепочке аналогичных, скрывающих под маской величия одних над другими банальное стремление к власти. Итогом подобного мировоззрения становились многие злодейства. Пушкин, а за ним Достоевский и многие другие писатели смогли увидеть подобное желание в каждом человеке, и показали, к каким тяжким последствиям может это желание привести. И история, и литература доказывают нам, что пренебрежение важностью других людей неотвратимо ведет к совершению ошибки, ценой которой может стать человеческая жизнь. Наказание, как показывает жизнь, неотвратимо настигает каждого.
Пример того, как герой сам наказал себя, мы видим, конечно же, в романе А.С. Пушкина «Евгений Онегин». Главный герой – высокомерный индивидуалист, отравленный «наполеонизмом», пресыщенный жизнью, считает, что познал её и поэтому может смеяться над людьми и поучать их. Желание продемонстрировать превосходство приводит к трагедии: Евгений на дуэли убивает своего молодого друга Владимира Ленского. Стремление во что бы то ни стало быть лучше, боязнь проявить слабость в глазах высшего света не позволяет ему признать ошибку, помириться с другом. Итог – смерть друга, изгнание, попытка уйти от себя, муки совести: окровавленная тень друга является Евгению. Мы видим, что ошибка стоила главному герою очень дорого, жизнь наказала его за гордыню. Самое печальное, что итог романа не позволяем нам с уверенностью сказать, что герой понял свои ошибки и смог простить себя.
А.С. Пушкин по праву считается основоположником русского реализма. Последователи писателя в раскрытии темы «наполеонизма» пошли дальше, предоставив своим «Наполеонам» право не только на ошибку, но и на искупление вины. Так, в романе Ф.М. Достоевского «Преступление и наказание» мы встречаемся с ещё одним героем-индивидуалистом, отстранившимся от всего мира, замкнувшимся на теории «о тварях дрожащих» и «право имеющих». Преступление, ставшее итогом этой безнравственной теории, более прозаично, чем дуэль в «Евгении Онегине», но от этого не менее страшно: Достоевский подробно описал убийство главным героем Родионом Раскольниковым старушки-процентщицы и её сестры Лизаветы. Шокируя читателя не только деталями этого поступка, но и предшествующими и последующими терзаниями главного героя, Федор Михайлович Достоевский доводит до нас главную мысль: стремление стать «сверхчеловеком», приверженность к античеловеческим теориям (а Родион Раскольников был сторонником идей Наполеона, именно они его подтолкнули к созданию собственной теории) ведет к расколу в судьбе, фатальным ошибкам и неотвратимому наказанию. Герой Достоевского в конце романа приходит к осмыслению своего поступка, пытается примириться с миром других людей, приходит к настоящей любви. Писатель в своем романе даёт надежду всякому, кто оступился.
Великие писатели учат нас гуманизму: ошибаются все, но этим не должен завершаться жизненный путь человека. Да, такие ошибки, как создание теории о разделении людей или приверженность идеям о «сверхчеловеке», ведут к трагедиям, и, в конечном счёте, должны приводить к наказанию. Но в итоге любого наказания человек должен прийти к правде, которая заключается в вере, надежде и любви к людям, в противном случае, ошибки будут повторяться вновь и вновь. И Пушкин, и Достоевский, поднимая тему индивидуализма в своих произведениях, учат читателя истинному взгляду на мир, показывая последствия стремления «в Наполеоны».
(515 слов)
Нам нужно не менее 350 слов, но когда знаешь алгоритм, пробовал и тренировался, легко написать и больше!
Предлагаю Вам Памятку, которую мы составили с ребятами вместе.
Памятка (алгоритм) к написанию итогового сочинения
- Читаю пять предложенных тем и анализирую, к каким направлениям эти темы относятся, каковы цели этих направлений.
- Ищу в формулировках тем ключевые слова, помогающие сузить темы до развернутых вопросов.
- Выбираю тему, отвечаю на поставленный в теме вопрос. Комментирую этот тезис – формирую вступление.
- Записываю в черновике 2 тезиса (микровывода) для основной части, подбираю к ним аргументы и примеры из прочитанных произведений.
- Пишу на черновик сочинение, записывая 1 – й и 2 – й аргументы в логической последовательности (последовательность аргументов зависит от вступления, т.к. главный тезис – во вступлении).
- Записав 2 аргумент, перечитываю всю основную часть работы: каждый аргумент должен начинаться со связки с предыдущей частью и заканчиваться микровыводом.
- Перед написанием заключения перечитываю вступление: в заключении я не повторяю вступление, а дополняю его выводами, построенными на основании аргументов. Подвожу итог всему сказанному, вспоминаю имена писателей, на произведениях которых основывались аргументы. Не забываю про связку в начале заключения.
- Перечитываю черновик и исключаю повторы одних и тех же мыслей.
- Ищу в тексте речевые и грамматические ошибки (для выявления речевых ошибок нужен контекст, а грамматические ошибки заметны даже вне контекста). Переписываю работу начисто.
- Если сомневаюсь, проверяю правописание слов, обращаясь к орфографическому словарю. Нахожу пунктуационные ошибки с помощью анализа синтаксической структуры предложений.
- Слежу на экзамене за временем, помня, что эксперты проверяют только текст в выданном бланке записи, а черновик не учитывается.
- Во время экзамена работаю спокойно и уверенно, понимая, что иду по правильному пути, и все у меня получится.
Желаю Вам успешной и плодотворной совместной работы и благодарных учеников!
Предварительный просмотр:
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Как написать итоговое сочинение по литературе (из опыта работы учителя)
Помещаемый материал содержит анализ основных ошибок в сочинении, допускаемых учениками, а также советы, как их избежать...
Значение портфолио в подготовке учащихся к успешной сдачи итоговой аттестации по английскому языку
Опубликованная статья в сборнике Центра научной мыли, г. Таганрог...
Как написать итоговое сочинение
Одним из самых существенных вопросов, думается, является вопрос, о чем?(если проблема вынесена в заголовок) Проблема (чего? какая?), поставленная (рассматриваемая) автором в этом тексте, звучит уже в ...
Статья "Как успешно написать изложение по русскому языку?" Подготовка к ОГЭ по русскому языку.
Статья "Как успешно написать изложение по русскому языку?"...
Статья на тему: "Формирование гибких навыков, необходимых выпускнику, для успешного прохождения итоговой аттестации, на уроках математики."
В данной статье я хочу поделиться своими наработками, позволяющими моим выпускникам успешно пройти итоговую аттестацию, не смотря на то, что многие из них совмещают учебу с трудовой деятельность...
Памятка:Как успешно сдать Итоговое собеседование?
Итоговое собеседование – нововведение, которое проводится по всей стране в обязательном порядке, при этом результат собеседования напрямую влияет на допуск к экзаменам. Приведены рекомендации дл...
Поможем детям успешно написать ВПР
Презентация " Поможем детям написать ВПР"...