Как написать итоговое сочинение по литературе (из опыта работы учителя)
статья по литературе (11 класс) на тему

Корнилова Галина Владимировна

Помещаемый материал содержит анализ основных ошибок в сочинении, допускаемых учениками, а также советы, как их избежать

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya_o_soch.odt25.16 КБ

Предварительный просмотр:

Как написать итоговое сочинение по литературе (из опыта работы учителя)

Сочинение — экзамен уникальный. Оно дает возможность оценить личность выпускника со всех сторон. Память механическая и абстрактная, владение логикой, абстрактным и конкретным мышлением, стабильность нервной системы, выносливость, волевые качества — все это экзаменационное сочинение позволяет выявить в комплексе. С помощью экзаменационного сочинения ученик покажет комиссии, оперируя материалом русской литературы, что все эти качества у него есть.

Что оценивается в сочинении?

1. Умение ответить на вопрос темы (заданный прямо или подразумевающийся, - тогда этот вопрос надо еще правильно поставить)

2. Аргументация с привлечением литературного материала. Литературная эрудиция.

3. Композиция и логика рассуждения. Главное в сочинении — доказательство четко сформулированного тезиса.

4. Качество письменной речи.

5. Грамотность. «Незачет» ставится, если грамматические, орфографические и пунктуационные ошибки, допущенные в сочинении, затрудняют чтение и понимание текста (в сумме более 5 ошибок на 100 слов) .

Многие недостатки сочинения вызваны следующими причинами:

• неумением выделить тот аспект анализа, который предлагается формулировкой темы;

• плохим знанием художественных произведений;

• отсутствием собственного мнения о прочитанном произведении;

• наличием не анализа, а пересказа, а «пересказ всегда искажение, упрощение и «оскучнение» (Д.С.Лихачев);

• неумением грамотно, связно, логически последовательно, эмоционально и стилистически правильно изложить письменно свои мысли.

Некоторые из этих причин можно постараться устранить, но никто за ученика не будет читать, никто не сможет заставить его думать, если он сам этого не захочет.

Для того чтобы сочинение было построено правильно, внутренне закономерно, чтобы знания и суждения ученика не спутывались в клубок, а были продемонстрированы наиболее выгодным образом, разработаны определенные приемы.

Во-первых, советую вступление писать только после того, как станут ясны основные позиции главной части, так как только тогда станет ясно, какие положения основной части требуют пояснения. Попытка сразу же написать первые фразы сочинения, как правило, приводит к общим фразам, расплывчатости всей работы.  

 Во-вторых, чтобы получить «зачет» по первому критерию, нужно научиться определять объем темы. Нельзя писать обо всем, что помните. Если быть точнее, надо самому себе задать вопрос и ответить на него четко и кратко. Этот ответ и будет вашим тезисом, который вы будете доказывать с привлечением литературных примеров. Тезис заранее нужно иметь перед собой как цель, к нему нужно привести ваши доказательства.

Например, имея название сочинения « можно поставить вопрос «Что правит человеком — разум или чувства?» Ответом на этот вопрос может стать предложение  «Чувства и разум в человеке должны быть в гармонии». Это и есть тот тезис, который вы будете доказывать с привлечением литературного материала.

Как поставить вопрос?

Каждое явление можно изучать тремя основными способами:

1) можно исследовать происхождение явления или предмета. Например, вопрос может звучать так: С какой целью автор сопоставил те или иные события, явления, героев?

2) каким образом это явление взаимодействует с окружающим миром? С помощью каких художественных средств автор изображает события, героев?

3) Что нового дало это явление миру? Этот вариант вопроса наиболее универсален в применении, так как любой литературный факт является частью более обширного целого, каждый герой вписан в систему образов, каждая сюжетная линия соотнесена с событийным полем произведения.

Это три варианта главного вопроса сочинения. Не надо стараться сформулировать три вопроса и ответить на них, можно  раскрыть тему сочинения, сформулировав один выигрышный тезис.

Следующий этап работы над сочинением — подбор аргументов, планирование конкретных абзацев. Нужно помнить, что основным элементом любого анализа является сравнение: различных героев, различных этапов жизни одного и того же героя. Особенно важны начала и концы произведений. Сравнительный анализ дает широкие возможности для демонстрации самостоятельности мышления.

Как правило, тезис сочинения становится одной из последних фраз главной части, после которой можно переходить к заключению. Такой подход убережет от пересказа, так как ученик  будет не просто пересказывать, а будет ссылаться на текст с целью доказательства тезиса.

Вернемся к вступлению

 Вступление к сочинению существует для того, чтобы продемонстрировать свою эрудицию. Чтобы расширить границы сочинения, чтобы показать, что вы сознательно ограничиваете себя рамками тезиса.

Во вступлении решаются две задачи: во-первых, необходимо объяснить ваше понимание названия темы, если оно нуждается в объяснении, во-вторых, объяснить сужение темы. Вы объясняете, почему, зная много, вы обращаетесь к конкретным немногим литературным фактам.

Заключение

В заключении, как и во всем сочинении не должно быть случайных слов. В заключении должен быть выдвинут новый тезис, расширяющий тезис главной части. В заключении можно маленький частный пример, проанализированный в главной части, можно рассмотреть на фоне творчества писателя или тенденций литературного развития. Тезис не нужно доказывать, он должен быть только заявлен как можно масштабнее.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методические рекомендации по формированию толерантных установок на уроках русского языка и литературы (из опыта работы учителя русского языка и литературы) Фархутдиновой Р.Н.

В современном мире актуальным становится развитие толерантных установок в обучении и воспитании детей. Формирование навыков толерантного поведения у учащихся может происходить за счёт гармонизации ...

Пресс-конференция на уроке литературы. (Из опыта работы учителя-словесника.)

Одной из форм информационного общения является пресс-конференция. В наш информационный век, где огромную роль играют СМИ, важно дать ребятам почувствовать интерес к факту, добытому, научно и дост...

Методика подготовки учащихся выпускных классов к написанию итогового сочинения по литературе (из опыта работы)

Материал содержит методику работы над итоговым сочинением по литературе, анализирует 3 вида тем: тема-понятие, тема-вопрос, тема-суждение и содержит алгоритм действий учащегося и этапы работы по теме....

Как написать итоговое сочинение

Одним из самых существенных вопросов, думается, является вопрос, о чем?(если проблема вынесена в заголовок) Проблема (чего? какая?), поставленная (рассматриваемая) автором в этом тексте, звучит уже в ...

Особенности использования технологии РКМЧП на уроке литературы ( из опыта работы учителя).

опыт использования технологии РКМЧП с целью развития личностных качеств учащихся позволяет вовлечь в активную умственную деятельность, способствовать развитию интеллектуальных способностей школьников....

Как успешно написать Итоговое сочинение?

Для успеха в любом труде необходима четкая система работы. Следование системе, тренировка и владение алгоритмом – часть успеха.В этой статье – алгоритм работы над сочинением, критерии оцен...

"Система оценивания предметных и метапредметных результатов обучающихся на уроках русского языка и литературы" (из опыта работы учителя).

Сложившаяся в школе привычная отметочная система оценивания  не всегда способствует формированию внутренних мотивов учебной деятельности, так как является внешним фактором, зачастую навязанным са...