Годовые контрольные работы по русскому языку
материал по русскому языку

Арбатская ( Бортюк ) Людмила Валерьевна

5-10 класс Демонстрационные варианты

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл 5_klass_russkiy.docx15.95 КБ
Файл 6_klass_russkiy.docx16.63 КБ
Файл 7_klass_russkiy.docx16.42 КБ
Файл 8_klass_russkiy.docx17.92 КБ
Файл 10_kl_russkiy.docx17.25 КБ

Предварительный просмотр:

Демонстрационный вариант итоговой контрольной работы по русскому языку за 2020-2021 учебный год

5 класс

1. Выполните обозначенные цифрами в тексте языковые разборы:

      (2) — морфемный разбор;

(3) — морфологический разбор;

(4) — синтаксический разбор предложения.

Как много ч..дес..ного и уд..вительного в зимн..м л..су! (С)шум..м прол..тит(2) п..тнистый ря(б/п)чик тяж..ло подним..т..ся ч..рный глухарь. Тихо воз..т..ся (под)снег..м ро(б/п)кая мыш..(4).

Стайка кр..сногрудых клестов с приятным свистом ра..селась на ели. Стоиш.. и любу..ш..ся‚ как быстро и ловко  ра..клёвывают они ж..сткие ш..шки‚ чтобы с..есть вкус..ные с..мена. Ц..пляясь по суч..ям‚ пер..прыгива..т (с)дер..ва (на)дер..во проворная белоч..ка.

Где-то в др..муч..й(3) ч..ще спят в своих берлогах м..дведи. Бе..шумно кр..дут..ся хищ..ные звери лисы волки и рыси. (На)снегу бе..численное множество сл..дов оставили хитрые зайц... (Не)х..тят они становит..ся д..быч..й голодного хищ..ника.

2. Выпишите предложение с прямой речью. (Знаки препинания не расставлены.) Расставьте необходимые знаки препинания. Составьте схему предложения.

 

1) По словам Маши почти каждое растение содержит в себе целебные соки

2) Маша ответила что морские водоросли содержат много минералов

3) Дмитрий Сергеевич объявил Маша подготовила сообщение о морских растениях

4) Маша в чём польза морских водорослей для человека

3. Выпишите предложение, в котором необходимо поставить запятую/запятые. (Знаки препинания внутри предложений не расставлены.) Напишите, на каком основании Вы сделали свой выбор.

 

1) Через несколько минут в городе началась настоящая пурга.

2) Расскажи мне бабушка свою любимую сказку.

3) Деревья и кустарники парка хорошо пережили зиму.

4) Лена осторожно взяла в руки скрипку и смычок.

4. Выпишите предложение, в котором необходимо поставить запятую. (Знаки препинания внутри предложений не расставлены.) Напишите, на каком основании вы сделали свой выбор.

 

1) Поблагодарила Рукодельница старика за брошку и опять пошла за водой.

2) Захотела Ленивица такую же красивую брошку и колечко с бирюзой.

3) Замесила Рукодельница тесто для пирогов и затопила в доме печку.

4) Пироги вскоре зарумянились и Рукодельница вытащила их из печки.

5. Выпишите предложение, в котором нужно поставить тире. (Знаки препинания внутри предложений не расставлены.) Напишите, на каком основании Вы сделали свой выбор.

1) Друзья, не пора ли нам выдвигаться в путь?

2) Петербург город контрастов.

3) Нашим любимым местом была гора Размет.

4) Затихший воздух чутко держит каждый шорох.

.



Предварительный просмотр:

Демонстрационный вариант итоговой контрольной работы по русскому языку

за 2020-2021 учебный год

6 класс

1. Выполните обозначенные цифрами в тексте 1 языковые разборы: (2) − морфемный и словообразовательный разборы слова; (3) − морфологический разбор слова; (4) − синтаксический разбор предложения.

Незабываемое неизгладимое впеч..тление оставила гроза в деревне. Нач..лась она вечером. Светлая з..ря осв..щала розовым светом нашу(3) спальню. Через окна комната наполнилась уд..вительно свежим чуть влажным воздух..м. Вдру(к/г) страшный(2) гр..мовой удар потряс весь дом и полил дождь, не пр..кращавшийся около часа. Раскаты грома не смолкали ни на минуту сковали нас и д..ржали в состоянии страха. Казалось, какая(то) сила сн..сет наш домик, который стоял на высоком берегу и (не)был (н..)чем защищён от ветров.

Когда мой испу(к/)г прош..л я тихо уснул в своей кроватке.

Утром н..что (не)напом..нало вчерашнюю (не)погоду. Ярко сияло со..нце сверкала не просохшая после дождя трава. Зал..вались на разные голоса пели птицы(4).

2. В выделенном предложении найдите слово, в котором не совпадает количество букв и звуков, выпишите это слово. Объясните причину данного несовпадения.

3.. Поставьте знак ударения в следующих словах.

 

Баловать, газопровод, километр, средства.

4. Над каждым словом напишите, какой частью речи оно является.

                Какой-то незнакомец остановился в двух шагах от нас и заиграл на скрипке.

 

5. Выпишите предложение, в котором нужно поставить тире. (Знаки препинания внутри предложений не расставлены.) Напишите, на каком основании Вы сделали свой выбор.

1) Друзья, не пора ли нам выдвигаться в путь?

2) Петербург город контрастов.

3) Нашим любимым местом была гора Размет.

4) Затихший воздух чутко держит каждый шорох.

6. Выпишите предложение, в котором необходимо поставить две запятые. (Знаки препинания внутри предложений не расставлены.) Напишите, на каком основании Вы сделали свой выбор.

 

1) Девочка отложила книжку выбежала в сад и помчалась к беседке.

2) Вы тут дорогие друзья с раннего утра Мишу поджидаете?

3) Бабушка поила его чаем с малиновым вареньем рассказывала сказки.

4) Белела луна и края её сливались со студёной голубизной неба.

Выпишите предложение, в котором необходимо поставить запятую. (Знаки препинания внутри предложений не расставлены.) Напишите, на каком основании вы сделали свой выбор.

 

1) Поблагодарила Рукодельница старика за брошку и опять пошла за водой.

2) Захотела Ленивица такую же красивую брошку и колечко с бирюзой.

3) Замесила Рукодельница тесто для пирогов и затопила в доме печку.

4) Пироги вскоре зарумянились и Рукодельница вытащила их из печки.

8. Найдите и исправьте ошибку (ошибки) в образовании формы слова. Запишите правильный вариант формы слова (слов).

1) оплаченная плацкарта

2) ихние дети

3) положи в портфель

4) самый умный

9. Объясните значение фразеологизма «бить ключом», запишите. Используя не менее двух предложений, опишите ситуацию, в которой будет уместно употребление этого фразеологизма. Включите фразеологизм в одно из предложений.

Бить ключом — ...



Предварительный просмотр:

Демонстрационный вариант итоговой контрольной работы по русскому языку

 за 2020-2021 учебный год

7 класс

1. Выполните обозначенные цифрами в тексте 1 языковые разборы: (2) — морфемный и словообразовательный разборы слова; (3) — морфологический разбор слова; (4) — синтаксический разбор предложения.

Блудово болото содержит огромные запасы г..рючего но слой торфа не везде имеет одинаковую толщину. (Мало)помалу кочки под ногами Митраши становились всё тоньше.

Земля стала похожа на гамак подвеше(н,нн)ый над бездной тины. На этом тонком слое р..стений сплетё(н,нн)ых между собой корнями и стеблями, стоят завянувшие ёлочки. Болотная почва из(за) высокой кислотности мешает их росту.(4) Чем старше ёлочка старушка на болоте, тем чуднее. Одна голый сук подняла обнимая тебя на ходу. У другой палка в руке, что(бы) тебя хлопнуть. Третья присела зачем(то). Ч..твёртая, задум..вшись (не)спеша вяжет чулок.

Спут..(н,нн)ые(3) р..стения пока хорошо(2) держали Митрашу. Он снов.. двигался (в)перёд. Ему ост..валось только верить человеку который шёл (в)переди, остав..в тропу после себя.

2. Выпишите, раскрывая скобки, вставляя пропущенные буквы, предложения, в которых выделенные слова являются предлогами.

1) (На)счет билетов нужно было договариваться заранее.

2) (В)близи деревни должна пройти железная дорога

3) (В)продолжени.. сотрудничества были заинтересованы обе стороны.

4) (В)отношени.. двух друзей после ссоры образовалась трещинка.

3. Выпишите, раскрывая скобки, предложения, в которых выделенные слова являются союзами.

 

1) Приют наш мал, (за)то в нём уютно.

2) Берись (за)то, что тебе по душе.

3) В радости ведь то(же) иногда нужна помощь.

4) Всё так(же) ослепительно сверкали снега, как и всегда.

4. Выпишите предложение, в котором нужно поставить одну запятую. (Знаки препинания внутри предложений не расставлены.) Напишите, на каком основании Вы сделали свой выбор.

 

1) В зимние вечера тетерева наглотавшись берёзовых почек ищут укромные лесные поляны.

2) Иногда птицам сложно выбраться из-под ледяного панциря сковавшего ночью сугробы.

3) Тогда местные ребятишки крошат лопатами снежный наст и освобождают птиц.

4) Отдохнув в снежной постели тетерева тяжело хлопая крыльями взлетают на берёзы.

5. Выпишите предложение, в котором необходимо поставить две запятые. (Знаки препинания внутри предложений не расставлены.) Напишите, на каком основании Вы сделали свой выбор.

     1) Снег валил огромными клоками засыпая окрестности.

2) Уважаемые посетители пройдите к лестнице располагающейся справа.

3) Забывая об осторожности Сашка не раз попадал в трудные ситуации.

4) Поворот обозначал шест торчавший у обочины.

6. Найдите и исправьте грамматическую(-ие) ошибку(-и) в предложении(-ях). Запишите исправленный(-ые) вариант(-ы) предложения(-й).

1) Совсем рядом раздался голос проводника, потерявший меня из виду.

2) По окончании уроков в школе я иду в театральную студию.

3) Согласно бытующего мнения предсказать поведение хищника невозможно.

4) Вернувшись из леса, мы почистили и пожарили собранные грибы.



Предварительный просмотр:

 Демонстрационный вариант итоговой контрольной работы по русскому языку

за 2020-2021 учебный год

8 класс

1. Выпишите, раскрывая скобки, ряд, в котором все слова с НЕ пишутся слитно. В выписанном ряду для каждого случая укажите условия выбора слитного написания.

 

1) Далеко (не)весёлая история, (не)добрый, а злой человек, (не)видел ничего

2) (Не)разгаданная тайна, (не)чаянная радость, (не)дописанная глава

3) Дорога (не)освещена, отнюдь (не)большой отрезок, (не)дотрога

4) (Не)поднимающийся высоко, (не)разборчивый почерк, (не)расписался в ведомости

2. Выпишите, раскрывая скобки, ряд, во всех словах которого пишется НН. В выписанном ряду для каждого случая укажите условия выбора написания НН.

 

1) Печё(н/нн)ые яблоки, клюкве(н/нн)ый морс, кожа(н/нн)ый портфель

2) Осмотреться настороже(н/нн)о, прода(н/нн)ый товар, экзаменацио(н/нн)ый материал

3) Оловя(н/нн)ый солдатик, масле(н/нн)ый блин, глуби(н/нн)ый аппарат

4) Безветре(н/нн)ая погода, ю(н/нн)ый натуралист, высаже(н/нн)ые растения

3.. Прочитайте текст.

 

(1) Летнее, июльское утро! (2) Еще свежо, но уже чувствуется близость жары. (3) Вас обдает накопившимся теплым запахом ночи. (4) Небо темнеет по краям, колючим зноем пышет неподвижный воздух. (5) Вдали стеной стоит дубовый лес, и блестит, и алеет на солнце.

 

Укажите варианты ответов, в которых верно выделена грамматическая основа в одном из предложений или в одной из частей сложного предложения текста. Запишите номера ответов.

 

1) Утро (предложение 1)

2) Свежо (предложение 2)

3) Вас обдаёт (предложение 3)

4) Небо пышет (предложение 4)

5) Лес стоит (предложение 5)

4.. Прочитайте текст.

 

(1)Единственными очагами древнерусской письменной культуры среди океана тьмы и невежества считались монастыри, где переписывали священные тексты и вели летописи на пергаменте — недублёной коже животных. (2)Кроме того, археологами найдено уже большое количество древнерусских грамот, написанных на берёзовой коре — бересте. (3)После тщательного изучения этих берестяных писем и записок учёные смогли предположить, что население Новгорода было грамотным по крайней мере начиная с XI века. (4)«В то время как наши предки высекали слова на камнях, славяне уже писали друг другу письма». (5)Это сообщение было опубликовано в одной из шведских газет, когда берестяные грамоты выставлялись в Швеции.

 

Укажите верные варианты ответов. Запишите их номера.

1) Вторая часть сложного предложения 1 осложнена обособленным приложением.

2) Предложение 2 является односоставным безличным.

3) Грамматическая основа в первой части сложного предложения 3 — учёные смогли.

4) Предложение 4 сложное.

5) Сказуемое в первой части предложения 5 составное глагольное.

 

5. Замените словосочетание «душевное превосходство», построенное на основе связи согласование, синонимичным словосочетанием со связью управление. Напишите получившееся словосочетание.

6.Расставьте знаки препинания. Укажите цифры, на месте которых должны стоять запятые.

 

За 75 лет(1) прошедших после гибели парохода «Челюскин»(2) и спасения всех (3)оказавшихся на льду людей(4) в печати появились десятки статей(5) легенд(6) фантастических и псевдонаучных публикаций(7) посвященных подготовке и ходу выполнения этого необычного (8)по тем временам рейса.

7. Найдите и исправьте грамматическую(-ие) ошибку(-и) в предложении(-ях). Запишите исправленный(-ые) вариант(-ы) предложения(-й).

 

1) Цена установлена согласно прейскуранта.

2) Собираясь в школу, у него пропал учебник.

3) По завершении строительства объект был сдан в эксплуатацию.

4) На их территории ничего не происходило.

8. Укажите варианты ответов, в которых средством выразительности речи является сравнение.

1) А Вовка от стыда готов был провалиться сквозь землю.

2) Там стояла бывшая барская контора, которая смотрела на прохожих пугающе чёрными пустыми окнами.

3) Его охватила холодная, как вода, тьма.

4) Он глянул в самый тёмный угол — прямо на него смотрели жуткие золотые глаза.

5) Ох и взвизгнул он, а потом засмеялся мелким, как дрожь, смехом и пошёл на эти глаза, ведь он разглядел под ними знакомую сивую бороду.



Предварительный просмотр:

Демонстрационный вариант итоговой контрольной работы по родному  русскому языку  

за 2020-2021 учебный год

10 класс

Напишите сочинение по прочитанному тексту.

Сформулируйте одну из проблем, поставленных автором текста.

Прокомментируйте сформулированную проблему. Включите в комментарий два примера-иллюстрации из прочитанного текста, которые, по Вашему мнению, важны для понимания проблемы исходного текста (избегайте чрезмерного цитирования). Дайте пояснение к каждому примеру-иллюстрации. Укажите смысловую связь между примерами-иллюстрациями и проанализируйте её.

Сформулируйте позицию автора (рассказчика). Сформулируйте и обоснуйте своё отношение к позиции автора (рассказчика) по проблеме исходного текста.

Объём сочинения — не менее 150 слов.

Работа, написанная без опоры на прочитанный текст (не по данному тексту), не оценивается. Если сочинение представляет собой пересказанный или полностью переписанный исходный текст без каких бы то ни было комментариев, то такая работа оценивается 0 баллов.

Сочинение пишите аккуратно, разборчивым почерком.

(1)Какое же зеркало жизни наш язык! (2)Нет, он поистине велик, оставаясь и поныне свободным, правдивым. (3)Всё приемлет, на всё отзывается, как пушкинское эхо, больше того - он вберёт и чужестранные слова и научит их плодить новые формы (не клонировать!) от устаревших и заёмных слов. (4)Беда только, что всё это идёт порой в безобразном, безграмотном смешении.

 (5)Так, за короткий срок сумели обрусеть и даже размежеваться по значению такие привычные в среде спорта слова, как «фанатик» и «фанат», а теперь и «фан», и даже религиозный фанатизм приобретает иную окраску. (6)Были когда-то «поклонники», даже «клакёры» (франц.) театральные, а теперь фанатики размежевались с «фанатами». (7)Есть ещё футбольные фанаты (не «болельщики»), эстрадные.

 (8)Даже старомодное «приватный», когда-то редко встречаемое в обыденной речи, в словаре В. Даля толкуемое как «частный», «личный», «особенный», «домашний» («приват-доцент», «приватная беседа»), мы сумели так национализировать, что слово «приватизация» даже в бытовом, всегда чутком на оттенки языке приобрело пренебрежительное звучание, став «приХватизацией». (9)А ведь известно, что слово, герой, явление, попавшие в народный язык, в фольклор, анекдот, становятся уже «нашими», «свойскими», как остроумные словечки из фильмов Данелия, Рязанова, Гайдая.

(10)Всюду языковое разноцветье. (11)Какое поле для наблюдения лингвистов, литераторов, актёров! (12)Но как необычно, одухотворённо звучат в нашей сверхделовой речи старинные слова, которые ушли временно, но живут на страницах классиков и ждут светлых дней.

(13)Ни в коем случае не стоит закрывать глаза на то, что, кроме иноязычных слов, нас захлёстывает и уголовная лексика. (14)Откуда пришли эти «крутые», «прикольные», «крыши», «клёвые»? (15)Их источник ясен. (16)Но почему они расцветают среди вполне приличной молодежи, звучат с экрана, пестрят в печати?

 (17)Этот разговор может продолжить каждый, кто радеет за наш язык. (18)Он ведь и сейчас «великий, могучий, правдивый и свободный». (19)Только портим его мы сами, забывая о том, что он живой, поэтому не надо обижать его пошлостью, чужим сором, ненормативной лексикой, канцелярскими изысками, несовместимой мешаниной.

 

(По Т. Жаровой*)

 

Таисия Васильевна Жарова (родилась в 1923 году), член Союза журналистов, ветеран Великой Отечественной войны. Основная тема творчества — судьба русского языка.

 

Вспомогательный материал из тестовой части:

22. Какие из высказываний соответствуют содержанию текста? Укажите номера ответов.

Цифры укажите в порядке возрастания.

 

1) Ядро современного литературного языка составляет общеупотребительная лексика.

2) В художественной литературе иногда уместно употребление просторечных, жаргонных слов для создания местного колорита.

3) В средствах массовой информации часто поднимается проблема несоблюдения норм русского литературного языка.

4) Изменения в лексическом составе русского языка отражают изменения в обществе.

5) Старинные слова ушли временно, но живут на страницах классиков и ждут светлых дней.

26. Прочитайте фрагмент рецензии. В нём рассматриваются языковые особенности текста. Некоторые термины, использованные в рецензии, пропущены. Вставьте на места пропусков цифры, соответствующие номеру термина из списка.

 

«Речь автора текста особенно эмоциональна, когда речь идёт о красоте и богатстве русского языка. Это подчёркивает такое синтаксическое средство выразительности, как (А)_______ (предложения 1, 11), а такой приём, как (Б)_______ («всё приемлет, на всё отзывается»), и такие лексические средства, как (В)_______ («сверхделовой» в предложении 12) и (Г)_______ («великий, могучий, правдивый и свободный» в предложении 18), делают речь экспрессивной, образной и позволяют глубже понять авторскую позицию».

 

Список терминов:

1) эпитет

2) диалектизм

3) лексический повтор

4) индивидуально-авторские слова

5) литота

6) парцелляция

7) просторечное слово

8) фразеологизм

9) риторическое восклицание

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

годовая контрольная работа по русскому языку для 6 класса 1 вида

Годовая контрольная работа в форме тестирования для 6 класса коррекционной школы 1 вида...

годовая контрольная работа по русскому языку для 6 класса 2 вида

Годовая контрольная работа для 6 класса коррекционных школ 2 вида в форме тестирования...

годовая контрольная работа по русскому языку для 5 класса 2 вида

Годовая контрольная работа по русскому языку для 5 класса коррекционных школ 2 вида в форме тестирования...

Годовая контрольная работа по русскому языку для 5 классов.

Целью работы является проверка знаний овладение разделами «Орфография», «Морфология», «Типы речи», «Синтаксис», «Фонетика», «Морфемика...

ГОДОВАЯ КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ ЗА КУРС 7 КЛАССА

ГОДОВАЯ КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ ЗА КУРС 7 КЛАССА...

Годовая контрольная работа по русскому языку для 2 класса в соответствии с АООП ФГОС НОО с ОВЗ

Контрольные работы содержат задания для 1 и 2 варианта в соответствиии с АООП ФГО НОО с ОВЗ...