Алгоритмизация правил русского языка на уроках в современной школе
статья по русскому языку (5, 6, 7, 8, 9 класс)

Калашникова Ирина Николаевна

При современном развитии науки и техники, при увеличении объёма информации, которую необходимо довести до сведения учащихся, недостаточно использовать традиционные способы обучения, необходимо их совершенствование на основе достижений науки и техники. Одним из путей такого совершенствования является разработка концепций алгоритмизации обучения

Скачать:


Предварительный просмотр:

Использование алгоритмов на уроке русского языка

Значение алгоритмов на уроке русского языка является важным как наиболее действенный способ, который указывает, что, как и в какой последовательности следует выполнить ученику, чтобы применить какое-либо правило. Основная направленность уроков русского языка – развитие орфографической зоркости и повышение грамотности детей. Поиски оптимальных путей обучения побудили изучить проблему о возможности применения на уроках при изучении орфографических правил. Зоркость и грамотность учащихся приходит через умение ставить перед собой орфографические задачи и безошибочно их решать, то есть решать орфографическую задачу с помощью алгоритма. Таким  образом , актуальность этой темы очевидна. Так как повышение грамотности и эффективные методы решения этой задачи важны на всех этапах изучения учащимися русского языка.

В данной исследовательской статье целью обозначим эффективность использования алгоритмов учителями русского языка.

Предметом предлагаю выбрать сам алгоритм, а объектом является процесс использования алгоритма.

Что такое алгоритм на уроке русского языка? Это совокупность действий для решения поставленной задачи. С точки зрения русского языка под алгоритмом следует понимать развёрнутое предписание, указывающее, что и в какой последовательности необходимо выполнить, чтобы применить правило.

Исследованием систематизации обучения занимались Л.Н.Ланда, Н.Ф.Талызина, а также методисты по обучению математики и языкам. По их мнению, алгоритмы имеют некоторые существенные черты. Названные авторы располагают их в разной последовательности. Значит, чтобы алгоримизировать процесс обучения, надо в сложном действии найти простейшие операции.

По характеру оформления создаются и используются предписания двух основных видов:

а) алгоритм в виде плана(алгоритм-инструкция), где указывается последовательность операций при определении искомой орфограммы;

б) описание в виде «родословного дерева» (альтернативный алгоритм) который строится по принципу выбора между двумя возможными решениями (да или нет)

На уроках алгоритмы можно использовать по-разному:

  1. Работа с готовым алгоритмом. Такая работа помогает обобщить, систематизировать изученный материал, помогает отработать порядок действий при объяснении.
  2. Дополнение алгоритма. Это возможно, когда часть алгоритма уже составлена, и появляется новое правило, которым необходимо дополнить уже существующий алгоритм.
  3. Составление алгоритма совместно с учителем (после изучения правила)
  4. Самостоятельное составление алгоритма.

Такую работу сначала лучше проводить по группам, а затем можно предлагать индивидуальные задания.

Рассмотрим применение алгоритмов на уроках русского языка, направленных на преодоление орфографических трудностей. Они могут использоваться для совершенствования орфографической грамотности учащихся, повышения интереса к изучению русского языка, повышения качества знаний по русскому языку.

Однако использование алгоритмов при обучении орфографии не всегда целесообразно и возможно. Применять их необходимо лишь в следующих случаях:

а) если правило содержит два и более условий, ограничений, примечаний (например, правописание Н и НН в именах прилагательных и причастиях)

б) если правило предполагает сложный грамматический или логический анализ слов, словосочетаний, предложений (например, правописание глаголов на  -ТСЯ и –ТЬСЯ, ЧТОБЫ –ЧТО БЫ, ЗАТО- ЗА ТО, ТАКЖЕ – ТАК ЖЕ)

в)если несколько правил смешиваются учащимися в процессе письма или же ошибочно объединяются и для устранения этого недостатка необходим логико-грамматический анализ, позволяющий разграничить внешне сходные правила(таковы правила об употреблении НЕ и НИ; о слитном, дефисном и раздельном написании ПО; о правописании Ъ после шипящих в конце слов.

Практика показывает, что для того, чтобы выучить школьников применять отдельные орфографические правила, надо выработать у них общие методы мыслительной деятельности, общие способы анализа грамматических явлений. В методических работах предлагаются различные пути повышения орфографической грамотности, среди них – алгоритмизация правил, сведение ряда правил к общему алгоритму, составление таблиц обобщающего характера.

Научившись составлять алгоритмы, дети не только становятся грамотнее, но и приобретают навык размышлять, планировать свои действия. В одном из примеров методического использования алгоритмов на уроке русского языка уместна совместная работа учитель-ученик, из чего мы можем прийти к выводу, что работа в таком стиле будет не только эффективной, а также интересной. Так как «сухой» текст, или определённое правило не всегда и не всем ученикам понятны, алгоритм помогает справиться с задачей привлечения внимания и способствует лучшему запоминанию изучаемого материала.

Таким образом, делаем вывод, что при современном развитии науки и техники, при увеличении объёма информации, которую необходимо довести до сведения учащихся, недостаточно использовать традиционные способы обучения, необходимо их совершенствование на основе новейших достижений науки и техники. Одним из оптимальных путей такого совершенствования является разработка концепций алгоритмизации обучения.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Обновленные цели обучения русскому языку и литературе в современной школе (Основные идеи ФГОС второго поколения)

Обновленные цели обучения русскому языку и литературе в современной школе (Основные идеи ФГОС второго поколения)...

АКТУАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ ПРЕПОДАВАНИЯ РУССКОГО ЯЗЫКА И ЛИТЕРАТУРЫ В СОВРЕМЕННОЙ ШКОЛЕ.

Актуальные задачи, стоящие перед современной школой в условиях кардинальных изменений в социальной жизни нашей страны, перемен в области просвещения, определяют и главные проблемы лингвистического и л...

Доклад на конференции Эффективное использование современных информационных технологий, электронно-образовательных ресурсов на уроках русского языка и литературы в современной школе.

Методика преподавания русского языка и литературы с использованием компьютера как технического средства обучения позволяет интенсифицировать процесс обучения. А именно:- повысить темп урока;- увеличит...

Использование электронно-образовательных ресурсов на уроках русского языка и литературы в современной школе

Цель современного образования – обучение и воспитание всесторонне развитой личности, способной к творчеству. Для достижения этой цели существует множество программ, называемых развивающими. Одна...