Конспект урока по теме: «Написания подробного изложения».
план-конспект урока по русскому языку (6 класс)

Комзолова Анна Сергеевна

Конспект урока по теме: «Написания подробного изложения».

Цель: подготовить учащихся к восприятию текста Паустовского.

Задачи:

1) формировать умение подробно пересказывать текст

2) развить языковое чутьё, внимание к слову

3) развить логическое мышление учащихся

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_2_-_kopiya.odt11 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект урока по теме: «Написания подробного изложения».

Цель: подготовить учащихся к восприятию текста Паустовского.

Задачи:

1) формировать умение подробно пересказывать текст

2) развить языковое чутьё, внимание к слову

3) развить логическое мышление учащихся

Этапы

Ход урока

УУД

Слово учителя

Здравствуйте,ребята! Все ли присутствуют?

Сегодня мы посвятим наш урок написанию подробного изложения с языковым анализом. Автором данного текста является Паустовский. А что вы знаете о Паустовском? (Этот автор пишет о природе).

Кто еще писал о природе? (Пришвин).

Теперь обратим внимание на заголовок. («Первый снег»).

О чем пойдет речь? (О снеге, выпавшем первый раз в этом году).

Может быть, кто-нибудь помнит, как начиналась зима в этом году? (Ученики дают различные ответы).

Выпал снег, и что же изменилось в природе? (Стало чисто, светло).

Пейзаж у Паустовского всегда психологичный. А теперь открываем страницу 151, №309.

Познавательные (умение анализировать)

Выразительное чтение текста

Отметим, что повествование идет от 1-го лица, рассказчик-сам автор.

Так же эту форму нужно сохранить и при написании изложения. Это поможет вам ощутить гамму чувств автора. Чтение текста.

Регулятивные (определение цели, последовательность действия)

Анализ текста и беседа по нему (параллельно с чтением отрывка)

А) Однажды ночью я проснулся от странного ощущения. (Читают ученики).

Какие слова произносятся с логическим ударением? (странное ощущение).Попробуйте подобрать синонимы к слову странное? (необычное)

.Мне показалось, что я оглох во сне. (ученики читают). (Почудилось).

Я лежал с закрытыми глазами, долго прислушивался и ,наконец, понял, что я не оглох, попросту за стенами дома наступила необыкновенная тишина. Такую тишину называют «мёртвой». Умер дождь, умер ветер, умер шумливый, беспокойный сад. Было только слышно, как посапывает во сне кот. (читает учитель).

Мы воспринимаем этот текст как?(С помощью слухового восприятия).В каких словах это выражается? (лежал с закрытыми глазами, прислушивался).Что обозначает выражение «мёртвая» тишина? (переносная форма, абсолютная тишина, использование метафоры). А как можно объяснить слово умер, используемое трижды?(идёт усиление того,что тишина мёртвая).

Я открыл глаза. Белый и ровный свет наполнил комнату. (Учитель) (Уже добавляется зрительное восприятие. Белый и ровный свет-значит отсвечивает чем-то светлым)

Я встал и подошёл к окну-за стеклами все было снежно и безмолвно. (Учитель)

Зрительное и слуховое восприятия выражаются в словах снежно и безмолвно.

Автор избегает повторов? Как? (к окну-за стеклами)

Что нам открывается за стёклами? (Всё, как будто вся земля)

В туманном небе на головокружительной высоте стояла одинокая луна и вокруг неё желтоватый круг. (Учитель)

Как вы понимаете головокружительной? С какими словами может использоваться данное слово? (успех). В каком значении употреблено это словосочетание? (Очень масштабно, очень высоко). Проанализируем: туманное (небо)-одинокая (луна)- желтоватый (круг) (Зарисовка одинокого пейзажа).

Через окно я увидел, как большая серая птица села на ветку клена в саду. Ветка качнулась, с неё посыпался снег. Птица медленно поднялась и улетела, а с нег поыпался как стеклянный дождь, падающий с ёлки. Потом снова всё стихло. (Читают ученики).

Как вы думаете, почему снег сравнивается со стеклянным дождём? (Снег напоминает не блеск елочного дождя, а тонкий звон. Мы слышим тонкий шум.)

Какое чувство появляется в вашем воображении, читая данное предложение? (Радостное, таинственное)

Обратим внимание на последнее предложение данного абзаца. Какое восприятие присутствует в нём? (Слуховое)

Проснулся Рувим. Он долго смотрел за окно, вздохнул и сказал: «Первый снег очень к лицу земле». Земля была нарядная, похожая на застенчивую невесту.

Здесь желательно сохранить прямую речь. Мы видим белый наряд, застенчивую. Не только невеста, но и земля может приобретать столь красочный наряд.

Б) Составление конспекта. Для этого из каждой части мы выписывали фразы, содержащие главную мысль.

1) Наступила «мёртвая» тишина.

2) Всё было снежно и безмолвно.

3) «Первый снег».

Познавательные (умение анализировать, делать выводы)

Коммуникативные (правильно,

точно и последовательно обосновать свою точку зрения)

Регулятивные (определение цели, темы, последовательность действия)

Работа по орфографии и пунктуации

1) Выписать слова с безударной гласной в корне слова, подобрать проверочные слова. (показалось, наполнять, переливаться, закачаться, поднялась-кажется, полный ,литься ,качка ,подняться)

2) Выделить из текста местоимения с предлогами. (вокруг неё (луны), с неё (ветки)).

3) Найти в тексте слова с нн.- странное,  необыкновенная, туманное, стеклянный.

4) Указать каким предложениям соответствуют схемы:

Личностные (алгоритм работы на уроке, формирование интереса к предмету);

Познавательные (умение анализировать,делать выводы);

Коммуникативные (правильно,точно и последовательно обосновать свою точку зрения)

Заключительное чтение текста

Написание на черновике. Делаем поправки.

Коммуникативные (правильно,точно и последовательно обосновать свою точку зрения)

Самостоятельная работа учащихся

Написание изложения.

Познавательные, личностные, коммуникативные, регулятивные.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Подготовка к написанию подробного изложения

Презентация к уроку развития речи "Подготовка к написанию подробного изложения". 5 класс по УМК В.В. Бабайцевой...

Подготовка к написанию подробного изложения повествовательного типа по фрагменту романа А. С. Пушкина «Дубровский»

При разработке презентации был использован учебник —В. П. Полухина, В. Я. Коровина, литература, 6 класс. – 17 изд., перераб. – М. : Просвещение, 2010. – 334 с....

Подготовка к написанию подробного изложения по фрагменту рассказа В. П. Астафьева "Васюткино Озеро"

презентация для подготовки к написанию подробного изложения по фрагменту рассказа В. П. Астафьева "Васюткино Озеро"...

Планы-конспекты уроков подготовки к написанию сжатого изложения в 9 классе

Предлагаемый материал можно использовать на этапе подготовки к написаниюсжатого изложения в 9 классе. Уровень сложности для детей - средний.Способствует развитию познавательных интересов и формир...

конспект урока по русскому языку в 5 классе. Подготовка к написанию подробного изложения. По тексту Г.А. Скребицкого

5 классПодготовка к написанию подробного изложения.По тексту Г.А. Скребицкого...

Конспект урока русского языка в 5 классе «Подготовка к написанию подробного изложения с лингвистическим анализом по отрывку рассказа К.Г.Паустовского «Первый снег»

Урок в 5 классе Тема «Подготовка к написанию подробного изложения с лингвистическим анализом по отрывку рассказа К.Г.Паустовского «Первый снег»Цели урока:1)    обучающ...

конспект урока по теме " подготовка к изложению по миниатюре В.П. Астафьева "Родные берёзы"

Урок развитя речи в 5 классе направлен на формирование умения излагать материал, умения определять и раскрывать тему и главную мысль текста повествовательного характера.  Сопровождается през...