Работа по выявлению и развитию способностей обучающихся
учебно-методический материал по русскому языку (8 класс)

Слюсарева Ольга Ивановна

   Постоянно работаю над совершенствованием системы выявления и сопровождения одаренных детей, стараюсь отбирать технологии, способствующие развитию самостоятельности мышления, инициативности, творчества учащихся. Стараюсь создавать развивающую среду, которая способствует развитию детей.

Общая характеристика. Разработана А.И. Савенковым и адресована родителям (может также применяться педагогами). Её задача – оценка общей одарённости ребёнка его родителями. Методика должна рассматриваться как дополнительная к комплекту методик для специалистов (психологов и педагогов).

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл 6_razdel._rabota_po_vyyavleniyu_i_razvitiyu_sposobnostey.docx39.59 КБ

Предварительный просмотр:

Работа по выявлению и развитию способностей обучающихся

Результативность деятельности по развитию способностей обучающихся

(на примере 8 класса)

Учебный год

Класс

Количество обучающихся

Планово-прогностический уровень

Имеют ярко выраженный интерес и склонности к предмету

входная диагностика

итоговая диагностика

2017/2018

5

12

2

3

2018/2020

6

12

3

5

2019/2020

7

12

5

6

   Постоянно работаю над совершенствованием системы выявления и сопровождения одаренных детей, стараюсь отбирать технологии, способствующие развитию самостоятельности мышления, инициативности, творчества учащихся. Стараюсь создавать развивающую среду, которая способствует развитию детей.

Способы выявления у учащихся способностей к научной (интеллектуальной), творческой, физкультурно-оздоровительной деятельности

Способы развития у учащихся способностей к научной (интеллектуальной), творческой,

физкультурно-оздоровительной деятельности

Для выявления способностей использую:

  • инструментальные диагностики;
  • педагогическое наблюдения;
  • изучение  результатов деятельности (работ учащихся);
  • диагностики познавательных интересов Богданова Т.Т («Диагностика познавательной сферы ребенка»);
  • использование методики Н.Ц. Бадмаевой, для диагностики учебной мотивации школьников;
  • наблюдение за проектной и исследовательской деятельностью учащихся и анализ продуктов деятельности;
  • методику «Репка», позволяющей определить изменения в личности учащегося.

Работа по развитию способностей

выстраиваю  с помощью:

  • применения индивидуального подхода в работе с одаренными учащимися на уроках и во внеурочное время с учетом возрастных особенностей детей;
  • создания условий включения в активную
  • познавательную деятельность учащихся;
  • включения в образовательный процесс выше перечисленных образовательных технологий;
  • формирования навыков исследовательской, проектно деятельности через участие в конкурсах,
  • олимпиадах, конференциях

Для определения способности к научной деятельности применяю методики, созданные А.И. Савенковым:

  • «Оценка общей одаренности»;
  • «Карта одаренности»;
  • анкетирование «Интерес к предмету «Русский язык и литератур»;
  • выявление творческих способностей через анализ результативной деятельности обучащегося.

Дополнительные задания для одаренных детей усложненного уровня.

Дифференцированная домашняя работа.

Мною разработаны и проводятся занятия ВД «Занимательная грамматика», «Постигаем тайны

ОГЭ»

Выявление интеллектуальных способностей:

  • диагностика способностей к обучению (тесты «Оценка уровня школьной мотивации по методике Н.Г. Лускановой);
  • интегрированные диагностические работы;
  • анализ результатов контрольных работ, тестов в течение учебного года.
  • педагогическое наблюдение с помощью методик мозгового штурма, игровые методики, КТД.

Участие в  олимпиадах и конкурсах, конференциях.

Поведение предметных недель, праздников

Методика оценки общей одарённости

Общая характеристика. Разработана А.И. Савенковым и адресована родителям (может также применяться педагогами). Её задача – оценка общей одарённости ребёнка его родителями. Методика должна рассматриваться как дополнительная к комплекту методик для специалистов (психологов и педагогов).

Инструкция

Вам предлагается оценить уровень сформированности девяти характеристик, обычно наблюдаемых у одарённых детей. Внимательно изучите их и дайте оценку Вашему ребёнку по каждому параметру, пользуясь следующей шкалой:

– оцениваемое свойство развито хорошо, чётко выражено, проявляется часто в различных видах деятельности и поведения

– свойство заметно выражено, но проявляется непостоянно, при этом и противоположное ему проявляется очень редко

3 – оцениваемое и противоположное свойства выражены нечётко, в проявлениях редки, в поведении и деятельности уравновешивают друг друга

2 – более ярко выражено и чаще проявляется свойство, противоположное оцениваемому

1 – чётко выражено и часто проявляется свойство, противоположное оцениваемому, оно фиксируется в поведении и во всех видах деятельности

0 – сведений для оценки данного качества нет (не имею)

Любознательность (познавательная потребность). Жажду интеллектуальной стимуляции и новизны обычно называют любознательностью. Чем более одарён ребёнок, тем более выражено у него стремление к познанию нового, неизвестного. Проявляется в поиске новой информации, новых знаний, в стремлении задавать много вопросов, в неугасающей исследовательской активности (желание разбирать игрушки, исследовать строение предметов, растений, поведение людей, животных и др.).

Сверхчувствительность к проблемам. Познание начинается с удивления тому, что обыденно (Платон). Способность видеть проблемы там, где другие ничего необычного не замечают – важная характеристика творчески мыслящего человека. Проявляется в способности выявлять проблемы, задавать вопросы.

Способность к прогнозированию. Способность представить результат решения проблемы до того, как она будет реально решена, предсказать возможные последствия действия до его осуществления. Выявляется при решении учебных задач, распространяется на самые разнообразные проявления реальной жизни: от прогнозирования не отдалённых во времени последствий относительно элементарных событий до возможностей прогноза развития социальных явлений.

Словарный запас. Большой словарный запас – результат и критерий развития умственных способностей ребёнка. Проявляется не только в большом количестве используемых в речи слов, но и в умении (стремлении) «строить» сложные синтаксические конструкции, в придумывании новых слов для обозначения новых, введённых детьми понятий или воображаемых событий.

Способность к оценке. Способность к оценке – прежде всего результат критического мышления. Предполагает возможность понимания как собственных мыслей и поступков, так и действий других людей. Проявляется в способности объективно характеризовать решения проблемных задач, поступки людей, события и явления.

Изобретательность. Способность находить оригинальные, неожиданные решения в поведении и различных видах деятельности. Проявляется в поведении ребёнка, в играх и самых разных видах деятельности.

Способность рассуждать и мыслить логически. Способность к анализу, синтезу, классификации явлений, событий, процессов, умение стройно излагать свои мысли. Проявляется в умении формулировать понятия, высказывать собственные суждения.

Настойчивость (целеустремлённость). Способность и стремление упорно двигаться к намеченной цели. Умение концентрировать собственные усилия на предмете деятельности, несмотря на помехи. Проявляется в поведении и во всех видах деятельности ребёнка.

Требовательность к результатам собственной деятельности (перфекционизм). Стремление доводить продукты любой своей деятельности до соответствия самым высоким требованиям. Проявляется в том, что ребёнок не успокаивается до тех пор, пока не доведёт свою работу до самого высокого уровня.

Обработка результатов

Отметки внесите в таблицу. Естественно, что результат будет более объективен, если эти отметки, независимо друг от друга, поставят и другие взрослые, хорошо знающие ребёнка.

Мониторинги оценки ключевых компетентностей учащихся

Методика «РЕПКА»

Цель: определить изменения, происшедшие в личности учащихся  класса за три последних года обучения.

Методика разработана преподавателями кафедры общей педагогики РГПУ им. А.И. Герцена для определения изменений, происшедших в личности учащегося в течение учебного года

Учащимся предлагаются следующие вопросы:

Подумай и постарайся честно ответить, что в тебе за прошедший год стало лучше.

Поставь рядом с буквой знак «+»), а что изменилось в худшую сторону (поставь знак

«—»):

а) физическая сила и выносливость;

б) умственная работоспособность;

в) сила воли;

г) выдержка, терпение, упорство;

д) ум, сообразительность;

с) память;

ж) объем знаний;

з) внимание и наблюдательность;

и) критичность и доказательность мышления;

к) умение всегда видеть цель и стремиться к ней (целеустремленность);

л) умение планировать работу

м) умение организовать свой труд (организованность);

н) умение контролировать и анализировать свою работу и свои поступки;

о) умение при необходимости работать самостоятельно, без посторонней помощи;

п) чуткость и отзывчивость к людям;

р) умение работать вместе с товарищами, видеть, кому нужна твоя помощь, помогать и принимать помощь от других;

с) умение подчинять свои желания интересам дела и коллектива;

т) умение видеть и ценить прекрасное в природе, в человеке, в искусстве;

у) умение вести себя в обществе, красиво одеваться, причесываться.

Обработка полученных данных.

Полученные результаты систематизирую с помощью следующей таблицы (фрагмент таблицы)

Фамилия, имя учащегося

Физическая сила и выносливость

Умственная работоспособность

Сила воли

Выдержка, терпение

Александра

+

+

+

+

Юлия

+

+

-

-

Кирилл

+

+

-

-

Александр

+

+

+

+

Захар

+

+

+

+

Арина

+

-

-

-

Костя

+

-

-

-

   Анализ ответов учащихся на вопросы методики позволяет получить информацию о личностном росте каждого подростка, о самооценке учащихся, об изменениях в их интеллектуальном, нравственном и физическом развитии. Сопоставляю полученные данные с целями, содержанием и способами организации воспитательного процесса, что помогало мне  определить эффективность воспитательной деятельности с самым трудным классом школы. Результаты анкетирования использовала при перспективном и текущем планировании жизнедеятельности и воспитания учащихся.

Мониторинг

оценки качеств личности учащихся 8 класса за три последних года по методике «Репка»

Качество

2018/2019

2019/2020

2020/2021

1

физическая сила и выносливость

7

7

9

2

умственная работоспособность

5

6

6

3

сила воли

4

5

6

4

выдержка, терпение, упорство

6

5

6

5

ум, сообразительность

3

4

5

6

память

4

6

6

7

объем знаний

5

6

7

8

внимание и наблюдательность

6

7

7

9

критичность и доказательность мышления

3

4

6

10

целеустремленность

3

5

6

11

умение планировать работу

3

4

6

12

умение контролировать и анализировать свою работу и свои поступки

3

4

6

13

умение при необходимости работать самостоятельно, без посторонней помощи

3

5

6

14

чуткость и отзывчивость к людям

4

6

8

15

умение работать вместе с товарищами

4

7

9

16

умение подчинять свои желания интересам дела и коллектива

5

6

9

Выводы: По результатам мониторинга видна положительная динамика. Данная методика позволяет оценить уровень сформированности у учащегося компетентности самосовершенствования, саморегулирования, саморазвития, личностной и предметной рефлексии. Анализ ответов учащихся на вопросы методики позволил мне получить информацию о личностном росте каждого ребенка, о самооценке школьников, об изменениях в их интеллектуальном, нравственном и физическом развитии.

  Основной формой выявления и развития способностей обучающихся является урок.

   В своей работе я использую следующие методы для развития творческих способностей учащихся: эвристический, проблемный, модельный.

   Именно эти методы обучения позволяют предоставить учащимся больше самостоятельности и творческого поиска.

   Все уроки по развитию творческих способностей выстраиваются с учетом творческой активности учащихся. Планируемая педагогическая ситуация продумывается с опорой на достижения учащихся, на то, что они умеют и знают, с учетом их творческих возможностей.

Задания на обычных уроках русского языка,

 способствующие формированию и развитию творческих способностей

1. Эвристическая задача

   Например, текст перед вами. Какие буквы вы заменили бы точками, чтобы ребята, вспоминая изученное, вставляли их?

Это эвристический вопрос, результаты которого многоплановы. Возникает творческий интерес учащихся, их внимание сосредотачивается на предложенном тексте. Они приучаются видеть «ошибкоопасные» места, а, значит, законы орфографии становятся достоянием их творческого опыта.

При изучении словообразования интересным творческим заданием станут следующие эвристические задачи:

Задание 1. Определить, каким способом словопроизводства созданы неологизмы Маяковского: пошляпно, раздождиться, щекопузье, юбилеить, боксеровидный, заграничный, рай-страна, словопад.

Задание 2. На основе каких фразеологических оборотов образованы данные ниже слова: смотаться («убежать»), взбелениться, перегибать, насобачиться.

2. В ряде случаев уместны корректирование и редактированиетекста, который содержит опечатки. Подобные упражнения обеспечивают концентрацию внимания, а также самопроверку – при непременном контроле со стороны учителя. На первом этапе анализируются печатные или письменные тексты (периодика, плохо отредактированные книги, непроверенные работы товарищей), на втором – устные (телепередачи, тексты песен). Со временем ребята начинают видеть мир сквозь «языковые очки»: в произносимом и записанном тексте искать грамматические закономерности, оценивать собственную возможность следовать им

3. Этимологические экскурсы за сведениями из истории слов. Ребята узнают, что порох – слово из ряда прах, порхнуть.

Разнокорневые паронимы давить – довлеть оказываются, к удивлению ребят, словами с совершенно различным значением – отсюда и различие гласных в корне. Пробуждается живой интерес к слову, к его структуре.

4. Дидактические и ролевые игры позволяют сделать многие понятия «живыми», создают творческие ситуации на уроке. В игре ребенок раскрепощается, активизируются умственные способности, наблюдательность, воображение.

 Главным станет совместный поиск, попытка осознать тот внутренний смысл, который, безусловно, есть в любом языковом явлении

5.Опора на языковой текст. Без него невозможно научить детей по-настоящему чувствовать язык, видеть средства его выразительности. Бессмысленно просто прочитать художественный текст и дать к нему грамматическое задание или обратиться со словами: «Посмотрите, какой прекрасный язык!» Для ребят это пустой звук, пока текст не начнет переживаться ими, а собственные переживания не будут осмыслены. Как правило, успешным оказывается путь, который связывает своеобразие личностного восприятия ученика с предполагаемым авторским замыслом, воплощающимся в лексических, синтаксических, стилистических закономерностях данного текста.

Каждый урок должен удовлетворять стремление ребенка к творчеству, желание  раскрыть свою личность.

6. Уроки развития речи – это уроки творчества. На них должна проявляться индивидуальность каждого ученика, развиваться его творческие способности.

Виды работ, которые делают уроки развития речи живыми

1. Свободное сочинительство.

2. "Мой дневник" - пиши о том, что сейчас вспомнил. Выполнение этого вида работы можно стимулировать знакомством  с опубликованными дневниками разных людей или с дневниками литературных героев.

3. "Фантазия-картинка" - опиши словами картинку, которой нет, которую видишь только ты в своем воображении. Если написанное будет свежо и выразительно, слова могут быть воплощены в рисунок.

4. Экскурсия в картинную галерею по репродукциям картин профессиональных художников. Ситуация экскурсии сближает с жизнью такой жанр, как сочинение по картине.

5. Сочинение по пословице: по началу и концу, письмо другу или подруге.

6. Сочинение-ассоциация по мотивам когда-то написанного диктанта или изложения.

   Размышление над сочинением пробуждает у ребят интерес к наблюдениям, своим творческим зарядом оживляет ум учащихся, возбуждает их эмоции, прививает интерес к урокам русского языка.     В системе работы большую роль играют изложения. Это и процесс, и вид деятельности, и результат этой деятельности (текст). При работе над изложением не только активизируется пассивный словарь ученика, но в его речь входят новые слова, над значением и употреблением которых проводится в классе определённая работа. Речь учащихся обогащается, они начинают использовать более разнообразные по структуре и стилистической принадлежности грамматические структуры. На уроках использую все виды изложений: подробные и сжатые, полные и выборочные.

Задание: дополнить текст изложения описанием внешности и поведения. В заключение высказать своё мнение. Озаглавить изложение.

Формы проведения творческих уроков

   Повышению интереса к урокам русского языка способствует и занимательная форма их проведения: уроки - сказки, конкурсы, уроки - путешествия в страну Грамматику. 

В уроки - сказки включается материал известных детям сказок, иногда сказочные герои сопровождают учащихся в течение всего урока, помогают им выполнить разнообразные задания.

Деловые игры воспитывают у учащихся чувство ответственности каждого из них за общее дело и позволяют знакомый материал преподнести по-новому. Затем работа проводится в группах, обсуждаются результаты, и делается вывод. Работа заканчивается заключением эксперта - учителя.

Уроки-семинары помогают мне обобщить, систематизировать и углубить знания учащихся по теме. К таким урокам дети готовятся заранее, получают вопросы, изучают литературу, стремятся найти новый дополнительный интересный материал, что, несомненно, способствует развитию творческих и познавательных интересов. Уроки-семинары помогают развить монологическую речь.

Дети с удовольствием рассказывают, показывают книги, которые им удалось прочитать к уроку, ставят оценки, пишут стихи, сказки. Уроки проходят живо, эмоционально. Наиболее интересны уроки-праздники.

   Творческие способности личности на уроках русского языка могут осуществляться в творческой деятельности не только на уроках, но и при выполнении домашних заданий, где они обобщают и закрепляют изученный материал (составление словарей, наглядных пособий, таблиц, схем, алгоритмов написание сказок, стихотворений, придумывание загадок, кроссвордов.)

   Можно внести в название темы домашнего сочинения чуточку улыбки и фантазии, чтобы ребенок с удовольствием взялся за выполнение задания. Например, сочинение "Как я провел день" учитель просит написать от имени собаки, кота, муравья и т.д., вместо привычного сочинения "Моя комната" предлагает написать сочинение "Моя комната в 2030 году".

   Интересно и такое задание на дом: по вырезанной из журнала фотографии придумать историю, иллюстрацией к которой могла бы стать эта фотография. На следующем уроке выбирается лучшая работа. Задание списать текст, изменив его начало или конец, также способствует развитию творческих способностей учащихся, воодушевляет ребят.

   Таким образом, наличие творческих интересов у школьников способствует росту их активности на уроках, качества знаний, формированию положительных мотивов учения, активной жизненной позиции, что в совокупности и вызывает повышение эффективности процесса обучения.

Результат творческих способностей – проекты –исследования (См. в разделе «Творческие работы обучающихся»)