Методы, формы организации деятельности обучающихся, средства
материал

Дамбиева Наталья Ивановна

Реализуемые принципы обучения, методы и формы:

  • принцип доступности обучения;
  • научность обучения, связь с практикой, с жизнью;
  • принцип системности и последовательности формирования знаний, умений, навыков;
  • оптимальное сочетание различных видов познавательной деятельности: репродуктивной, поисковой, творческой;
  • индивидуализация и дифференциация обучения: подбор индивидуальных заданий, с учетом особенностей каждого обучающего;
  • стимулирование положительного отношения обучающихся к учению;
  • использование различных видов наглядности: видеофильмы, слайды, видеоролики, карты, схемы и т.д.

Применяю технологию личностно-ориентированного обучения и элементы технологии использования в обучении игровых методов. Применяемые типы уроков: урок усвоения новых знаний, урок закрепления знаний, урок обобщения и систематизации знаний, урок контроля знаний, комбинированный урок, практические занятия.

Методы: словесный, наглядный, наглядно-демонстрационный, практический, частично-поисковый, исследовательский, метод проблемного изложения, метод использования ключевых слов на уроках истории; формы: групповые, индивидуальные, фронтальные.

Средства:

-Печатные средства: учебник, хрестоматия, газеты, журналы;

-Наглядные средства: учебные иллюстрации, репродукции картин, карикатуры, исторические карты, диаграммы, схемы;

-Технические средства: ПК, мультимедиапроектор;

-Аудио и видео средства: аудиодиски, видеофильмы, учебные фильмы, звукозаписи;

- Электронные средства обучения: мультимедийные презентации, образовательные интернет-сайт. ссылка на информационный ресурс УМК

Приёмы: сравнение, анализ иллюстраций, работа с контурной картой, сюжетный анализ просмотренного видеоматериала (фильма), анализ исторических материалов (документов), сопоставление текстов, написание комментария к тексту, составление словаря из основных понятий и терминов темы.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Технологическая карта урока русского языка «Научный стиль и его  характерные особенности».

Тип урока: урок общеметодической направленности.

Цель урока: углубление и систематизация знаний о научном стиле и его характерных особенностях.

Задачи урока:

1. Закрепление навыков самостоятельной работы с учебником на этапе формирования новых знаний.

2. Формирование умения полно и точно выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации.

3. Закрепление навыков исследования текстов разных стилей и типов речи.

4. Формирование навыков трансформации  и создания текстов разных стилей речи и типов речи.

     Для работы на уроке использованы тексты об особенностях творчества Ф.М.Тютчева из учебника для общеобразовательных школ под редакцией В.И.Коровина  «Русская литература XIX века». 10-й класс. Часть 2. М.: Просвещение, 2001   и  учебного пособия для поступающих в вузы «Русская литература XIX – XX веков» М.: Издательство Московского университета, 2001.

Этап

урока

 Виды деятельности на уроке

   Компетенции преподавателя

                               УДД

                    Результат

                                                                                                  Организационный этап (мотивационный)

     1.

1. Приветствие студентов

Организационная:  создание ситуации мотивации к обучению («стартовое желание учиться»).

Личностные, регулятивные:

- умение мобилизовать свои личностные качества и ученические способности к обучению в ситуации «начало деятельности»;

-  установление целевых приоритетов;

-  самостоятельный анализ условий достижения цели на основе учета выделенных учителем ориентиров действия в новом учебном материале.

Личностные, регулятивные:

- выраженная устойчивая учебно-познавательная мотивация и интерес к учению;

- соблюдение моральных норм в отношении взрослых людей и сверстников на уроке;

-  осознание самого себя как движущей силы своего научения.

2. Проверка готовности студентов к уроку (раздаточный материал, закладки в учебниках, рабочие материалы к уроку, тетради-справочники).

Коммуникативно-образовательная: формирование атмосферы исследования, творчества, сотворчества.

Познавательные:

- самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели;

-  формулирование проблемы.

Познавательные:

-  умение переходить от одного вида общения к другому;

 -  умение видеть проблему и формулировать её;

-  проявлять интерес к индивидуальному и коллективному творчеству.

3. Знакомство с целями и задачами урока, моделирование целей и задач урока.

Коммуникативные: 

-  умение обосновывать и доказывать собственное мнение;

 -  слушать и вступать в диалог;

-  участвовать в обсуждении проблем;

-  содействовать тем, от кого зависит достижение целей.

Коммуникативные:

- умение участвовать в коллективном обсуждении проблем;

- умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации.

Технологии: дифференцированный подход, индивидуально-личностное обучение.

Этап урока.

 

                                                                                      Этап целеполагания: постановка целей и задач урока.

     2.

1. Определение цели урока

(выявление характерных особенностей научного стиля) и задач:

-  закрепление навыков самостоятельной работы с учебником на этапе формирования новых знаний;

- формирование  умения полно и точно выражать свои мысли в соответствии с задачами  и условиями коммуникации;

-  развитие навыков исследования текстов    разных стилей и типов;

- формирование навыков трансформации и создания текстов разных типов и стилей.

Методическая: умение включать обучающихся  в разные виды исследовательской, аналитической деятельности в соответствии с намеченными результатами и учётом их склонностей, индивидуальных особенностей и интересов.

Личностно-регулятивные:

-  готовность к самообразованию;

-  определение последовательности промежуточных целей с учётом конечного результата.

Личностно-регулятивные:

- умение и желание задавать вопросы, необходимые для организации собственной и коллективной  деятельности  и сотрудничества с партнёром;

-  обучение основам различных видов чтения.

2. Изучение справочных материалов к уроку (содержащих в том числе и тезаурус),  повторение  ранее изученных  сведений о стилях речи, содержащихся в тетрадях-справочниках.

Познавательные:

-  умение структурировать текст;

-  выбор  вида чтения в зависимости от поставленной цели;

-  определение  основной и второстепенной информации;

- уяснение сущности исследовательской работы как показателя успешности учебной деятельности.

Познавательные:

-  способность  понимать ценность и полноту  полученной информации;

-  умение находить пробелы в информации и определять пути восполнения пробелов;

-  использование  разных видов чтения в соответствии с поставленной задачей;

-  использование приёмов работы с учебной книгой и учебной информацией.

3. Изучение универсального плана работы над темами раздела «Стили речи», предъявленного на интерактивной доске. (1. Цель использования функционального стиля. 2. Cфера  использования стиля речи. 3. Разновидности функционального стиля (если есть). 4. Характерные особенности. 5. Языковые средства выражения особенностей функционального стиля. 6. Жанры.)

Коммуникативная: помощь студентам в определении и формулировании цели и результатов работы на языке умений (компетенций).

Коммуникативные:

-  умение вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении  способов  решения проблем;

-  владение монологической и диалогической речью в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами языка.

Коммуникативные:

-  умение проектировать устные  высказывания;

-  создавать текст на лингвистическую тему;

-  выбирать и аргументировать свой маршрут работы на уроке.

Технологии: поэтапное формирование умственных действий; дифференцированное обучение; первичное проектирование индивидуального маршрута выполнения задач урока; ИКТ.

   Этап

урока.

                                                                                                    Этап актуализации знаний, умений, навыков.

     3.

1. Закрепление умения определять  стиль, тип  текста, его структуру.  (Текст об особенностях творчества Ф.И.Тютчева  предъявлен  на интерактивной доске  и на индивидуальных карточках.  В тексте пропущены  буквы и знаки препинания для последующего орфографического и пунктуационного анализа).

 

Образовательная: формирование понятий и организация своих и действий на их основе.

Личностно-регулятивные: умение осуществлять рефлексию своей деятельности и своего поведения в процессе учебного занятия и корректировать их.

Личностно-регулятивные:

- адекватно оценивать свои возможности достижения цели определённой сложности в различных сферах самостоятельной, парной и коллективной деятельности;

- адекватно   самостоятельно оценивать правильность выполнения действия и вносить необходимые коррективы в исполнение как в конце действия , так и по ходу его реализации.

2. Систематизация сведений по орфографии и пунктуации: повторение  алгоритмов определения и объяснения трудных орфограмм и пунктограмм  (правописание проверяемых безударных гласных в корне, непроверяемых безударных гласных,  личных окончаний глаголов,  Н-НН в суффиксах прилагательных и причастий; пунктуация в предложениях с однородными членами и вводными словами).

Индивидуальная работа и работа в парах сильный – слабый.  Проверка работы по предъявленному образцу на интерактивной доске.

Коммуникативная: уметь определять и помогать обучающимся формулировать цели и образовательные результаты на языке умений (компетенций).

Познавательные:

- формирование  предметных понятий, закрепление  навыков  систематизации знаний по орфографии и пунктуации.

Познавательные:

- обнаруживать и исправлять орфографические  пунктуационные ошибки;

- соблюдать орфографические и пунктуационные нормы в процессе письма;

- объяснять выбор написания в устной форме (рассуждение, аргументация), в письменной форме (с помощью графических символов).

Технологии: анализ результатов поэтапного формирования умственных действий и реализации проекта индивидуального маршрута выполнения задач урока; развивающее обучение; дифференцированный подход.

Этап урока.

                                                                                               Этап освоения нового (исследовательский этап).

   4.

1. Самостоятельная работа студентов с учебником, работа в парах сильный-слабый:

- чтение текста  статьи учебника;

- выбор необходимых  материалов для составления опорного конспекта в виде таблицы (дифференцированное задание).

Методическая: включать обучающихся  в учебную деятельность  в соответствии с намеченными результатами, учитывая их индивидуальные способности; организовывать групповую (коллективную деятельность).

Личностно-регулятивные:

- умение составлять алгоритмы решения практической задачи;

- закрепление навыков работы по алгоритмам;

- формирование умений редактировать текст ответа;

-  умение осуществлять рефлексию своей деятельности и своего поведения в процессе учебного занятия и корректировать  их.

Личностно-регулятивные:

- устойчивый познавательный интерес;

- становление  смыслообразующих функций познавательного, исследовательского, аналитического мотивов.

2. Запись этапов освоения   и выводов изученного в грамматическую тетрадь в виде таблицы  с подтверждающими основные положения примерами

* с опорой на адресную помощь преподавателя.

Образовательная:

Формирование навыков самостоятельной работы с учебником по предложенным учителем памяткам и алгоритмам.

Коммуникативная: установление правил продуктивной работы студентов.

Коммуникативные:

- установление рабочих отношений, эффективного сотрудничества;

- интеграция в группу (пару) сверстников и построение продуктивного взаимодействия со сверстниками и взрослым в условиях решения предметной задачи.

Коммуникативные:

- ясно, логично и точно излагать свою точку зрения, использовать языковые средства, адекватные поставленной  предметной задаче;

- формулировать вопросы;

- инициативно сотрудничать в поиске, сборе и обработке информации.

Технологии: анализ результатов поэтапного формирования умственных действий и реализации проекта индивидуального маршрута выполнения задач урока; дифференцированный подход» развивающее обучение.

Этап урока

                                                                             Этап закрепления знаний, умений и навыков  (этап фиксации).

   5.

1. Анализ  текстов об особенностях творчества Ф.И.Тютчева с целью  определения  их  стилевых особенностей  и языковых средств выражения  этих особенностей  в соответствии с созданным опорным конспектом в форме таблицы.

Работа в парах сильный – слабый с последующей коллективной проверкой.

2. Определение  и уточнение  терминов, используемых в литературоведческих текстах.

Фронтальная  устная работа  с  предложенными  текстами по схеме: вопрос – ответ – коррекция ответа  другими учениками – самокоррекция.

3.  Преобразование  исходного текста   научного стиля  в текст-рассуждение.

Обучающиеся  в ходе работы делят предложенный текст на абзацы в соответствии с классической композицией текста-рассуждения, вводят необходимые вводные конструкции, при необходимости изменяют предложения так, чтобы  избежать грамматических ошибок.

 Работа в парах сильный-слабый, коллективная проверка, предъявление образца на интерактивной доске.

Образовательная:

- формирование умение  строить высказывание на лингвистическую тему;

- актуализация ведущих способов исследовательской, аналитической, мыслетворческой  деятельности студентов.

____________________________

Методическая: включать в учебную деятельность по составлению и реализации алгоритмов устного и письменного ответов студентов.

_____________________________

Организационно-рефлексивная: создание условий для индивидуальной и коллективной работы студентов с учетом  индивидуальных «зон выпадения» (проблемных зон) студентов в участии в самостоятельной и групповой деятельности.

Личностно-регулятивные:

- умение самостоятельно применять знания в новой ситуации;

- формирование   и реализация навыков решения практической задачи индивидуальным и коллективным образом (систематизация материалов  для устного  ответа, сообщения, проведение самопроверки  выполненной работы, редактирование  выполненного задания);

- рефлексия, коррекция, самокоррекция.

_______________________________

Познавательные:

- формирование умения работать по алгоритмам;

- умение составлять алгоритмы решения практической задачи;

- умение редактировать текст ответа;

- умение  осуществлять поиск информации из различных источников.

_______________________________

Коммуникативные:

- формулирование вопросов для организации собственной деятельности и сотрудничества с партнером, преподавателем;

- адекватное использование речи для планирования и регуляции (коррекции) деятельности и результатов выполнения  предметной задачи.

Личностно-регулятивные:

- адекватно самостоятельно оценивать правильность выполнения действия и вносить необходимые коррективы в исполнение как в конце действия, так и по ходу его реализации;

- выбирать альтернативные и наиболее эффективные способы достижения цели.

________________________________

Познавательные:

 - осуществлять выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий;

- устанавливать причинно-следственные связи;

- делать умозаключения (индуктивное, по аналогии) и выводы на основе аргументации.

________________________________

Коммуникативные:

- адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач;

- строить контекстные монологические высказывания

Технологии: анализ результатов поэтапного формирования умственных действии и реализация проекта индивидуального маршрута выполнения задач урока; дифференцированный подход; развивающее обучение.

Этап урока

                                                        Проектирование выполнения домашнего задания (комментирование).

     6.

1. Проектирование (разъяснение) вариантов домашнего задания на основе осуществления    дифференцированного подхода в обучении («каждому по силам»):

- поиск текстов ограниченного объема в учебниках истории, биологии, географии… (в зависимости от склонностей учащихся);

- анализ их с целью выявления особенностей научного стиля и языковых средств выражения этих особенностей;

- оформление наблюдений в виде  созданной на уроке таблицы;

- подготовка устного ответа с целью предъявления результатов исследования текста.

Образовательная:

Формирование лингвистического (предметного) портфолио с целью накопления учащимися вспомогательного (опорного)  материала.

Личностно-регулятивные:

- умение самостоятельного контролировать свое время и управлять им;

- формирование умения самоанализа результатов и самооценки готовности к выполнению заданий разного уровня сложности

Личностно-регулятивные:

- осуществлять саморегуляцию в учебной и познавательной деятельности в форме осознанного управления своим поведением  и деятельностью, направленной на достижение поставленных целей;

- умение оценивать свои действия по решению учебных и познавательных задач.

2. Комментирование алгоритма для

- определения стилевой принадлежности текста;

- выявления языковых особенностей текстов различных стилей.

Памяток для оформления результатов исследования текста в письменной и устной форме.

Методическая:

Ориентирование студентов на применение памяток и алгоритмов для выполнения дифференцированного домашнего задания.

Познавательные:

- формирование и реализация навыков составления     лингвистического портфолио с целью накопления вспомогательного материала, направленного на выполнение домашних, самостоятельных заданий и способствующего системной  подготовке к итоговой аттестации учащихся.

Познавательные:

Создавать и преобразовывать модели, схемы, алгоритмы, рекомендации для решения предметной задачи (написания сочинения, составления плана, оформления результатов исследования по типу речи рассуждение).

Рефлексивная:

Формирование  у обучающихся умения рефлексии учебных действий и результатов обучения на основе комментирования  преподавателя   достижений обучающихся и путей преодоления затруднений в выполнении заданий

Коммуникативные:

Отображать в речи (описание, объяснение) содержание совершаемых действий, как в форме громкой  социализированной речи, так и форме внутренней речи.

Коммуникативные:

В процессе коммуникации точно, последовательно и полно передавать партнеру необходимую информацию как ориентир для построения действия.

Технологии: анализ результатов  реализации  проекта индивидуального  маршрута  выполнения задач урока; дифференцированное обучение; индивидуально-личностное обучение.

Этап урока

                                                                                                    Этап диагностики  и рефлексии.

   7.

1. Выставление оценок и комментирование индивидуальных достижений  и затруднений учащихся.

2. Рефлексия. Выбирая начало фразы, сделайте вывод одним предложением:

Я научился…

Я приобрел…

У меня получилось…

Я понял, что…

Это необходимо знать, потому что…

Организационно-методическая:

Проектирование способов и форм индивидуально-личностной и коллективной учебно-образовательной деятельности на основе выявленных и коллективных и индивидуальных затруднений  студентов.

Личностно-регулятивные:

Формирование навыков выработки обучающимися индивидуального маршрута преодоления проблемных зон (зон затруднения).

Личностно-регулятивные:

Формировать программу личных достижений, преодоления проблемных зон в знаниях и способах деятельности.

Технологии: анализ результатов  реализации  проекта  индивидуального маршрута выполнения задач урока

*** На каждом этапе  урока действует технология здоровьесбережения,  обусловленная  соразмерностью и соотнесенностью  видов деятельности учебным задачам.



Предварительный просмотр:

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА

ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ

ОБЩАЯ ЧАСТЬ

Предмет

Русский язык

Группа

Тема урока:

Словосочетание как единица синтаксиса. Вид словосочетаний и способ связи слов  в словосочетаниях.

Тип урока:

Открытие новых знаний

Цель: раскрытие особенностей сочинительных и подчинительных словосочетаний, формирование умений сопоставлять их, выделять в предложениях, конструировать самостоятельно, определяя вид словосочетания  и способ связи слов в словосочетании.

Данная цель направлена на достижение следующих результатов:

Планируемые образовательные результаты:

Предметные

Метапредметные

Личностные

Знать виды словосочетаний и способ связи слов в словосочетаниях,  различать по строению и по значению сочинительные и подчинительные словосочетания, уметь вычленять правильно словосочетания из предложений, моделировать  самостоятельно разные словосочетания, относящиеся к согласованию, управлению, примыканию.

 Регулятивные - уметь работать с различными источниками информации – учебниками, таблицами, схемами, карточками-тестами.

Самостоятельно определять цели и формулировать задание. Познавательные -  владеть приемами отбора и систематизации материала, уметь сравнивать и делать выводы. Коммуникативные - оценивать достигнутые результаты и адекватно их формулировать в устной и письменной форме, доказывая свою точку зрения, приводить аргументы.

Готовность к саморазвитию, самоопределению. Формирование активного участия  в процессе обучения, способности к самооценке на основе наблюдения за своей речью. Повышение интереса к учебному процессу.

Решаемые учебные проблемы –

Самоопределение, сотрудничество

Основные понятия, изучаемые на уроке

Сочинительная и подчинительная связь. Словосочетание как единица синтаксиса. Согласование. Управление Примыкание. Глагольные, именные и наречные словосочетания.

Методы

Сравнительный анализ, аналитическая беседа

Технология

Сотрудничества «учитель-ученик»;  элементы критического мышления

Формы работы

Коллективная, групповая, парная – в парах постоянного состава.

Вид используемых на уроке средств ИКТ

Компьютер, интерактивная доска

Образовательные интернет-ресурсы

Презентация , слайды № 1-6.

ОРГАНИЗАЦИОННАЯ СТРУКТУРА УРОКА:

1. ЭТАП 1 Актуализация знаний

Основные задачи преподавателя. Актуализация имеющихся знаний по данной теме, а именно – вспомнить, что изучается в разделе синтаксис? Назвать основные единицы синтаксиса, дать определение словосочетания, способов действия в новых условиях; формирование умения задавать вопросы, самостоятельно  определять цели (Регулятивные  универсальные учебные действия)

•  развитие произвольного внимания и памяти, познавательных интересов и инициативы учащихся (Познавательные универсальные учебные действия)

•  формирование коммуникативных умений, культуры общения,  сотрудничества. (Коммуникативные универсальные учебные действия)

* осмысление пользы учения (Личностные универсальные учебные действия)

Деятельность преподавателя

Предоставление материала, позволяющего осуществить переход к изучению нового материала.

 Слайд №1–

Путь,  период, друг, причинить, доставить  -  длинный, длительный ,долгий, истинный. радость, горе. долговременный.

- Составьте возможные словосочетания с данными словами.  Запишите их.

-Все ли слова могут сочетаться друг с другом?

-Вспомним. Что мы знаем о словосочетании.

-Из каких частей состоит словосочетание?

-Как устанавливается связь слов в словосочетании?

-Какие грамматические средства связи слов в словосочетании нам известны? (Если  есть затруднения в ответе, помогает учитель – основные средства синтаксической связи   в сочинительных словосочетаниях –сочинительный союз, в подчинительных - окончание, предлог и окончание.)

- Обобщите, словами каких частей речи может быть выражено главное слово в словосочетании? Докажите свою позицию.

Здесь и везде используются:

Либо побуждающий диалог – вопросы, на которые возможны разные правильные варианты ответа (развитие творчества).

Либо подводящий диалог – цепочка, вытекающих один из другого вопросов, правильный ответ на каждый из которых запрограммирован в самом вопросе (развитие логики).

- Что нужно узнать для  решения проблемы?

Деятельность студентов

Вспоминают соответствующие учебные задачи, делают содержательные обобщения

- Вспоминают, изученный ранее материал из синтаксиса. (слово. словосочетание). которые связаны с формулировкой проблемы (в этот момент отрабатывается минимум)

-Делают обобщение, какими частями речи могут быть выражены главные слова в словосочетаниях.

-Определяют. Каких знаний не хватает. Где и как их добыть (открыть).

Обучающиеся доказывают свою точку зрения, приводя  аргументы, обобщают и делают вывод. Доказывают свою позицию по данной проблеме.

2. ЭТАП  Создание проблемной ситуации  -  осуществление учебных действий (Р). сравнивать и сопоставлять словосочетания (П), умение вступать в диалог (К). умение соотносить поступки и события (Л)

Деятельность преподавателя

Создает для обучающихся проблемную ситуацию – противоречия, порождающего удивление (приемы):

-Попробуйте составить словосочетание, в котором главное слово- глагол, а зависимое – имя прилагательное?

-Может ли глагол присоединить к себе  в качестве зависимого слова имя прилагательное?

Слайд № 2 -  

«Найди лишнее» - не говорят громко, слабая синева, пылает над землей, в лесу и в парке, первые звезды,  костер догорал,  очень тихо.

.

Деятельность студентов

-  Вступая в диалог с преподавателем (выполняя задания) выявляют противоречие – проговаривают и осознают его

Списывают словосочетания. Отмечают главное и зависимое слово, называют, какими частями речи они выражены.

Определяют, что не является подчинительным словосочетанием – подлежащее и сказуемое не являются словосочетанием и в лесу и парке – это сочинительное словосочетание.

3. ЭТАП целеполагания - постановка практической частной познавательной задачи или определение учебной задачи обобщенного типа. –  уметь различать сочинительное и подчинительное словосочетание, знать, что не может быть словосочетанием, определять по главному слову вид словосочетания- глагольное, именное или наречное, а также вид связи слов в  каждом словосочетании – согласование, управление, примыкание.

Основные задачи преподавателя. Формирование рефлексивных умений определять границу между знанием и незнанием;

•   овладение обобщенными способами приобретения новых знаний: приемами постановки и определения проблемы, формулировки частной познавательной задачи, выделения в задаче известных и новых компонентов (Р);

•   формирование познавательных мотивов учебной деятельности (П): стремления открыть знания, приобрести умения отстаивать свою точку зрения (К);

Деятельность преподавателя

Работа с учебником, п.10, где мы найдем новую информацию и сможем определять способы соединения слов в подчинительных словосочетаний – работа в группах, три группы, 1-  собирает информацию по  согласованию, 2 – по управлению, 3 – по примыканию (обращают внимание на главное и зависимое слово в словосочетаниях и их связь)

В ходе исследования и поиска необходимой информации учащиеся делятся полученными знаниями, составляют таблицу, доказывают свою позицию, приводя убедительные аргументы

Слайд № 3 –

 Изредка в лесу попадаются молодые дубки с еще  не опавшей  листвой.

 -Вычлените  из  этого  предложения словосочетания.

-Запишите, выделите главное слово и зависимое.

-Определите, какими частями речи они выражены.

-Назовите вид словосочетания по главному слову.

Укажите вид подчинительной связи – согласование, управление, примыкание?

Эти словосочетания дополнить в таблицу, аргументировать свой  выбор.

Слайд № - составленная таблица

Деятельность студентов

Проявляют познавательную инициативу. Главное - осознание возникшего интеллектуального затруднения, противоречия, дефицита знаний, формулировка эвристических вопросов, заданий. Осознание цели предстоящей деятельности.

Делают записи по составлению таблицы и сообщения по полученным в ходе поиска знаниям:

Согласование

Управление

Примыкание

Зависимое слово согласуется с главным в роде, числе, падеже – красивый пруд (прил. +сущ., прич.+ сущ., мест.+сущ. и др.)

Зависимое слово ставится в том падеже, которое требует главное- читать книгу

(гл.+ сущ., сущ.+ сущ. и др.)

Зависимое слово связано с главным только по смыслу - пел тихо, зависимое слово – это неизменяемое слово (наречие, деепричастие, инфинитив и др.)

 После окончательного заполнения таблицы учащиеся обмениваются тетрадями, проверяя друг у друга.

4. ЭТАП планирования учебной деятельности на уроке

Основные задачи преподавателя.

Формирование способности анализировать, сравнивать имеющийся учебный материал;

•   определять содержание и последовательность действий для решения поставленной задачи (Р);

•   воспитание культуры делового общения, положительного отношения студентов к мнению оодногруппников (Л0);

  • формирование способности каждого студента к участию в работе в малых группах (К);

Деятельность преподавателя

Работа с таблицей -  см. упр. № 60 – прочитайте задание, осмыслите его. Смоделируйте словосочетания по заданной схеме.

Придумать примеры по схеме  ( сущ. + прил., сущ.+ прич., сущ.+ местоимение и сущ.+ сущ) – 1 группа

Придумать примеры по схеме (гл+ сущ., гл.+ сущ. с предлогом) – 2 группа.

Придумать  примеры, соответствующие схеме (наречие+наречие). – 3 группе.

-отметьте в своих словосочетаниях главное слово, по нему определите вид словосочетания.

Деятельность студентов

Работа в группах. Делают вывод, доказывая, какой способ связи слов в этих словосочетаниях.

Обобщение результатов наблюдения, составление плана предстоящей деятельности, выбор средств, необходимых для открытия "нового" знания.

Еще раз проговаривают, обосновывают принятие решения и  1 студент от группы сообщает о проделанной работе.

5 ЭТАП "Открытие" нового знании.

Основные задачи учителя: Формирование основ теоретического мышления, развитие умений находить общее, закономерности, отличное; развитие способности к обобщению;

•     воспитание способности высказывать свою точку зрения о способах решения практической задачи (К);

•     формирование способности определять содержание и последовательность действий для решения поставленной задачи (Р)

•     формирование способности сравнивать свое планирование с итоговым коллективно составленным алгоритмом;

•     овладение приемами самоконтроля правильности полученных результатов (П):

•     формирование способности каждого ученика к участию в работе в малых группах:

•     воспитание культуры делового общения, положительного отношения учеников к мнению одноклассников, умения оказывать и принимать помощь (Л).

Деятельность преподавателя

Побуждает обучающихся к теоретическому объяснению фактов, противоречий между ними. Стимулирует активное участие всех детей в поисковой деятельности. Творческое задание для студентов -  со словами – гладь, правило, голубей -  составить словосочетания так, чтобы эти слова оказались разными частями речи, провести наблюдение, сделать вывод, какие типы связи слов получились при этом?

(Гладь быстрее, синяя гладь, правило долго(самодержавие), стало голубей (небо), стая голубей)

Формулирует обобщенные вопросы: Что мы узнали нового? Отличается ли наш вывод от правила в учебнике? См. параграф 10,стр. 31 и параграф 11 на странице 34. Добыть информацию из учебника.

Выполнение, каких действий приведет нас к решению учебной задачи?  Студентам  следует продемонстрировать коллективно составленный алгоритм.

Слайд № 5

1.Вычленить словосочетание из предложения.

2.Указать главное и зависимое слово.

3.Определить тип связи слов в словосочетаниях (согласование, управление, примыкание).

4.Указать средства связи слов в словосочетании (окончание. предлог).

Деятельность студентов

Обсуждают в группах варианты решения учебной задачи. Обосновывают выбор общего решения или несогласия с мнением других. Представители от групп сообщают о результатах коллективной поисковой работы, отвечают на вопросы учеников из других групп. Фиксируют на бумаге, доске свое "открытие".

Обучающиеся отмечают, что  с первыми двумя словами использовали способ связи – согласование и примыкание, а с третьим – управление и примыкание.

Оценивают правильность своих выводов, решений. Осуществляют самопроверку, самооценку полученных результатов.

Обнаруживают закономерности, обобщают результаты наблюдения, составляют план действий - алгоритм. Представляют составленный алгоритм от группы.

Выводы о полноте и правильности, сравнение с правилом в учебнике. Внесение изменений в индивидуальные алгоритмы.

6  ЭТАП Учебные действия по реализации плана. Выражение решения (Р). Применение нового знания (П).Участие в диалоге сотрудничества (К) Самоопределение (Л)

Деятельность преподавателя

Предлагает задания на "новое" знание, побуждает обучающихся к определению и выбору видов работы по достижению целей урока, помогает комментировать учебные действия "ведущему" (сильному ученику), поддерживает интерес и познавательную активность учащихся.

Задания для самоконтроля – на столах карточки-тесты, работаем в парах, проверим друг у друга, достаточно ли хорошо усвоен материал, какие задания вызывают трудности. (Карточки в приложении)

Учитель создает условия для сотрудничества - работы в парах при выполнении упражнения  64 – записать  6 словосочетаний. Определить вид словосочетаний  и вид связи слов в этих словосочетаниях.  Взаимопроверка. Создание ситуации успеха для каждого. Индивидуальная работа по устранению ошибок.

Цифровой диктант.  Слайд №6         

Определите  вид подчинительной связи в  словосочетаниях и поставьте нужную цифру : 1- согласование. 2- управление. 3 – примыкание.  

Лиловые сумерки, быстро удалиться, плывут по воде, стая птиц,  шел, оглядываясь, взмахнул рукой, сильно ударился, приятный голос, пошел напиться, услышал шорох, очень далеко.

Код ответа -1.3.2,2,3,2.3.1,3,2,3.

 -  Исходя из того, что мы узнали, какой ответ на основной вопрос урока мы можем дать? (указывает на проблему, записанную на доске)

- Если новое знание состоит из нескольких информационных единиц, то открытие осуществляется в несколько шагов, каждый из которых завершается выводом по проблеме

Деятельность студентов

Выполняют задания на "новое" знание, определяют и выбирают виды работы по достижению целей урока,  комментируют свои  учебные действия, эту функцию выполняет "ведущий" (сильный студент), поддерживается интерес и познавательную активность студентов. Ребята  сотрудничают - работают в парах. Создание ситуации успеха для каждого. Индивидуальная работа по устранению ошибок.

- Выполняют задания на новый материал (парами в постоянном составе)

 

- Предлагают свое обобщение и варианты ответов по учебной проблеме

7 ЭТАП Рефлексия (итог урока).

Основные задачи преподавателя: Формирование способности объективно оценивать меру своего продвижения к цели урока. Вызывать сопереживания в связи с успехом или неудачей товарищей. Осмысление пользы учения (Л).самооценка (Р)Развитие логического мышления (П) Сотрудничество в группах и парах (К)

Деятельность преподавателя

Предлагает вспомнить тему и задачи урока, соотнести с планом работы, записанным на доске, и оценить меру своего личного продвижения к цели и успехи класса в целом

- Какой ответ на основной вопрос урока мы можем дать? Как оцените свою работу? Работу  своих одноклассников? Дайте развернутый ответ: «Я считаю, что…, потому что, во-первых, … во-вторых…».

-

Деятельность студентов

Определяют степень соответствия поставленной цели и результатов деятельности: называют тему и задачи урока, отмечают наиболее трудные и наиболее понравившиеся эпизоды урока, высказывают оценочные суждения. Определяют степень своего продвижения к цели.

Отмечают успешные ответы, интересные вопросы одноклассников, участников группы. Могут отметить продуктивную работу группы.

Наличие учебных мотивов на уроках, ситуаций или проблем, которые приводят к постановке учебных задач, активность студентов, направленная на их решение, дают знания, которые помогают обучающимся выстроить новые знания, в своем опыте и изменить прежний опыт, и они (знания) являются средством изменения самого студента.

8 ЭТАП Домашнее задание.  Упр. 67, стр. 35 – определить вид словосочетания и способ связи слов в этих словосочетаниях или  дополните  самостоятельно таблицу своими примерами.

ПРИЛОЖЕНИЕ. (Карточка – тест).

  1. Способ связи, при котором зависимое слово ставится в определенном падеже, которого требует главное слово. Управление: да – «+»; нет – «-».
  2. Вид связи, объединяющий равноправные части (слова и предложения), называется сочинительной связью. Да – «+»; нет – «-».
  3.  Это средство синтаксической связи сопровождает все средства связи, но может быть и единственным средством связи. Окончание – «+», интонация – «-», союзы – «0».
  4.  В данном словосочетании «взглянул мельком» вид связи : управление – «+», согласование – «-», примыкание – «0».
  5. В данном предложении «Мы услышали, как скрипнула дверь»: связь сочинительная – «+», подчинительная – «-».
  6. Способ связи, при котором зависимое неизменяемое слово связано с главным по смыслу и интонации – называется согласованным: да – «+»,  нет – «-».
  7. В данном словосочетании  « тихий дождь» вид связи:  управление – «+», согласование – «-», примыкание – «0».
  8. В данном словосочетании «не дождь, а снег»  вид связи слов: подчинительная – «+», сочинительная – «-».

Открываем на доске правильные ответы, проверяем, такая ли комбинация знаков у нас получилась: +, +, - ,0, -, -, -, -. ). Делаем нужные для себя выводы, что необходимо повторить тот материал, который вызвал затруднения.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Имя числительное.

Слайд 2

Имя числительное как часть речи. Обозначает - количество (сколько?) - порядок (какой?) предметов при счёте

Слайд 3

Разряды имён числительных Количественные: целые - с учётом словообразовательных особенностей - простые (два, тринадцать, двадцать, сорок, сто) - сложные (пятьдесят-восемьдесят; двести-девятьсот) - составные (сто сорок два, триста четыре, две тысячи девяносто, пять миллионов)

Слайд 4

Дробные: три восьмых, шесть десятых, одна вторая; ноль целых двадцать пять сотых. С обирательные: двое, трое, четверо, пятеро, шестеро, семеро; реже употребляются : восьмеро-десятеро + оба (м.\ср.)- об о ими, обе (ж.)- об е ими Разряды имён числительных

Слайд 5

Употребление собирательных числительных (двое - пятеро,.. десятеро) с существительными мужского и общего рода: двое сыновей, шестеро матросов, трое сирот (Искл: учёные степени, воинские звания) обозначающими детёнышей животных: трое лисят имеющими форму только множеств. числа: трое саней, двое ворот, пятеро ножниц «дети, ребята, люди, лицо [ человек ] »: трое ребят, четверо незнакомых лиц, двое детей с прилагательными и причастиями в значении сущ .: двое неизвестных, четверо задержанных с местоимениями мы, вы, они : вас двое, их трое с числительными : С емеро одного не ждут .

Слайд 6

Разряды имён числительных Порядковые: ( сорок второй, сто тринадцатый, о двадцать пятом декабря) всегда склоняется только последнее слово 35-миллионный (тридцатипятимиллионный)

Слайд 7

Основные правила правописания 15-19 – Ь : шес т надцат ь 50 Ь 80 : пят ь деся т , шест ь деся т 500 Ь 900: восем ь со т , девят ь со т оди нн адцать; четыр ьмя (в форме Т.п.) 300 и 400 = А (в форме Им. п.) 40, 90, 100 = А (в косвенных падеж.) сорок о ножка, сорок а ведёрный девяност о летие, девяност о литровый

Слайд 8

Склонение имён числительных. И-В ст о сорок восем ь Р ст а сорок а восьм и Д ст а сорок а восьм и Т ст а сорок а восьмь ю П ст а сорок а восьм и

Слайд 9

Склонение имён числительных. И-В тр и ст а шестьдесят два Р тр ёх сот шест и десят и дв ух Д тр ём ст ам шест и десят и дв ум Т тр емя ст ами шесть ю десять ю дв умя П о тр ёх ст ах шест и десят и дв ух

Слайд 10

Склонение имён числительных. И-В об а об е Р об о их об е их Д об о им об е им Т об о ими об е ими П об об о их об об е их

Слайд 11

ОПРЕДЕЛИТЕ ЧАСТИ РЕЧИ Тр … йник ( ? ), ми … иард ( ? ) двойняшки( ? ), дважды ( ? ) несколько( ? ), шестеро ( ? ) девят … сот пят … десят восем … ( ? ) трехсотсорок … ми … иардный ( ? ) п … тиэтажный ( ? ), четверка ( ? ) трижды( ? ), двойственный ( ? ) удвоить( ? ), полуторное ( ? )

Слайд 12

Правописание порядковых числительных Задание. Запишите словами: 25. 000. 000 – ый; 120. 000 – ый; 407. 000. 000. 000 – ый; 3,5 – ый; 5, 5 – ый.

Слайд 13

Склонение порядковых числительных Просклоняйте числительное «20 21 год»

Слайд 14

Согласование частей речи два больш… дома три жирн… пятна две огромн… тучи три нов… книги четыре чист… окна три неразлучн… друга два интересн… фильма

Слайд 15

НАЙДИ ОШИБКУ 1. Среди депутатов было четверо женщин. 2. У обоих ворот выставили часовых. 3. За день депутат успевал выслушивать тридцать четырех человек. 4. По накладной следовало выдать 22 ножниц для ателье. 5. Груздь содержит в своей шляпе 32,2 процентов белков. 6. В этом году город отметил шестьсотлетие .

Слайд 16

ЧЕТВЕРТОЕ ЛИШНЕЕ 1.Четверо котят, семеро девчат, двое ребят, пятеро тигрят. 2. Пара носков, пара чулков, четверо суток, пара валенок. 3. Трое мужчин, двое друзей, трое старушек, две подружки.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Презентацию по теме «Местоимение»

Слайд 2

Местоимение - это часть речи, которая указывает на предметы, признаки и количества, но не называя их, изменяются, как правило, по падежам, а некоторые – по родам и числам, в предложении обычно бывают подлежащими, дополнениями и определениями

Слайд 3

Разряды местоимений: 1. Личные (я, мы, ты, вы, он, она, оно, они); 2. Возвратные (себя); 3. Вопросительные ( Кто? Что? Каков? Чей?); 4. Относительные ( кто, что, каков, чей); 5. Неопределённые ( некто, кое-кто); 6. Отрицательные (никто, ничей, никого); 7. Притяжательные (мой, твой, их, наш); 8. Указательные (тот, те, этот); 9. Определительные ( весь, самый, иной, другой):

Слайд 4

Личные

Слайд 5

Говори правильно! - ГРУЩУ ПО ВАС - СКУЧАЕТ ПО ВАС -ТОСКУЕШЬ ПО ВАС - У НЕЁ - ИХ - ОБ ЭТОМ – О ТОМ

Слайд 6

Возвратное Им.п. ----------- Р.п. – себя Д.п. – себе В.п. – себя Т.п. – собой (собою) П.п. – о себе

Слайд 7

Притяжательные Отвечают на вопрос ЧЕЙ? ЧЬЁ? ЧЬИ? и указывают на лицо, которому принадлежит предмет; В предложении являются определениями; ! ЕГО, ЕЁ, ИХ : личные –задаем падежные вопросы ( вижу ( КОГО ?) ЕЁ, ЕГО, ИХ ); ! Притяжательные – вещь ( ЧЬЯ? ) ЕЁ, ЕГО, ИХ ;

Слайд 8

Вопросительные Кто? Что? Каков? Какой? Чей? Который? Сколько? Используются в вопросительных предложениях Например: 1. Кто стучится в дверь ко мне? 2. Что же тебе приснилось? 3. Сколько лет мы не виделись?

Слайд 9

Склонение вопросительных местоимений Им.п. скОлько Р.п. скОльких Д.п. скОльким В.п. скОлько Т.п. скОльким П.п. о скОльких

Слайд 10

Относительные Кто, что, каков, какой, чей, который, сколько; Используются в СЛОЖНОПОДЧИНЕННЫХ предложениях, где эти местоимения выполняют роль союза и служат для связи частей предложения; Они всегда являются членами предложения; Такие местоимения называют СОЮЗНЫМИ СЛОВАМИ

Слайд 11

НЕопределённые Указывают на неопределённые предметы, признаки, количество; Приставка НЕ- находится всегда под ударением (в сильной позиции) и пишется слитно; Образуются двумя способами: Приставочным (НЕ-; КОЕ-) Суффиксальным (-ТО; -ЛИБО; -НИБУДЬ) нЕкто нЕчто кое-кто кто-ТО кто-ЛИБО кто-НИБУДЬ

Слайд 12

Указательные ТОТ, ЭТОТ, ТАКОЙ, ТАКОВ, ЭТАКИЙ, СТОЛЬКО: указывают на предмет, признак, количества, выделяя их из ряда других : я пойду по тому мосту

Слайд 13

Склонение указательных местоимений И. скОлько, стОлько, нЕсколько (киломЕтров) Р. скОльких, стОльких, нЕскольких (киломЕтров) Д. скОльким, стОльким, нЕскольким (киломЕтрам) В. скОлько, стОлько, нЕсколько (киломЕтров) Т. скОлькими, стОлькими, нЕсколькими (километрами) П. о скОльких, о стОльких, о нЕскольких (киломЕтрах)

Слайд 14

Отрицательные Приставка НИ- безударная : никогО, ничегО; Приставка НЕ- ударная : нЕкому, нЕчего; Если НЕ и НИ отделяются от местоимения предлогом, то они в отрицательных местоимениях пишутся раздельно : ни у когО, нЕ с кем

Слайд 15

Определительные ВЕСЬ, ВСЯКИЙ,САМ, САМЫЙ, КАЖДЫЙ, ЛЮБОЙ, ИНОЙ, ДРУГОЙ; По своим грамматическим признакам определительные местоимения СОВПАДАЮТ с именами прилагательными: изменяются по родам, числам, падежам и в предложении являются ОПРЕДЕЛЕНИЯМИ

Слайд 16

Найдите в текстах местоимения и определите их разряды Человек, который хочет стать ученым, должен как можно скорее развивать в себе способность много работать. К этому я добавил бы еще одно качество, особенно важнее для учёного, - абсолютная честность. (М.Лаврентьев) Швабрин встретил самозванца на крыльце. Он был одет казаком и отрастил себе бороду. (А.С. Пушкин) С годами случалось так, что Аграфена начала думать нём как о родном человеке. Ей все чаще хотелось поговорить о нём с кем-нибудь, вспомнить старое. (К.Паустовский)

Слайд 17

Что у вас получилось? Который, в себе, к этому, я, он, себе, что, о нём, ей, о нём, с кем-нибудь

Слайд 18

Проверь себя Который – относительное, В себе – возвратное, К этому – указательное, Я, он – личные, Себе – возвратное, Что – относительное, О нем, ей, о нем – личные, С кем-нибудь – неопределенное

Слайд 19

Синтаксическая роль местоимения Определите, каким членом предложения являются местоимения: С некоторых пор летают какие-то мушки. И вот уже несколько дней идет холодный дождь. Ничем ничего не сделаешь. Я услышал сегодня первый гром. Это были его игрушки. Кто только о себе хлопочет, тот о других и знать не хочет.



Предварительный просмотр:

План-конспект урока «Василий Теркин – защитник родной страны»

ФИО: Дамбиева Наталья Ивановна

Место работы: ГБПОУ «Байкальский колледж туризма и сервиса»

Должность: Преподаватель русского языка и литературы

Предмет: Литература

Тема урока: Василий Теркин – защитник родной страны

Тип урока: урок систематизации и обобщения знаний

Вид урока: практикум

Цель урока: дать всестороннюю характеристику Василию Теркину – защитнику родной страны через разные формы работы на уроке: групповые выступления, фронтальную беседу, чтение отрывков из поэмы, через презентацию.

Планируемые образовательные результаты.

Предметные. Формирование предметных умений по содержанию данного урока. Совершенствование навыков аудирования, монологической и диалогической речи, работая в группах. Знать содержание глав, уметь анализировать, воссоздавать образ,  живой и убедительный народный характер, какими средствами поэт подчеркивает предельную степень обобщенности в образе героя, своеобразное воплощение черт русских богатырей.

Метапредметные. Освоение различных образовательных пространств. Применение полученных знаний, умений и навыков на межпредметном уровне. Соотнесение текстовой информации и иллюстративного материала.

  • Познавательные. Формирование навыков самостоятельной работы с текстом художественного произведения. Владение построением и передачей информации, презентацией выполненных работ.
  • Регулятивные. Умение выбирать, планировать свою работу, подготовка к реализации собственного продукта. Развитие внимания, связной устной и письменной речи.
  • Коммуникативные. Организация взаимодействия между студентами как формирование навыков учебного сотрудничества. Умение работать в группах, осознание ценности дружеских отношений между людьми.

Личностные. Выявление и активизация творческих возможностей. Умение сформулировать и  высказывать собственную точку зрения. Развитие умений и навыков публичных выступлений.

Оборудование. Тексты с содержанием поэмы, компьютер, иллюстрация к поэме «Василий Теркин», презентация.

Методы и приемы обучения.  Коммуникативный, частично-поисковый, мотивации, практический, контроля, взаимоконтроля.

Форма организации: групповая.

Технологическая карта урока

Этап урока

Деятельность преподавателя

Деятельность студентов

время

Формирование УУД

Познавательные

Регулятивные

Коммуникативные, личностные

1

2

3

4

5

6

7

8

1.

Организационный момент

Цель: создание условий для осознанного восприятия материала.

Психологический настрой студентов  на урок. Проверка готовности необходимой к уроку литературы.

Оценивание готовности к уроку. Самоорганизация на учебную деятельность.

2

Саморегуляция.

Планирование учебного сотрудничества с преподавателем, одногруппниками; внимание, уважение к окружающим;

2.

Целеполагание

Цель: определение темы и цели  урока

Включает аудиоматериал.

Вступительное слово преподавателя.

Преподаватель начинает беседу с проблемной задачи по будущей теме урока.

Предлагает сформулировать тему урока, цель и учебную задачу.

Прослушивают аудиоматериал.

Участвуют в беседе с преподавателем. Отвечают на поставленные вопросы.

Формулируют тему и  цели урока, отвечают на вопросы.

7

Умение самостоятельно формулировать цель урока и учебную задачу.

Умение слушать и вступать в диалог

Сориентироваться  на успешную работу на уроке.

3.

Применение знаний, подготовка студентов к обобщенной деятельности.

Преподаватель ознакамливает с планом для выявления всесторонней характеристики героя; предполагает овладение студентами умениями применять знания на практике; координирует работы студентов.

Работа в группах: цитатная характеристика героя

15

Умение работать с источниками информации.

Умение действовать по плану; контролировать процесс  и результаты деятельности.

Умение выражать своё отношение к событиям; умение планировать учебное сотрудничество.

4.

Обобщение знаний

Координируют выступление групп.

Защита студентов  цитатной характеристики.

10

Умение структурировать знания.

Волевая саморегуляция.

Умение выражать своё отношение к событиям.

5.

Подведение итогов

Осуществляют перекрестное взаимооценивание цитатных характеристик

Осуществляют взаимооценивание

4

Умение осуществлять взаимоконтроль

Умение адекватно оценивать свои достижения, осознавать возникающие трудности.

Умение осуществлять совместную деятельность в рабочих  группах с учётом конкретных учебно-познавательных задач.

6.

Рефлексия

Организовывает рефлексию деятельности студентов 

Студенты высказывают  своё отношение к прошедшему уроку.

2

Оценивание результатов выполненной деятельности.

Умение выражать свои мысли


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 2

Формулируем тему урока… «Василий Теркин – защитник родной страны в поэме А. Т. Твардовского «Василий Теркин»

Слайд 4

Определяем цель урока Дать всестороннюю характеристику Василию Теркину – защитнику родной страны

Слайд 5

Что нужно знать, чтобы дать характеристику литературному персонажу? - содержание поэмы; - план характеристики литературного персонажа; - умение работать с текстом.

Слайд 6

План характеристики литературного персонажа . 1. Место, занимаемое героем в произведении. 2. Обстановка, в которой он живет. 3. Портрет – описание внешности. 4. Манера держаться. 5. Речь героя. 6. Поступки, особенности поведения, деятельность, влияние на окружающих. 7. Отношение автора к герою.

Слайд 7

Оценочный лист взаимопроверки «+» Отличная работа (трудно улучшить) 5 б. «=» Хорошая работа (хорошо, но вы видите способ улучшить) 4 б. «-» Слабая работа (многое нужно улучшить) 3 б.

Слайд 8

Рефлексия Да Нет Нет ответа Знали ли вы о Василии Теркине до этого урока? Вы узнали о Василии Теркине на этом уроке? Понравился вам урок?

Слайд 9

Спасибо все за урок!



Предварительный просмотр:

Сценарий урока

Тема урока: Василий Теркин – защитник родной страны.

Тип урока: урок систематизации и обобщения знаний

Тема урока: Василий Теркин – защитник родной страны

Тип урока: урок систематизации и обобщения знаний

Вид урока: практикум

Цель урока: дать всестороннюю характеристику Василию Теркину – защитнику родной страны через разные формы работы на уроке: индивидуальные и групповые выступления, фронтальную беседу, выразительное чтение отрывков из поэмы, через презентацию.

Планируемые образовательные результаты.

Предметные. Формирование предметных умений по содержанию данного урока. Совершенствование навыков аудирования, монологической и диалогической речи, работая в группах. Знать содержание глав, уметь анализировать, воссоздавать образ,  живой и убедительный народный характер, какими средствами поэт подчеркивает предельную степень обобщенности в образе героя, своеобразное воплощение черт русских богатырей.

Метапредметные. Освоение различных образовательных пространств. Применение полученных знаний, умений и навыков на межпредметном уровне. Соотнесение текстовой информации и иллюстративного материала.

  • Познавательные. Формирование навыков самостоятельной работы с текстом художественного произведения. Владение построением и передачей информации, презентацией выполненных работ.
  • Регулятивные. Умение выбирать, планировать свою работу, подготовка к реализации собственного продукта. Развитие внимания, связной устной и письменной речи.
  • Коммуникативные. Организация взаимодействия между студентами как формирование навыков учебного сотрудничества. Умение работать в группах, осознание ценности дружеских отношений между людьми.

Личностные. Выявление и активизация творческих возможностей. Умение сформулировать и  высказывать собственную точку зрения. Развитие умений и навыков публичных выступлений.

Оборудование. Тексты с содержанием поэмы, компьютер, телевизор, иллюстрация к поэме «Василий Теркин», презентация.

Методы и приемы обучения:  Коммуникативный, частично-поисковый, мотивации, практический, взаимоконтроля.

Форма организации: групповая.

Ход урока.

  1. Организационный момент  для создания условий для осознанного восприятия материала.
  1. Приветствие .
  1. ЦЕЛЕПОЛАГАНИЕ. Определить тему и цель урока

Работа со слайдами  1 (рисунок  художника-иллюстратора – образ Василия Теркина).

  1. Задание студентам сформулировать тему урока.
  2. Преподаватель  корректирует тему и показывает на слайде тему урока - «Василий Теркин – защитник родной страны в поэме А. Т. Твардовского «Василий Теркин» (слайд № 2).
  3. Задание студентам после прослушивания аудиоматериала, сформулировать цель урока. (слайд № 3)
  4. Преподаватель корректирует цель и показывает на слайде цель урока

«Дать всестороннюю характеристику  Василию  Теркину – защитнику  

родной  страны» (слайд № 4).

  1. Что нужно знать, чтобы дать характеристику литературному персонажу?
  2. Прослушать ответы студентов, демонстрация слайда № 5.

(- содержание поэмы;

- план характеристики литературного персонажа;

- умение работать с текстом и интернет информацией).

7. Какие характеристики бывают?

  1. Выслушать предложения студентов .
  2. Показать  формы работы на уроке (слайд № 6)

- классическая (в прозе) характеристика героя;

- цитатная  характеристика;

- иллюстративная характеристика;

- презентация по рисункам…;

  1. Применение знаний, подготовка студентов к обобщенной деятельности.

. Работа в  группах.

  1. Повторить план характеристики литературного персонажа.
  2. Показать на слайде план  работы

План характеристики литературного персонажа.(слайд № 7)

1. Место, занимаемое героем в произведении.

2. Обстановка, в которой он живет.

3. Портрет – описание внешности.

4. Манера держаться.

5. Речь героя.

6. Поступки, особенности поведения, деятельность, влияние на окружающих.

7. Награды героя.

8. Отношение автора к герою.

  1. Студенты  имеют перед собой этот план, распечатанный каждому. Преподаватель ставит задачу:  на основании прозаической характеристики составить цитатную характеристику.
  1. Обобщение знаний.

Студенты защищают цитатные характеристики. (Характеристика с добавлением цитат из поэмы).

  1. Прозаическая характеристика …(Цитаты учащиеся добавляют самостоятельно)

Василий Теркин

Цитаты из поэмы

Василий Тёркин – собирательный образ Воина, борющегося с немецкими оккупантами за свободу своей страны:

Теркин – кто же он такой?

Скажем откровенно:

Просто парень сам собой

Он обыкновенный.

Парень в этом роде

В каждой роте есть всегда

Да и в каждом взводе.

Глава «На привале»

Фамилия главного героя поэмы – Тёркин,возникшая от глаголов ТЕРЕТЬ и ПЕРЕТЕРЕТЬ. Во-первых, Тёркин бывалый боец, то есть ТЁРТЫЙ ЖИЗНЬЮ. Во-вторых, в характере его есть та сила, которая поможет ПЕРЕТЕРЕТЬ, превозмочь все испытания, все горести. Твардовскому удалось реалистично и ёмко показать русский народный характер в экстремальных условиях. При этом автор подчёркивает внутреннюю красоту своего героя при внешней «обыкновенности», типичности.

…герой – героем.

На Карельском воевал –

За рекой Сестрою.

В строй с июня, в бой с июля,

Снова Теркин на войне.

Был в бою задет осколком,

Зажило – и столько толку.

Трижды был я окружен,

Трижды – вот он! – вышел вон.

И хоть было беспокойно –

Оставался невредим

Под огнем косым, трехслойным,

Под навесным и прямым.

….

Жив вояка,

К кухне – с места, с места – в бой.

Курит, ест и пьет со смаком

На позиции любой.

(Глава «На привале»)

Сколько суток полусонныз,

Сколько верст в пурге слепой

На дорогах занесенных

Он оставил за собой…              (глава «Гармонь»)

Я вторую , брат, войну…

И ранение имею,

И контузию одну.

… сердцем щедрым наделен .   ( глава «Теркин – Теркин») 

В общем, битый, тертый, жжёный,

Раной меченный двойной…  ( глава «Про солдата – сироту»)

Внешность Теркина

…Красотою наделен

    Не был он отменной.

    Не высок, не то чтоб мал… (глава «На привале»)

Невысок, да грудь вперед

И в кости надежен,

Телом бел…

А на гимнастерке-

Ордена, медали в ряд

Жарким пламенем горят…  ( глава «В бане»)

Манера держаться. Теркин

скромен, держиться с достоинством, обладает хорошим чувством юмора и огромным запасом оптимизма.

Теркин привычно рискует собственной жизнью. Например, он в ледяной воде переправляется через реку и налаживает связь, обеспечивая благоприятный исход боя. Когда замерзшему Теркину оказывают медицинскую помощь, он шутит:

- Я не худший и не лучший,

Что погибну на войне…          ( глава «Смерть и воин»)

…большой любитель жить,

Выжил я, ребята.

Человек простой закваски…

В муках тверд и в горе горд

Теркин жив и весел, черт!  

То серьезный, то потешный,

Нипочём, что дождь, что снег,-

В бой , вперед, в огонь кромешный

Он идет, святой и грешный,

Русский чудо-человек.

 ( глава «От автора»)

Растирали, растирали.. .

 Вдруг он молвит, как во сне:

- Доктор, доктор, а нельзя ли

Изнутри погреться мне?

И с улыбкою неробкой

Говорит тогда боец:

- А ещё нельзя ли стопку,

Потому что молодец?    ( глава «Переправа»)

Ел он много, но не жадно,

Отдавал закуске честь,

Так-то ладно, так-то складно,

Поглядишь – захочешь есть. ( глава «Два солдата»)

Василий Теркин — мастер на все руки. В суровых военных условиях он не утратил вкус к мирному труду: умеет и починить часы, и наточить старую пилу. Кроме того, Теркин — мастер играть на гармонике, он развлекает товарищей по оружию, бескорыстно дарит им минуты радости.

…Завалящая пила

Так-то ладно, так-то складно

У него в руках пошла.

Но куда-то шильцем сунул,

Что-то высмотрел в пыли,

Внутрь куда-то дунул, плюнул,-

Что ты думаешь, - пошли!   ( глава «Два солдата»)

-Я работник

- Я и плотник…

- И печник..

Я от скуки – на все руки,

Буду жив- моё со мной. ( глава «Смерть и воин»)

Только взял боец трехрядку,

Сразу видно – гармонист… ( глава «Гармонь»)

Речевая характеристика

Василия Теркина. Герой Твардовского говорит правильным русским языком ,в его речи много обращений, вводных слов. В то же время живость его речи придают и слова разговорного стиля.

Братцы, хлопцы, ребята, отец,  друзья…

Пособите, мальцом, ноги босые, поищи-ка, постой-ка,не будет лишку,

- Раз ты пес, так я – собака,

Раз ты черт,

Так сам я – черт!   ( глава «Поединок»)

- Ничего. С земли не сгонят,

Дальше фронта не пошлют.  ( глава «Генерал»)

Кто же он – Василий Теркин? Герой – пехотинец. Теркин – из числа чернорабочих войны, на которых и держится страна, которые вынесли на своих плечах тяжесть войны. Образ Теркина – это обобщенный образ, при всей своей реалистичности и обыкновенности.

С первых дней годины горькой,

Мир слыхал сквозь грозный гром,

Повторял Василий Теркин:

– Перетерпим. Перетрем...

 Словом, Теркин, тот, который

 На войне лихой солдат,

 На гулянке гость не лишний,

 На работе — хоть куда.

, святой и грешный,

Русский чудо-человек.

 ( глава «От автора»)

  1. Итог урока. Рефлексия.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Александр Сергеевич Пушкин 1799-1837

Слайд 2

6 июня 1799 года в Москве в дворянской помещичьей семье Пушкиных родился мальчик, которому суждено было стать одним из величайших поэтов России. Пушкин-ребенок. 1800-1802

Слайд 3

Отец, Сергей Львович , небогатый помещик, человек образованный, хорошо знал литературу, был знаком со многими русскими писателями и сам немного писал. С.Л. Пушкин. 1824.

Слайд 4

Мать, Надежда Осиповна , приходилась внучкой арапу Петра I , впоследствии русскому генералу Ганнибалу . Н.О. Пушкина. 1800-е гг. Прадедушка, Абрам Петрович Ганнибал "Арап Петра Великого" А.П. Ганнибал

Слайд 5

Детей в семье Пушкиных было трое. Старшая -Ольга, второй - Александр и младший – Лёвушка, любимец семьи. Ольга Сергеевна Лев Сергеевич Александр Сергеевич

Слайд 6

В 12 лет Александр был отвезен учиться в новое, только что открывшееся 19 октября 1811 г. учебное заведение - Царскосельский Лицей под Петербургом, место, где располагалась летняя резиденция русских императоров

Слайд 7

Императорский Царскосельский Лицей был создан для образования и воспитания юношества, предназначенного к «важнейшим частям службы Государственной». В своих правах Лицей приравнивался к российским университетам и находился под особым покровительством Александра I . В Лицей принимали дворянских мальчиков 10-12 лет по результатам вступительных экзаменов.

Слайд 8

В каждой комнате – железная кровать, комод, конторка, зеркало, стул, стол для умывания, вместе и ночной. На конторке чернильница и подсвечник со щипцами…» И.И.Пущин.Записки о Пушкине. Комната Александра Пушкина

Слайд 9

Антон Антонович Дельвиг Иван Иванович Пущин Близкие друзья Пушкина по Лицею. Пушкин сохранил лицейскую дружбу и культ Лицея на всю жизнь. Вильгельм Карлович Кюхельбекер

Слайд 10

Идеи гражданской свободы нашли отражение и в стихах, и в поведении юного Пушкина. "Пушкина надобно сослать в Сибирь: он наводнил Россию возмутительными стихами; вся молодежь наизусть их читает" - таково было решение царя Александра I. Хлопотами друзей вместо Сибири Пушкина сослали на юг.

Слайд 11

За три года ссылки написаны "Кавказский пленник" , "Бахчисарайский фонтан" , а также "Узник", "Песнь о Вещем Олеге». Начат роман в стихах "Евгений Онегин". В конце июля 1824 года ссылка в родительское имение Михайловское Псковской губернии. Пушкин в селе Михайловском (Пущин у Пушкина). Н.Н. Ге. 1875 г. Автопортрет

Слайд 12

С имением своей матери селом Михайловским в Псковской губернии Александр Сергеевич Пушкин был связан на протяжении всей своей зрелой жизни - с 1817 по 1836 г.г. Под вашу сень, Михайловские рощи, Являлся я – когда вы в первый раз Увидели меня, тогда я был – Веселым юношей, беспечно, жадно Я приступал лишь только к жизни; - годы Промчалися - и вы во мне прияли Усталого пришельца. Михайловское

Слайд 13

Утром и днем Пушкин обычно работал, потом уезжал верхом или уходил в село Тригорское, где жили соседи, с которыми он был хорошо знаком. А вечерами, когда за окном выла вьюга, он снова, как в детстве, слушал нянины сказки и песни. Вот как поэт писал брату в письме: «Знаешь ли мои занятия? До обеда пишу записки, после обеда езжу верхом, вечером слушаю сказки… Что за прелесть эти сказки! Каждая из них поэма!» Тригорское

Слайд 14

Настоящим кладом была для Пушкина каждая сказка его доброй и самобытно талантливой няни Арины Родионовны. "Он все с ней, коли дома", вспоминали дворовые люди с. Михайловского. Многие ее сказки Пушкин использовал впоследствии как сюжеты собственных сказок ( в стихах).

Слайд 15

Чуть более двух лет длилась ссылка в Михайловское. Она закончилась в сентябре 1826 года. Пушкин вернулся в Москву. В мае 1829 г. он посватался в Москве к юной красавице Наталии Николаевне Гончаровой.

Слайд 16

Не получив определенного ответа от Гончаровой, он без разрешения властей сразу самовольно уехал на Кавказ. Это путешествие по Военно-Грузинской дороге, яркие впечатления и многочисленные встречи с друзьями, участие в военных действиях русской армии, взявшей Арзрум, Пушкин описал в автобиографическом произведении "Путешествие в Арзрум" (1829).

Слайд 17

6 мая 1830 г. состоялась. наконец, помолвка Пушкина с Натальей Гончаровой. Отец выделил ему деревеньку Кистеневку с 200 душами крестьян, расположенную в Нижегородской губернии, вблизи от отцовского имения с.Болдино. Поэт отправился туда, однако начавшаяся в Москве эпидемия холеры и расставленные повсюду карантины задержали Пушкина в Болдино с 7 сентября по 2 декабря 1830 г. В Болдинскую осень талант Пушкина достиг полного расцвета.

Слайд 18

В это время им были созданы"Повести Белкина", "Маленькие трагедии": "Скупой рыцарь", "Моцарт и Сальери", "Каменный гость", "Пир во время чумы", поэма "Домик в Коломне", закончен весь роман "Евгений Онегин" (кроме письма Онегина), повесть "История села Горюхина", "Сказка о попе и работнике его Балде", критические статьи, множество стихотворений.

Слайд 19

18 февраля 1831 г. в церкви Вознесения Господня состоялось его венчание с Н.Н.Гончаровой. Первые месяцы семейной жизни он провел с женой в Москве, сняв квартиру на Арбате Квартира Пушкина в Москве на Арбате С середины октября 1831 г. и уже до конца жизни Пушкин с семьей живет в Петербурге. Квартира Пушкина в Петербурге на Набережной Мойки

Слайд 20

Старшая дочь, Мария Александровна Пушкина (1832-1919г.) Старший сын, Александр Александрович Пушкин (1833-1914г.) Младший сын, Григорий Александрович Пушкин (1835-1913г.) Младшая дочь, Наталья Александровна Пушкина (1836-1913г.) У А.С.Пушкина и Натальи Гончаровой было четверо детей.

Слайд 21

В начале 1834 г. в Петербурге появился француз барон Дантес. Он влюбился в жену Пушкина и стал за ней ухаживать. Ж. Дантес-Геккерн. 1830-е гг. 8 февраля 1837 года, в 5-м часу вечера, на Черной речке в Петербурге состоялась роковая дуэль, на которой Пушкин был смертельно ранен.

Слайд 22

Прожив 2 дня в страшных мучениях, Пушкин скончался 10 февраля 1837 г. "Солнце русской поэзии закатилось",- написал В. Жуковский.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методы, формы организации деятельности воспитанников, средства

наглядный, словесный, практический, игровой метод, использование ИКТ,  индивидуальная работа с детьми, кружковая работа, праздники, досуги, развлечения...

Методы, формы организации деятельности учащихся, средства

Методы, формы организации деятельности учащихся, средстваМетоды, формы организации деятельности учащихся, средства...

Методы, формы организации деятельности учащихся, средства на уроках физической культуры

В настоящее время на уроках физической культуры в общеобразовательных школах учителя применяют следующие формы организации: фронтальную, групповую, индивидуальную. В то же время в теории и методике фи...

Методы, формы организации деятельности учащихся, средства на уроках информатики

laquo;Информатика и ИКТ» один из «молодых» предметов в школьном курсе. Но из-за стремительного развития и перспектив данного направления также быстро менялись требования к назначени...

«Методы, формы организации деятельности учащихся, средства, Педагогические/образовательные технологии Система оценивания образовательных достижений»

Методы, формы организации деятельности учащихся, средства:Методы, направленные на совершенствование двигательных навыков и развитие физических способностей;Методы, направленные на овладение двигательн...

«Методы, формы организации деятельности обучающихся, средства»

Реализуемые принципы обучения, методы и формы:принцип доступности обучения;научность обучения, связь с практикой, с жизнью;принцип системности и последовательности формирования знаний, умений, навыков...