«Правописание чередующихся гласных в корнях –лаг-, -лож-.
план-конспект урока по русскому языку (5 класс)

Куракова Ольга Александровна

Открытый урок

Скачать:


Предварительный просмотр:

Открытый урок

по русскому языку в 5 классе

«Правописание чередующихся гласных в корнях –лаг-, -лож-.

Подготовила и провела:

учитель русского языка

и литературы

Куракова Ольга Александровна


Урок

Тема: Правописание чередующихся гласных в корнях -лаг-; -лож-

Класс: 5

УМК: Русский язык 5 класс М.М. Разумовская, С.И.Львова, В.И.Капинос, В.В. Львов

Цель:

        знать, в каких случаях  происходит чередование гласных о-а  в указанных  корнях;  владеть способом выбора А-О в корнях -лаг-лож-

Задачи:

Формировать навык нахождения слов  с чередующимися  гласными о-а   в  корне  -лаг-; -лож-.

Развивать орфографическую зоркость.

Обогащать словарный запас.

Развивать логическое мышление.

Воспитывать чувство товарищества, чувство взаимопомощи.

Конструировать предложения с заданными словами,  работа над изобразительными средствами языка

Оборудование: учебник, тетрадь, проектор и раздаточный материал.

Ход урока.

Организационный момент.

1. Приветствие. Подготовьте тетрадь, ручку, карандаш, дневник учебник.

2. Повторение ранее изученного материала.

 - Прежде чем перейти к новой теме, давайте вспомним,   как называется раздел русского языка, который изучает морфемы?

(МОРФЕМИКА)

- Что изучает морфемика?

- Какие части слова вы знаете? (приставка, корень, суффикс, окончание)

Ответы учащихся.

3. Создание проблемной ситуации

- какая морфема стоит за приставкой? (корень)

- что называется корнем? (главная значимая часть слова)

 Слайд 1. Таблица

Ребята, посмотрите на слайд, сравните слова левого и правого столбиков. Являются ли они однокоренными? (да)

 Чем же они отличаются? (в левом столбике в корне а, а в правом столбике-о)

Как же тогда проверить правописание гласной в корне? Можно ли подобрать проверочное слово?

- Что происходит с согласными в корне этих слов? (чередование)

- При образовании и изменении слов может происходить замена одних звуков другими в одной и той же части слова. Эту замену называют чередованием звуков)

- Когда в корне -лаг-; -лож- пишется А и когда –О?

4.  Определение темы обучающимися

- Как вы думаете, какова тема нашего урока?

Чередование  гласных а/о в корнях –лаг-; -лож-

- Какие задачи сегодня на уроке мы поставим? Слайд 3

Запись темы в тетрадь

5.  Вернемся к таблице, давайте попробуем сделать вывод, когда в корне пишется а, когда – о?

Каким правилом мы будем пользоваться?

 Слайд 2.

Вывод: в корне –лаг- пишется буква а, в корне –лож- - буква о

6. Работа с учебником

Давайте откроем учебник, проверим, правильно ли мы сформулировали правило. Чтение правила. Стр. 110

– Может быть, вы заметили еще некоторую особенность в написании о – а в корнях -лаг-/-лож? Слайд 5

Буква О пишется, если за корнем нет суффикса –а-.

Вывод: перед г пишется а, перед ж пишется о.

Как вы думаете, а есть ли исключения у данного правила?

Да, есть… обратите внимание на слайд 6.

7. Тренировочное устное задание. Объясни, какая буква пишется в корне?  Слайд 8

предлагать

предложить

располагаться

Сдайд 9: проверка

Составьте словосочетания с этими словами (вспомнить что не является словосочетанием), записать в тетради, ученики у доски.

8.Работа в парах  (карточка)

(два ученика работают у доски (по секрету), остальные выполняют работу в тетрадях (пара у доски).

Задание. 1-й ученик выписывает словосочетания со словами, в которых пишется корень -лаг-; 2-й ученик выписывает слова с корнем -лож-.

Предл_гать ничью;

ул_житься в секунды;

пол_гаться на коллектив;

написать изл..жение;

распол_гать данными;

изучать прил..гательное;

прил_гать усилия;

распол..житься у костра.

 Вывод….

Повторение правила.

9. Работа с текстом.

Ребята, посмотрите на слайд9, здесь несколько предложений, можно ли их назвать текстом? Почему?

Выпишите слова с пропущенными буквами, выделите орфограмму (ученик у доски).

Л..жился на поля туман.  Мы предл..жили провести слёт туристов на берегу реки.  Ребята распол..жились у костра и ели печёную картошку. Изл..жите содержание параграфа учебника.

- Какие слова Вы выписали?  Проверка – Слайд10

10.  Повторение ранее изученного.

 Ребята, обратите внимание на слайд11,  как называются такие сочетания слов? (фразеологизмы)

Сидеть сл..жа руки –  

Ума не прил..жу –

Пол..жить зубы на полку –

Пол..жа руку на сердце –

Войти в пол..жение –

Раскройте смысл данных фразеологизмов и замените их синонимичными выражениями.

 Давайте составим предложения с данными фразеологизмами (устно). Одно записать.

11. Обобщение полученных знаний. 

Все ли задачи, которые ставили в начале урока  мы выполнили? (ответы учеников)

 Итак, прежде чем вы будете писать проверочную работу по изученному материалу, давайте  повторим правило, которое мы сегодня рассматривали.

 

12.  Проверочная работа.

- Раздать карточки с заданием, объяснить выполнение.

12. Рефлексия

13. Домашнее задание на выбор учащегося..

  1. Выучить правило. Выполнить упр. Составить словарный диктант (15 слов)
  2.  Выучить правило. Составить текст (не менее 7 предложений), используя слова  на орфограмму:   -лаг-; -лож-


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Таблица "Правописание чередующихся гласных в корне слова"

Таблица поможет при планировании урока в 5 классе и при подготовке к ГИА по русскому языку....

Правописание чередующихся гласных в корне-клон- -клан-

Конспект урока  русского языка в 6 классе по теме "Правописание чередующихся гласных в корне-клон- -клан-". Материал урока интересно изложен. Учащиеся  на уроке  повторяют правописание ...

Правописание чередующихся гласных в корнях слов

Тема урока: обобщение знаний по теме: «Правописание чередующихся гласных в корнях слов».Комплексная цель урока: совершенствовать знания о правописании чередующихся гласных в корнях, способствовать уме...

ЭОР по теме "Правописание чередующихся гласных в корнях"

Ресурс можно применять при первичном закреплении нового материала. Формирует навык внимательного прочтения задания, орфографическую зоркость. Автоматическое выведение оценки....

Технологическая карта урока русского языка в 5 классе по ФГОС Правописание чередующихся гласных в корнях лаг — лож и рос — раст(ращ).

Технологическая карта урока русского языка в 5 классе  по  ФГОС  Правописание чередующихся гласных в корнях лаг — лож и рос — раст(ращ)....

тест "Правописание чередующих гласных в корне"

Тест "Правописание чередующих гласных".6 класс...

Разноуровневые задания по русскому языку 5 класс. Тема урока "Правописание чередующихся гласных в корнях -лаг- /-лож- ; -рос- /-раст- (-ращ-)"

Разноуровневые задания можно использовать для закрепления,контроля знаний после  изученной темы"Правописание чередующихся  гласных в корнях -лаг- /-лож- ; -рос- /-раст- (-ращ-)"...