Рабочие программы на 2021-22 учебный год
рабочая программа по русскому языку (9 класс)

Смирнова Елена Евгеньевна

Рабочая программа по русскому языку реализована в учебнике  Русский язык. 9 класс: учебник для общеобразовательных учреждений/ Т. А. Ладыженская, М. Т. Баранов, Л. А. Тростенцова и др.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл 9_rus.docx46.03 КБ

Предварительный просмотр:

муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

Михейковская средняя школа

«Рассмотрено»


Руководитель МО

_____________/_______________/

ФИО

Протокол № ___
от «__  » __________20___г.

«Согласовано»

Заместитель директора школы

по УВР

_____________/_________________/

ФИО

«__»____________20___г.

Утверждена

Приказом директора школы

 № _____
от «__»_________20___г.

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

по русскому языку

для 9 класса

            базовый уровень

Учитель: Смирнова Елена Евгеньевна

Квалификационная категория: высшая

                                               2021 – 2022 учебный год

Пояснительная записка 

Рабочая программа по русскому языку для 9 класса создана на основе:

1.ФГОС основного общего образования в соответствии с Приказом  Минобрнауки России от 17.12.2010г. № 1897 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования»

2.Программы общеобразовательных учреждений. Русский язык 5-9 классы. Авторы: М.Т.Баранов и др.- М: Просвещение,2011г.

3.Примерной образовательной программы основного общего образования (с изменениями от  8 апреля 2015 г.) по русскому языку.

4. Санитарно-эпидемиологических требований к условиям и организации обучения.

5. Учебного плана школы;

6. Годового  учебного календарного графика на 2021-2022 уч. год;

7. Основной образовательной программы школы;

8. Положения о рабочей программе учителя .

Рабочая программа реализована в учебнике  Русский язык. 9 класс: учебник для общеобразовательных учреждений/ Т. А. Ладыженская, М. Т. Баранов, Л. А. Тростенцова и др. – М.: Просвещение, 2012.  

Программа детализирует и раскрывает содержание стандарта, определяет общую стратегию обучения, воспитания и развития учащихся средствами учебного предмета в соответствии с целями изучения русского языка.

        УМК входит в Федеральный перечень учебников, рекомендованных Министерством образования и науки Российской Федерации к использованию в образовательном процессе в образовательных учреждениях.

Место учебного предмета  в учебном плане

        Федеральный базисный (образовательный) учебный план для образовательных учреждений Российской Федерации и предусматривает обязательное изучение русского (родного) языка на этапе основного общего образования в 9 классе в объёме 68 часов.  Количество часов по учебному плану школы – 68  (2 часа в неделю). Изменения в программу не вносятся.

Требования к результатам обучения и освоению содержания курса

Личностные результаты:

1)  понимание русского языка как одной из основных национально-культурных ценностей русского народа, определяющей роли родного языка в развитии интеллектуальных, творческих способностей и моральных качеств личности, его значения в процессе получения школьного образования;

2)  осознание эстетической ценности русского языка; уважительное  отношение   родному языку, гордость за него; потребность сохранить чистоту русского языка как явления национальной культуры; стремление к речевому самосовершенствованию;

3)   достаточный объем словарного запаса и усвоенных грамматических средств языка для свободного выражения мыслей и чувств в процессе речевого общения;  способность к самооценке на основе наблюдения за собственной речью.

Метапредметные результаты:

1)  владение всеми видами речевой деятельности:

-  адекватное понимание информации устного и письменного сообщения;

- владение разными видами чтения;

-  способность извлекать информацию из различных источников, включая средства массовой информации, компакт-диски учебного назначения, ресурсы Интернета;

-   овладение приемами отбора и систематизации материала на определенную тему; умение вести самостоятельный поиск информации, ее анализ и отбор; способность к преобразованию,  сохранению и передаче информации,  полученной в результате чтения или аудирования, в том числе и с помощью технических средств и информационных технологий;

-   способность определять цели предстоящей учебной деятельности (индивидуальной и коллективной), последовательность действий, оценивать достигнутые результаты и адекватно формулировать их в устной и письменной форме;

-   способность свободно, правильно излагать свои мысли в устной и письменной форме;

-   умение выступать перед аудиторией сверстников с небольшими сообщениями, докладом;

2)  применение приобретенных знаний, умений и навыков в повседневной жизни; способность использовать родной язык  как средство получения знаний по другим учебным предметам, применять полученные знания, умения и навыки анализа языковых явлений на межпредметном уровне (на уроках иностранного языка, литературы и др.);

3) коммуникативно целесообразное взаимодействие с окружающими людьми в процессе речевого общения, совместного выполнения какой-либо задачи, участия в спорах, обсуждениях; овладение национально-культурными нормами речевого поведения в различных ситуациях формального и неформального межличностного и межкультурного общения.

Предметные результаты

1) представление об основных функциях языка, о роли русского языка как национального языка русского народа, как государственного языка Российской Федерации и языка межнационального общения, о связи языка и культуры народа, о роли родного языка в жизни человека и общества;

2) понимание места родного языка в системе гуманитарных наук и его роли в образовании в целом;

3) усвоение основ научных знаний о родном языке; понимание взаимосвязи его уровней и единиц;

4) освоение базовых понятий лингвистики: лингвистика и её основные разделы; язык и речь, речевое общение, речь устная и письменная; монолог, диалог и их виды; ситуация речевого общения; разговорная речь, научный, публицистический, официально-деловой стили, язык художественной литературы; жанры научного, публицистического, официально-делового стилей и разговорной речи; функционально-смысловые типы речи (повествование, описание, рассуждение); текст, типы текста; основные единицы языка, их признаки и особенности употребления в речи;

5) овладение основными стилистическими ресурсами лексики и фразеологии русского языка, основными нормами русского литературного языка (орфоэпическими, лексическими, грамматическими, орфографическими, пунктуационными), нормами речевого этикета; использование их в своей речевой практике при создании устных и письменных высказываний;

6) опознавание и анализ основных единиц языка, грамматических категорий языка, уместное употребление языковых единиц адекватно ситуации речевого общения;

7) проведение различных видов анализа слова (фонетического, морфемного, словообразовательного, лексического, морфологического), синтаксического анализа словосочетания и предложения, многоаспектного анализа текста с точки зрения его основных признаков и структуры, принадлежности к определённым функциональным разновидностям языка, особенностей языкового оформления, использования выразительных средств языка;

8) понимание коммуникативно-эстетических возможностей лексической и грамматической синонимии и использование их в собственной речевой практике;

9) осознание эстетической функции родного языка, способность оценивать эстетическую сторону речевого высказывания при анализе текстов художественной литературы.

Учебно - тематический план

№ п.п.

Наименование разделов

Количество часов

Международное значение русского языка.

1

Повторение изученного в 5- 8 классах

8 + 2 Р + 1 к.р.

Сложные предложения

5+2р.р.

Сложносочинённые предложения

5 + 1 Рр +1 к.р.

Сложноподчинённые предложения

16+4 р.р + 3 КР

Бессоюзные сложные предложения

6 + 1 К Р

Сложные предложения с различными видами связи

5 + 3КР

Повторение

4

Итого: 68 ч

50 + 9 Р+9к.р= 68 ч

ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ УЧАЩИХСЯ

1. Учащиеся должны знать изученные основные сведения о языке, определения основных изучаемых в 9 классе языковых явлений, речеведческих понятий, пунктуационных правил, обосновывать свои ответы, приводя нужные примеры.

2.  К концу 9 класса учащиеся должны овладеть следующими умениями и навыками:

- производить все виды разборов: фонетический, морфемный, словообразовательный, морфологический, синтаксический, стилистический;

- составлять сложные предложения разных типов, пользоваться синтаксическими синонимами в соответствии  с содержанием и стилем создаваемого текста;

- определять стиль и тип текста;

- соблюдать все основные нормы литературного языка.

По пунктуации. Находить в предложениях смысловые отрезки, которые необходимо выделить знаками препинания, обосновывать выбор знаков препинания и расставлять их в соответствии с изученными в 5-9 классах пунктуационными правилами; находить и исправлять пунктуационные ошибки; производить пунктуационный разбор предложения.

По орфографии. Находить в словах изученные орфограммы, уметь обосновывать их выбор, правильно писать слова с изученными орфограммами, находить и исправлять орфографические ошибки, производить орфографический разбор слов. Правильно писать изученные в 5-9 классах слова с непроверяемыми орфограммами.

По связной речи. Определять тип и стиль текста, создавать тексты разных стилей и типов речи. Подготовить и сделать доклад на историко-литературную тему по одному источнику. Составлять тезисы или конспект небольшой литературно-критической статьи (или фрагмента большой статьи). Писать сочинения публицистического характера. Писать заявление, автобиографию. Совершенствовать содержание и языковое оформление сочинения, находить и исправлять различные языковые ошибки в своем тексте. Свободно и грамотно говорить на заданные темы. Соблюдать при общении с собеседниками соответствующий речевой этикет.

Основное содержание

Международное значение русского языка (1 ч)

ПОВТОРЕНИЕ ПРОЙДЕННОГО В V—VIII КЛАССАХ (8 ч + 2 ч + 1 к.р.)

Анализ текста, его стиля, средств связи его частей.

СЛОЖНОЕ ПРЕДЛОЖЕНИЕ. КУЛЬТУРА РЕЧИ (5 ч + 2 ч р.р.)

СЛОЖНОСОЧИНЕННЫЕ ПРЕДЛОЖЕНИЯ (5 ч + 1 ч р.р.+1 ч к.р.)

I. Сложносочиненное предложение и его особенности. Сложносочиненные предложения с союзами (соединительными, противительными, разделительными). Разделительные знаки препинания между частями сложносочиненного предложения.

Синтаксические синонимы сложносочиненных предложений, их текстообразующая роль.

Авторское употребление знаков препинания.

Умение интонационно правильно произносить сложносочиненные предложения.

III. Рецензия на литературное произведение, спектакль, кинофильм.

СЛОЖНОПОДЧИНЕННЫЕ ПРЕДЛОЖЕНИЯ (16+4 ч р.р + 3 ч к.р.)

Основные группы сложноподчинённых предложений

I.  Сложноподчиненное предложение и его особенности. Главное и придаточные предложения. Союзы и союзные слова как средство связи придаточного с главным Указательные слова в главном предложении. Место придаточного предложения по отношению к главному. Разделительные знаки препинания между главным и придаточным предложениями. Виды придаточных предложений.

Типичные речевые сферы применения сложноподчиненных предложений.

Сложноподчиненные предложения с несколькими придаточными; знаки препинания в них.

Синтаксические синонимы сложноподчиненных предложений, их текстообразующая роль.

II.  Умение использовать в речи сложноподчиненные предложения и простые с обособленными второстепенными членами как синтаксические синонимы.

III.   Академическое красноречие и его виды, строение и языковые особенности. Сообщение на лингвистическую тему.

Деловые документы (автобиография, заявление).

БЕССОЮЗНЫЕ СЛОЖНЫЕ ПРЕДЛОЖЕНИЯ (6 ч + 1 ч к.р.)

I.   Бессоюзное сложное предложение и его Особенности. Смысловые взаимоотношения между частями бессоюзного сложного предложения. Разделительные знаки препинания в бессоюзном сложном предложении.

Синтаксические синонимы бессоюзных сложных предложений, их текстообразующая роль.

II.  Умение передавать с помощью интонации различные смысловые отношения между частями бессоюзного сложного предложения. Умение пользоваться синонимическими союзными и бессоюзными сложными предложениями.

III.  Реферат небольшой статьи (фрагмента статьи) на лингвистическую тему.

СЛОЖНЫЕ ПРЕДЛОЖЕНИЯ С РАЗЛИЧНЫМИ ВИДАМИ СВЯЗИ (5 ч + 3 ч к.р.)

I.  Различные виды сложных предложений с союзной и бессоюзной связью; разделительные знаки препинания в них. Сочетание знаков препинания.

II.  Умение правильно употреблять в речи сложные предложения с различными видами связи.

III.  Конспект статьи (фрагмента статьи) на лингвистическую

тему.

ПОВТОРЕНИЕ И СИСТЕМАТИЗАЦИЯ ИЗУЧЕННОГО В 5-9 КЛАССАХ (4 ч)

Систематизация сведений о признаках текста, теме и основной мысли связного высказывания, средствах связи частей текста, о повествовании, описании, рассуждении; о стилях речи.

Сочинение  публицистического характера  на общественные,  морально-этические и историко-литературные темы.

Доклад или реферат на историко-литературную тему (по о. ному источнику).

Тезисы статьи" (главы книги) на лингвистическую тему.

Конспект  и   тезисный   план  литературно-критической  статьи

КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

№ урока

Наименования разделов и тем

Плановые сроки

прохождения

Международное значение русского языка.

2.09

Повторение изученного в 5-8 классах (8 ч + 2 ч РРч+ 1 ч к.р.)

Р. р. Устная, письменная речь. Монолог. Диалог.(Алгоритм ведения диалога)

Р.р. Стили речи

6.09

Словосочетание. Связь слов в словосочетании.

9.09

Простое предложение и его грамматическая основа

13.09

Односоставные и двусоставные предложения

16.09

Предложения с обособленными членами

20.09

Практическая работа по отработке нахождения обособленных членов

23.09

Обращение, вводные слова и вставные конструкции.

27.09

Закрепление по теме «Осложняющие конструкции»

30.09

Практикум по теме «Словосочетание. Простое предложение»

4.10

Р.р. Способы сжатия текста. Обучающее сжатое изложение

7.10

Входная контрольная работа

11.10

Сложное предложение. Культура речи (5 ч+ 2 чр.р.)

Понятие о сложном предложении

14.10

Союзные и бессоюзные сложные предложения

18.10

Практикум по теме «Союзные и бессоюзные сложные предложения»

21.10

Разделительные и выделительные знаки препинания между частями сложного предложения

25.10

Практикум по теме «Разделительные и выделительные знаки препинания между частями сложного предложения»

11.11

18-19

Р.Р.Устное сочинение-описание по картинке (Алгоритм) (устное собеседование 3.1)

Практикум

15-18.11

20

Сложносочинённые предложения (5 ч + 1  РР ч+ 1 ч к.р.)

Понятие о сложносочинённом предложении. Смысловые отношения в ССП

(повторение сочинительных союзов)

22.11

21

ССП с соединительными, разделительными и противительными союзами

25.11

22

ССП с соединительными, разделительными и противительными союзами

29.11

23

Разделительные знаки препинания между частями ССП

2.12

24

Р.р. Сжатое изложение

6.12

25

Синтаксический и пунктуационный разбор ССП

9.12

26

Контрольная работа по теме «Сложносочинённые предложения»

13.12

27

Сложноподчинённые предложения (16ч + 4 ч РР+ 3 ч к.р.)

Понятие о сложноподчинённом предложении. Устное сочинение-повествование 3.2.(Алгоритм)

16.12

28

Место придаточного предложения по отношению к главному. Знаки препинания в СПП

20.12

29

Контрольная работа за 1 полугодие в формате ОГЭ(тестовая часть)

23.12

30

Р.р. Сочинение-рассуждение 9.2

27.12

31

Р.р. Обучающее сочинение 9.2

32

Союзы и союзные слова в СПП

Роль указательных слов в СПП

33

Основные группы сложноподчинённых предложений

СПП с придаточными определительными

34

СПП с придаточными изъяснительными

35

СПП с придаточными обстоятельственными. Устное сочинение-рассуждение 3.3. (Алгоритм)

36

СПП с придаточными места и времени

37

СПП с придаточными обстоятельственными цели, причины, условия, уступки, следствия

38

СПП с придаточными обстоятельственными цели, причины, условия, уступки, следствия

39

СПП с придаточными обстоятельственными образа действия, меры и степени и сравнительными

40

Р.р. Сочинение-рассуждение 9.3

41

Р.р. Обучающее сочинение 9.3

42

СПП с придаточными обстоятельственными образа действия, меры и степени и сравнительными 

43

СПП с несколькими придаточными

44

СПП с несколькими придаточными

45

Синтаксический и пунктуационный разбор сложноподчинённого предложения

46

Сложноподчинённые предложения. Повторение

47

Контрольная работа «Сложноподчинённые предложения»

48

Бессоюзные сложные предложения (6 ч+ 1 к.р.)

Понятие о бессоюзном сложном предложении. Интонация в бессоюзных сложных предложениях

49

БСП со значением перечисления. Запятая и точка с запятой в БСП

50

БСП со значением причины. пояснения, дополнения. Двоеточие в БСП

Повторение постановки двоеточия в предложениях

51

БСП со значением противопоставления, времени, условия и следствия.  Тире в БСП

Повторение постановки тире в предложениях

52

Повторение темы «Бессоюзные сложные предложения»Р.р.Фрагмент статьи на лингвистическую тему

Повторение связи слов в словосочетаниях

53

Практикум. Отработка навыков постановки знаков препинания в БСП

Повторение орфографии в приставках и корнях

54

Контрольная работа по теме «Бессоюзные сложные предложения»

55

Сложные предложения с разными видами связи

(5  ч + 3 ч КР)

Употребление союзной и бессоюзной связи в сложных предложениях

Повторение орфографии в суффиксах и окончаниях

56

Знаки препинания в сложных предложениях с различными видами связи

Повторение темы «Грамматическая основа предложения»

57

Синтаксический и пунктуационный разбор сложного предложения с различными видами связи

Повторение темы «осложняющие конструкции: обособленные члены предложения»

58

Сложное предложение с различными видами связи. Повторение Подготовка к контрольной работе

Повторение темы «осложняющие конструкции:однородные члены, вводные слова, обращения»

59

Контрольная работа по теме «Сложные предложения с разными видами с.св.»

60

Повторение изученного в 9 классе. Подготовка к итоговой к.р.

61

Итоговая контрольная работа

62

Итоговая контрольная работа

63

Повторение и систематизация изученного в 5-9 классах (4 ч)

Фонетика и графика. Лексика и фразеология.Орфография

64

Морфемика. Словообразование. Морфология. Орфография

65

Синтаксис.Пунктуация

66

Синтаксис.Пунктуация. Подведение итогов

67

Практикум по заданиям ОГЭ

68

Практикум по заданиям ОГЭ

ИТОГО: 68 ч


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочие программы на 2021 – 2022 учебный год по предмету "Технология" 5-8 классы. ФГОС.

Программы расчитаны на 2 часа в неделю, 70 часов в год....

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА 10 класс учебного предмета химия 2020 – 2021 учебный год

Рабочая программа по химии для 10 класса составлена в соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом среднего общего образования, утвержденным 17 мая 2012 года приказ № 413 (ред...

Рабочие программы на 2021-2022 учебный год

Рабочие программы помогут целенаправленно построить уроки учителям-предметникам...

Рабочая программа по учебному предмету «Изобразительное искусство» для 5-7 классов срок реализации программы: 2020-2021 учебный год

Рабочая программа разработана, на основании следующих нормативных правовых документов: Федеральный закон "Об образовании в Российской Федерации" N 273-ФЗ от 29 декабря 2012 г. Федеральный ко...

Рабочая программа по учебному предмету «Технология»(девочки) Линия УМК Симоненко. Технология 5-9 для 7,8 классов срок реализации программы: 2020-2021 учебный год

Рабочая программа по направлению «Технология» для учащихся 8 классов разработана на основе следующих нормативно-правовых документов: Закона РФ «Об образовании» с п.7 ст.32, п. ...