Олимпиада по русскому языку 10,11 класс
олимпиадные задания по русскому языку (10, 11 класс)

Кривушина Юлия Леонидовна

Олимпиада по русскому языку 10,11 класс

Скачать:


Предварительный просмотр:

Олимпиада по русскому языку

10 класс

1. Отметьте слова, в которых перед Е произносится твердый согласный: эссенция, шинель, тезис, сонет, термос, бутерброд, тендер, академия, кларнет, терминал.

 (5 баллов)

  1. Расставьте ударения в словах:

      Обеспечение, закупорить, вероисповедание, маркетинг, уведомить, исчерпать, сосредоточение, баловать, квартал, премированный. (5 баллов)

  1. Объясните значения слов, используя различные способы объяснения (толкование, синонимы).  (10 баллов)

      Дилер, продюсер, форум, прецедент, рейтинг, менеджер, инаугурация,    эксклюзивный, адекватный, сервис.

  1. Объясните значение фразеологизмов. Раскройте скобки.

1) (Не/ни) в какие ворота (не/ни) лезет.

2) (Не/ни) во что (не/ни) ставить.

3) (Не/ни) под каким видом.

4) (Не/ни) в зуб ногой.

  1. (Не/ни) на йоту. (10 баллов)

  1. Замените слова или сочетания слов существительными или прилагательными с  ПРЕ- и ПРИ-.

Образец:  крупное изменение – преобразование.

  1. Исключительное право - …
  2. Вступительная часть музыкального произведения - …
  3. Продолжатель - …
  4. Изменник - …
  5. Слишком разборчивый, с прихотями, капризами - …
  6. Имущество, дававшееся дочери при выходе замуж - …
  7. Преступивший закон - …
  8. Очень простой - … 
  9. Аппарат для приема сигналов - …
  10. Справочник цен на товары и виды услуг - … (10 баллов)

6. Определите, к каким разрядам относятся местоимения: его, себя, наш,  сколько-нибудь, нечто, который. Есть ли среди этих местоимений такие, которые употребляются только в именительном падеже, и такие, которые не могут употребляться  только в именительном и винительном падеже? (8 баллов)

7. Проведите анализ морфемной структуры слов с современной и исторической точек зрения: упрек, обычный, страсть.  (6 баллов)

8. В русском языке два глагола топить: 1. топить – согревать, сжигая топливо; 2. топить – погружать в воду. Можно ли считать, что в древности это был один глагол, у которого так сильно разошлись значения. Обоснуйте свой ответ. (до 6 баллов)

9. В одном африканском племени живет семья из четырех человек. Мать зовут Бере-рубо-торо-дак (темный цветок без запаха). Отец носит имя Кобо-рудо-дир (большая зеленая гора). Старшему сыну родители дали имя Дак-рубу-пеле (запах цветочного поля). Что значит имя младшего сына Кобо-пеле-торо-рубо? (3 балла)

 

10. Расставьте знаки препинания в предложении и охарактеризуйте конструкцию в целом.   (8 баллов)

Мерный звук прибоя говорит о больших сроках жизни планеты Земля прибой это как часы самой планеты  когда эти большие сроки встречаются с минутами твоей быстренькой жизни среди выброшенных на берег ракушек звезд и ежей то начинается большое раздумье о всей жизни и твоя маленькая личная скорбь замирает и чувствуешь ее глухо и где-то далеко…

11. Определите, какой художественный прием лежит в основе данных фраз? Приведите  3-4 своих примера. (до 5 баллов)

         Знакомый незнакомец, пышное увядание, мертвые души, молодая старость.

  1. Выразите свое отношение к словам поэта в виде сочинения-миниатюры.

«В моей душе – твой голос, мой Новгород!» (15 баллов)

Ответы к олимпиаде по русскому языку

10 класс

1. Отметьте слова, в которых перед Е произносится твердый согласный:

Эссенция, шинель, тезис, сонет, термос, бутерброд, тендер, академия, кларнет, терминал. (5 баллов)

Ответ: тезис, сонет, термос, бутерброд, тендер.

(по 1 баллу за правильный ответ, минус 0,5 балла за ошибку)

  1. Расставьте ударения в словах: обеспечение, закупорить, вероисповедание,  маркетинг, уведомить,  исчерпать, сосредоточение, баловать, квартал, премированный. (5 баллов)

Ответ: обеспЕчение, закУпорить, вероисповЕдание, мАркетинг, увЕдомить,  исчЕрпать, сосредотОчение, баловАть, квартАл, премирОванный.

(по 0,5 балла за правильный ответ)

  1. Объясните значения слов, используя различные способы объяснения (толкование, синонимы).  (10 баллов)

      Дилер, продюсер, форум, прецедент, рейтинг, менеджер, инаугурация,  эксклюзивный, адекватный, сервис.

Ответ: дилер – посредник, представитель фирмы; продюсер – доверенное лицо, осуществляющее идейно- художественный и организационно- финансовый контроль; форум – массовое собрание, съезд; прецедент – случай, служащий примером, оправданием для последующих случаев подобного рода; рейтинг – показатель популярности; менеджер – специалист в области управления; инаугурация – торжественная процедура вступления в должность вновь избранного главы государства; адекватный – соответствующий, тождественный; эксклюзивный – исключительный, распространяющийся на ограниченный круг чего-либо; сервис – оказание услуг населению, обслуживание. (по 1 баллу за правильное объяснение значения слова)  

  1. Объясните значение фразеологизмов. Раскройте скобки.

1) (Не/ни) в какие ворота (не/ни) лезет.

2) (Не/ни) во что (не/ни) ставить.

3) (Не/ни) под каким видом.

4) (Не/ни) в зуб ногой.

  1. (Не/ни) на йоту. (10 баллов)

Ответ:

1) Ни в какие ворота не лезет – о чем-либо несуразном, бессмысленном.

2) Ни во что не ставить – совершенно не ценить.

3) Ни под каким видом – ни за что, ни при каких условиях.

4) Ни в зуб ногой – совсем ничего не знать.

5) Ни на йоту – ни в малой степени, ни насколько. Не поумнел ни на йоту.

(по 1 баллу за каждое правильное написание и толкование фразеологизма – 10 б.)

  1. Замените слова или сочетания слов существительными или прилагательными с  ПРЕ- и ПРИ-.

Образец:  крупное изменение – преобразование.

  1. Исключительное право - …
  2. Вступительная часть музыкального произведения - …
  3. Продолжатель - …
  4. Изменник - …
  5. Слишком разборчивый, с прихотями, капризами - …
  6. Имущество, дававшееся дочери при выходе замуж - …
  7. Преступивший закон - …
  8. Очень простой - … 
  9. Аппарат для приема сигналов - …
  10. Справочник цен на товары и виды услуг - … (10 баллов)

Ответ:

1. Исключительное право – привилегия.

  1. Вступительная часть музыкального произведения – прелюдия.
  2. Продолжатель – преемник.
  3. Изменник – предатель.
  4. Слишком разборчивый, с прихотями, капризами – привередливый.
  5. Имущество, дававшееся дочери при выходе замуж – приданое.
  6. Преступивший закон – преступник.
  7. Очень простой – примитивный.  
  8.  Аппарат для приема сигналов – приемник.
  9. Справочник цен на товары и виды услуг – прейскурант.

(по 1 баллу за правильный ответ, минус 0,5 балла за ошибку в написании слова)

6. Определите, к каким разрядам относятся местоимения: его, себя, наш,  сколько-нибудь, нечто, который. Есть ли среди этих местоимений такие, которые употребляются только в именительном падеже, и такие, которые не могут употребляться  только в именительном и винительном падеже?

(8 баллов)

Ответ: его – личное или притяжательное; себя – возвратное, наш – притяжательное, сколько-нибудь – неопределенное, нечто – неопределенное, который – вопросительно-относительное.

Себя – не употребляется в именительном падеже. Нечто – употребляется только в именительном и винительном падеже. (по 1 баллу за определение разряда местоимений, по 1 баллу за ответы на вопросы – 8 б.)

7. Проведите анализ морфемной структуры слов с современной и исторической точек зрения: упрек, обычный, страсть.  (по 1  баллу за правильное членение слова – 6 б.)

Ответ:

Современное членение

Историческое членение

упрек - ǿ

у-прек-ъ (корень тот же, что в словах перч-ить, по-перек; неполногласный вариант; прек-о-словить, во-прек-и)

обыч-н-ый

о-быч-н-ый ‹* об-выч-н-ый (корень тот же, что и в словах при-выч-к-а, на-вык)

страсть-ǿ

страс-т-ь ‹*страд-т-ь ( корень тот же, что и в слове страд-а-ть

8. В русском языке два глагола топить: 1. топить – согревать, сжигая топливо; 2. топить – погружать в воду. Можно ли считать, что в древности это был один глагол, у которого так сильно разошлись значения. Обоснуйте свой ответ.  (до 6 баллов за правильное объяснение)

Ответ: 1) В словах, производных от топить (1) – мы наблюдаем чередование о/е (ср. тепло), а в производных от топить (2) – такого нет (затопить, топляк, утопленник). Значит, это разные корни и разные глаголы. 2) Значения у обоих глаголов не сводимы к какому-то общему; это тоже не дает основание говорить о расхождении значений одного слова.

9. В одном африканском племени живет семья из четырех человек. Мать зовут Бере-рубо-торо-дак (темный цветок без запаха). Отец носит имя Кобо-рудо-дир (большая зеленая гора). Старшему сыну родители дали имя Дак-рубу-пеле (запах цветочного поля). Что значит имя младшего сына Кобо-пеле-торо-рубо?

 Ответ: Большое поле без цветков. Кобо – большой, пеле – поле, торо – без, рубо – цветок. (1 балл за ответ, 2 балла за объяснение – 3 б.)

10. Расставьте знаки препинания в предложении и охарактеризуйте конструкцию в целом.   (8 баллов)

Мерный звук прибоя говорит о больших сроках жизни планеты Земля прибой это как часы самой планеты  когда эти большие сроки встречаются с минутами твоей быстренькой жизни среди выброшенных на берег ракушек звезд и ежей то начинается большое раздумье о всей жизни и твоя маленькая личная скорбь замирает и чувствуешь ее глухо и где-то далеко…

Ответ:

(1)Мерный звук прибоя говорит о больших сроках жизни планеты Земля, (2)прибой - это как часы самой планеты,  (3)когда эти большие сроки встречаются с минутами твоей быстренькой жизни среди выброшенных на берег ракушек, звезд и ежей, то (4)начинается большое раздумье о всей жизни, и (5)твоя маленькая личная скорбь замирает, и (6)чувствуешь ее глухо и где-то далеко…

Предложение сложное, повествовательное, невосклицательное, с союзной (сочинительной и подчинительной связью) и бессоюзной связью. Состоит из шести предложений.    

(3 балла за расстановку знаков, 5 баллов за характеристику предложения)

  1. Определите, какой художественный прием лежит в основе данных фраз? Приведите 3-4 своих примера.

         Знакомый незнакомец, пышное увядание, мертвые души, молодая старость.

Ответ: оксюморон.   (1 балл за ответ, по 1 баллу за приведенный пример)

  1.  Выразите свое отношение к словам поэта в виде сочинения-миниатюры.

«В моей душе – твой голос, мой Новгород!» (15 баллов)



Предварительный просмотр:

Олимпиада по русскому языку       .

                                  Школьный этап                          

             

                                      11класс

  1. Расставьте ударение в словах: сливовый, петля, усугубить, , балюстрада, обжитое, бармен, эксперт, перчить, форзац, новорожденный, коклюш, жалюзи, туфля, вечеря, знамение, озвучение,  задолго, еретик, анатом, донельзя.  (2балла)

   

2.  В каких словах количество букв совпадает с количеством звуков?

1) крыжовник       5) чувство

2) четвёрка             6)юность

3) фасоль                7)якорь

4) вьюга                  8) лекция                       (2балла)

  1. В данной ниже шутке из «Толкового словаря живого великорусского языка»        В.И. Даля использованы  названия букв славянской азбуки, обозначавшие некогда гласные звуки. Напишите эти буквы. Какие из них сохранились в современном алфавите и что они теперь обозначают?

                               Еръ да еры упали с горы.

                               Ерь да ять – некому поднять.     (6баллов)

                                                                                     

  1. Выберите слова, в которых присутствуют все значимые части слова: ошейник, землечерпалка, покрасневший, вблизи, перестройка, вынуть, здание, напряженность, намекать, натуральный, наушник. Сражение, ставка, забава, забота, залив.   ( по 0,5 за слово)

     

  1. Назовите способы образования слов: пароходный, везенье, шашлычная, смоленский, землепашец, безлюдный, по – своему, какой – нибудь, перенос, суперобложка.         (5баллов)

6.Дан ряд слов: воробей, дракон, крокодил, пчела, самолёт. Найдите лингвистические признаки, по которым одно слово из этого ряда можно противопоставить оставшимся четырём.  (4 балла)

                   

7.Отметьте верные определения знаком (+), неверные (-)

Конфуз – неловкость.

Постамент – подставка.

Концепция – система взглядов.

      Гротеск – неглубокая пещера.

      Водевиль – короткая комическая пьеса.

      Пролог – заключительная часть.

      Риторика – учение о ритме.

      Ликовать – торжествовать.

      Корифей – победитель.

      Фольклор – народное творчество.                                       (  3балла)

8. .Исправьте предложения, объясните причину ошибки.

  1)Ученик, раскроющий тему глубоко, получит высокую оценку.

  2) Читаемая книга произвела на меня глубокое впечатление.

  3) Прочитанная лекция для студентов была очень содержательна.                                (3балла)

9. Напишите словами цифры, раскройте скобки.

 1) В первый же день зарегистрировали 371 (делегат)

2) Расстояние между Челябинском и Петровском измеряется 9769 (километр)

3) Для спектакля приобрели28 (брюки)

4) За газету я уплатила около 11/2   (рубль)

5) С момента запуска ракеты прошло 23 (сутки)   5баллов)

10. Определите, к какой части речи относятся выделенные словоформы.

       1)  Человек! – Это великолепно, это звучит гордо!

       2)Онегин, я тогда моложе, я лучше, кажется, была.

       3)И днём, и ночью кот учёный всё ходит по цепи кругом.

       4)Там звёзды крупней и сильней аромат.

       5)Небо молнией летучей опоясалось кругом.

       6)Слышу голос из прекрасного далёка.

      7)Плоскость, ограниченная окружностью, называется кругом.  ( по 0,2 за слово)

11. В каких случаях в русском языке можно наблюдать переносное употребление форм настоящего, будущего и прошедшего времен глагола? (На примерах)       ( 8 баллов)

12. Среди данных слов найдите родственные: сугроб, кон, стёжка, разуть, подоплека, грести, онуча, наказание, ведьма, грабли, приучил, достигает, закон, плечо, невежда, наука, казнь.   (4 балла)

13. В старину случалось, что за время карточной игры сжигали столько свечей, что их стоимость превышала сумму выигрыша. Так и появилось сначала во французском, а потом и в русском языке выражение. Какое? Что оно означает? Вспомните антоним.         (2 балла)

14. Какая разновидность омонимов использована для рифмы?

                       Я к вам пишу случайно; право,

                       Не знаю как и для чего.

                       Я потерял уж это право.

                       И что скажу вам? – ничего!                 ( 1балл)

15. Расставьте знаки препинания и дайте характеристику предложению:

И тут случилось то о чём не догадался ни начальник порта ни пожарные горящие крысы нырнули   под склады под пакгаузы и через полчаса в Батумском порту начался пожар.

( 1+2 балла)

16. Подберите по памяти отрывки из стихотворений , сказок , басен с обращениями. ( по 1 баллу за пример)

17. Напишите две миниатюры в научном и художественном стиле на тему «Небо»   (10баллов)

                 

                                     

                                       Максимальный балл-84,5

                                           

Ответы.

1. Ответ : слИвовый, пЕтля, усугубИть, балюстрАда, обжИтое, бАрмен, экспЕрт, перчИть, фОрзац, новорождённый, коклЮш, жалюзИ, тУфля, вЕчеря, знАмение, озвУчение, задОлго, еретИк, анАтом, донЕльзя.            ( 1б. за слово, всего-20 б)

    2. Ответ : 1,2,4, 6, 7                          (2б.)

     

    3.Ответ.   Ъ – «еръ»  Ы – «еры»        Ь – «ерь»            Ь – «ять»

              В алфавите остались буквы Ъ, Ь, Ы. Буква Ы сохранила своё звуковое значение. Буквы Ъ и Ь звуков не обозначают, а выполняют разделительную функцию. Буква Ь указывает на мягкость согласного.         (6б.)

    4.Ответ: ошейник, покрасневший, перестройка, напряжённость, наушник, сражение, залив.                 ( по 0,5 за слово)

5.Ответ: суффиксальный, суффиксальный, переход прилагательного в существительное, наложение, сложение с присоединением суффикса, приставочно – суффиксальный, приставочно – суффиксальный, постфиксальный, бессуффиксный, приставочный.                 (1б. за слово, всего -10б)

6.Ответ. 1. По признаку категории одушевлённости \  неодушевлённости: самолёт- неодушевлённое существительное, т.к. форма и.п. ед.ч. совпадает с формой в.п. ед.ч.

                2.Пчела-1скл., остальные слова2скл.

                3. В слове воробей мягкая основа, в остальных -  твёрдая.

                4. Только слово самолёт является производным, образовано с          помощью сложение основ.                    (4б.)

7.Ответ.   (-)  постамент, гротеск, пролог, корифей.  (3б.)

8.Ответ. 1) Причастия не могут иметь форму будущего времени.

             2) Причастие употреблено в форме настоящего времени, а сказуемое – в форме прошедшего. В предложении есть штамп: «произвести впечатление»

            3) Нарушен порядок слов, поэтому смысл не ясен.      (3б.)

               9. Ответ.  1 – триста семьдесят одного делегата; 2 – девятью тысячами семьюстами шестьюдесятью девятью километрами; 3 – двадцать восемь пар брюк, 4 – около полутора рублей; 5 – около двадцати трёх суток.            (5б.)

10. Ответ:   1) великолепно – прилагательное; гордо – наречие; 2) моложе, лучше – прилагательные; 3) кругом – наречие; 4) крупней, сильней – прилагательные; 5) кругом – наречие; 6) далёка – существительное; 7) кругом – существительное.    (по 0,2 за слово)

11.Ответ. Настоящее в значении прошедшего. Иду я вчера вашего дома, гляжу: в окнах свет.

                Настоящее в значении будущего. Завтра вы берёте машину и едете в аэропорт.

                Будущее в значении прошедшего. Собака-то как зарычит, а барыня как закричит.

                Прошедшее в значении будущего. Если вы не придёте, мы погибли! (= мы погибнем)                        (8б.)

12.Ответ: сугроб – грести – грабли; кон – закон; приучить – наука; ведьма – невежда; казнь – наказание; разуть – онуча; подоплека – плечо; стёжка – достигать.   (4б.)

13.Ответ. Игра не стоит свеч означает неоправданные усилия. Антоним – игра стоит свеч.

                 (2б.)

14.Ответ: омоформы.   (1б.)

15. Ответ. И тут случилось то, о чём не догадался ни начальник порта, ни пожарные: горящие крысы нырнули под склады, под пакгаузы, и через полчаса в Батумском порту начался пожар. ( сложное бессоюзное с сочинительной и подчинительной связью).

(1+2б.)

16. ( по 1баллу за пример)

17.  10баллов.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Вопросы и задания к олимпиаде по русскому языку в 5 классе

Для подготовки или проведения олимпиады по руссому языку в 5 классе (два варианта)...

школьная олимпиада по русскому языку для 8 класса

Иногда ищешь олимпиадный материал и ничего подходящего не можешь найти. Решила разместить олимпиаду для  учащихся 8 класса. Если коллеги поддержат меня, буду рада. С удовольствием порешаем со сво...

Подготовка к олимпиаде по русскому языку 7-11 классы

Олимпиадные задания по русскому языку. Фразеология. Вопросы , задания  + ответы....

Подготовка к олимпиаде по русскому языку 7-11 классы

Олимпиадные задания по русскому языку. Фразеология. Вопросы , задания  + ответы....

олимпиада по русскому языку 7-11 классы, муниципальный этап

В данной папке содержится материал олимпиады по русскому языку 7-11 классы, 2012 год, ключи....

Комплект заданий для проведения олимпиады по русскому языку в 5 классе

Предлагаемый материал даёт возможность учителю использовать его на занятиях кружка по русскому языку, внеклассных предметных мероприятиях, для проведения олимпиад. Данные задания позволяют проверить г...

Олимпиада по русскому языку для 5 класса

Вашему вниманию предлагается олимпиада по русскому языку, которая может быть проведена в конце учебного года с целью проверки усвоения материала за 5 класс. Разработка включает систему оценивания, а т...