Проект по русскоу языку "Слова-паразиты в речи старшеклассников"
проект по русскому языку (9 класс)

Азарина Светлана Артемовна

Данный материал можно использовать для работы на уроках и при проведении классного часа о культуре речи

Скачать:


Предварительный просмотр:

ПРОЕКТ

по русскому языку

«Слова-паразиты в речи старшеклассников»

Оглавление.

  1.      Пояснительная записка
  2.      Слова-паразиты и причины их употребления
  3. Классификация речевых паразитов
  4. Исследование употребления слов – паразитов в речи школьников
  5. Как избавиться от вредной привычки?
  6. Выводы
  7. Список литературы  

   

Пояснительная записка.

        Часто ли мы прислушиваемся к тому, как мы говорим? Или как говорят одноклассники, друзья, близкие? Конечно, мы слышим, когда из их уст вылетают нецензурные выражения. Но, оказывается, и обычные слова могут «загрязнять» язык: «как бы», «типа», «короче», «блин» и другие прочно укоренились в лексиконе наших учеников. Они называются слова-паразиты.

        Актуальность данной темы вызвана тем, что наш «прекрасный, богатый, могучий» русский язык засоряется ненужными словами, речь становится неяркой, малопонятной, невыразительной. Не случайно проблема «чистоты» русского языка в последние годы приобрела острый характер и стала одной из центральных в обществе. Существование в нашей речи подобных слов нарушает четкое, ясное и правильное восприятие речи собеседника. В своей работе я попыталсь разобраться, что же представляют собой слова-паразиты, как они появляются, когда и где употребляются.  

        Цель моей работы: выявить наличие в речи учащихся  МБОУ «Гимназия №1» слов-паразитов, определить наиболее употребляемые из них.

        Проектным продуктом стала памятка «Как избавиться от слов-паразитов в своей речи».

        Ход выполнения работы.

Работа над проектом велась поэтапно.

1. Установление, какие слова в нашей речи называются словами-паразитами, как они образуются; изучение литературы по данной теме ( сентябрь - октябрь)

2. Анализ информации о том , что знают учащиеся и учителя школы словах-паразитах, об их функции в речи человека(ноябрь)

3. Определение наиболее употребляемые слова-паразиты (декабрь)

4. Выяснение , как влияют слова-паразиты на восприятие речи собеседника ( январь)

5. Разработка некоторых рекомендациий по работе над своей речью, чтобы она соответствовала литературным нормам (февраль)

6. Создание буклет–памятка «Рекомендации школьникам. Способы избавления от слов–паразитов» (март)

7. Предзащита проекта (март)

8.  Защита проекта (апрель)

Методы исследования:

  • изучение теоретического материала о словах-паразитах,
  • наблюдения за речью учащихся на уроках и неформальной обстановке;
  •  опрос учащихся 9В класса.

         

1. Слова-паразиты и причины их употребления.

        Слова-паразиты – это слова, которые люди употребляют часто, но при этом не вкладывают в них никакого значения, а заполняют ими паузы. К словам-паразитам относятся: «как бы», «просто», «типа», «короче», «на самом деле», «практически», «так сказать», «вообще-то», «кстати», «ну», «вот», «э-э-э»и прочие. Большинством лингвистов считается, что «слова-паразиты» используются из-за бедности словарного запаса и связанных с этим регулярных заминок. В разговорной речи не всегда удается найти самое подходящее слово. Многие слова-паразиты: вроде, типа, как бы и так далее – произносятся по такой причине: слово, может, и не совсем подходящее, но нужное в этот момент в голову не приходит. Очень часто данные слова используются как слова –связки.

        Иногда человек хочет протянуть время, не может ответить на заданный вопрос, он произносит: видите ли, ну как вам сказатьи другие, выигрывая для себя время.

        Бывают случаи , когда человек волнуется, забывает произносимый текст, тогда появляются слова-паразиты. Это получается как бы неосознанно.

        Есть и другая причина появления этих слов в нашей речи. На эти слова возникает мода. Например, слово «красава», очень популярно в речи нашей молодёжи. Поэтому «словами-паразитами» могут пользоваться и люди, которые не имеют проблем с речью.

2. Классификация речевых паразитов.

        Наблюдая за употреблением слов - паразитов в речи школьников, замечено, что одна группа слов употребляется для эмоциональной окраски речи, например, блин. Другие слова служат для замещения пауз: ну, вот. Многие люди имеют привычку, подбирая нужное слово, тянуть «э-э-э», «а-а-а»или «м-м-м».Слова, которые служат для ускорения речи: короче, так сказать. Слова, которые употребляются, когда говорящий не может найти подходящее слово: типа, типа того, как бы, вроде того.

        Слова - паразиты могут быть разными частями речи.

Слова - паразиты как части речи:

Группа

Слова – паразиты

1.

Звуки

э-э-э, мэ-э-э,

2.

Частицы

Ну, вот, типа, так, просто, прямо, как бы

3.

Вводные единицы

Вообще, в общем-то, в принципе, допустим, значит, короче, например, понимаешь, собственно говоря, слушай, стало быть, так сказать

4.

Местоимения, местоименные наречия

Это, это самое, как его, там

5.

Переход из одной части речи в другую

Блин, черт

6.

Модальные слова

Конечно, наверное, вероятно, кажется

3. Исследование употребления слов – паразитов в речи школьников.

        Очень часто на уроках в своем классе замечаю: каждый раз, вставая из-за парты для ответа, учащимся приходилось делать над собой усилие, чтобы не протянуть «ну-у-у», пытаясь собраться с мыслями и сформулировать первую мысль. Ребятам достаточно трудно построить ответ, не употребляя слов-паразитов. А что знают сами ученики об употреблении таких слов?

        Для проведения исследования мною составлен опрос «Слова–паразиты в вашей речи», проведены эксперимент «Частота употребления слов–паразитов» и исследование «Употребление слов–паразитов обучающимися».

В анкетировании принимали участие ученики 9 класса (22 человека) МБОУ “Гимназия №1”

Результаты анкетирования «Слова – паразиты в вашей речи»показали:

Что подростки (100%) употребляют в своей речи слова - паразиты;

- (25%) учащихся стараются бороться со словами паразитами;

- (75%) не борются.

- наиболее употребляемые слова-паразиты в среде подростков – слова «блин», «ну», «вот», «короче», «а», «красава».

- способы борьбы со словами-паразитами:

- (50%) учащихся ответили следить за речью;

- (35%)-читать художественную литературу;

- (15%)-затруднились ответить.

4. Как избавиться от вредной привычки?

  • Читай хорошую литературу;
  • Усиль самоконтроль за своей и чужой речью;
  • Наказывай себя штрафом;
  • Практикуй выступления перед аудиторией;
  • Повышай самооценку, чтобы быть уверенным в своих словах.
  • Как только вы захотите сказать «эээмм», сделайте вдох, пауза лучше, чем ваши слова-«паразиты».
  • Посчитайте. Зачитайте доклад своему другу, а он пусть посчитает, сколько раз вы произнесли слова-«паразиты». И тогда вы поймете, насколько остро стоит проблема.
  • Научитесь делать паузы в речи, делайте её размеренной. Слушателю куда сложнее слышать бессмысленный поток. На месте запятых делайте небольшие паузы. А в конце предложения – долгие.

5.  Выводы.

        На основании проведённого  исследования можно сделать вывод, что слова – паразиты присутствуют в нашей речи, установили, какие слова в нашей речи называются словами-паразитами, как они образуются. Определили, какие слова-паразиты являются наиболее употребляющимися. Чаще других ими пользуются ученики, особенно те, которые слабо успевают по всем предметам. Самыми популярными словами – паразитами во всех группах являются «блин», «ну». Самыми редкими являются такие слова, как «чёрт», «а-то».  В большей степени борются с употреблением слов–паразитов как в своей речи, так и в речи учеников учителя.  Нужно следить за своей речью. Способы борьбы со словами- паразитами есть, они перечислены в данном исследовании. По проблеме употребления слов – паразитов в нашей школе проведено исследование лишь только одной стороны, существует ещё проблема употребления нецензурных выражений, сокращение слов, общение по типу sms. Это направления для новых исследований.

        В ходе данного исследования было выявлено, что 100% учеников достаточно часто употребляют слова-паразиты, 80% школьников даже не замечают их в своей речи. Цель исследования – выявление наличия в речи учащихся МБОУ “Гимназия №1”  слов-паразитов, определения наиболее употребляемых из них была достигнута. Установлено, что слова-паразиты — лингвистическое явление, выраженное в употреблении лишних и бессмысленных слов вроде «блин», «чёрт», «это самое»и другие. Большинство слов-паразитов являются вводными словами, могут быть разными частями речи. Моя гипотеза подтвердилась :  сделал вывод о том, что слова-паразиты - это пустые, сорные слова, которые сбивают ритм речи и мешают ее пониманию. При помощи опроса проанализированы наиболее употребляемые школьниками слова-паразиты. Выпущен буклет–памятка “Рекомендации школьникам. Способы избавления от слов–паразитов». На основании результатов исследования можно сделать вывод, что слова-паразиты засоряют речь говорящего, затрудняют ее понимание, отвлекают внимание от содержания высказывания. Чаще всего слова-паразиты используются школьниками из-за скудности словарного запаса. Иногда на эти слова у подростков возникает мода, поэтому их могут использовать ученики, не имеющие проблем с речью. Нужно прислушиваться к своей речи и прилагать все усилия, чтобы избавиться от ненужных и лишних слов. Давайте беречь наш язык!

6. Список литературы.

1.Виноградов В.В. Русский язык: (Грамматическое учение о слове). М.-Л., 2014. С. 744.

2.Гритчин Н. Как бы великий и типа могучий// Известия, 19 марта 2007

3.Земская Е.А. Русская разговорная речь: лингвистический анализ и проблемы обучения. – М., 2015

4.Левонтина И.Б. О словах-паразитах. Действительно ли эти слова лишние в языке?// 1 сентября. Русский язык, 2004. № 1

5.Литературная газета. 2003. № 17. С. 5.

6.Фоменко Ю.В. Типы речевых ошибок: Учеб. пособие. - Новосибирск, 2004. С. 14, 17.

 Интернетресурсы:

Пальвелева Л. От А до Я. Слова-паразиты// http://www.svobodanews.ru/

http://www.philology.ru

http://www.ru.wikipedia.org/wiki/Слова-паразиты

http://www.planetashkol.ru/articles/22711/


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проект по созданию условий для профессионального самоопределения старшеклассников «Мой профессиональный выбор»

МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕСРЕДНЯЯ  ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ  ШКОЛА № 168          Проект по созданию условий для  пр...

Метод проектов как способ решения развития творческой активности старшеклассников

участие и публикация статьи во время круглого стола в КФУ им.Лобачевского...

Презентация. Упражнения по развитию речи старшеклассников с нарушением интеллекта на уроках письма.

Основным методическим вопросом  на уроках письма и развития речи, является вопрос о том, как научить детей с нарушением интеллекта использовать язык как средство общения. Речь тесно связана с про...

Доклад на тему:"Формирование выразительности речи старшеклассников с опорой на художественный текст"

Доклад на тему: Формирование выразительности речи старшеклассников с опорой на художественный текст".Автор: Рванова Светлана Анатольевна, учитель русского языка и литературы.В докладе затрагивает...

Научно-исследовательская работа Английские слова в речи старшеклассников

Научно-исследовательская работа Английские слова в речи старшеклассников.Цель работы – изучить влияние английского языка на сленг учащихся старшей ступени обучения ТСОШ №3....

Участие в краевом конкурсе проектов молодых педагогов Красноярского края 2020 года по номинации№ 3 «Дошкольник 1.0» с проектом «Создание образовательной среды, способствующей развитию речи детей (в том числе и детей с ОВЗ) посредством активизации их инт

Участие в краевом конкурсе  проектов молодых педагогов Красноярского края 2020 года по номинации№ 3 «Дошкольник 1.0»  с проектом «Создание образовательной среды, спосо...

Разработка элективного курса «Практика письменной речи» как средство формирования коммуникативной компетенции в обучении письменной речи старшеклассников

Овладение письменной речью на иностранном языке долгие годы не являлось целью обучения в школе в силу доминирующего положения устной речи в программах и сложностью овладения данным умением (при ограни...