Доклад на тему:"Формирование выразительности речи старшеклассников с опорой на художественный текст"
методическая разработка по литературе (10, 11 класс) на тему

Рванова Светлана Анатольевна

Доклад на тему: Формирование выразительности речи старшеклассников с опорой на художественный текст".

Автор: Рванова Светлана Анатольевна, учитель русского языка и литературы.

В докладе затрагивается актуальная тема: овладение языком, речью - необходимое условие формирования социально активной личности. В работе говорится о приёмах, которые способствуют повышению качества образования, формированию выразительности речи старшекласснивов; подобраны упражнения, которые развивают эстетический вкус и языковое чутьё школьников.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon rvanova.doc39 КБ

Предварительный просмотр:

Формирование выразительности речи старшеклассников с опорой на художественный текст.

    Современному обществу необходимы люди, владеющие словом, умеющие отстаивать свои убеждения, взгляды, вести дискуссию, творчески включающиеся в процесс межличностной коммуникации.  Поэтому современная школа должна подготовить человека думающего и чувствующего, который умеет общаться и обладает внутренней культурой. Овладение языком, речью – необходимое условие формирования социально активной личности. Важность этой работы отмечали известные педагоги-учёные И.А. Фигуровский, Т.А. Ладыженская, В.И. Капинос и другие.

    ФГОС определены требования к метапредметным результатам выпускника: одно из них - владение языковыми средствами , т.е.  умение ясно, логично и точно излагать свою точку зрения, использовать адекватные языковые средства.  Важным показателем высшего уровня развития языковой личности старшеклассников является выразительность их речи.

   Работа над выразительными средствами языка необходима и при подготовке к ЭГЕ, так как по данным ФИПИ, лишь 57 % выпускников владеют навыком использования синтаксических средств выразительности речи.

 выразительная

   Поэтому  уроки русского языка и  литературы, на мой взгляд,  должны придать языку школьников эмоциональную окраску, сделать их язык более тонким и взыскательным в смысле передачи всякого рода оттенков в окружающей жизни.

    Развитие выразительности чтения – процесс сложный и длительный. Работа должна вестись планомерно.  За годы моей педагогической деятельности сложился определенный алгоритм работы.

1. Вступительное слово учителя, которое создает атмосферу заинтересованности изучаемым произведением. Предварительное объяснение выражений,

слов, без которых не будет понятен смысл текста.

2. Образцовое чтение (учителя, в аудиозаписи, подготовленного ученика).

3. Анализ текста, определение в связи с ним исполнительской задачи.

4. Деление текста на части, звенья (самостоятельно, коллективно с помощью учителя).

5. Обучение чтению отдельных отрывков текста: комментарий к каждой

части (идейный, исторический, биографический, лексический, ритмический);

упражнения в произнесении трудных слов, словосочетаний; разметка самых

трудных мест в партитуре; обсуждение возможных вариантов исполнения

части, определение частных исполнительских задач;

6. Начитывание текста целиком несколькими учениками, выявление достоинств и недостатков в их манере исполнения.

7. Выразительное чтение всего текста.

    Формированию выразительности речи, активизации познавательной деятельности школьников, повышению качества образования, как показывает практика,  способствуют следующие приёмы:

 

    При выборе упражнений предпочтение следует отдавать заданиям, способным развивать эстетический вкус и языковое чутье школьников. Например:

Обратимся к стихотворению Ф.И. Тютчева «Не рассуждай, не хлопочи!»

Это стихотворение дано вам без знаков препинания. Перепишите его, расставив знаки и объяснив их. Какое выразительное синтаксическое средство использовано автором в выделенных предложениях? С какой целью? Попробуйте составить несколько предложений, используя это средство выразительности.

(1)Не рассуждай не хлопочи!..

(2)Безумство ищет глупость судит.

(3)Дневные раны сном лечи

А завтра быть чему то будет.

(4)Живя умей все пережить

Печаль и радость и тревогу.

(5)Чего желать? (6)О чем тужить?

(7)День пережит ‒ и слава богу!

Выполнение подобных упражнений способствует развитию внимания при обнаружении языкового средства выразительности, осознанию того, какую эстетическую функцию оно выполняет.

   Не менее интересным, на мой взгляд, является творческий тренинг «Создай текст на основе образного средства».

Учащимся предлагается включить образное средство, которое было использовано мастером слова, в свой текст. Чужое образное средство призвано

активизировать образное мышление школьников и их речетворческую деятельность при выполнении этого задания. Понять смысл и роль выразительного  средства можно, проанализировав авторский текст или создав свой.

    Сочинение по заданной теме – наиболее целесообразная форма индивидуальной творческой работы, которая позволяет ученику выразить себя как личность самодостаточную, способную креативно мыслить и излагать свои мысли, справляться с творческими работами. Учащимся предлагается написать сочинение на заданную тему, например  «Характер человека – это…» или «Настоящая любовь (дружба) – это…». Подобные темы ориентированы на личность старшеклассников, что поможет сделать содержание текста эмоционально насыщенным, серьезнее отнестись к выбору языковых средств.  Формулировка данных тем соответствует заданию 15.3 в КИМах ОГЭ.

     Каждая деятельность предполагает рефлексию, поэтому я использую следующие критерии при оценке выразительного чтения

1. Знание текста.

2. Громкое и логически правильное чтение.

3. Передача в исполнении мыслей и чувств поэта или лирического героя.

4. Степень воздействия словом на аудиторию.

5. Верное деление стихотворения на части и передача в чтении подтекста

каждой из них.

6. Соблюдение логических пауз и ударений, рифмы, ритма и других эле-

ментов стиха.

7. Орфоэпическая грамотность.

8. Правильный выбор способов общения с аудиторией.

Эффективность предложенной методической модели подтверждается результатами участия обучающихся в различных конкурсах: «Живая классика», «И помнит мир спасённый»…

    Формирование выразительности речи школьников способствует реализации одного из ведущих направлений учебного процесса в общеобразовательной школе ‒ самостоятельное осуществление учеником речетворческой деятельности.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Мастер-класс «Формирование выразительности речи учащихся специальной коррекционной школы 8 вида посредством речевых разминок на уроках чтения и развития речи » .

Цель: создать условия для профессионального развития педагогов и освоения опыта приемов работы по выразительности речи. Цитата: «Из всех знаний и умений самым важным, самым необходимым для ...

ДОКЛАД НА ТЕМУ: «ФОРМИРОВАНИЕ КЛЮЧЕВЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ СТАРШЕКЛАССНИКОВ В ПРОЦЕССЕ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ ПРИ ПОДГОТОВКЕ К ИТОГОВОЙ АТТЕСТАЦИИ».

Для формирования учебно-познавательных компетенций, начиная с 5 класса, мной используется комплексная работа с текстом, которая даёт возможность организовать постепенную подготовку к сочинению, изложе...

Доклад по теме: «Формирование коммуникативных компетенций на уроках чтения, русского языка и развития речи и совершенствование их во внеурочной деятельности у детей со сниженным интеллектом»

«НРАВСТВЕННОСТЬ ЧЕЛОВЕКА ВИДНАВ ЕГО ОТНОШЕНИИ К СЛОВУ».Л.Н.ТОЛСТОЙКоммуникативная компетентность  - это развивающийся опыт общения между людьми, который формируется в условиях непосредственного...

Доклад на тему: «Формирование профессионального имиджа в художественном образовании»

Современное образование ставит главной целью развитие целостной, высококультурной личности, находящейся в гармонии с окружающим миром, живущей ощущением современности, гибко ориентирующейся в н...