Доклад на тему: «Формирование правовой культуры старшеклассников»
материал
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Родомановская средняя школа»
Гагаринского района Смоленской области
Доклад
на тему: «Формирование правовой культуры старшеклассников»
Выполнил: Усов Николай Иванович
учитель истории и обществознания
д. Родоманово
2018 г.
Российское общество переживает сложный этап своего становления, ведется интенсивный поиск новой системы ценностей, формируются основы гражданского общества, способного обеспечить гражданам реализацию демократических прав и свобод.
Особенно актуальными стали вопросы соотношения законности и свободы личности, гражданской ответственности, развития правосознания, поскольку обеспечение прав человека не совместимо с анархией, вседозволенностью, произволом, а свобода в существующих нравственных и правовых нормах означает такой вариант поведения субъекта, в котором реализация его здоровых, разумных и благородных интересов сочеталась бы с уважением общества и государства. Всё это отражает специфику управления процессами овладения правовой информацией, включения старшеклассников в жизнь общества через правовое обучение и воспитание. Поэтому, актуальной составляющей частью содержания школьного образования становится изучение документов о правах человека наряду с нормами международного и российского законодательства.
Общеизвестно, что юридические знания рассматриваются на современном этапе как важнейший феномен культуры, от которого зависит создание гражданского общества и правового государства.
В связи с этим особую значимость для теории и практики современного образования приобретает проблема создания оптимальных условий для формирования правовой культуры старших школьников. Её решению будет способствовать разработка концептуальной модели, реализация которой предполагает в качестве результата становление правовой зрелости и функциональной грамотности старшеклассников.
Правовая культура - специфический феномен правового сознания, содержание которого меняется в ходе общественного развития.
Правовая культура – это качество правовой жизни общества и степень гарантированности государством и обществом прав и свобод человека, а также знание, понимание и соблюдение прав каждым отдельным членом общества. Основная цель изучения правового курса заключается в воспитании свободной, осознающей свое достоинство и достоинство других людей личности, которую отличают устойчивые нравственные качества и умения жить плодотворной жизнью в мире и согласии в поликультурной и многонациональной среде. Эта цель реализуется в процессе непрерывного обучения детей в соответствии с их возрастными особенностями.
В 2017-2018 учебном году в учебный план МБОУ «Родомановская средняя школа» (9-е классы) был включен элективный курс «Мои права».
Элективные курсы – новый элемент учебного плана, дополняющий содержание профиля, что позволяет удовлетворять разнообразные познавательные интересы старших школьников.
Программа элективного курса «Мои права» предназначена для изучения учащимися 9 классов. Развивая содержание базисного курса, предлагаемый материал углубляет знания учащихся, способствует формированию их правовой культуры и социальной активности. Практико-ориентированный характер обучения направлен на осознание приоритета прав личности, развитие умений школьников строить конструктивные отношения с окружающими. Дети являются самой незащищенной частью общества. Школа призвана защитить ребенка и дать ему навыки самозащиты, способствовать подготовке молодого человека к социальному диалогу и сотрудничеству на основе соблюдения человеческих прав и законов нашей страны.
Цель элективного курса «Мои права» - воспитание современного цивилизованного человека, подготовленного к жизни в условиях новой России.
Задачи курса:
- Формирование правовой культуры и гражданской грамотности через изучение норм общественной жизни, законов, ее регулирующих;
- Развитие у подростков социальной активности, желания участвовать в преобразованиях окружающей жизни;
- Профилактика девиантного поведения подростка посредством формирования твердого убеждения, что прав не существует без обязанностей;
- Развитее умения учащихся исследовать актуальные политические, экономические, социальные, моральные и культурные проблемы;
- Формирование собственных норм и ценностей.
Технология учебно-познавательной работы при изучении курса отличается от работы в обязательных курсах, так как направлена на формирование позитивной мотивации с учетом возрастных особенностей учащихся, а также индивидуальных черт и свойств. Особое место здесь отводится внутрипредметным связям, нацеленным на просвещение учащихся, высказывание личностных оценок, практическому применению полученных знаний.
Содержание программы предоставляет возможность, помимо формирования общеучебных умений, развивать у учащихся специальные предметные умения и навыки.Курс расширяет знания учащихся и включает новые, не содержащие в базовых программах, позволяет осуществить практическую деятельность школьников в изучаемой области знаний. Данной программой определена такая последовательность изучения знаний, которая позволяет за короткий срок достичь поставленной цели, так как осуществляется опора на уже известные знания и практико-ориентированную деятельность
Объем программы составляет 17 часов.
Методы преподавания элективного курса:
Методы поисков, экспериментального, исследовательского характера, тренинги, развивающие творческую инициативу учащихся, метод проблемных задач, самостоятельная работа учащихся с различными источниками информации, семинары «мозговой штурм».
Предполагаемый результат: соотносить единичные факты и общие явления и процессы; сравнивать исторические события и исторических деятелей; излагать суждения о причинно-следственных связях исторических событий и личностей; определять и объяснять свое отношение к наиболее значимым событиям и личностям в истории.
Инструментарий для оценивания результатов: фронтально-дифференциальный
контроль, письменный контроль, тест, тренинг.
Курс рассчитан на 17 часов (II полугодие).
По окончании изучения курса учащиеся должны:
1. усвоить ряд сведений из истории становления идеи прав человека;
2. овладеть навыками работы с различными источниками информации, умению сравнивать, анализировать, делать выводы, вести дискуссию, аргументировать свою точку зрения.
Для 11 класса был введён элективный курс «Человек и закон» рассчитан на 33 часа (I и II полугодие).
Цели курса:
- создать условия для формирования и развития у учащихся уважения к правам и основным свободам человека, чувства человеческого достоинства, стремления к взаимопониманию, терпимости, равенству и дружбе между нациями, национальными, этническими, религиозными и языковыми группами; умения самостоятельно приобретать и применять на практике знания по правам человека; творческих способностей; коммуникативных навыков;
- сформировать у учащихся теоретические знания и практические умения в области уголовного и административного права.
Задачи курса:
- сформировать у учащихся правовые компетенции, обеспечивающие успешность в обществе, умения анализировать правовых ситуации, строить собственное поведение в рамках имеющихся прав, свобод, обязанностей;
- развить умения и навыки публичных выступлений, учебно-исследовательской деятельности, работы в группе;
- раскрыть особенности уголовного процесса;
- развить навыки критичного анализа информации;
- повысить правовую культуру учащихся.
Формы работы — индивидуальная и групповая.
Условием реализации курса является обеспечение учащихся текстами Всеобщей декларации прав человека, Конвенции о правах ребенка, Конституции РФ, Конвенции о статусе беженцев.
Методы проведения занятий:
- работа с документами, высказываниями, материалами СМИ
- эвристическая беседа
- дидактические игры
- составление таблиц и схем
- беседа с использованием практических заданий
- решение проблемных ситуаций
- сюжетно-ролевая игра
- лекция
- обсуждение проблемных ситуаций
- эссе
- создание проектов
Содержание курса.
Курс состоит из двух разделов:
1 раздел-- «Международное и российское законодательство о правах человека», ориентированного на знакомство учащихся с основными документами по проблеме;
2 раздел-- «Права человека в современном мире. Правонарушения», посвященного реализации прав и свобод человека и призванного расширить и углубить знания учащихся по 1 разделу, а также включает в себя темы, в которых раскрываются виды правонарушений, основные понятия уголовного права, виктимологии, особенности уголовного процесса и его участников, правах и обязанности потерпевшего, свидетеля, подозреваемого и обвиняемого, особенности судебного разбирательства.
В 10 и 11 классах, так же, изучается программа курса «Право». Она составлена в соответствии с Федеральным компонентом государственного стандарта среднего (полного) общего образования, рассчитана на обучение школьников 10-11 классов и является логическим продолжением элективних курсов.
Данный курс ориентирован на реализацию современной системы правового обучения и воспитания подростков, в рамках которой возможно решение целого комплекса общественных проблем.
Цель курса – формирование правовой культуры и правового сознания старшеклассников, стоящих перед выбором своего дальнейшего образования и профессии.
Задачи курса:
-формирование правовой компетентности современного подростка, предполагающей не только правовую грамотность, но и правовую активность, умение быстро находить правильное решение возникающих проблем, ориентироваться в правовом пространстве.
Курс рассчитан на 34 часа в год в 10-11-м классе при 1-м часе в неделю.
Содержание программы. В 10-м классе школьники знакомятся с историей происхождения государства и права, основными вопросами по теории государства и права, с конституционным правом и правовой культурой. В 11-м классе учащиеся изучают основы избирательного, гражданского, семейного, уголовного, трудового, административного, жилищного, налогового, международного права, а также проблемы правового регулирования в различных сферах общественной жизни. Курс «Право» (10-11 класс) способствует становлению правовой культуры и правового сознания старшеклассников, стоящих перед выбором своего дальнейшего образования и профессии.
Он содействует также формированию правовой компетентности современного подростка, предполагающей не только правовую грамотность, но и правовую активность, умение ориентироваться в правовом пространстве.
Содержание программы, включающей основные вопросы по теории государства и права, элементарные аспекты существующих отраслей права позволяет выпускникам школы успешно подготовиться к сдаче ЕГЭ по обществознанию.
Задача создания в России правового государства, развития гражданского общества является одной из наиболее актуальных проблем современной общественной жизни страны. Очевидно, что правовое государство невозможно без граждан, уважающих дух и букву закона, обладающих высоким уровнем духовно-нравственного развития. Трудно переоценить роль образования в становлении человека, наделенного всеми необходимыми качествами свободного и ответственного перед государством, страной, другими людьми гражданина.
В целом, мы пришли к выводу, что изучение в школьном курсе предмета «Право» способствует четкой профессиональной ориентации учащихся и успешной сдаче итоговой аттестации выпускниками средней школы.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Формирование правовой культуры учащихся
Эта книга - результат работы творческой группы в моей школе. В основе формирования правовой культуры лежат приёмы технологии "Развитие критического мышления через чтение и письмо", которые испол...
Выступление "Формирование правовой культуры на старшей ступени"
В школьные годы учащиеся должны хорошо знать законодательные акты, которые им адресованы. Имеется в виду Конституция Российской Федерации, законодательство об ответственности несовершеннолетних ...
Проблема воспитания правовой культуры старшеклассников
Проблема воспитания правовой культуры старшеклассников...
Правовое воспитание как средство формирования правовой культуры.
Цель:воспитание уважения к праву и законности как ценностной установке....
МЕТОД ПРОЕКТОВ КАК СРЕДСТВО ФОРМИРОВАНИЯ ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ СТАРШЕКЛАССНИКОВ
В методических рекомендациях представлен алгоритм организации проектной деятельности, в ходе которой возможно осуществить формирование экологической культуры учащихся. Для этого можно использова...
Повышение правовой культуры старшеклассников через элективный курс "Права несовершеннолетних"
Выступление на окружной учительской конференции...
Коммуникативные универсальные учебные действия и формирование коммуникативной культуры старшеклассников.
Формирование коммуникативной культуры школьников возможно при формировании коммуникативных УУД. В статье говорится о том, что входит в понятие "коммуникативная культура школьника" и какие фо...
- Мне нравится (1)