Коммуникативные универсальные учебные действия и формирование коммуникативной культуры старшеклассников.
статья по литературе (9, 10, 11 класс)

Володина Анна Викторовна

Формирование коммуникативной культуры школьников возможно при формировании коммуникативных УУД. В статье говорится о том, что входит в понятие "коммуникативная культура школьника" и какие формы работы способствуют ее формированию в рамках требований ФГОС.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Володина Анна Викторовна,

учитель русского языка и литературы

Коммуникативные универсальные учебные действия и формирование коммуникативной культуры старшеклассников.

Коммуникативные УУД формируются в течение всего обучения школьников. Одним из результатов их формирования должна стать коммуникативная культура старшеклассников. В статье описаны формы работы на уроках русского языка и литературы, позволяющие оценить уровень сформированности данной культуры, а также повысить ее.

Коммуникативные УУД обеспечивают социальную компетентность и учет позиции других людей, партнера по общению или деятельности, умение слушать и вступать в диалог; участвовать в коллективном обсуждении проблем; интегрироваться в группу сверстников и строить продуктивное взаимодействие и сотрудничество со сверстниками и взрослыми.

Коммуникативная культура старших школьников может считаться сформированной, если ученик умеет:

1) владеть всеми видами речевой деятельности, строить продуктивное речевое взаимодействие со сверстниками и взрослыми; адекватно воспринимать устную и письменную речь;

2) точно, правильно, логично и выразительно излагать свою точку зрения по поставленной проблеме;

3) соблюдать в процессе коммуникации основные нормы устной и письменной речи и правила русского речевого этикета.

Соблюдение в практике речевого общения основных орфоэпических, лексических, грамматических, стилистических норм современного русского литературного языка; соблюдение основных правил орфографии и пунктуации в процессе письменного общения – необходимые условия формирования коммуникативной культуры школьников. В старших классах, когда основные орфографические, грамматические, стилистические и орфоэпические нормы уже усвоены, на уроках русского языка можно предлагать школьникам комплексный анализ текста, в котором будут анализироваться языковые единицы всех уровней. Также целесообразно ведение школьниками собственных словарей трудностей, куда они могут записывать те слова или словосочетания, в написании или произнесении которых сделали ошибку.

Умение точно, правильно, логично и выразительно излагать свою точку зрения по поставленной проблеме развивается на протяжении всех лет обучения в школе, и в старших классах особенно целесообразны такие формы работы, которые позволят закрепить и продемонстрировать данные умения. Одной из таких форм работы является дискуссия на уроках литературы. В 11 классе можно предложить тему дискуссии по роману М.А. Булгакова «Мастер и Маргарита»: «Воланд – положительный или отрицательный герой?»

Данный герой вызывает как правило яркое эмоциональное отношение учеников. Одним он безоговорочно нравится, и эту симпатию одиннадцатиклассники обосновывают тем, что Воланд и его свита наказываю людей за их пороки: взяточничество, ложь. Воланд же помогает снова быть вместе мастеру и его возлюбленной. В пользу положительной оценки Воланда говорит и эпиграф романа. Другая группа учеников обращает внимание, какие печальные последствия имело пребывание Воланда в Москве (аресты, пожары, смерти). Только предатель Алоизий Могарыч выиграл ото всего произошедшего в Москве (хотя Воланд и не способствовал этому, по крайней мере напрямую). Воссоединение мастера и Маргариты далось им ценой смерти, а полученный ими покой тоже весьма сомнителен. Сформулировать эти разные точки зрения, узнать мнение других помогает ученикам формат дискуссии. При этом дискуссия обязательно должна проводиться по установленным правилам, соблюдение которых тоже немаловажно для формирования коммуникативной культуры. Вот эти правила:

1. Строить законченные по смыслу и грамматически высказывания.

2. Не перебивать собеседника.

3. Не использовать оценочных слов, говоря о точке зрения одноклассника (таких, как: глупость, чушь и пр.)

4. Выражать согласие или несогласие с точкой зрения одноклассника, ссылаясь на того, кому принадлежит мнение. При этом можно использовать вводные слова и конструкции (как утверждала Лена и т.п.)

5. Подкрепляйте свою точку зрения аргументацией. Структурируйте свою речь с помощью вводных слов, оформляющих порядок мысли (во-первых, во-вторых, напротив, таким образом и т.д.)

Коммуникативная культура подразумевает высокий уровень владения всеми видами речевой деятельности: чтение, письмо, говорение, слушание. Слушание и говорение хорошо развиваются во время устных сообщений учащихся, обобщающих опыт их исследовательской работы на определенную тему. Создание презентаций и подготовка устных выступлений – частое задание для учеников старших классов. Но оно не имеет большого смысла, если представляет собой зачитывание выступающим текста со слайдов презентации, к тому же зачастую написанного не самим учащимся. Также в таком случае слушатели быстро теряют интерес к выступлению одноклассника. Чтобы этого не произошло и чтобы развивалась коммуникативная культура как слушающих, так и выступающих, можно предложить слушателям ряд заданий, которые выполняются во время выступления.

1. Оцените выступление по критериям (возможные критерии: соответствие заданной теме, грамотность речи, свободная речь «без бумажки», владение темой, ответы на вопросы слушателей). Причем с данными критериями заранее должен быть ознакомлен и сам выступающий.

2. Составьте вопросы, отражающие содержание выступления или призывающие дополнить сказанную информацию.

3. Предложите форму записи выступления: конспект, тезисный план, кластер, сравнительная характеристика, таблица и т.д. Обоснуйте свой выбор.

Сформированная коммуникативная культура включает социальную компетентность и учет позиции других людей, партнера по общению или деятельности, умение слушать и вступать в диалог; участвовать в коллективном обсуждении проблем; интегрироваться в группу сверстников и строить продуктивное взаимодействие и сотрудничество со сверстниками и взрослыми. Поэтому целесообразно систематически предлагать ученикам работу в группах. Группы могут получать одинаковое задание, либо различные. Приведем пример работы в группах по пьесе Н. Островского «Гроза» в 10 классе. Учащимся предлагается для анализа монолог Катерины из 2 действия, 10 явления, когда героиня остается  одна с ключом от калитки. Учащиеся делятся на группы:

1) литературоведы (определяют роль этого монолога в композиции драмы, ищут параллели в других художественных произведения);

2) лингвисты (анализируют лексику, синтаксический и грамматический строй текста и устанавливают их роль в раскрытии смысла текста);

3) художники (с опорой на ремарки автора и контекст создают декорации: рисуют их либо используют словесной рисование);

4) актеры (предлагают возможные интерпретации через варианты исполнения монолога: Катерина сомневающаяся, решительная и т.д.)

 

Можно сделать вывод, что уровень знаний и сформированных универсальных учебных действий старшеклассников позволяет давать им на уроках русского языка и литературы самые разнообразные задания, способствующие повышению их коммуникативной культуры.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Приемы формирования коммуникативных универсальных учебных действий в рамках предмета «Немецкий язык» на примере материала учебника для 4 класса И. Л. Бим, Л. И. Рыжовой «Немецкий язык. Первые шаги»

Для формирования коммуникативных универсальных учебных действий очень важно добиться, чтобы ученики начальной школы  учитывали позицию собеседника, организовывали и осуществляли сотрудничество с ...

Формирование коммуникативных универсальных учебных действий на уроках в рамках организации образовательного процесса с учетом ФГОС.

Данная работа позволяет оценить важность формирования коммуникативных учебных действий на уроках. Понятие УУД в рамках ФГОС....

Формирование коммуникативных универсальных учебных действий на уроках в рамках организации образовательного процесса с учетом ФГОС.

Данная работа позволяет оценить важность формирования коммуникативных учебных действий на уроках. Понятие УУД в рамках ФГОС....

Формирование Коммуникативных Универсальных Учебных Действий на уроках английского языка

Данное обобщение опыта содержит необходимую информацию по успешному формированию корммуникативных УУД на уроках английского языка...

Формирование коммуникативных универсальных учебных действий на уроках русского языка.

Педенко Л.А.., учительрусского языка и литературыФормирование коммуникативных универсальных учебных действий на уроках русского языка....

Формирование коммуникативных универсальных учебных действий

Выступление на педагогическом совете ГБОУ СОШ №2001 «ФГОС ООО: теория, опыт, проблемы и перспективы» учителя русского языка и литературы Кузнецовой Елены Николаевны по теме: «Формирование коммуникатив...

«Формирование коммуникативных универсальных учебных действий у учащихся на уроках немецкого языка посредством информационно-коммуникативной технологии».

Иностранный язык как предмет включает  знание родного языка и логическое мышление,  общее интеллектуальное и культурное развитие обучающегося. Существует мнение, что иностранный язык дается ...