Выступление "Формирование правовой культуры на старшей ступени"
план-конспект урока (11 класс) по теме

Супонина Анна Александровна

В школьные годы учащиеся должны хорошо знать законодательные акты, которые им адресованы. Имеется в виду  Конституция Российской Федерации, законодательство об ответственности несовершеннолетних за нарушение правопорядка.  Необходимость работы по правовому воспитанию вызвана слабым знанием прав и обязанностей граждан, которое выявлено в ходе диагностики учащихся. 

Скачать:


Предварительный просмотр:

«Формирование правовой культуры

на старшей ступени обучения»

Доклад

на семинаре классных руководителей

по теме

«Правовое воспитание: проблемы, пути решения»

Кл. руководитель 11Б класса  Супонина А.А.

2009 – 2010  уч. год

Базовым направлением государственной политики в области образования является формирование гражданственности, трудолюбия, нравственности, уважение к правам и свободам человека, любви к Родине, семье, окружающей природе. В современных условиях одним из важнейших приоритетов обновления содержания образования в российских школах является модернизация и развитие правового образования.

         В «Концепции модернизации российского образования на период  до2010 года» сформулированы задачи воспитания несовершеннолетних. Одной из важнейших задач является  нравственно-правовое воспитание. Главный период формирования правосознания – это школьный возраст. Ребенок узнает много о правовых отношениях между людьми: возникает осознание себя субъектом права, т.е. правосознание гражданина. Правовое воспитание в совокупности с нормами нравственного поведения формирует социальную зрелость школьников.

         В школьные годы учащиеся должны хорошо знать законодательные акты, которые им адресованы. Имеется в виду  Конституция Российской Федерации, законодательство об ответственности несовершеннолетних за нарушение правопорядка.  Необходимость работы по правовому воспитанию вызвана слабым знанием прав и обязанностей граждан, которое выявлено в ходе диагностики учащихся.

Какие тематические мероприятия были проведены мною с целью изучения учащимися прав человека?

  1. Правовой  лекторий «Несовершеннолетний имеет право…»,  цель – формирование правовой культуры уч-ся;
  2. Деловая игра «Это надо знать», цель – формирование представления уч-ся об уголовной и административной ответственности несовершеннолетних; воспитание чувства ответственности за свои поступки, уважения к закону.
  3. Диспут «Преступление и наказание», цель – знакомство уч-ся с основами российского законодательства, анализ типичных правонарушений и преступлений среди несовершеннолетних, указание способов поведения в критических ситуациях.
  4. Мастерская общения «Свободный человек»,  цель - формирование  навыков законопослушного поведения.
  5. Психологический практикум  «Два шага до конфликта» »,  цель – развитие умений анализировать конфликтные ситуации и разрешать конфликты.
  6. Занятие в тренинговом режиме « Быть уверенным – это здорово!», цель – формирование навыков уверенного поведения и умения пртивостоять давлению.
  7. Викторина "Знаешь ли ты избирательное право?"  и другие мероприятия.

       В последнее время общество испытывает постоянную растущую потребность в консультативной и направляющей работе с родителями.

"Воспитание родителей" - международный термин, под которым понимается помощь родителям в исполнении функции воспитателей собственных детей, родительских функций.

 Многие родители, представители общественности заблуждаются, считая, что центром воспитания является школа. Это не совсем так. Социологические исследования показывают, что на воспитание ребенка влияют: Семья - 50%, СМИ - 30%, школа - 10%, улица -10%.

Первые жизненные уроки ребёнок получает в семье. Его первые учителя и воспитатели - отец и мать. Семья является важнейшим фактором, влияющим на формирование личности. Именно в семье дети просто и естественно приобщаются к жизни. В семье закладываются основы понимания ребёнком мира, с первых лет он усваивает моральные ценности, социальные нормы, культурные традиции. Воспитание ребёнка теснейшим образом связано с проблемой  сформированности  личности родителей. Чтобы воспитать у ребёнка отзывчивость, нравственное отношение к людям, родителям необходимо самим быть на должном уровне, для этого и необходимо правовое воспитание родителей.

         Вступая  в подростковый возраст, многие дети поразительно меняются. Из ласковых, спокойных, послушных детей они вдруг превращаются в неуправляемых , грубых, агрессивных, что ранит и обижает родителей.

В чём же причина возникновения этого зла?  Как понимать наших взрослых детей?  Как вести их из сегодня в завтра, чтобы они жили не только эгоистическими интересами, а обретали общественно – политическую, профессиональную зрелость, росли патриотами своей Родины. Об этом шла речь с родителями уч-ся на родительских собраниях. Темы родительских собраний: «Характер моего ребёнка», «Пока не поздно! Права и обязанности родителей, права и обязанности подростка», «Закон и ответственность», «Курение и статистика», «Как сформировать положительные привычки у подростка» и др.

                Нередко я напоминаю родителям мудрое напутствие известного американского педиатра Бенджа мина Спока: «Любите вашего ребенка таким, какой он есть, и забудьте о качествах, которых у него нет... Результат воспитания зависит не от степени строгости или мяг кости, а от ваших чувств к ребенку и от тех жизненных принципов, которые вы ему прививаете».

 Современное воспитание школьников осложнено многими нега тивными процессами, которые происходят в нашем обществе: обострение политической ситуации; социальная на пряженность; нарастание экономической не стабильности; криминализация жизни; ухудшение экологической обста новки; падение нравственности и др.

        Такая ситуация, в которой оказалось наше общество, объек тивно порождает формы социального поведения, адекватные ей: агрес сию, жестокость, борьбу, конкуренцию. Все это приводит к снижению ценности человеческой жизни.

Почему подростковый возраст считается трудным?  

Взрослея, подростки тянутся к самостоятельности. Но социального опыта, многих практических умений, необходимых сил и способностей еще нет. Назревает конфликт между пониманием норм поведения и их выполнением,

чувствами и разумом, планами и возможностями. Разрыв между познанием мира и самопознанием лишает ребенка возможности саморегуляции и самовоспитания. Интересы гаснут, безответственность преобладает, праздный образ жизни торжествует. В этот период личность и собственное «Я» ещё не сформированы. Именно в этом возрасте и появляются страшные девизы: «Лишь бы не было скучно», «Живём один раз, бери от жизни всё, пока ты молод – и никаких проблем».

                      Каждому педагогу хорошо знакомо словосочетание « трудные дети». Такие уч-ся есть почти в каждом классе: пустые глаза, равнодушные или, наоборот, вызывающие лица, бесконечные «двойки», драки. И вот уже между ними и нами встаёт стена непонимания,   отчуждения, порой даже вражды.  И здесь в работе с детьми дивиантного поведения мы начинаем применять различные методы (вовлечение в деятельность, увлечение, доверие, сотрудничество и т.д. ), но наиболее эффективным я считаю метод переубеждения и метод переключения ( занятия подростка трудом, спортом, учёбой, новой общественной деятельностью. Одним из  таких трудных подростков в моём классе является Пигалев Руслан.  Причин трудновоспитуемости  Руслана несколько. Это – неблагоприятные семейно – бытовые отношения, отсутствие контроля за поведением сына со стороны мамы, которая больна хроническим алкоголизмом и не имеет постоянного места работы. В результате  такого воспитания у подростка много отрицательных свойств в характере, неправильные установки в поведении, нездоровые потребности, сформировано чувство незащищённости и одиночества. В последнее время Руслан проживает с папой в другой квартире. Папа терпимо относится к недостаткам сына, старается понять  его и помочь преодолеть трудности  подросткового периода. В этом учебном году у  Руслана нет пропусков без уважительных  причин. Не наблюдается грубое отношение к своим одноклассникам. Я считаю, что это результат профилактической работы, которую я проводила совместно  с  директором школы Николаевым Н.Н., с зам.  директора по восп. работе, Игнатовской В.Н., с социальным педагогом школы Дригаловой О.К. ,  психологом школы  Кондратьевой Е.В.

                   

                   Своё выступление я хочу закончить словами великого немецкого поэта Гёте: « У того, кто решит изучить все законы, не останется времени их нарушать». Я считаю, что  эти слова являются  девизом в нашей работе по формированию правосознания подростков.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Профильное обучение как путь повышения качества общего образования на старшей ступени

Методическая тема школы - "Формирование творческого потенциала личности учащихся в условиях личностно-ориентированного подхода к обучению с использованием здоровьесберегающих технологий". Педагогическ...

Совершенствование умений чтения на средней и старшей ступенях обучения

В работе отражены  следующие аспекты чтения: подходы к классификации, требования к обучению, цели обучения, принципы обучения, умения и стратегии чтения, требования к подбору текстов, виды тестов...

Система работы по индивидуальным планам на старшей ступени обучения

Несколько лет работаем  по индивидуальным планам  в старшей школе.Учащиеся в 9 классе выбирают элективные курсы по предметам, которые хотели бы изучать  в 10 - 11 классе на профиль...

Современные психолого- педагогические условия обучения ИЯ на старшей ступени

Методическое обоснование оптимизации процесса обучения ИЯ в старших классах...

Развитие умений читать в технологии креативного обучения иноязычной культуре на старшей ступени обучения английскому языку по УМК Барановой К

Аннотация:  В статье «Развитие умений читать в технологии креативного обучения иноязычной культуре на средней и старшей ступени обучения английскому языку по УМК Барановой К.М. «Звездный английск...

Внеклассное мероприятие по повышению уровня правовой культуры обучающихся старшего звена с ориентированием на осознанный выбор будущего супруга по теме: «Мотивы вступления в брак. Условия и порядок заключения брака»

Современная семья и ее проблемы служат объектом исследования ряда наук - психологии,  права, педагогики, социологии, демографии, экономики. Специалисты изучают динамику эмоциональных отношений в ...