Выступление "Формирование правовой культуры на старшей ступени"
план-конспект урока (11 класс) по теме
В школьные годы учащиеся должны хорошо знать законодательные акты, которые им адресованы. Имеется в виду Конституция Российской Федерации, законодательство об ответственности несовершеннолетних за нарушение правопорядка. Необходимость работы по правовому воспитанию вызвана слабым знанием прав и обязанностей граждан, которое выявлено в ходе диагностики учащихся.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 30.94 КБ |
Предварительный просмотр:
«Формирование правовой культуры
на старшей ступени обучения»
Доклад
на семинаре классных руководителей
по теме
«Правовое воспитание: проблемы, пути решения»
Кл. руководитель 11Б класса Супонина А.А.
2009 – 2010 уч. год
Базовым направлением государственной политики в области образования является формирование гражданственности, трудолюбия, нравственности, уважение к правам и свободам человека, любви к Родине, семье, окружающей природе. В современных условиях одним из важнейших приоритетов обновления содержания образования в российских школах является модернизация и развитие правового образования.
В «Концепции модернизации российского образования на период до2010 года» сформулированы задачи воспитания несовершеннолетних. Одной из важнейших задач является нравственно-правовое воспитание. Главный период формирования правосознания – это школьный возраст. Ребенок узнает много о правовых отношениях между людьми: возникает осознание себя субъектом права, т.е. правосознание гражданина. Правовое воспитание в совокупности с нормами нравственного поведения формирует социальную зрелость школьников.
В школьные годы учащиеся должны хорошо знать законодательные акты, которые им адресованы. Имеется в виду Конституция Российской Федерации, законодательство об ответственности несовершеннолетних за нарушение правопорядка. Необходимость работы по правовому воспитанию вызвана слабым знанием прав и обязанностей граждан, которое выявлено в ходе диагностики учащихся.
Какие тематические мероприятия были проведены мною с целью изучения учащимися прав человека?
- Правовой лекторий «Несовершеннолетний имеет право…», цель – формирование правовой культуры уч-ся;
- Деловая игра «Это надо знать», цель – формирование представления уч-ся об уголовной и административной ответственности несовершеннолетних; воспитание чувства ответственности за свои поступки, уважения к закону.
- Диспут «Преступление и наказание», цель – знакомство уч-ся с основами российского законодательства, анализ типичных правонарушений и преступлений среди несовершеннолетних, указание способов поведения в критических ситуациях.
- Мастерская общения «Свободный человек», цель - формирование навыков законопослушного поведения.
- Психологический практикум «Два шага до конфликта» », цель – развитие умений анализировать конфликтные ситуации и разрешать конфликты.
- Занятие в тренинговом режиме « Быть уверенным – это здорово!», цель – формирование навыков уверенного поведения и умения пртивостоять давлению.
- Викторина "Знаешь ли ты избирательное право?" и другие мероприятия.
В последнее время общество испытывает постоянную растущую потребность в консультативной и направляющей работе с родителями.
"Воспитание родителей" - международный термин, под которым понимается помощь родителям в исполнении функции воспитателей собственных детей, родительских функций.
Многие родители, представители общественности заблуждаются, считая, что центром воспитания является школа. Это не совсем так. Социологические исследования показывают, что на воспитание ребенка влияют: Семья - 50%, СМИ - 30%, школа - 10%, улица -10%.
Первые жизненные уроки ребёнок получает в семье. Его первые учителя и воспитатели - отец и мать. Семья является важнейшим фактором, влияющим на формирование личности. Именно в семье дети просто и естественно приобщаются к жизни. В семье закладываются основы понимания ребёнком мира, с первых лет он усваивает моральные ценности, социальные нормы, культурные традиции. Воспитание ребёнка теснейшим образом связано с проблемой сформированности личности родителей. Чтобы воспитать у ребёнка отзывчивость, нравственное отношение к людям, родителям необходимо самим быть на должном уровне, для этого и необходимо правовое воспитание родителей.
Вступая в подростковый возраст, многие дети поразительно меняются. Из ласковых, спокойных, послушных детей они вдруг превращаются в неуправляемых , грубых, агрессивных, что ранит и обижает родителей.
В чём же причина возникновения этого зла? Как понимать наших взрослых детей? Как вести их из сегодня в завтра, чтобы они жили не только эгоистическими интересами, а обретали общественно – политическую, профессиональную зрелость, росли патриотами своей Родины. Об этом шла речь с родителями уч-ся на родительских собраниях. Темы родительских собраний: «Характер моего ребёнка», «Пока не поздно! Права и обязанности родителей, права и обязанности подростка», «Закон и ответственность», «Курение и статистика», «Как сформировать положительные привычки у подростка» и др.
Нередко я напоминаю родителям мудрое напутствие известного американского педиатра Бенджа мина Спока: «Любите вашего ребенка таким, какой он есть, и забудьте о качествах, которых у него нет... Результат воспитания зависит не от степени строгости или мяг кости, а от ваших чувств к ребенку и от тех жизненных принципов, которые вы ему прививаете».
Современное воспитание школьников осложнено многими нега тивными процессами, которые происходят в нашем обществе: обострение политической ситуации; социальная на пряженность; нарастание экономической не стабильности; криминализация жизни; ухудшение экологической обста новки; падение нравственности и др.
Такая ситуация, в которой оказалось наше общество, объек тивно порождает формы социального поведения, адекватные ей: агрес сию, жестокость, борьбу, конкуренцию. Все это приводит к снижению ценности человеческой жизни.
Почему подростковый возраст считается трудным?
Взрослея, подростки тянутся к самостоятельности. Но социального опыта, многих практических умений, необходимых сил и способностей еще нет. Назревает конфликт между пониманием норм поведения и их выполнением,
чувствами и разумом, планами и возможностями. Разрыв между познанием мира и самопознанием лишает ребенка возможности саморегуляции и самовоспитания. Интересы гаснут, безответственность преобладает, праздный образ жизни торжествует. В этот период личность и собственное «Я» ещё не сформированы. Именно в этом возрасте и появляются страшные девизы: «Лишь бы не было скучно», «Живём один раз, бери от жизни всё, пока ты молод – и никаких проблем».
Каждому педагогу хорошо знакомо словосочетание « трудные дети». Такие уч-ся есть почти в каждом классе: пустые глаза, равнодушные или, наоборот, вызывающие лица, бесконечные «двойки», драки. И вот уже между ними и нами встаёт стена непонимания, отчуждения, порой даже вражды. И здесь в работе с детьми дивиантного поведения мы начинаем применять различные методы (вовлечение в деятельность, увлечение, доверие, сотрудничество и т.д. ), но наиболее эффективным я считаю метод переубеждения и метод переключения ( занятия подростка трудом, спортом, учёбой, новой общественной деятельностью. Одним из таких трудных подростков в моём классе является Пигалев Руслан. Причин трудновоспитуемости Руслана несколько. Это – неблагоприятные семейно – бытовые отношения, отсутствие контроля за поведением сына со стороны мамы, которая больна хроническим алкоголизмом и не имеет постоянного места работы. В результате такого воспитания у подростка много отрицательных свойств в характере, неправильные установки в поведении, нездоровые потребности, сформировано чувство незащищённости и одиночества. В последнее время Руслан проживает с папой в другой квартире. Папа терпимо относится к недостаткам сына, старается понять его и помочь преодолеть трудности подросткового периода. В этом учебном году у Руслана нет пропусков без уважительных причин. Не наблюдается грубое отношение к своим одноклассникам. Я считаю, что это результат профилактической работы, которую я проводила совместно с директором школы Николаевым Н.Н., с зам. директора по восп. работе, Игнатовской В.Н., с социальным педагогом школы Дригаловой О.К. , психологом школы Кондратьевой Е.В.
Своё выступление я хочу закончить словами великого немецкого поэта Гёте: « У того, кто решит изучить все законы, не останется времени их нарушать». Я считаю, что эти слова являются девизом в нашей работе по формированию правосознания подростков.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
![](/sites/default/files/pictures/2017/04/01/picture-7938-1491039663.jpg)
Профильное обучение как путь повышения качества общего образования на старшей ступени
Методическая тема школы - "Формирование творческого потенциала личности учащихся в условиях личностно-ориентированного подхода к обучению с использованием здоровьесберегающих технологий". Педагогическ...
Совершенствование умений чтения на средней и старшей ступенях обучения
В работе отражены следующие аспекты чтения: подходы к классификации, требования к обучению, цели обучения, принципы обучения, умения и стратегии чтения, требования к подбору текстов, виды тестов...
Система работы по индивидуальным планам на старшей ступени обучения
Несколько лет работаем по индивидуальным планам в старшей школе.Учащиеся в 9 классе выбирают элективные курсы по предметам, которые хотели бы изучать в 10 - 11 классе на профиль...
Современные психолого- педагогические условия обучения ИЯ на старшей ступени
Методическое обоснование оптимизации процесса обучения ИЯ в старших классах...
![](/sites/default/files/pictures/2015/10/08/picture-682510-1444286661.jpg)
Выступление на методическом объединении воспитателей старшего звена на тему:" Формирование гражданско-правовой культуры - как средство социализации детей с ОВЗ"
Тема выступления: "Формирование гражданско-правовой культуры - как средство социализации детей с ОВЗ"...
Развитие умений читать в технологии креативного обучения иноязычной культуре на старшей ступени обучения английскому языку по УМК Барановой К
Аннотация: В статье «Развитие умений читать в технологии креативного обучения иноязычной культуре на средней и старшей ступени обучения английскому языку по УМК Барановой К.М. «Звездный английск...
![](/sites/default/files/pictures/2016/11/29/picture-858718-1480379143.jpg)
Внеклассное мероприятие по повышению уровня правовой культуры обучающихся старшего звена с ориентированием на осознанный выбор будущего супруга по теме: «Мотивы вступления в брак. Условия и порядок заключения брака»
Современная семья и ее проблемы служат объектом исследования ряда наук - психологии, права, педагогики, социологии, демографии, экономики. Специалисты изучают динамику эмоциональных отношений в ...