Профильное обучение как путь повышения качества общего образования на старшей ступени
статья (11 класс) по теме

Матвиишина Ирина Васильевна

Методическая тема школы - "Формирование творческого потенциала личности учащихся в условиях личностно-ориентированного подхода к обучению с использованием здоровьесберегающих технологий". Педагогический коллектив уже несколько лет   использует личностно-ориентированный подход в обучении и воспитании. В 2002-2003 учебном году были открыты два профильных 10-х класса: естественнонаучный (профильные предметы – физика, химия) и естественно-математический(профильные предметы – физика, алгебра). Администрация школы исходила из кадрового потенциала школы, запросов учащихся и их родителей, с целью лучшей подготовки учащихся к итоговой аттестации и возможности поступления выпускников в ВУЗы и ССУЗы технического направления.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon profili_2007-2008.doc52.5 КБ

Предварительный просмотр:

Профильное обучение как путь повышения качества общего образования на старшей ступени.

Профильное обучение - средство дифференциации

 и индивидуализации обучения, позволяющее за счет

 изменений в структуре,

содержании и организации образовательного

процесса более полно учитывать интересы,

 склонности и способности учащихся,

 создавать условия для обучения старшеклассников

 в соответствии с их профессиональными интересами

 и намерениями в отношении продолжения образования

."Концепция профильного обучения"

        Образование никогда не было застывшей сферой деятельности, и это в полной мере относится к старшей школе. Именно в старшей школе за последние годы произошли такие изменения, результативность которых признается как педагогами, так и учащимися. Это дифференциация школьных программ, введение углублённых курсов и довузовской подготовки, профильного обучения, изменение итоговой системы аттестации.  Необходимость перехода старшей школы на профильное обучение определена Правительством России в "Концепции модернизации российского образования на период до 2010 года", где ставится задача создания "системы специализированной подготовки (профильного обучения) в старших классах общеобразовательной школы, ориентированной на индивидуализацию обучения и социализацию обучающихся, в том числе с учетом реальных потребностей рынка труда, отработки гибкой системы профилей и кооперации старшей ступени школы с учреждениями начального, среднего и высшего профессионального образования".

        В России предпринимались неоднократные попытки ввести профильное обучение на старшей школьной ступени. Однако только в наше время сделана заявка на переход к профильному обучению как стратегическая линия развития старшей школы, о чем говорит комплекс сопутствующих этому шагу нововведений: прежде всего введение единого государственного экзамена при поступлении в ВУЗы, базисного учебного плана старшей школы и образовательного стандарта, а также предпрофильной подготовки девятиклассников.

        В утвержденной Министерством образования РФ Концепции профильного обучения говорится: "Профильное обучение - средство дифференциации и индивидуализации обучения, позволяющее за счет изменений в структуре, содержании и организации образовательного процесса более полно учитывать интересы, склонности и способности учащихся, создавать условия для обучения старшеклассников в соответствии с их профессиональными интересами и намерениями в отношении продолжения образования". Реализация концепции профильной школы направлена на достижение следующих целей:

  • более глубокого изучения учащимися отдельных предметов, входящих в программу полного общего образования;
  • подготовки выпускников общеобразовательных школ к освоению программ высшего профессионального образования;
  • повышение адаптивной способности выпускников школ к современным рыночным условиям;
  • дифференциации содержания обучения старшеклассников в соответствии с их интересами и возможностями и построения на ее основе гибких индивидуальных образовательных программ;
  • снятия существенных региональных расхождений в возможностях получения равноценного, в том числе и профильного, обучения.

        Показателями, свидетельствующими о реализации целей профильного обучения, служат не только готовность учащихся к продолжению образования по избранному направлению, но и зрелость в выборе способа его получения после школы. Важно добиться того, чтобы уже в школе учащиеся могли сделать правильный выбор своего будущего направления в жизни.

        Методическая тема школы - "Формирование творческого потенциала личности учащихся в условиях личностно-ориентированного подхода к обучению с использованием здоровьесберегающих технологий". Педагогический коллектив уже несколько лет   использует личностно-ориентированный подход в обучении и воспитании. В 2002-2003 учебном году были открыты два профильных 10-х класса: естественнонаучный (профильные предметы – физика, химия) и естественно-математический(профильные предметы – физика, алгебра). Администрация школы исходила из кадрового потенциала школы, запросов учащихся и их родителей, с целью лучшей подготовки учащихся к итоговой аттестации и возможности поступления выпускников в ВУЗы и ССУЗы технического направления. Реализуя принятый в 2004 учебном году Федеральный базисный учебный план, нами были открыты в прошлом учебном году два 10-х профильных класса: физико-математический и оборонно-спортивный. В этом учебном  году мы продолжаем работать в профильных группах. Этому способствовало то, что количество учащихся на 3 ступени обучения уменьшилось и мы перешли на нормативное финансирование. И то, что мы объединили оставшихся учащихся в один 11 класс, позволило нам сохранить открытые профили.  На данный момент мы имеем 4 профильных группы: две  физико-математического, оборонно-спортивного и химико-биологического направления.

        Для чего нам это надо? Конечно, это в первую очередь реализация Концепции модернизации образования, это запрос учащихся и их родителей, это возможность профессионального самоопределения учащихся уже в 10-11 классе, это стремление к повышению качества образования наших учащихся. С чем может быть связано то, что по обязательным предметам результат ЕГЭ учащихся нашей школы оказался ниже, чем в других школах? Конечно, на это повлияло несколько факторов, а самой главной проблемой я считаю то, что на старшей ступени до сегодняшнего дня в школе обучалось большее число выпускников, многие из которых не были готовы к обучению в открытых школой профилях. Возможно, не было серьезной организации предпрофильной подготовки учащихся. Анализ результата поступления наших выпускников в  ВУЗы показывает, что ежегодно растет число поступивших в соответствии с изучаемым профилем в школе:

Учебный год

Количество учащихся, поступивших в ВУЗы

 Из них: в соответствии с профилем

2002-2003  

57

11

19%

2003-2004  

45

17

38%

2004-2005

26

16

61%

2005-2006

38

31

82%

2006-2007  

18

1

6%

        То, что по итогам прошлого учебного года только один ученик поступил в соответствии с профилем, говорит о том, что есть ещё одна проблема: в открываемых до сих пор профилях профильными предметами являются: математика, физика, химия, биология. Становится актуальным введение гуманитарных профилей.

         

 

        Для того, чтобы профильное обучение было реализовано в полном объеме, необходимо создание особой педагогической системы, которая с учетом развития профильного обучения должна строиться на следующих педагогических идеях.

        Учащиеся IX класса должны делать выбор направления образования наиболее соответствующим их индивидуальным возможностям и потребностям.

        Профильное обучение должно начинаться с  X класса, т.е. с того момента, когда у учащихся объективно начинают выстраиваться планы относительно своего будущего.

        Профильное обучение должно быть общим. Поэтому оно может быть предоставлено преимущественно единым для разных профилей набором дисциплин, изучаемых по программам разных уровней. Содержательная вариативность образования достигается в профилях за счет элективных курсов, то есть курсов для выбора.

        Профильное обучение должно строиться как система обучения всех, а не только одаренных или интеллектуально развитых школьников. У всех учеников как можно дольше должна сохраняться возможность для изменения сделанного выбора или первоначально определенной педколлективом траектории образования. Это касается всех без исключения школьников, включая тех, которые начинают свое обучение в коррекционно-развивающих классах. Основаниями для построения такой модели является положение о трудности правильного определения способностей личности в раннем возрасте и об их развитии в процессе учебной деятельности. В раннем возрасте способности ребенка могут быть неверно продиагностированы, а в более позднем - могут измениться. В связи с этим на ранних этапах обучения не должно быть глубокой дифференциации программ, препятствующих движению учащися. Ранняя профилизация возможна только в тех случаях, когда она обоснована, т.е. соответствует раннему проявлению у детей тех или иных способностей, например музыкальных, художественных, математических и т.д. В этом случае профильные программы могут реализовываться и с более раннего возраста, даже с первого класса.

        Для того, чтобы старшеклассники смогли успешно самоопределиться  в выборе будущей профессиональной сферы деятельности или специальности, работу по формированию профессионального самоопределения школьников необходимо проводить в системе, начиная с начальных классов. Нужно создание в школе службы психологического сопровождения, которая будет проводить современные диагностики и работу по развитию психологических личностных качеств, необходимых для дальнейшего самоопределения и способности к выбору:

3-4 класс – сформированность устойчивого познавательного интереса;

5-6 класс – сформированность познавательной сферы на уровне нормы;

7 класс – сформированность навыков общения;

8 класс – сформированность мотивации на достижение успеха;

9 класс – сформированность осознания сферы интересов и склонностей, соотнесение их с возможным профессиональным будущим;

10-11 класс – готовность в профессиональному самоопределению.

        Основной целью предпрофильной подготовки учащихся является их самоопределение в отношении выбора профиля будущего обучения в X-XI классах. Таким образом, предпрофильное обучение должно сформировать у школьников умение объективно оценивать  свои способности к обучению по различным профилям, осуществлять выбор профиля, соответствующего способностям и интересам, сформировать готовность прикладывать усилия для получения качественного образование и ответственное отношение к своему выбору, т.е. высокий уровень мотивации на обучение по избранному профилю.

Думаю, что правильно организованная предпрофильная подготовка повлияет положительно и на качество образования на старшей ступени обучения.

            Возможно, внедряя профильное обучение, мы когда-нибудь придём к тому, что в старших профильных классах не будет жесткого закрепления профилей и определенных предметов за профилями. Приоритетным станет обучение по индивидуальным учебным планам, которое называется мультипрофильной моделью обучения. Такая  форма дает возможность уйти от лишней перегрузки учащихся, ибо мультипрофильная модель предполагает возможность для сильных учеников взять в плане все по максимуму, а для слабых осуществить выбор по своим силам.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Педагогический проект по теме " Деятельностный подход в обучении математики- путь повышения качества знаний учащихся основной школы"

Проблема , выдвинутая автором в рамках педагогического проекта, является высоко актуальной и значимой, поскольку в условиях всеобщего нарастания объемов учебной информации без развития умений и ...

Углубленное изучение учебных предметов экономики и права в условиях профильного обучения как фактор повышения качества образования, формирования конкурентоспособной личности

Работая в школе, я с каждым годом наблюдаю, что многие ученики нуждаются в углубленном изучении предметов. К сожалению, в традиционной системе это сделать практически невозможно. Поэтому и возникают т...

АНАЛИЗ ПРОБЛЕМ ПРИ ПОДГОТОВКЕ К ГИА И ПУТИ ПОВЫШЕНИЯ КАЧЕСТВА ЯЗЫКОВОГО ОБРАЗОВАНИЯ ВЫПУСКНИКОВ 9-Х КЛАССОВ

В задачи статьи входит анализ проблем, вызывающих наибольшие затруднения в подготовке, чтобы понять, какие ресурсы для повышения качества языкового образования необходимо задействовать....

Профильное обучение как средство повышения качества образования

Разработанная программа "Экономика" для учащихся 10-11 классов обеспечивает изучение ключевых тем , что позволяет подготовить выпускников профильного социально-экономического класса к успешкной сдаче ...

Интеграция очного и дистанционного обучения как один из путей повышения качества математического образования

Дистанционная форма предусматривает: самостоятельную исследовательскую деятельность с использованием ресурсов Интернет; выполнение дополнительных заданий, способствующих усвоению...

АНАЛИЗ ПРОБЛЕМ ПРИ ПОДГОТОВКЕ К ГИА И ПУТИ ПОВЫШЕНИЯ КАЧЕСТВА ЯЗЫКОВОГО ОБРАЗОВАНИЯ ВЫПУСКНИКОВ 9-Х КЛАССОВ.

Новая форма итоговой аттестации пока ещё даёт больше вопросов, чем ответов. И один из них, самый главный, звучит так: как быстро и качественно, без ущерба для  здоровья ученика и учителя подготов...

Статья Пути повышения качества в образовании на уроках русского языка и литературы через использование интерактивной технологии «Биоинформатика и синергетика» (БиС)

В статье представлены формы и методы работы по повышению качества в обучении русскому языку и литературе на основе технологии «Биоинформатика и синергетика» (БиС), показаны возможные пути ...