АНАЛИЗ ПРОБЛЕМ ПРИ ПОДГОТОВКЕ К ГИА И ПУТИ ПОВЫШЕНИЯ КАЧЕСТВА ЯЗЫКОВОГО ОБРАЗОВАНИЯ ВЫПУСКНИКОВ 9-Х КЛАССОВ
статья по русскому языку (9 класс) на тему

Бурцева Елена Валерьевна

 

В задачи статьи входит анализ проблем, вызывающих наибольшие затруднения в подготовке, чтобы понять, какие ресурсы для повышения качества языкового образования необходимо задействовать.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл burceva_statya._2012.docx23.27 КБ

Предварительный просмотр:

Е.В.Бурцева

АНАЛИЗ ПРОБЛЕМ ПРИ ПОДГОТОВКЕ К ГИА И ПУТИ ПОВЫШЕНИЯ КАЧЕСТВА ЯЗЫКОВОГО ОБРАЗОВАНИЯ

ВЫПУСКНИКОВ 9-Х КЛАССОВ

В течение 2-х последних лет все выпускники 9-х классов г. Томска и Томской области в соответствии с приказом Департамента общего образования Томской области сдают государственную итоговую аттестацию (далее ГИА) в новой форме, позволяющей оценивать достижения учащихся не только в таких видах речевой деятельности, как аудирование (слушание) и письмо, но и чтение. При этом проверяются умения целевого извлечения информации при чтении, умения её перераспределять и передавать в соответствии с заданными коммуникативными целями. Конечно, нельзя ждать, что сразу же можно успешно справиться со всеми трудностями, связанными с подготовкой к ГИА. Модель экзамена в целом доказала свою эффективность и позволила оценить уровень обучения родному языку (владение выпускниками лингвистической, языковой, коммуникативной компетенциями) и уровень владения отдельными умениями.

В задачи статьи входит анализ проблем, вызывающих наибольшие затруднения в подготовке, чтобы понять, какие ресурсы для повышения качества языкового образования необходимо задействовать.

На основе данных Центра оценки качества образования Томского областного института переподготовки кадров работников образования за 2009-2010 г. в таблице № 1 представлены результаты выполнения заданий ГИА части С.1 (сжатое изложение) и части С.2.1 (сочинение-рассуждение) [1].

Таблица № 1

С1

С2

С3

С4

С5

С6

С7

82,6%

76,0%

73,8%

66,5%

59,6%

62,9%

76,6%

Критерии С1 – С3 оценивают выполнение работы по сжатому изложению: С1 – точность передачи содержания прослушанного текста, С2 – приёмы сжатия, С3 – смысловую цельность, речевую связность и последовательность изложения. Как показывает таблица, с этой частью экзаменационной работы выпускники справились в целом успешно (82,6%, 76%, 73,8%).

Несколько хуже было выполнено задание части С2.1 (сочинение-рассуждение на лингвистическую тему). Критерий С4 оценивает умение выпускника выявлять функции языкового явления, в частности, функции разных знаков препинания. Для выполнения задания было достаточно назвать разные функции того или иного знака препинания в зависимости от варианта задания. Как видно из таблицы, задание вызывало определённые сложности (с ним справилось 66,5% учащихся).

Для успешного выполнения заданий прежде всего необходимо познакомить школьников с функциями всех знаков препинания, расширить теоретический материал базового курса в рамках элективных курсов.

Ещё сложнее девятиклассникам даётся аргументация (критерий С5): с этим заданием справилось 59,6% человек. Очень часто в качестве аргумента учащимися приводится цитата из задания, которую нужно было интерпретировать, между тем аргумент – это, по требованию экзаменационной работы, обязательно пример, который соответствует высказанному тезису. На наш взгляд, на уроках русского языка требуется дополнительная работа по обучению аргументации.

Критерии С6 (с ним справилось 62,9%) и С7 (выполнило 76,6% учащихся) оценивают цельность, речевую связность, последовательность изложения и композиционную стройность работы. Результаты выполнения (критерий С6) в общем совпадают с результатами работы над изложением (критерий С3), и всё же они ниже на 10,9%. Это говорит о том, что всем видам речевой деятельности необходимо уделять большее внимание, особенно при создании обучающимися собственных текстов.

Таковы официальные результаты. Чтобы узнать мнение самих выпускников и их педагогов о том, как они оценивают статистические данные, какие трудности испытывали при подготовке к экзамену, было проведено анкетирование десятиклассников и их педагогов из разных школ г. Томска.

Анкетирование проводилось с целью выявления:

  1. наиболее актуальных методических проблем при подготовке к ГИА у педагогов;
  2. наиболее трудных заданий при сдаче ГИА у девятиклассников.

В анкетировании принимало участие 25 педагогов средних образовательных учреждений г. Томска. Оказалось, что наибольшие затруднения возникли при подготовке обучающихся к написанию сочинения-рассуждения на лингвистическую тему (это отметили 16% педагогов), нуждаются в методической помощи при данном виде работы 40% учителей и 20% хотели бы убрать данный вид проверки знаний обучающихся из экзаменационных заданий.

Таким образом, по мнению педагогов, особенно значительные затруднения возникли при работе над сочинением-рассуждением на лингвистическую тему.

Что показал опрос среди учащихся? В анкетировании приняло участие 223 школьника МОУ СОШ № 8, № 43, гимназий № 2, № 6, № 24, Академлицея г. Томска. Следует учесть, произошёл отбор обучающихся в 10 класс и слабо успевающие школьники не принимали участия в опросе, что существенно, на наш взгляд, повышает показатели.

Наибольшие затруднения у учащихся вызвало написание сочинения-рассуждения на лингвистическую тему – это отметили 55 учеников (24,6%). На вопрос: «Чему новому вы научились при подготовке к выполнению задания части С2.1 (сочинение-рассуждение на лингвистическую тему)?» ответы распределились следующим образом:

  1. научился приводить аргументы – об этом написали 86 учеников (38,5%);
  2. изучил структуру сочинения-рассуждения – это указали 72 ученика (32,2%);
  3. научился систематизировать теоретические знания по разделу «Синтаксис и пунктуация» – это отметил 61 ученик (27,3%).

На вопрос: «Каких знаний и умений было недостаточно при выполнении задания части С2.1 (сочинение-рассуждение на лингвистическую тему)?» получены такие ответы:

  1. недостаточно теоретических знаний – об этом написали 150 учеников (67,2%);
  2. умение систематизировать теоретические знания – это указали 73 ученика (32,7%);
  3. умение приводить аргументы – отметили 42 ученика (58,8%).

Таким образом, выяснилось, что выполнение этого задания связано с рядом трудностей: от нехватки теоретических знаний и умения их систематизировать до оформления самой работы в форме сочинения-рассуждения.

Результаты анкетирования подтвердили официальную статистику: наиболее сложным видом работы для девятиклассников и их педагогов является работа над сочинением-рассуждением.

Насколько необходим этот вид работы?

Сочинение-рассуждение и сжатое изложение, предлагаемые в рамках новой формы итоговой аттестации в IX классе, имеют целью проверить, насколько учащиеся умеют адекватно понимать содержание прочитанного текста и использовать информацию, содержащуюся в нём, в качестве аргумента.

Сочинение-рассуждение проверяет, прежде всего, умение создавать собственное связное высказывание на заданную тему на основе прочитанного текста. Это высказывание должно соответствовать функционально-смысловому типу речи рассуждение и, как следствие этого, строиться по определённым композиционным законам. При этом особое внимание уделяется умению экзаменуемого аргументировать свои мысли, используя прочитанный текст.

Стоит обратить внимание на то, что все эти умения будут востребованы в ходе дальнейшей учебной деятельности выпускников (не только при изучении русского языка), а также (на ином уровне) при сдаче ЕГЭ.

В связи с этим данный вид работы необходим и востребован, требует максимально пристального внимания педагогов.

С целью устранения выявленных в ходе анализа результатов ГИА и анкетирования, а также повышения качества языкового образования выпускников 9-х классов в 2010-2011 уч.г. при Информационно-методическом центре Департамента образования г. Томска была создана проблемно-творческая группа педагогов-словесников (12 педагогов).

Заседания ПТГ (проблемно-творческой группы), на которых проходило обсуждение выявленных проблем, сбор и анализ имеющегося методического материала, разработка новых приемов и  форм работы, представление собственного методического опыта на круглых столах и мастер-классах, проходили 1 раз в 2 месяца. Приведем план работы ПТГ:

  1. Анализ результатов ГИА 2009-2010 учебного года, проведение анкетирования обучающихся 10-х классов и педагогов-словесников;
  2. Анализ используемых УМК по русскому языку с точки зрения текстоориентированного обучения и приобретения универсальных учебных действий (УУД);
  3. Приемы работы с текстом при формировании коммуникативных УУД;
  4. Разработки методического материала;
  5. Представление методического материала;
  6. Подведение итогов работы ПТГ.

Профессиональное общение учителей в рамках ПТГ позволило создать сборник «Методические рекомендации по подготовке обучающихся к ГИА (часть С1, С2.1, С2.2): из опыта работы педагогов-словесников г. Томска», отвечающий в полной мере  современным требованиям подготовки обучающихся к ГИА.

ЛИТЕРАТУРА

  1. Методические рекомендации по формированию содержания и организации образовательного процесса // Под ред. Т.В.Расташанской. Томск: ТОИПКРО. 2010. 116 с.

Работа опубликована:

Анализ проблем при подготовке к ГИА и пути повышения качества языкового образования учащихся 9 классов // Материалы Международной научно-практической конференции памяти профессора Е.И.Никитиной «Русское слово» (г.Ульяновск) – Ульяновск: ФГБОУ ВПО «УлГПУ им. И.Н.Ульянова», 2012. – С.34-38.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Профильное обучение как путь повышения качества общего образования на старшей ступени

Методическая тема школы - "Формирование творческого потенциала личности учащихся в условиях личностно-ориентированного подхода к обучению с использованием здоровьесберегающих технологий". Педагогическ...

Лекция "Пути повышения качества образования"

Выступление на заседании секции учителей физкультуры научно-практической конференции юго-восточной зоны Подмосковья "Педагогические достижения учителей-победителей ПНПО и лучших классных руководителей...

Интеграция очного и дистанционного обучения как один из путей повышения качества математического образования

Дистанционная форма предусматривает: самостоятельную исследовательскую деятельность с использованием ресурсов Интернет; выполнение дополнительных заданий, способствующих усвоению...

Тестовый контроль в обучении немецкому языку как средство повышения качества языкового образования.

Коммуникативное направление обучения иностранному языку требует пересмотра и переориентации всех компонентов учебного процесса, в том числе и контроля. Известно, что контроль является важнейшей состав...

Дорожная карта "Повышение качества математического образования выпускников основной школы"

Данная Дорожная карта позволяет определить пошаговые действия администрации школы и учителей математики по повышению качества математического образования выпускников основной школы и предупреждение не...

АНАЛИЗ ПРОБЛЕМ ПРИ ПОДГОТОВКЕ К ГИА И ПУТИ ПОВЫШЕНИЯ КАЧЕСТВА ЯЗЫКОВОГО ОБРАЗОВАНИЯ ВЫПУСКНИКОВ 9-Х КЛАССОВ.

Новая форма итоговой аттестации пока ещё даёт больше вопросов, чем ответов. И один из них, самый главный, звучит так: как быстро и качественно, без ущерба для  здоровья ученика и учителя подготов...

Статья Пути повышения качества в образовании на уроках русского языка и литературы через использование интерактивной технологии «Биоинформатика и синергетика» (БиС)

В статье представлены формы и методы работы по повышению качества в обучении русскому языку и литературе на основе технологии «Биоинформатика и синергетика» (БиС), показаны возможные пути ...