АНАЛИЗ ПРОБЛЕМ ПРИ ПОДГОТОВКЕ К ГИА И ПУТИ ПОВЫШЕНИЯ КАЧЕСТВА ЯЗЫКОВОГО ОБРАЗОВАНИЯ ВЫПУСКНИКОВ 9-Х КЛАССОВ.
статья на тему

Каримова Гузял Набиповна

Новая форма итоговой аттестации пока ещё даёт больше вопросов, чем ответов. И один из них, самый главный, звучит так: как быстро и качественно, без ущерба для  здоровья ученика и учителя подготовить ребят к ГИА?  Какие трудности и проблемы подстерегают нас на этом пути?   Данный материал представляет собой выступление учителя из опыта работы.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл vystup-e_na_avgust_konf.docx33.08 КБ

Предварительный просмотр:

МБОУ СОШ с. Ишлы

АНАЛИЗ ПРОБЛЕМ ПРИ ПОДГОТОВКЕ К ГИА И ПУТИ ПОВЫШЕНИЯ КАЧЕСТВА ЯЗЫКОВОГО ОБРАЗОВАНИЯ ВЫПУСКНИКОВ 9-Х КЛАССОВ.

( Из опыта работы)

Выступление   Каримовой Гузял Набиповны

               на августовском секционном занятии  учителей

        русского языка и литературы                                

2014-2015 учебный год

АНАЛИЗ ПРОБЛЕМ ПРИ ПОДГОТОВКЕ К ГИА по русскому языку и литературе И ПУТИ ПОВЫШЕНИЯ КАЧЕСТВА ЯЗЫКОВОГО ОБРАЗОВАНИЯ

ВЫПУСКНИКОВ 9-Х КЛАССОВ.

( Из опыта работы учителя русского языка и литературы МБОУ СОШ с. Ишлы Каримовой Гузель Набиповны)

                    

  С 2007 года в регионах Российской Федерации в рамках создания Общероссийской системы оценки качества образования проводится государственная (итоговая) аттестация выпускников 9-х классов в новой форме.

        Введение в практику новой модели экзамена для выпускников основной школы продиктовано необходимостью совершенствования форм         итогового контроля с учётом принципа вариативности.               Задача создания новой модели экзамена особенно актуальна в связи с введением в средней школе профильного обучения, позволяющего более полно учитывать интересы, склонности и способности учащихся и требующего объективных оснований для зачисления учащихся в различные по профилю классы.

.               Всё это так. Но новая форма итоговой аттестации пока ещё даёт больше вопросов, чем ответов. И один из них, самый главный, звучит так: как быстро и качественно, без ущерба для  здоровья ученика и учителя подготовить ребят к ГИА?  Какие трудности и проблемы подстерегают нас на этом пути?    Оговорюсь сразу, что моё выступление не панацея, а всего лишь небольшой собственный опыт и размышления по поводу.

Думаю, что следует начать с рабочей программы. Необходимо пересмотреть «расчасовку»  и содержание уроков по развитию речи. Учитывая тот факт, что большинство УМК, по которым мы обучаем, почти не предусматривает такой вид работы, как сжатое изложение, учителю-словеснику необходимо самому скорректировать учебно-тематический план и изыскать часы на подготовку и написание сжатого изложения за счёт, например, сокращения часов на  обучающие, свободные диктанты, на подробное изложение, а также за счёт резерва (если есть).

Такой вид  работы, как подробное изложение, на мой взгляд, исключать совсем не следует, т. к. ученик должен чётко видеть разницу между сжатым и подробным изложением. Уроки работы над сочинением нужно тоже изменять, максимально приближая их к экзаменационной форме: тему сочинения должен формулировать не учитель, а сам ученик, исходя из текста, лежащего перед ним на столе.

 Обучающемуся необходимо увидеть основные проблемы, поднятые в данном тексте, авторскую позицию, чтобы на основе его написать собственное сочинение-рассуждение.  Нормы объёмов сочинений и сжатых изложений на уроках должны соответствовать экзаменационным   (изложение - не менее 90 слов, сочинение  – не менее 50)

В течение пяти последних лет все выпускники 9-х классов с. Ишлы сдают государственную итоговую аттестацию по русскому языку (далее ГИА) в новой форме, позволяющей оценивать достижения учащихся не только в таких видах речевой деятельности, как аудирование (слушание) и письмо, но и чтение. При этом проверяются умения целевого извлечения информации при чтении, умения её перераспределять и передавать в соответствии с заданными коммуникативными целями. Конечно, нельзя ждать, что сразу же можно успешно справиться со всеми трудностями, связанными с подготовкой к ГИА. Модель экзамена в целом доказала свою эффективность и позволила оценить уровень обучения русскому языку (владение выпускниками лингвистической, языковой, коммуникативной компетенциями) и уровень владения отдельными умениями.

В задачи выступления входит анализ проблем, вызывающих наибольшие затруднения в подготовке, чтобы понять, какие ресурсы для повышения качества языкового образования необходимо задействовать.

На основе данных  за  4 года по итогам ГИА  в таблице  представлены результаты выполнения заданий ГИА части С.1 (сжатое изложение) и части С.2.1 (сочинение-рассуждение) .

С1

С2

С3

С4

С5

С6

С7

82,6%

76,0%

73,8%

66,5%

59,6%

62,9%

76,6%

Критерии С1 – С3 оценивают выполнение работы по сжатому изложению: С1 – точность передачи содержания прослушанного текста, С2 – приёмы сжатия, С3 – смысловую цельность, речевую связность и последовательность изложения. Как показывает таблица, с этой частью экзаменационной работы выпускники справились в целом успешно (82,6%, 76%, 73,8%).

За все годы хуже было выполнено задание части С2.1 и С2.2. (сочинение-рассуждение). Критерий С4 оценивает умение выпускника выявлять функции языкового явления, в частности, функции разных знаков препинания. Для выполнения задания было достаточно назвать разные функции того или иного знака препинания в зависимости от варианта задания. Как видно из таблицы, задание вызывало определённые сложности (с ним справилось 66,5% учащихся).

Ещё сложнее девятиклассникам даётся аргументация (критерий С5): с этим заданием справилось 59,6% человек. Очень часто в качестве аргумента учащимися приводится цитата из задания, которую нужно было интерпретировать, между тем аргумент – это, по требованию экзаменационной работы, обязательно пример, который соответствует высказанному тезису. На уроках русского языка требуется отдельная дополнительная работа по обучению аргументации.

Критерии С6 (с ним справилось 62,9%) и С7 (выполнило 76,6% учащихся) оценивают цельность, речевую связность, последовательность изложения и композиционную стройность работы. Результаты выполнения (критерий С6) в общем совпадают с результатами работы над изложением (критерий С3), и всё же они ниже на 10,9%. Это говорит о том, что всем видам речевой деятельности необходимо уделять большее внимание, особенно при создании обучающимися собственных текстов.

Таковы официальные результаты. Чтобы узнать мнение самих выпускников и учителей о том, как они оценивают статистические данные, какие трудности испытывали при подготовке к экзамену, был проведен опрос десятиклассников и их педагога Опрос проводился с целью выявления:

  • наиболее актуальных методических проблем при подготовке к ГИА у педагога;
  • наиболее трудных заданий при сдаче ГИА у девятиклассников.

Оказалось, что наибольшие затруднения возникли при подготовке обучающихся к написанию сочинения-рассуждения. Учитель нуждается в методической помощи при данном виде работы  и даже хотели бы убрать данный вид проверки знаний обучающихся из экзаменационных заданий.

Что показал опрос среди учащихся?  Следует учесть, произошёл отбор обучающихся в 10 класс и слабо успевающие школьники не принимали участия в опросе, что существенно, на мой взгляд, повышает показатели.

Наибольшие затруднения у учащихся вызвало написание сочинения-рассуждения. На вопрос: «Чему новому вы научились при подготовке к выполнению задания части С2.1. и С2.2.?» ответы распределились следующим образом:

  1. научился приводить аргументы ;
  2. изучил структуру сочинения-рассуждения ученика ;
  3. научился систематизировать теоретические знания по разделу «Синтаксис и пунктуация»

На вопрос: «Каких знаний и умений было недостаточно при выполнении задания части С2. » получены такие ответы:

  1. недостаточно теоретических знаний учеников ;
  2. умение систематизировать теоретические знания ;
  3. умение приводить аргументы

Таким образом, выяснилось, что выполнение этого задания связано с рядом трудностей: от нехватки теоретических знаний и умения их систематизировать до оформления самой работы в форме сочинения-рассуждения.

Результаты опроса подтвердили официальную статистику: наиболее сложным видом работы для девятиклассников и их педагогов является работа над сочинением-рассуждением.

Насколько необходим этот вид работы?

Сочинение-рассуждение и сжатое изложение, предлагаемые в рамках новой формы итоговой аттестации в IX классе, имеют целью проверить, насколько учащиеся умеют адекватно понимать содержание прочитанного текста и использовать информацию, содержащуюся в нём, в качестве аргумента.

Сочинение-рассуждение проверяет, прежде всего, умение создавать собственное связное высказывание на заданную тему на основе прочитанного текста. Это высказывание должно соответствовать функционально-смысловому типу речи рассуждение и, как следствие этого, строиться по определённым композиционным законам. При этом особое внимание уделяется умению экзаменуемого аргументировать свои мысли, используя прочитанный текст.

Стоит обратить внимание на то, что все эти умения будут востребованы в ходе дальнейшей учебной деятельности выпускников (не только при изучении русского языка), а также (на ином уровне) при сдаче ЕГЭ.

В связи с этим данный вид работы необходим и востребован, требует максимально пристального внимания педагогов.

Подготовка к ГИА  является одной из основных проблем выпускников 9 класса. По своей сути и ЕГЭ и ГИА является своеобразной проверкой знаний, социальной и психологической готовности школьников к постоянно меняющимся условиям современной реальности. В этой связи, психологическая устойчивость старшеклассников является одной из основных характеристик, способствующих успешной аттестации в форме  ГИА.
Подготовка к ЕГЭ и ГИА, как правило, идет на протяжении последних лет обучения. Учителя стараются подготовить школьников с помощью заданий в форме тестов, дополнительных занятий. Кроме того, старшеклассники посещают курсы, покупают различные пособия для подготовки к ЕГЭ. Родители нанимают репетиторов. Все направлено на достижение поставленной цели – сдачи ЕГЭ и поступления в ВУЗ. Но степень тревожности, напряжения у выпускников не снижается. В свою очередь, повышенный уровень тревоги на экзамене приводит к дезорганизации деятельности, снижению концентрации внимания, работоспособности. Тревога – это весьма энергоемкое занятие. Чем больше ребенок тревожится, тем меньше сил у него остается на учебную деятельность
Совершенно очевидно, что перед психологами, педагогами и родителями встает проблема охраны психического здоровья школьников, для решения которой необходима продуманная система мероприятий, предусматривающая создание стабильной благоприятной атмосферы, уменьшение вероятности возникновения стрессовых ситуаций и повышение функциональных возможностей  школьников.
Процедура прохождения ЕГЭ и ГИА – деятельность сложная, отличающаяся от привычного опыта учеников и предъявляющая особые требования к уровню развития психических функций. Эта процедура во многом имеет инновационный для подростков характер, что может явиться причиной значительных трудностей на экзамене.
По результатам тестирования, наиболее значимыми причинами волнения выпускников являются:
- сомнение в полноте и прочности знаний;
- сомнение в собственных способностях: умение анализировать, концентрировать и распределять внимание;
- психофизические и личностные особенности: быстрая утомляемость, тревожность, неуверенность в себе:
- стресс в незнакомой ситуации;
- стресс ответственности перед родителями и школой. Значит, нужна квалифицированная помощь психологов .(А где они?) И эту роль придется брать самому учителю, классному руководителю и родителям.

И еще одна проблема , на мой взгляд, тоже существенная.

Восприятие итоговой аттестации его участниками разное чаще негативное, и редко позитивное. Важно формировать у учащихся и их родителей не страх или боязнь к экзамену, а положительное отношение через анализ возможностей, которые предоставляет ГИА его участникам.
ГИА можно рассматривать:
1.как возможность объективно оценить состояние подготовки учеников;
2.как отбор наиболее подготовленных учащихся для продолжения обучения по выбранному профилю;
3.как аттестация учителей по профилирующим предметам и выводы о качестве их переподготовки;
4.как итоговая аттестация учащихся на основе соответствия содержанию требований школьных программ (общеобразовательный минимум).
В процессе подготовки учащихся необходимо обсуждать возможные трудности, с которыми могут столкнуться учащиеся при прохождении ГИА. Анализируя трудности, мы помогаем найти наиболее эффективные пути их решения. Нужно готовить не только учащихся к итоговой аттестации, но и работать в тесном контакте с родителями.
Необходимо начинать с уяснения различий, существующих между проведением итоговой аттестация в традиционной форме и в новой форме проведения аттестации и т.д. В первую очередь подготовка участников включает формирование положительного отношения к ГИА, разрешение прогнозируемых трудностей, формирование и развитие определенных знаний, умений и навыков, необходимых для прохождения ГИА.
.
Необходимо выделить также следующие направления работы по подготовке в процессе предметной подготовки учащихся к ГИА:
•формирование умения решать задания разного уровня;
•развитие мотивации и целеполагания;
•формирование положительного отношения;
•развитие самоконтроля;
•формирование уверенности и положительной самооценки.
Для лучшей подготовки учащихся педагог должен:
•Правильно оценивать в течение всего учебного периода знания, умения и навыки учащихся в соответствии с их индивидуальными особенностями и возможностями;
•исключить «натаскивание» старшеклассников на выполнение заданий различного уровня сложности;
•организовать системную продуманную работу в течение всех лет обучения предмету;
•проанализировать результаты муниципальных, региональных, пробного тестирования .
•составить план собственной работы по подготовке обучающихся в процессе преподавания предмета к итоговой аттестации по новой форме;
Работать в тесном контакте с классным руководителем и родителями. Только все вместе мы, сможем добиться хороших результатов на экзамене.

Формированию комплекса умений на основе работы с текстом способствует использование метода межпредметной интеграции. На уроках литературы предлагаются такие формы деятельности, как конспектирование, реферирование, составление планов и отзывов. Результаты показывают, что учащиеся, систематически выполняющие данные виды работ, успешнее овладевают речевыми навыками.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Профильное обучение как путь повышения качества общего образования на старшей ступени

Методическая тема школы - "Формирование творческого потенциала личности учащихся в условиях личностно-ориентированного подхода к обучению с использованием здоровьесберегающих технологий". Педагогическ...

Лекция "Пути повышения качества образования"

Выступление на заседании секции учителей физкультуры научно-практической конференции юго-восточной зоны Подмосковья "Педагогические достижения учителей-победителей ПНПО и лучших классных руководителей...

АНАЛИЗ ПРОБЛЕМ ПРИ ПОДГОТОВКЕ К ГИА И ПУТИ ПОВЫШЕНИЯ КАЧЕСТВА ЯЗЫКОВОГО ОБРАЗОВАНИЯ ВЫПУСКНИКОВ 9-Х КЛАССОВ

В задачи статьи входит анализ проблем, вызывающих наибольшие затруднения в подготовке, чтобы понять, какие ресурсы для повышения качества языкового образования необходимо задействовать....

Интеграция очного и дистанционного обучения как один из путей повышения качества математического образования

Дистанционная форма предусматривает: самостоятельную исследовательскую деятельность с использованием ресурсов Интернет; выполнение дополнительных заданий, способствующих усвоению...

Тестовый контроль в обучении немецкому языку как средство повышения качества языкового образования.

Коммуникативное направление обучения иностранному языку требует пересмотра и переориентации всех компонентов учебного процесса, в том числе и контроля. Известно, что контроль является важнейшей состав...

Дорожная карта "Повышение качества математического образования выпускников основной школы"

Данная Дорожная карта позволяет определить пошаговые действия администрации школы и учителей математики по повышению качества математического образования выпускников основной школы и предупреждение не...

Статья Пути повышения качества в образовании на уроках русского языка и литературы через использование интерактивной технологии «Биоинформатика и синергетика» (БиС)

В статье представлены формы и методы работы по повышению качества в обучении русскому языку и литературе на основе технологии «Биоинформатика и синергетика» (БиС), показаны возможные пути ...