Урок русского языка "Двойная роль букв Е,Ё,Ю,Я"
план-конспект урока по русскому языку

Кривушина Юлия Леонидовна

Урок русского языка "Двойная роль букв Е,Ё,Ю,Я" с применением ИКТ

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok_s_ikt.docx22.96 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение                    «Средняя школа п.Батецкий»

Кривушина Юлия Леонидовна, учитель русского языка и литературы.

Урок русского языка с применением ИКТ.

                                     

Тема урока:  Двойная роль  букв Е, Ё, Ю, Я.

Предметные цели урока:

1.Формировать представление  о  двойной роли  букв Е, Ё, Ю, Я, развивать умение различать позиции, в которых буквы е, ё, ю, я обозначают один или два звука.  

2. Развивать устную речь учащихся  через  полные высказывания и ответы на вопросы, формировать  умение ставить цели, планировать свою работу, проводить самопроверку;

3. Воспитывать у обучающихся чувство ответственности, уважения, умения работать в группе, умения оценивать ответы своих одноклассников, привитие  учащимся интереса к урокам русского языка.

  Прогнозируемые результаты:

Учащиеся научатся или получат возможность научиться различать позиции, в которых буквы е, ё, ю, я обозначают один или два звука; называть звуки, обозначаемые этими буквами.

Тип урока:  комбинированный

Оборудование:

  1.  интерактивная доска, презентация,
  2. учебник
  3. карточки с заданиями.

Ход урока

I . Орг.момент.  Фонетическая зарядка

зи-зе-зя

азы-ази-  ец-иц-ец-иц

пози`ция (определенное место)

ба-бо-ба-бо-ба-бо –абы    обознача`ет

да-до-ду -ды  два  

Двойная роль(игра) букв   Е,Ё,Ю,Я.

Презентация 1. (слайд 1)

Учитель: Ребята, какой праздник к нам приближается?

-  В преддверии Нового года происходят чудеса, и желания сбываются!

  - Вы хотите, чтобы ваши желания сбылись?Для этого мы должны на уроке хорошо  поработать, ответить на вопросы, сделать упражнения, иначе чудеса  обойдут стороной,  и  наши новогодние пожелания не исполнятся.

Итак, начнем с фонетической зарядки.

II. Формулирование темы урока

Актуализация опорных знаний.

Учитель: Какой раздел  русского языка мы с вами сейчас изучаем? (ученики отвечают:«Фонетика».

Блиц-опрос.( Слайд№4)

  1.  Что такое фонетика?
  2. Из чего состоят слова, которые мы слышим?
  3. Звуки делятся на
  4. На какие  звуки делятся согласные?
  5. Гласные бывают …
  6. Сколько гласных звуков в русском языке?
  7. Назовите гласные буквы
  8. Назовите буквы, которые обозначают 2 звука (я,е,ё,ю)
  9. А всегда они обозначают два звука, сравните слова

(Слайд №5 )  Произнесем протяжно ( ученики читают).

 

 Яша  -  [й’аша]                     мята -[м`ата]

  Юра  -   [й’ура]                    люк  -[л`ук]

  ёж    -    [й’ош]                      нёс  -   [н`ос]

 ель   -    [й’эл’]                       тема - [т`эма]

  Учитель: что мы видим? ( Ученики отвечают: гласные буквы е, ё, ю, я   могут   обозначать  2 звука и 1 звук.

 

III. Формулирование проблемы.

Учитель:Когда , при каких условиях обозначают 1 звук, а когда 2 звука, знаем ли мы? (ученики отвечают:  «нет».

( Ученики фиксируют возникшее затруднение (буквы е, ё, ю, я могут обозначать два, один  звук).Причина - не знают позиции, в которых эти буквы обозначают два звука)

IV. Формулирование темы урока, постановка задач урока.

Учитель:  - Какой  вопрос возникает?

- Какова будет тема нашего урока?                                 

- Чему мы сегодня должны научиться?

Ученики: -  Формулируют вопросы:

 -В каких случаях буквы е, ё, ю, я обозначают один звук, а в каких – два звука?

 Делают вывод:  тема урока…(коллективное формулирование темы урока).  Двойная роль букв е, ё, ю, я. (Окончательный вариант темы записывается на доске и в тетрадях).

Учитель: -Ребята, давайте вместе сформулируем цель нашего  занятия. (Учитель помогает ученикам с формулировкой)(слайд №7)

Цель: научиться определять в каких позициях буквы е, ё, ю, я обозначают один звук, а в каких – два звука.

Задачи урока (слайд№8)

1.Познакомимся с правилом двойной  ролью букв е.ё,ю,я.

2. Составим таблицу.

3. Поработаем   с учебником.

4.Поиграем.

5. Закрепим полученные знания.

6. Подведем итоги урока.

7. Запишем домашнее задание.

V. Построение проекта выхода из затруднения.

Учитель.Предъявляет образец, на основании которого необходимо сформулировать правило.

Учитель: Задание: посмотрите на слова и сделайте вывод, когда буквы е, ё, ю, я обозначают   один и два звука.  (слайд№ 10,11)

Белка -[`э]

Боксёр-[`о]

Рюкзак  -[`у]

Мясо  -[`а]

(Ученики: - «Когда Е, Ё, Ю, Я стоят после  согласной  смягчают её и  обозначают один звук»).

(Слайд№12)

Еда -[й`э]

Ёж   - [й`о]

Юла - [й`у]

Яма-[й`а]

(Ученики читают и самостоятельно формулируют: -«Если буквы Е,Ё,Ю,Я стоят в начале слова  обозначают  2 звука»

(Слайд№13)

Поезд-[й`э ]

Поём-[й`о]

Дают-[й`у ]

Баян-[й`а ]

(Ученики:-«Если буквы Е,Ё,Ю,Я стоят после гласной , то обозначают 2 звука»).

(Слайд№14)

Подъезд-[й`э ]

Льёт-[й`о ]

Вьюн-[ `й`у ]

Бурьян-[`й`а ]

(Ученики: -«Если буквы Е,Ё,Ю,Я стоят после Ь или Ъ знака , то они обозначают 2 звука»).

(Слайд№15)

Учитель: - Хорошо. Давайте  вместе составим (алгоритм)таблицу  двойной роли букв е, ё, ю, я.

 (Ученики формулируют правило. Учитель раздаёт  памятки  на каждую парту.) (Слайд№16,17)

Звуковая роль букв Е,Ё,Ю,Я

1 звук                                                            2 звука

после согласного                                       в начале слова,

                                                                     после гласной,

                                                                     после ь и ъ знака.

VI. Первичное закрепление

(Слайд 18-24)

(Слова: лев, ёлка, свинья, заяц,. Ученики  записывают в тетрадях и отмечают звуки, формулируют и  проговаривают правило вслух).

Учитель:- Молодцы. Справились.

Работа у доски: упражнения № 304.   (На интерактивной  таблица, ученики прочитали задание к упражнению №304, выходят и  методом перетягивания  заполняют её, обдумывают  то, что делают, как делают, выясняют, всё ли понятно)

Учитель: - Молодцы. Выполнили правильно. Теперь вы знаете, когда буквы е, ё, ю, я обозначают  1 и 2 звука.

VII. Физминутка. Презентация 2.

VIII.  Закрепление полученных знаний.

Игра «Кто прав». Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону. (работа в группах)

Учитель: - Разделимся на две группы и поиграем. (Раздаёт  каждой группе листки со словами (белый, съёмка, печать, подъезд,  тюль, ем, ёрш, заехать, мёд,  юмор) и объясняет, что  напротив каждого слова с буквами Е,Ё,Ю,Я  нужно определить  количество  звуков. После выполнения  задания, группы меняются листочками  и сверяют правильность выполнения с ответами на доске. (слайд№25). Подводят итоги.

IX. Рефлексия

Что мы изучали на  уроке?

(Двойную  роль букв е, ё, ю, я).

 -Что было трудным?

( Обозначение.  1 или 2  звука.)

-Что мы сделали для решения проблемы?

(Мы составили таблицу)

-Чему мы научились?

 (Мы научились  определять 1 и 2 звука)

-Как  мы можем определить количество звуков?  

( количество звуков мы можем определить  по позиции букв е, ё, ю, я  в слове.)

Итоги урока.  Самооценка.

X. Домашнее задание. Выучить правило стр. 126. Выполнить упражнение 305.

Учитель: Ребята, вы очень хорошо сегодня работали  на уроке, справились со всеми заданиями.  Мы  с вами определили тему урока, отвечали на вопросы,  составили алгоритм работы, выполняли упражнения и очень много работали.  И наши новогодние пожелания, обязательно должны  исполнятся!!! Я благодарю вас за урок!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока русского языка Тема: «Буквы ё-о после шипящих в корне слова.»

Цели урока.Образовательная:научить детей грамотному письму слов с данной орфограммой, умению видеть ее в тексте и слышать;Развивающая: развивать орфографическую зоркость, творческие способности детей:...

Конспект урока русского языка "Роль глагола в речи"

Урок русского языка в 5 классе "Роль глагола в речи" (рассказ И.С. Тургенева "Муму")...

Методическая разработка урока русского языка "Тема Буквы и-ы после ц"

Класс  6Предмет  русский языкТема  Буквы и-ы после цЦели:Предметные- познакомить обучающихся с орфограммой «Буквы ы-и после ц»- формировать умение применять орфограмму в зависимос...

Презентация к уроку русского языка "Роль причастия в художественном описании"

Презентация к уроку русского языку (6 класс). Тема урока "Роль причастия в художественном описании". Презентации подготовлена к уроку по программе С.И. Львовой, использованы материалы пособия для учит...

Урок русского языка "Роль имен прилагательных в речи"

Данный урок разработан с применением метода проблемного обучения "мозговой штурм"...