Главные вкладки

    Методическая разработка урока русского языка "Тема Буквы и-ы после ц"
    методическая разработка по русскому языку (6 класс) по теме

    Педенко Людмила Александровна

     

    Класс  6

    Предмет  русский язык

    Тема  Буквы и-ы после ц

    Цели:

    1. Предметные

    - познакомить обучающихся с орфограммой «Буквы ы-и после ц»

    - формировать умение применять орфограмму в зависимости от морфемы

    - развивать орфографическую зоркость

       2.  Метапредметные

               -  формировать умение  находить информацию в тексте

               -  учить анализировать, сравнивать  и обобщать на основе фактов

              -  учить представлять информацию в сжатом и развернутом виде

      3.   Личностные

        -   Строить отношения с людьми

     

                                                        Ход урока

    1. Организационный момент
    2. Основная часть
    1. Повторение изученного материала, необходимого для открытия нового знания и выявление затруднений в индивидуальной деятельности каждого ученика.

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл bukvy_y-i_posle_ts.docx23.62 КБ

    Предварительный просмотр:

    Класс  6

    Предмет  русский язык

    Тема  Буквы и-ы после ц

    Цели:

    1. Предметные

    - познакомить обучающихся с орфограммой «Буквы ы-и после ц»

    - формировать умение применять орфограмму в зависимости от морфемы

    - развивать орфографическую зоркость

       2.  Метапредметные

               -  формировать умение  находить информацию в тексте

               -  учить анализировать, сравнивать  и обобщать на основе фактов

              -  учить представлять информацию в сжатом и развернутом виде

      3.   Личностные

        -   Строить отношения с людьми

               Ход урока

    1. Организационный момент
    2. Основная часть
    1. Повторение изученного материала, необходимого для открытия нового знания и выявление затруднений в индивидуальной деятельности каждого ученика.

    Орфографическая пятиминутка с последующей  самопроверкой (Слайд № 1)

    • Вставить пропущенные буквы и графически обозначить условия выбора орфограммы.

    Собач.нка, доч.нька, свеч.й. туч.й, полотенц.м, храбрец.в, дом.ка, сыноч.к, каменщ.к, летч.к, в деревн.., из деревн., в лекци.,  (под) крыльц.м, (под) ворота, (под) воротня, ш.л, ч.рный, ш.в, крыж.вник, ш.колад, ш.мпол.

    Слайд №2 (Самопроверка)

    Собачонка, доченька, свечой,  тучей, полотенцем, храбрецов, домика, сыночек, каменщик, летчик, в деревне., из деревни, в лекции,  под крыльцом, под ворота, подворотня, шел, черный, шов, крыжовник, шоколад, шомпол.

    • Вспомните и расскажите, от чего зависит выбор этих орфограмм.
    1. Создание проблемной ситуации

    Запись на доске

    Ц.ркуль, ц.ганка, энц.клопедия, гостинц., Синиц.на, станц.я, ц.пленок.

    • Вставьте пропущенные буквы
    • Почему у всех получилось по-разному?
    • Что влияет на правописание?

            (Ответы учеников)

            Ошибки исправляются красным мелом, но не комментируются.

    Работа с учебником, стр.44

    Циркуль, цыганка, энциклопедия, гостинцы, Синицына, станция, цыпленок.

    • Что у них общего? А в чем различие?
    • Что удивило? Как думали сначала, а как на самом деле?
    • Что предстоит выяснить, узнать?
    •   Сравните свою формулировку с предложенной на стр.219.

    Предполагаемый ответ: «В каких случаях после ц пишется и, а в каких – ы?»

    • Сформулируйте тему урока.

    (Слайд №3)

    1. Актуализация проблемы
    • Что мы уже знаем по этой проблеме? (Мозговой штурм)

    Материал для наблюдения, упр. 72

    • Прочитайте столбики слов

    цирк        птицын        птицы

    акация                        сестрицын        белолицый

    Исключения:

    Цыган на цыпочках цыпленку цыкнул: «Цыц!»

    • Какой гласный звук слышится после Ц?
    • Какими буквами обозначается на письме?
    • Проанализируйте графическое обозначение условий выбора  букв ы-и после Ц и сформулируй правило самостоятельно
    • Назови опознавательный признак орфограммы - буквы гласного

    Физкультминутка

    1. Поиск решения

    Работа в парах

    • Обдумайте и сформулируйте свое правило
    • Сравним  ваши выводы с материалом учебника, стр. 45
    • Составьте схему применения правила

    В результате совместной работы приходим к общему выводу

    (Слайд № 4)

                      Буквы и-ы после ц

    и                        ы

    в корне существительных,         в окончаниях  и суффиксах

    в словах на  -ция        существительных и

    цифра        прилагательных

    цикл                                                                     ножницы

    трапеция                                                            страницы

                                                                                 краснолицый

                                                                                 сестрицын

    Но! Цыган на цыпочках цыпленку цыкнул: «Цыц!»

    1. Применение нового
    • Упр. 74.  Спишите словосочетания, вставляя пропущенные буквы и графически обозначая условия выбора изучаемой орфограммы. Составьте предложения с любыми словосочетаниями из данных.
    • Словарная работа. (Слайд №5)

    Слова инициалы, аттракцион, полиция, полицейский, милиция, милиционер, нарцисс, палисадник  записать в тетрадь, обратить внимание на правописание и ударение.  Проговаривание  хором.

    Найдите в Толковом словаре  лексическое значение слов инициалы, аттракцион, палисадник.

    • Упр.77. Прочитайте, озаглавьте текст, спишите, вставьте пропущенные буквы, графически объясните условия выбора орфограмм.
    • Сделайте вывод, какие ключевые слова темы были использованы на уроке.

    (Слайд № 6)

               Буквенная орфограмма

                                 Орфограмма-буква гласного

                                  Положение после ц

    1.  Домашнее задание  (дифференцированное)

                            (Слайд №7)

    Упр.73, составить словосочетания со словами в рамке.

    Упр.75.

    Упр.76

    1. Итоги урока.

    Объявляются и комментируются оценки.

    Рефлексия (Слайд №8)

    • Сегодня я узнал…
    • Было трудно…
    • Я понял, что…
    • У меня получилось…

    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Разработка урока русского языка "Мягкий знак после шипящих на конце наречий"

    Разработка урока по русскому языку на тему:«Мягкий знак после шипящих на конце наречий».Разработка урока предполагает изучение материала по теме: «Мягкий знак после шипящих на конце ...

    Методическая разработка урока русского языка в 7 классе (Опыт исследовательской работы на уроках русского языка)

    Урок   русского языка в 7 классе "Одна  и  две  буквы  Н  в  суффиксах  страдательных  причастий  прошедшего  времени  и  отглагольных ...

    Методическая разработка урока русского языка в 5 классе по теме "Сочинение по картине П.П. Кончаловского «Сирень в корзине» (межпредметные связи: русский язык, литература, ИЗО, музыка)

    Осуществляется тесная связь между предметами гуманитарного цикла: русским языком,  литературой,  ИЗО  и  музыкой.  При развитии творческого мышления эффективной оказывается ра...

    Методическая разработка урока русского языка в 5 классе по теме "Как пополняется словарный состав русского языка" (УМК Разумовская)

    Данная методическая разработка относится к разделу "Лексика", изучаемому в 5 классе, поэтому конспект урока может быть использован педагогами, работающими по другим УМК....

    Методическая разработка урока русского языка "Жемчужины" русского языка"

    Предлагаемый урок по теме «Жемчужины» русского языка» разработан для учащихся 6 класса (М.Т.Баранов, Т.А. Ладыженская «Русский язык» 6 класс). Урок  рассчитан на 1 академический час. Данный...

    Учебно-методическая разработка урока русского языка Тема: Склонение числительных, обозначающих целые числа (Опыт моделирования учебной информации на уроках русского языка в 6 классе)

    В разработке  представлен  опыт моделирования учебной информации при изучении особенностей склонения  количественных числительных, обозначающих целые числа.В основе работы на уроке лежи...

    Методическая разработка урока русского языка в 9 классе "Международное значение русского языка"

    Методическая разработка урока русского языка в 9 классе  по теме "Международное значение русского языка"...