План урока в 8 классе. Обучение сжатому изложению.
план-конспект урока по русскому языку (8 класс)

Волкова Елена Алексеевна

План урока в 8 классе. Обучение сжатому изложению.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл 8_klass_obuchenie_szhatomu_izlozheniyu.docx16.95 КБ

Предварительный просмотр:

Урок русского языка в 8 классе (маршрут). Дата проведения – 18.09.2017 г.

Тема урока: «Обучение сжатому изложению».

Цели: учащийся должен:  знать признаки текста и его функционально-смысловые типы;  прием сжатия текста за счет замены ряда однородных членов обобщающим словом; композицию текста; основные нормы русского литературного языка (орфографические и пунктуационные);

уметь определять тему и основную мысль текста, анализировать структуру и языковые особенности текста; сжато излагать текст.

Ход урока.

I. Организационный момент. Постановка целей.

Сегодня на уроке мы будем учиться писать сжатое изложение, отработаем  прием сжатия текста путем устранения однородных членов, вспомним  композицию текста и правила  членения текста на абзацы.

Погружение в тему урока: показ презентации и коллекций учителя (значки, монеты, комиксы)

II. Первое чтение текста. (Распечатанный текст находится у учителя и на парте ученика).

О коллекционировании

Многие люди собирают коллекции. Интерес к собиранию возник давно. Причем люди собирают не только предметы (монеты, марки, этикетки, фарфоровые статуэтки, открытки), но и явления (истории о жителях, природных катаклизмах или первооткрывателях), биографии и личные вещи любимых писателей или музыкантов, разные виды животных и насекомых, коллекции вещей, созданных своими руками (костюмы, шкатулки, мебель или расписанные яйца). Фамилии многих коллекционеров стали известны всему миру: Третьякова, собирателя картин русских художников, Фаберже, коллекционера ювелирных изделий и камней, основавшего свою фабрику в Петрограде, Бахрушина, собирателя всего, что связано с театром: афиш, программок, гравюр и фотографий.

Коллекционирование для некоторых людей становится делом всей жизни Часто создаются общества людей, объединенных общим интересом. Они не только знакомятся с новыми предметами и приобретают новые знания, но и обмениваются друг с другом, заводят новых друзей по всему миру. Для большинства из них первые предметы будущей коллекции появились еще в юности и стали самыми ценными и дорогими.

Тематика коллекций разнообразна до бесконечности. Известны собиратели кирпичей и музыкальных инструментов, существуют музеи спичек и пряностей, редких и диковинных предметов (Кунсткамера). Люди могут создавать коллекции из разных предметов. Их выбор бывает обусловлен интересами, модой, определенным историческим событием. Коллекционером может быть любой человек, а его коллекция вполне может стать уникальной.

  1. Определение темы текста: о чем прочитанный текст?
  2. Определение идеи текста: что хотел сказать автор? Зачем он написал этот текст?
  3. Определение структуры (композиции текста): из скольких частей состоит текст? – Как правило, текст состоит из вступления, основной части и заключения.

Тезис – положение, сформулированное как предложение (простое или сложное), в котором сжато выражена главная мысль, идея высказывания.

Как сформулировать тезис?

Из нескольких предложений составляется одно, в котором факты, явления, признаки изложены обобщённо.

Формулирование тезиса – один из приёмов сжатия текста.

III. Второе чтение текста.

IV. Этап абзацного членения текста: определение микротем текста как частей общей темы.

  Абзац – показатель микротемы, поэтому внимательно следите за интонационными паузами учителя, читающего текст изложения. Сколько больших интонационных пауз – столько в тексте абзацев.

Микротема – содержание нескольких самостоятельных предложений текста, связанных одной мыслью – абзац.

V. Этап моделирования сжатого изложения. Как соединить содержание микротем в текст?

Использовать лексические и лексико-грамматические средства соединения частей текста: лексические – повтор, однокоренные слова, синонимы;

Лексико-грамматические – местоимения, наречия, союзы и союзные слова, частицы.

6. Работа над орфографией и пунктуацией текста.

IV. Самостоятельная работа ученика: сжато, избегая однородных членов, написать изложение.

V.  Анализ событий урока:

- что нужно сделать для того, чтобы успешно написать изложение?

- что ты запомнил о самом коллекционировании?

- если бы ты решил начать коллекционирование, что бы ты выбрал?

 Д/з. Написать небольшой рассказ о своей домашней коллекции или коллекции своего друга

Работа ученика на уроке в тетради:

  1. Записываются дата и форма работы (Восемнадцатое сентября. Изложение.)
  2. Тезис – предложение, в котором сжато выражена основная мысль.
  3. Микротема – связанная одной мыслью часть текста, или абзац.
  4. Самостоятельное сжатое изложение содержания текста.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока развития речи в 9 классе "Обучение сжатому изложению"

Цели.Учащиеся должны знать:понятия тема, идея текста, ключевые слова, микротема, абзац,композиционные части текста,приемы компрессии текста (исключение, обобщение, упрощение);понимать:о чем...

Презентация к уроку русского языка в 9 классе «Обучение сжатому изложению».

Презентация отражает последовательность работы с текстом художественного произведения по обучению написанию сжатого изложения....

Конспект урока русского языка в 8 классе "Обучение сжатому изложению"

Тип урока: урок развития речи. Цели: Продолжить подготовку обучающихся к написанию часть С1 ОГЭ по русскому языку; обобщить знания о способах сжатия текста; развивать правильную монологическую и диало...

Урок развития речи по русскому языку в 5-м классе. (Обучение сжатому изложению)

На уроке развития речи учащиеся знакомятся с приемами сжатия текста на примере притчи В.Катаева "Старый пень". Тип урока: урок развития речиОбразовательная:вспомнить, что такое текст;познакомитьс...

Урок развития речи "Обучение сжатому изложению по сказке В.П.Катаева "Старый пень" (Подготовка к ОГЭ) 5 класс

Урок развития речи «Обучение сжатому изложению по сказкеВ.П.Катаева «Старый пень» (Подготовка к ОГЭ)5 классТип урока: урок развития речиЦель: Формировать умения писать сжатое изложен...

Урок развития речи «Обучение сжатому изложению по сказке В.П.Катаева «Старый пень» 5 класс

Урок нацелен на формирование у учащихся умения сжато передавать информацию, применяя приёмы сжатия....

Урок русского языка "Обучение сжатому изложению. Основные приемы сжатия текста"

Урок русского языка "Обучение сжатому изложению. Основные приемы сжатия текста", 8 класс...