урок русского языка 7 класс « Союз как часть речи»
план-конспект урока по русскому языку (7 класс)
Тип урока : открытие новых знаний
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 49.69 КБ |
Предварительный просмотр:
Королевская СОШ
Учитель: Стрелкова Любовь Александровна
Предмет: Русский язык
Класс: 7 класс
Тип урока: открытие новых знаний
Технологическая карта урока по теме: «Союз как часть речи.»
Предмет | Русский язык | Класс – 7 | ||
Тема | «Союз как часть речи. Разряды союзов» | |||
Цель | Ценностное отношение к совместной познавательной деятельности по «открытию» морфологической характеристики союза как служебной части речи, разрядов союзов на основе анализа текстов | |||
Образовательные:
Воспитательные: Воспитывать культуру поведения при фронтальной работе, индивидуальной работе. Развивающие: Способствовать развитию связной речи, оперативной памяти, произвольного внимания, вербального, наглядно-образного мышления. Формировать УУД: - Личностные: способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности. - Регулятивные: определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя; планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей; вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок. - Коммуникативные: слушать и понимать речь других; оформлять свои мысли в устной форме; договариваться с одноклассниками совместно с учителем о правилах поведения и общения и следовать им. - Познавательные: ориентироваться в своей системе знаний; осуществлять анализ объектов; находить ответы на вопросы в тексте; преобразовывать информацию из одной формы в другую: давать ответы на вопросы. | ||||
Планируемые образовательные результаты | ||||
Предметные | Метапредметные | Личностные | ||
Умение определять союз как служебную часть речи. Уметь узнавать союз, доказывая свое мнение, отличать от других словоформ.
Видеть строение союзов Знать роль союза в предложении | Регулятивные УУД: целеполагание на уровне принятия практической задачи и постановки учебной задачи; Познавательные УУД: строить речевое высказывание в устной и письменной форме, осуществлять анализ объектов с выделением существенных признаков, обобщение, сравнение, классификация. Коммуникативные УУД: допускать возможность существования у людей различных точек зрения, учитывать разные мнения, формулировать собственное мнение и позицию, договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, умение задавать вопросы. | Воспитание интереса к родному языку. Расширение кругозора, логического мышления. Осознание значимости данного умения для грамотного письма. Ценностное отношение к совместной познавательной деятельности. | ||
Методы обучения | Проблемно – диалогическое обучение, технология оценивания образовательных результатов. Приемы: анализ, самоанализ, создание собственного речевого высказывания. | |||
Формы организации деятельности учащихся | Фронтальная работа, индивидуальная работа, работа в парах | |||
Межпредметные связи | Русский язык, история, литература | |||
Ресурсы: - основные - дополнительные | Разумовская М. М. «Русский язык. 7 класс», М., «Дрофа», 2016 - карточки с заданиями к уроку, презентация |
Этап урока, цель этапа | Содержание этапа | Деятельность учителя | Деятельность учащихся | Форма работы | Результат |
Мотивация (самоопределение) к учебной деятельности. Цель: осознанное вхождение учащегося в пространство учебной деятельности. | Приветствие Зачитывание стихотворения. | Здравствуйте, ребята! Доброго дня! Отличного настроения! Ребята, все готовы к уроку? А вы сегодня улыбались? Улыбнитесь, ребята, друг другу. Улыбнитесь скорее гостям! Теперь вы готовы, Айда, за работу! Успехов желаю я вам! | Приветствуют учителя, гостей. Проверяют готовность к уроку. | Фронтальная | Регулятивные: волевая саморегуляция |
Актуализация знаний и пробное учебное действие Цель: -повторить сведения о предлоге; -формирование и развитие учебно-познавательного интереса к получению новых знаний. Создание проблемной ситуации Цель: подвести детей к формулированию темы. | Лингвистическая разминка
Взаимопроверка. | Начнём урок с повторения. Слайд № 2 Учитель. На предыдущих уроках мы с вами познакомились с первой служебной частью речи – предлогом. И сейчас мы проведём небольшую лингвистическую разминку, чтобы вспомнить то, что знаем о предлоге. А сделаем мы с вами это через игру «Веришь- не веришь». Если вы согласны с утверждением, вы пишете «да», а если не согласны- пишите «нет». Работать будете в рабочих листах, которые находятся у вас на столах. Эта работа покажет, умеете ли вы быстро воспринимать информацию на слух. Итак, начинаем. 1.Веришь ли ты,…(слайд)
(Слайд №3 для взаимопроверки) Взаимопроверка. (дети меняются тетрадями, учитель читает правильный вариант, а уч-ся проверяют и ставят знаки + (если ответ правильный, и - , если ответ неправильный) Оценки: одна ошибка «4» 2,3 ошибки это «3» 2.Ребята, давайте с вами попробуем решить морфологическую путаницу (слайд №4) На экране представлены слова, некоторые из них уже известны вам (потому что, и, в течение, что, из-под, на, а, вследствие, но, в, если), Запишите слова и подчеркните предлоги. (слайд №5 для самопроверки) - Молодцы, я вижу, у вас хорошее настроение, поэтому чтобы на уроке у нас было весело, интересно, я вам приготовила эпиграф- загадку к нашему уроку, которая поможет определить слова, которые у нас остались? Отгадав её, вы поймёте, о чем пойдет речь на уроке. Объединять и связывать стараюсь Я равных и неравных в нужный час. Порою я совсем не повторяюсь, Порою повторяюсь много раз. Затрудняетесь пока ответить. Ну, хорошо. Тогда дам вам следующее задание. Запишите предложение и выполните синтаксический разбор. Назовите орфограммы в словах Солнце озарило южный замок. В поэзии есть такой прием – акростих, когда в начальных буквах слов зашифровано главное слово. Посмотрите на наше предложение, может кто-то угадает главное слово нашего урока. - О чем мы будем говорить? - Что нам необходимо выяснить? Запишем тему «Союз как часть речи» | Выполняют задание в рабочих листах. Союзы Называют , что известно им об этой части речи, приводят примеры | Фронтальная, парная, Групповая | Регулятивные: учатся отличать верно выполненное задание от неверного; осознание того, что уже усвоено и что ещё нужно усвоить, осознание качества и уровня усвоения. Познавательные: формирование мыслительных операций: анализ, сравнение, обобщение. Коммуникативные: умение выражать свои мысли с достаточной полнотой и точностью; умение слушать и понимать речь других. |
Постановка проблемы. Цель: выявление и фиксация места и причины затруднения | Объявление темы, постановка цели урока. | Ребята, как вы думаете, какова же цель нашего урока? Что мы с вами должны узнать на уроке? Чему научиться? Используя опорные слова, сформулируйте цели урока. (слайд №6) - познакомиться... (познакомиться с союзом как частью речи) -выяснить... (основные функции союза) - повторить... ( пунктуацию перед союзами ). - совершенствовать... (умение находить союзы в предложении, в тексте). | Союз как часть речи (Я должен познакомиться с союзом как частью речи, Я должен научиться находить союз , выяснить, какими бывают союзы). | Фронтальная | Регулятивные: волевая саморегуляция в ситуации затруднения; учатся работать по предложенному учителем плану; определять и формулировать цель деятельности на уроке с помощью учителя. Познавательные: умение ставить и формулировать проблему с помощью учителя. Коммуникативные: умение выражать свои мысли с достаточной полнотой и точностью; умение слушать и понимать речь других; учитывать разные мнения. |
Проектирование и фиксация нового знания. Построение проекта выхода из затруднения. Цель: постановка цели учебной деятельности, выбор способа и средств её реализации. | Работа с презентацией | Учитель: А что, интересно, означает слово союз? Название этой части речи – союз – появилось в 17-веке. В русском языке насчитывается около 250-ти союзов. Слово «союз» очень древнее. Когда-то в нем выделялась приставка со-, имеющая значение «вместе», и корень -юз- со значением «связь», близким по значению к словам «узы», «узел». Приставка со- в значении «вместе» есть во многих словах русского языка: сотрудник – «тот, кто трудится вместе с кем-то»; соавтор – «тот, кто вместе с кем-то создает произведения»; и т.д. Однако основа слова союз в настоящее время не членится на морфемы: все слово состоит из одного корня и нулевого окончания. Об этом нам расскажут наши лучшие помощники и друзья – словари. Слайд №7 Этимологический: Дорогие ребята, слово СОЮЗ пришло из старославянского языка. Оно образовано с помощью приставки СЪ (СО, которая обозначает СОЕДИНЕНИЕ, СБЛИЖЕНИЕ, СВЯЗЬ. Словарь Даля: А я, ребята, определяю значение слова союз так - это взаимные узы, связь, скрепа, соединение, смык, сцепление; часть речи, частичка, связующая слова. Словарь Ожегова: А я предлагаю следующее толкование «В грамматике: служебное слово, соединяющее предложения и слова внутри предложения». Ребята, как вы думаете, какой союз является наиболее употребительным? А узнаете вы это, разгадав загадку: А и Б сидели на трубе. А упало, Б пропало, кто остался на трубе? (это союз и) 4. И именно об этом союзе нам предложит небольшую исследовательскую работу … «Это интересно!» (буклет) Ученые исследовали союз И, его значение, частоту употребления и обнаружили: - слово И – один из самых древних союзов русского языка, - слово И – за тысячелетия – не изменило своего звучания, - слово И – за тысячелетия не изменило своего значения, - слово И – было и остается исключительно частотным словом. «Но почему?» - спросите вы. Очевидно, все дело в значении союза И. Ведь он, по мнению некоторых ученых, обозначает сходство, близость, равенство, соединение предметов при их сопоставлении. А это – общее свойство всего мира. Поэтому союз И употребляется чаще других слов, сохраняет это важное значение и в течение тысячелетий не изменяется. А различие предметов передается с помощью других союзов (а, но). | Регулятивные: проговаривание последовательность действий на уроке; формирование познавательной инициативы. Познавательные: умение находить и выделять необходимую информацию; умение делать предположения и обосновывать их; выбор критериев для обоснования своего суждения. Коммуникативные: умение выражать свои мысли с достаточной полнотой и точностью; умение слушать и понимать речь других; учитывать разные мнения. | ||
Реализация построенного проекта. Цель: построение и фиксация нового знания. . | Работа над практическим заданием | Первичная проверка понимания. Учитель: Давайте теперь выявим основные функции союзов. Запись предложений с последующим разбором, составлением схем. 1. В трудной ситуации со мной рядом всегда мама и папа. (на доске) [ Ɵ и Ɵ]. (Это простое предложение, осложненное однородными членами, соединенными союзом и.) 2. Я всегда могу обратиться за советом к родителям, и они смогут дать толковый совет.(на доске) [ = - ], и [ - = ]. (Это сложное предложение, в котором простые предложения связаны союзом И) - Почему в схеме отображаются именно союзы, а не предлоги или слова самостоятельных частей речи? Что соединяют союзы в данных предложениях? (В первом предложении союз соединяет однородные члены, а во втором предложении – части сложного предложения). - Исходя из проделанной работы, определите, что такое союз как служебная часть речи. (Союз – это служебная часть речи, используемая для связи однородных членов и частей сложного предложения). Карточки на столе)- Составьте предложения по данному началу так, чтобы в первом случае союз И соединял простые предложения в сложном, а во втором – однородные члены предложения. Обратите внимание на постановку запятой, разделяющей простые предложения в составе сложного, и ее отсутствие между однородными членами, связанными союзом И. Сегодня я сам приготовил ужин, и… Сегодня я сам приготовил ужин и… 3. Запишите предложения, объясните орфограммы в словах и определите, что соединяет союз и. (слайд№9) 1.У мамы самое верное и чуткое сердце. 2.В нем н...когда (не)гаснет любовь, оно ни к чему не остается равнодушным. 3.И сколько бы ни было тебе лет, тебе всегда нужна мать, ее ласка, ее взгляд. 4.И чем больше твоя любовь к матери, тем радос...нее и св...тлее жизнь. Никогда- в отрицательных наречиях под ударением пишется Е , без ударения И Не гаснет – не с глаголами пишется раздельно Радостнее- непроизносимая согласная Т в корне слова (проверочное радость) Светлее- безударная проверяемая гласная в корне (светлый) (В данном отрывке союзы соединяют предложения в тексте. 3-4предложения связаны с предыдущими союзом И.) Давайте ребята, постараемся определить основную мысль текста. Да, ребята, роль матери в жизни каждого человека бесценна. Это единственный человек, который всегда будет рядом, несмотря ни на что. Таким образом, мы определили с вами три основные функции союза: связь
Учитель: Ребята, русский язык богат средствами выразительности речи. А знаете ли вы, что в качестве средства выразительности речи могут выступать союзы? Давайте обратимся к следующему фрагменту из сказки Пушкина (видео просмотр)(слайд 10) И, красуясь, говорила: И плечами пожимать, Ребята, на что вы обратили внимание? Учитель: Такое языковое явление в художественном тексте называется многосоюзием. Физкультминутка. Попрошу всех встать, три раза присесть, три раза потянуться вверх, положить руки на пояс и выполнить наклоны влево-вправо при таких условиях: я произношу предложение, если в нем есть союз – наклон влево, если нет – наклон вправо). В русском языке много союзов. - Союз – служебная часть речи. - Мы знакомимся с ними и изучаем их. - Союз и самый общеупотребительный. - Союзы соединяют однородные члены предложения и простые предложения в составе сложного. - Мы часто пользуемся союзами, но не всегда употребляем их грамотно. -Нам многое нужно узнать про союзы. Учитель: Мы работали с текстом, в котором говорилось о материнской ласке, о материнской любви. Обладает ли царица из сказки Пушкина этими качествами? -Ребята, как вы думаете, какая общая тема прослеживается в предложениях и фрагментах текстов, с которыми вы работали? Нет в жизни любого человека ничего важнее, ближе и дороже семьи. А что же такое семья, ребята? И следующая наша работа тоже связана с темой семьи. | Работают с рабочим листом в парах Анализируют предложения , аргументируют ответ. Ученик: Любовь к матери..... Ученик: В данном отрывке встречается повторяющийся союз И. Нет, она любит только себя, она злая, черствая и т. д. (Семья). Семья- это союз близких, любящих, уважающих друг друга людей. | Парная | Регулятивные: оценка, контроль, коррекция Познавательные: умение контролировать и оценивать процесс и результаты деятельности. Коммуникативные: умение выражать свои мысли с достаточной полнотой и точностью; умение слушать и понимать речь других. |
Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи. Цель: применение нового знания в типовых заданиях. | Выполнение упражнения и составление кластера | А сейчас сыграем в игру «Собери пословицы». Пословицы наши тоже о семье. 1.гр Семья сильна, когда над ней крыша одна. 2.гр Семья без детей, что цветок без запаха. На доске: В гостях хорошо, а дома лучше. -С помощью каких союзов связаны эти предложения? Давайте составим кластер, используя уже имеющиеся знания о союзе. (Ромашка - символ семьи, любви и верности) 1-й ученик: Мы уже знаем, что союз - служебная часть речи. 2-й ученик: Союз не изменяется. 3-й ученик: Союз не является членом предложения. 4-й ученик: Союз соединяет однородные члены предложения. 5-й ученик: Союз соединяет простые предложения в составе сложного, а также предложения в тексте. 6-й ученик: Союз является средством выразительности речи. Учитель: А теперь давайте обратимся к материалу учебника. (читаем правила)стр.175, 176, 182 -Что нового вы узнали о союзе? Давайте дополним кластер новыми сведениями: 7-й ученик: Союзы могут быть простыми и составными. 8-й ученик: Союзы могут быть сочинительными и подчинительными. Слайд №11 Спасибо! Итак, какова же роль союзов в речи, в предложениях? -Итак, вы решили учебную задачу? | Выполняют задание в рабочем листе. | групповая | Познавательные: умение контролировать и оценивать процесс и результаты деятельности. Коммуникативные: умение выражать свои мысли с достаточной полнотой и точностью; умение слушать и понимать речь других. |
Включение в систему знаний и повторение. Цель: включение нового знания в систему знаний, повторение и закрепление ранее изученного при выполнении заданий практико-ориентированного, познавательного и компетентностного характера. | Выполняют упражнение на повторение самостоятельно. | 7.Первичное закрепление Учитель: А теперь мы с вами закрепим все, что мы знали и узнали небольшим тестом «Проверь себя». (Рабочий лист) 1. Найдите неправильное утверждение. 1) Союз - это неизменяемая часть речи. 2) Союзы не являются членами предложения. 3) Союзы не связывают между собой однородные члены предложения 2. В каком предложении употреблен сочинительный союз? 1) Он не смог ответить, потому что не был готов к уроку. 2) Я не хочу, чтобы кто-то пострадал по моей неосторожности. 3) Прозрачный лес один чернеет, и ель сквозь иней зеленеет. 3. В каком предложении союз связывает однородные члены предложения (знаки препинания не проставлены)? 1) Ветер по морю гуляет и кораблик подгоняет. 2) Высоко в небе сияло солнце а горы зноем дышали в небо. 3) Солнце заблистало и наступило радостное утро. 4. Укажите предложение, в котором союз И связывает простые предложения в составе сложного. 1) Снег падал и засыпал дорожки сада. 2) Снег падал и дорожки сада скоро покрылись пушистым снегом. 3) Снег падал и покрывал снегом деревья. 5. Перед вами строки из известной вам поэмы А.С.Пушкина «Полтава». Пирует Петр. И горд, и ясен. И славы полон взор его. И царский лик его прекрасен. Какое синтаксическое средство выразительности речи использовано в данном отрывке? 1) Бессоюзие 2) Многосоюзие 3) Риторический вопрос Слайд - 12 | Выполняют тест | фронтальная | Познавательные: умение контролировать и оценивать процесс и результаты деятельности. Коммуникативные: умение выражать свои мысли с достаточной полнотой и точностью; умение слушать и понимать речь других. |
Рефлексия учебной деятельности на уроке. Цель: соотнесение целей урока и его результатов, самооценка работы на уроке, осознание метода построения нового знания. | Прием синквейн Подведение итогов, проведение самооценки | Учитель: Ребята, давайте подведем итоги урока и сделаем это в интересной и увлекательной форме- составим синквейн по партам. (слайд № 13) 1гр.- о союзах; 2гр.-о семье; 3гр.- об уроке. Семья: Дружная, сплоченная Поддерживает, любит, ценит Семья-это надежный причал Союз Союз: Сочинительный, подчинительный Соединяет, связывает Союз служит для связи слов в предложении. Часть речи Урок: интересный, познавательный Обучает, развивает, воспитывает Расширили мое представление о союзе Процесс Слайд №14 Чем мы сегодня занимались на уроке? Что для себя открыли нового? Что было на уроке интересным, что трудным? У кого из вас только пятерки за задания, у кого есть тройки? Что нужно сделать, чтобы свои улучшить результаты? Подведём итог: Сердечко из пальцев - все понял, могу помочь другому!
| Анализируют результаты, слушают высказывания одноклассников, сами оценивают свою работу и конечный результат | групповая | Познавательные: рефлексия способов и условий действия; контроль и оценка процесса и результатов деятельности; Коммуникативные: выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью; формулирование и аргументация своего мнения, учет разных мнений; планирование учебного сотрудничества |
Домашнее задание | Слайд № 15 1) §32, стр.175,176,182 – теоретический материал (для всех). 2) По выбору: а) написать мини- сочинение на тему «Моя семья» с использованием союзов; б) найти примеры использования многосоюзия в художественной литературе. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
![](/sites/default/files/pictures/2017/06/04/picture-210829-1496592440.jpg)
Урок русского языка "Имя существительное как часть речи" 5 класс
Урок-исследование по русскому языку...
Конспект урока русского языка "Частица как служебная часть речи"
Цели: Формирование понятия о функциях частицы как служебной части речи Формирование и развитие познавательных, исследовательских компетенций. Задачи: Показать отличие частицы о...
Урок русского языка по теме "Служебные части речи. Предлог".
Цель: систематизировать знания о предлогах.Задачи: формировать орфографическую зоркость, навыки работы с текстом, умение определять служебные части речи.Развивать положительную мотивацию к учени...
Урок русского языка " Самостоятельные и служебные части речи" 7 класс
Расширение и углубление знаний по разграничению частей речи; усвоение алгоритмических образцов рассуждения; подготовка учащихся к отработке таких обобщенных понятий , как « часть речи» и « грамматичес...
Урок русского языка "Имя прилагательное как часть речи" в 5 классе.
Урок посвящен закреплению изученного материала по теме "Имя прилагательное как часть речи"...
Конспект урока в 7 классе "Союз как часть речи"
Конспект урока...
![](/sites/default/files/pictures/2013/02/06/picture-197484-1360170751.jpg)
Дистанционный урок русского языка "Повторение правописания служебных частей речи". 7 класс
Дана инструкция учащимся для самоподготовки по теме, даны ссылки на интернет-ресурсы информативного и контрольного характера, прикреплен тест для обязательного выпонения....