урок русского языка 7 класс « Союз как часть речи»
план-конспект урока по русскому языку (7 класс)

Стрелкова Любовь Александровна

Тип урока : открытие новых знаний

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл otkrytyy_urok_soyuz_kak_chast_rechi.docx49.69 КБ

Предварительный просмотр:

Королевская СОШ

Учитель: Стрелкова Любовь Александровна

Предмет: Русский язык

Класс: 7 класс

Тип урока: открытие новых знаний

Технологическая карта урока по теме: «Союз как часть речи.»

Предмет

Русский язык

Класс – 7

Тема

«Союз как часть речи. Разряды союзов»

Цель

Ценностное отношение к совместной познавательной деятельности по «открытию» морфологической характеристики союза как служебной части речи, разрядов союзов на основе анализа текстов

Образовательные:

  1.  Выявить морфологические признаки союза.
  2. Формировать навыки нахождения союзов в тексте.
  3. Развивать умение формулировать определение понятий.
  4. Обогащать словарный запас учащихся.
  5. Совершенствовать орфографические знания и умения.

        

Воспитательные: Воспитывать культуру поведения при фронтальной работе, индивидуальной работе.

Развивающие: Способствовать развитию связной речи, оперативной памяти, произвольного внимания, вербального, наглядно-образного мышления.

Формировать УУД:

- Личностные: способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности.

- Регулятивные: определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя; планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей; вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок.

- Коммуникативные: слушать и понимать речь других; оформлять свои мысли в устной форме; договариваться с одноклассниками совместно с учителем о правилах поведения и общения и следовать им.

- Познавательные: ориентироваться в своей системе знаний; осуществлять анализ объектов; находить ответы на вопросы в тексте; преобразовывать информацию из одной формы в другую: давать ответы на вопросы.

Планируемые образовательные результаты

Предметные

Метапредметные

Личностные

Умение определять союз как служебную часть речи.

Уметь узнавать союз, доказывая свое мнение, отличать от других словоформ.

 

Видеть  строение союзов

Знать роль союза в предложении

Регулятивные УУД: целеполагание на уровне принятия практической задачи и постановки учебной задачи;

Познавательные УУД: строить речевое высказывание в устной и письменной форме, осуществлять анализ объектов с выделением существенных признаков, обобщение, сравнение, классификация.

Коммуникативные УУД: допускать возможность существования у людей различных точек зрения, учитывать разные мнения, формулировать собственное мнение и позицию, договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, умение задавать вопросы.

Воспитание интереса к родному языку.

Расширение кругозора, логического мышления.

Осознание значимости данного умения для грамотного письма.

 Ценностное отношение к совместной познавательной деятельности.

Методы обучения

Проблемно – диалогическое обучение, технология оценивания образовательных результатов.

Приемы: анализ, самоанализ, создание собственного речевого высказывания.

Формы организации деятельности учащихся

Фронтальная работа, индивидуальная работа, работа в парах

Межпредметные связи

Русский язык, история, литература

Ресурсы:

- основные

- дополнительные

Разумовская М. М. «Русский язык. 7 класс», М., «Дрофа», 2016

- карточки с заданиями к уроку, презентация

Этап урока, цель этапа

Содержание этапа

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Форма

работы

Результат

Мотивация (самоопределение) к учебной деятельности.

Цель:

осознанное

вхождение учащегося в пространство учебной деятельности.

Приветствие

Зачитывание стихотворения.

Здравствуйте, ребята!

Доброго дня!

Отличного настроения!

Ребята, все готовы к уроку?

А вы сегодня улыбались?

Улыбнитесь, ребята, друг другу.

Улыбнитесь скорее гостям!

Теперь вы готовы,

Айда, за работу!

Успехов желаю я вам!

Приветствуют учителя, гостей.

Проверяют готовность к уроку.

Фронтальная

Регулятивные: волевая саморегуляция

Актуализация знаний и пробное учебное действие

Цель: 

-повторить сведения о предлоге;

-формирование и развитие учебно-познавательного интереса к получению новых знаний.

Создание проблемной ситуации

Цель: подвести детей к формулированию темы.

Лингвистическая разминка

 

Взаимопроверка.

Начнём урок с повторения.

Слайд № 2

Учитель. На предыдущих уроках мы с вами познакомились с первой служебной частью речи – предлогом. И сейчас мы проведём небольшую лингвистическую разминку, чтобы вспомнить то, что знаем о предлоге. А сделаем мы с вами это через игру «Веришь- не веришь». Если вы согласны с утверждением, вы пишете «да», а если не согласны- пишите  «нет». Работать будете в  рабочих листах, которые находятся у вас на столах. Эта работа покажет, умеете ли вы быстро воспринимать информацию на слух. Итак, начинаем.

1.Веришь ли ты,…(слайд)

  1. …что служебные части речи не изменяются (да)
  2. …что служебные части речи являются членами предложения   (нет)
  3. …что к служебной части речи можно задать вопрос (нет)
  4. … что предлог – самостоятельная часть речи (нет)
  5. … что предлог бывает простым и составным (да)
  6. …что предлог бывает производным и непроизводным (да)

(Слайд №3 для взаимопроверки)

Взаимопроверка. (дети меняются тетрадями, учитель читает правильный вариант, а уч-ся проверяют и ставят знаки + (если ответ правильный, и - , если ответ неправильный)

Оценки: одна ошибка  «4»

2,3 ошибки это «3»

2.Ребята, давайте с вами попробуем решить морфологическую путаницу (слайд №4)

На экране представлены слова, некоторые из них уже известны вам (потому что, и, в течение, что,  из-под, на, а, вследствие, но, в, если), Запишите слова и подчеркните предлоги.

(слайд №5 для самопроверки)

 - Молодцы, я вижу, у вас хорошее настроение, поэтому чтобы на уроке у нас было весело, интересно, я вам приготовила  эпиграф- загадку к нашему уроку, которая поможет определить  слова, которые  у нас остались?

 Отгадав её, вы поймёте,  о чем пойдет речь на уроке.

Объединять и связывать стараюсь

Я равных и неравных в нужный час.

Порою я совсем не повторяюсь,

Порою повторяюсь много раз.

Затрудняетесь пока ответить. Ну, хорошо. Тогда дам вам следующее задание.

Запишите предложение и выполните синтаксический разбор.  Назовите орфограммы в словах

Солнце озарило южный замок.

В поэзии есть такой прием – акростих, когда в начальных буквах слов зашифровано главное слово. Посмотрите на наше предложение, может кто-то угадает главное слово нашего урока.

- О чем мы будем говорить?

- Что нам необходимо выяснить?

Запишем тему «Союз как часть речи»

Выполняют задание в рабочих листах.

Союзы

Называют , что известно им об этой части речи, приводят примеры

Фронтальная,

парная,

Групповая

Регулятивные: учатся отличать верно выполненное задание от неверного; осознание того, что уже усвоено и что ещё нужно усвоить, осознание качества и уровня усвоения.

Познавательные: формирование мыслительных операций: анализ, сравнение, обобщение.

Коммуникативные: умение выражать свои мысли с достаточной полнотой и точностью; умение слушать и понимать речь других.

Постановка проблемы.

Цель: выявление и фиксация места и причины затруднения

Объявление темы, постановка цели урока.

Ребята, как вы думаете, какова же цель нашего урока? Что мы с вами должны узнать на уроке? Чему научиться?  Используя  опорные слова, сформулируйте цели урока.

(слайд №6)

- познакомиться...     (познакомиться с союзом как частью речи)

-выяснить...               (основные функции союза)

- повторить...              ( пунктуацию перед союзами ).

- совершенствовать... (умение находить союзы в предложении, в тексте).

Союз как часть речи

 (Я должен познакомиться с союзом как частью речи, Я должен научиться находить союз , выяснить, какими бывают союзы).

Фронтальная

Регулятивные: волевая саморегуляция в ситуации затруднения; учатся работать по предложенному учителем плану; определять и формулировать цель деятельности на уроке с помощью учителя.

Познавательные: умение ставить и формулировать проблему с помощью учителя.

Коммуникативные: умение выражать свои мысли с достаточной полнотой и точностью; умение слушать и понимать речь других; учитывать разные мнения.

Проектирование и фиксация нового знания. Построение проекта выхода из затруднения.

Цель: постановка цели учебной деятельности, выбор способа и средств её реализации.

Работа с презентацией

Учитель: А что, интересно, означает слово союз? 

Название этой части речи – союз – появилось в 17-веке. В русском языке насчитывается около 250-ти союзов. Слово «союз» очень древнее. Когда-то в нем выделялась приставка со-, имеющая значение «вместе», и корень -юз- со значением «связь», близким по значению к словам «узы», «узел».

Приставка со- в значении «вместе» есть во многих словах русского языка: сотрудник – «тот, кто трудится вместе с кем-то»; соавтор – «тот, кто вместе с кем-то создает произведения»; и т.д.

Однако основа слова союз в настоящее время не членится на морфемы: все слово состоит из одного корня и нулевого окончания.  

 Об этом нам расскажут наши лучшие помощники и друзья – словари.

Слайд №7  Этимологический: Дорогие ребята, слово СОЮЗ пришло из старославянского языка. Оно образовано с помощью приставки СЪ (СО, которая обозначает СОЕДИНЕНИЕ, СБЛИЖЕНИЕ, СВЯЗЬ. Словарь Даля: А я, ребята, определяю значение слова союз так - это взаимные узы, связь, скрепа, соединение, смык, сцепление; часть речи, частичка,  связующая слова.

Словарь Ожегова: А я предлагаю следующее толкование «В грамматике: служебное слово, соединяющее предложения и слова внутри предложения».

Ребята, как вы думаете, какой союз является наиболее употребительным?

А узнаете вы это, разгадав загадку: А и Б сидели на трубе. А  упало, Б пропало, кто остался на трубе? (это союз и)

4. И именно об этом союзе нам предложит небольшую исследовательскую работу …

«Это интересно!» (буклет)

Ученые исследовали союз И, его значение, частоту употребления и обнаружили:

- слово И – один из самых древних союзов русского языка,

- слово И – за тысячелетия – не изменило своего звучания,

- слово И – за тысячелетия не изменило своего значения,

- слово И – было и остается исключительно частотным словом.

«Но почему?» - спросите вы. Очевидно, все дело в значении союза И. Ведь он, по мнению некоторых ученых, обозначает сходство, близость, равенство, соединение предметов при их сопоставлении. А это – общее свойство всего мира. Поэтому союз И употребляется чаще других слов, сохраняет это важное значение и в течение тысячелетий не изменяется. А различие предметов передается с помощью других союзов (а, но).

Регулятивные: проговаривание последовательность действий на уроке; формирование познавательной инициативы.

Познавательные: умение находить и выделять необходимую информацию; умение делать предположения и обосновывать их; выбор критериев для обоснования своего суждения.

Коммуникативные: умение выражать свои мысли с достаточной полнотой и точностью; умение слушать и понимать речь других; учитывать разные мнения.

Реализация построенного проекта.

Цель: построение и фиксация нового знания.

.

Работа над практическим заданием

Первичная проверка понимания.

Учитель: Давайте теперь  выявим основные функции союзов.

Запись предложений с последующим разбором, составлением схем.

1. В трудной ситуации со мной рядом всегда мама и папа. (на доске)

[ Ɵ и Ɵ]. (Это простое предложение, осложненное однородными членами, соединенными союзом и.)

2. Я всегда могу обратиться за советом к родителям, и они смогут дать толковый совет.(на доске)

[ = - ], и [ - = ]. (Это сложное предложение, в котором простые предложения связаны союзом И)  - Почему в схеме отображаются именно союзы, а не предлоги или слова самостоятельных частей речи? Что соединяют союзы в данных предложениях? (В первом предложении союз соединяет однородные члены, а во втором предложении – части сложного предложения). 

- Исходя из проделанной работы, определите, что такое союз как служебная часть речи. (Союз – это служебная часть речи, используемая для связи однородных членов и частей сложного предложения).

Карточки на столе)-

 Составьте предложения по данному началу так, чтобы в первом случае союз И соединял простые предложения в сложном, а во втором – однородные члены предложения. Обратите внимание на постановку запятой, разделяющей простые предложения в составе сложного, и ее отсутствие между однородными членами, связанными союзом И.

Сегодня я сам приготовил ужин, и…

Сегодня я сам приготовил ужин и…

3. Запишите предложения, объясните орфограммы в словах и определите, что соединяет союз и. (слайд№9) 

  1.У мамы самое верное и чуткое сердце. 2.В нем н...когда (не)гаснет любовь, оно ни к чему не остается равнодушным.

      3.И сколько бы ни было тебе лет, тебе всегда нужна мать, ее ласка, ее взгляд. 4.И чем больше твоя любовь к матери, тем радос...нее и св...тлее жизнь.

Никогда- в отрицательных наречиях под ударением пишется Е , без ударения И

Не гаснет – не с глаголами пишется раздельно

Радостнее- непроизносимая согласная Т в корне слова  (проверочное радость)

Светлее- безударная проверяемая гласная в корне (светлый)

(В данном отрывке союзы соединяют предложения в тексте. 3-4предложения связаны с предыдущими союзом И.)

Давайте ребята, постараемся определить основную мысль текста.

Да, ребята, роль матери в жизни каждого человека бесценна. Это единственный человек, который всегда будет рядом,  несмотря ни на что. Таким образом, мы определили с вами три основные функции союза: связь

  • однородных членов предложения,
  • частей сложного предложения,
  • предложений в единый текст.

Учитель:   Ребята, русский язык богат средствами выразительности речи. А знаете ли вы, что в качестве средства выразительности речи могут выступать союзы? Давайте обратимся к следующему фрагменту из сказки Пушкина (видео просмотр)(слайд 10)

И, красуясь, говорила:
“Свет мой, зеркальце! скажи,
Да всю правду доложи:
Я ль на свете всех милее,
Всех румяней и белее?”
И ей зеркальце в ответ:
“Ты, конечно, спору нет;
Ты, царица, всех милее,
Всех румяней и белее”.
И царица хохотать,

И плечами пожимать,
И подмигивать глазами,
И прищёлкивать перстами,
И вертеться подбочась,
Гордо в зеркальце глядясь.

Ребята, на что вы обратили внимание?

Учитель: Такое языковое явление в художественном тексте  называется многосоюзием. 

Физкультминутка.

 Попрошу всех встать, три раза присесть, три раза потянуться вверх, положить руки на пояс и выполнить наклоны влево-вправо при таких условиях: я произношу предложение, если в нем есть союз – наклон влево, если нет – наклон вправо).

В русском языке много союзов.

 - Союз – служебная часть речи.

- Мы знакомимся с ними и изучаем их.

- Союз и самый общеупотребительный.

- Союзы соединяют однородные члены предложения и простые предложения в составе сложного.

- Мы часто пользуемся союзами, но не всегда употребляем их грамотно.

-Нам многое нужно узнать про союзы.

Учитель: Мы работали с текстом, в котором говорилось о материнской ласке, о материнской любви. Обладает ли царица из сказки Пушкина этими качествами?

-Ребята, как вы думаете, какая общая тема прослеживается в  предложениях и фрагментах текстов, с которыми вы работали? 

Нет в жизни любого человека ничего важнее, ближе и дороже семьи. А что же такое семья, ребята?

  И следующая наша работа тоже связана с темой семьи.

Работают с рабочим листом в парах

Анализируют предложения , аргументируют ответ.

Ученик: Любовь  к матери.....

Ученик: В данном отрывке встречается повторяющийся союз И.

Нет, она любит только себя, она злая, черствая и т. д.  

(Семья). 

Семья- это союз близких, любящих, уважающих друг друга людей.

Парная

Регулятивные: оценка, контроль, коррекция

Познавательные: умение контролировать и оценивать процесс и результаты деятельности.

Коммуникативные: умение выражать свои мысли с достаточной полнотой и точностью; умение слушать и понимать речь других.

Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи.

Цель: применение нового знания в типовых заданиях.

Выполнение упражнения   и составление кластера

А сейчас сыграем в игру «Собери пословицы». Пословицы наши тоже о семье.

1.гр        Семья сильна, когда над ней крыша одна.

2.гр        Семья без детей, что цветок без запаха.

На доске:         В гостях хорошо, а дома лучше.

-С помощью каких союзов связаны эти предложения?  

 Давайте составим кластер, используя уже имеющиеся знания о союзе. (Ромашка - символ семьи, любви  и верности) 1-й ученик: Мы уже знаем, что союз - служебная часть речи.

2-й ученик: Союз не изменяется.

3-й ученик: Союз не является членом предложения.

4-й ученик: Союз соединяет однородные члены предложения.

5-й ученик: Союз соединяет простые предложения в составе сложного, а также предложения в тексте.

6-й ученик: Союз является средством выразительности речи.

Учитель: А теперь давайте обратимся к материалу учебника. (читаем правила)стр.175, 176, 182

-Что нового вы узнали о союзе? Давайте дополним  кластер новыми сведениями:

7-й ученик: Союзы могут быть простыми и составными.

8-й ученик: Союзы могут быть сочинительными  и подчинительными.

Слайд №11

Спасибо! Итак, какова же роль союзов в речи, в предложениях?

-Итак, вы решили  учебную задачу?

Выполняют задание в рабочем  листе.

групповая

Познавательные: умение контролировать и оценивать процесс и результаты деятельности.

Коммуникативные: умение выражать свои мысли с достаточной полнотой и точностью; умение слушать и понимать речь других.

Включение в систему знаний и повторение.

Цель: включение нового знания в систему знаний, повторение и закрепление

ранее изученного при выполнении заданий практико-ориентированного, познавательного и компетентностного характера.

Выполняют упражнение на повторение самостоятельно.

7.Первичное закрепление

 Учитель: А теперь мы с вами закрепим все, что мы знали и узнали небольшим тестом  «Проверь себя». (Рабочий лист)

1. Найдите неправильное утверждение.

 1) Союз  - это неизменяемая часть речи.

 2) Союзы не являются членами предложения.

 3) Союзы не связывают между собой однородные члены предложения

2. В каком предложении употреблен сочинительный союз?

 1) Он не смог ответить, потому что не был готов к уроку.

 2) Я не хочу, чтобы кто-то пострадал по моей неосторожности.

 3) Прозрачный лес один чернеет, и ель сквозь иней зеленеет.

3. В каком предложении союз связывает однородные члены предложения (знаки препинания не проставлены)?

 1) Ветер по морю гуляет и кораблик подгоняет.

 2) Высоко в небе сияло солнце а горы зноем дышали в небо.

 3) Солнце заблистало и наступило радостное утро.

4. Укажите предложение, в котором союз И связывает простые предложения в составе сложного.

 1) Снег падал и засыпал дорожки сада.

 2) Снег падал и дорожки сада скоро покрылись пушистым снегом.

 3) Снег падал и покрывал снегом деревья.

5. Перед вами строки из известной вам поэмы А.С.Пушкина «Полтава».

Пирует Петр.

И горд, и ясен.

И славы полон взор его.

И  царский лик его прекрасен.

Какое синтаксическое средство выразительности речи  использовано в данном отрывке?

1) Бессоюзие

2) Многосоюзие

3) Риторический вопрос

Слайд - 12

Выполняют тест

фронтальная

Познавательные: умение контролировать и оценивать процесс и результаты деятельности.

Коммуникативные: умение выражать свои мысли с достаточной полнотой и точностью; умение слушать и понимать речь других.

Рефлексия учебной деятельности на уроке.

Цель: соотнесение целей урока и его результатов, самооценка работы на уроке, осознание метода построения нового знания.

Прием синквейн

Подведение итогов, проведение самооценки

Учитель: Ребята, давайте подведем итоги урока и сделаем это в интересной  и увлекательной форме- составим синквейн по партам.

 (слайд № 13)

1гр.- о союзах; 2гр.-о семье; 3гр.- об уроке.

Семья: Дружная, сплоченная

Поддерживает, любит, ценит

Семья-это надежный причал

Союз

Союз: Сочинительный, подчинительный

Соединяет, связывает

Союз служит для связи слов в предложении.

Часть речи

Урок: интересный, познавательный

Обучает, развивает, воспитывает

Расширили мое представление  о союзе

Процесс

Слайд №14

Чем мы сегодня занимались на уроке?

Что для себя открыли нового?

Что было на уроке интересным, что трудным?

У кого из вас только пятерки за задания, у кого есть тройки?

Что нужно сделать, чтобы свои улучшить результаты?

Подведём итог:

 Сердечко из пальцев - все понял, могу помочь другому!


Большой палец вверх  – нужно закрепить дома.


Большой палец вниз  – не понял.

Анализируют результаты, слушают высказывания одноклассников,

сами оценивают свою работу и конечный результат

 групповая

Познавательные: рефлексия способов и условий действия; контроль и оценка процесса и результатов деятельности;

Коммуникативные: выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью; формулирование и аргументация своего мнения, учет разных мнений; планирование учебного сотрудничества

Домашнее задание

Слайд № 15

1) §32, стр.175,176,182  –  теоретический  материал (для всех).

2) По выбору:

а) написать мини- сочинение на тему «Моя семья» с использованием союзов;

б) найти примеры использования многосоюзия  в художественной  литературе.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока русского языка "Частица как служебная часть речи"

Цели:   Формирование понятия о функциях частицы как служебной части речи Формирование и развитие познавательных, исследовательских компетенций. Задачи:   Показать отличие частицы о...

Урок русского языка по теме "Служебные части речи. Предлог".

Цель: систематизировать знания о предлогах.Задачи: формировать  орфографическую зоркость, навыки работы с текстом, умение определять служебные части речи.Развивать положительную мотивацию к учени...

Урок русского языка " Самостоятельные и служебные части речи" 7 класс

Расширение и углубление знаний по разграничению частей речи; усвоение алгоритмических образцов рассуждения; подготовка учащихся к отработке таких обобщенных понятий , как « часть речи» и « грамматичес...

Урок русского языка "Имя прилагательное как часть речи" в 5 классе.

Урок посвящен закреплению изученного материала по теме "Имя прилагательное как часть речи"...

Дистанционный урок русского языка "Повторение правописания служебных частей речи". 7 класс

Дана инструкция учащимся для самоподготовки по теме, даны ссылки на интернет-ресурсы информативного и контрольного характера, прикреплен тест для обязательного выпонения....