«Буквы о и ё после шипящих в корне»
план-конспект урока по русскому языку (5 класс)

Кобылкина Татьяна Юрьевна

«Буквы о и ё после шипящих в корне»

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл razrabotka_uroka.docx37.84 КБ

Предварительный просмотр:

Технологическая карта урока

Предмет:  русский язык

Класс: 5

Тема урока: «Буквы о и ё после шипящих в корне»

Тип урока: урок усвоения новых знаний

Цель урока: создание условий для изучения орфограммы «Буквы о и ё после шипящих в корне слова».

Задачи урока:  

образовательные: научить грамотному письму слов с данной орфограммой, умению видеть ее в тексте и слышать; формировать умения и навыки применения теории на практике и умения графически обозначать изученную орфограмму; обогащать словарный запас учащихся;

развивающие: развивать интерес к предмету, учить сравнивать и обобщать изучаемые факты и понятия, развивать память и мышление, умение выделять главное, орфографическую зоркость, творческие способности детей: придумывать предложения со словами на данную орфограмму; развивать навыки совместной работы в парах, группах; формировать навыки учебного сотрудничества;

воспитательные: воспитывать интерес к богатству русского языка, создать условия для формирования у школьников чувства взаимоуважения, умение работать коллективно.

Планируемые результаты:

предметные:

знать: правило написания букв О-Ё после шипящих в корне слова, слова-исключения;
правописание слов с непроверяемыми гласными после шипящих в безударном положении;
уметь: находить и правильно писать слова с изученной орфограммой, графически обозначать условия выбора правильных написаний.

метапредметные:

проводить наблюдение под руководством учителя; осуществлять поиск информации; давать определение понятиям; устанавливать причинно-следственные связи; сравнивать, делать вывод; осуществлять контроль, самокоррекцию, оформлять свои мысли в устной форме, слушать речь других, учиться работать в паре, группе, формулировать собственное мнение и позицию, использовать полученные на уроке знания в жизни;

личностные: положительно относиться к учебе; понимать  определяющую роль родного языка в развитии интеллектуальных и творческих способностей личности, его значение в процессе получения школьного образования

Межпредметные связи: литература.

Особенности методики: применение частично-поискового (эвристического) метода для эффективной реализации образовательных целей урока. Рациональное использование мультимедийной обучающей презентации, конструирование проблемной ситуации как основы эффективной образовательной деятельности на уроке.

Средства обучения: раздаточный материал, компьютер, проектор.

№п/п

Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность обучающегося

 Вормирование УУД

1.

Мотивация (самоопределение) к учебной деятельности Цель: включение учащихся в деятельность на личностно – значимом уровне.

Приветствует обучающихся, проверяет готовность к уроку.

– Добрый день, дорогие ребята. Присаживайтесь.

Приветствуют учителя, проверяют свою готовность   к уроку.

Регулятивные УУД                         самоконтроль.

Коммуникативные УУД планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками.

2.

3.

4.

5.

6

7

8

Актуализация опорных знаний.

Цель: актуализировать    знания учащихся по изученной  теме;

- подготовить учащихся к восприятию нового материала;

- формировать орфографические навыки;

Выявление места и причины затруднения

Цель: формировать у учащихся способность выстраивать логическую цепь рассуждения, доказывать, выдвигать гипотезу и её обосновывать.

Этап «открытия» новых знаний

Цель:  

сформулировать цель урока;

-изучить теоретический материал по теме «О-Е после шипящих в корне слова»;осмыслить общие  закономерности  правописания о, е после шипящих,

освоить схему  рассуждения при  правильном написании данной орфограммы.

 

Первичное закрепление

Цель:

закрепить и систематизировать полученные знания

Физкультминутка

Вторичное закрепление.

 Цель: закрепить  и систематизировать полученные знания

Рефлексия

Цель: организовать фиксацию нового содержания, изученного на уроке.

Откроем тетради и запишем число

Тринадцатое декабря

Классная работа

Прежде чем перейти к основной части урока, мы с вами повторим пройденный материал, так как это нам пригодится при изучении нового материала.

На какие группы можно распределить слова в зависимости от вида орфограмм.
Ночь, дрожь, роскошь/  чаща, жизнь, чудо.

Озаглавьте каждую группу по виду орфограмм:

 «Буква Ь после букв шипящих в конце имён существительных» и «Буквы И, У, А после букв шипящих». 

Что объединяет эти слова? (Общий опознавательный признак орфограмм – наличие буквы шипящего.)

– Назовите условия выбора орфограмм.

Перед вами слова:     ( на доске)

      дочка                        

                                   шё/опот    крыжовник

    лёд                        пчё\олка     шов

                                  чё/орный        

-  Вставьте, пожалуйста, пропущенные буквы. Выходят к доске

Сравните полученные результаты. Ребята, в каком случае возникла проблема при выборе гласной? А как вы думаете, почему?

Ответы обучающихся.  (Возникла проблема во втором случае, потому что правильно выбрать букву в корне помешали шипящие. После них слышится только один звук-О).

-Попробуйте сформулировать тему сегодняшнего урока. (О-Ё после шипящих в корне слова).

Запишите тему урока в тетрадь. 

- А какова цель нашего урока? Сформулируйте цель урока, опираясь на его тему.

Используйте опорные слова на экране. Слайд

  1. Познакомиться с...;
  2. учиться правильно.... 

Давайте попробуем подобрать однокоренные слова к словам второго  столбика. Теперь попробуем подобрать к словам третьего  столбика.

 Шёпот- шептать;                 шов

пчёлка- пчела;                                крыжовник

чёрный- чернеть        

Что происходит в корне с гласной ё? (Происходит чередование с е )

Попробуйте сформулировать правило.

Проверьте свои предположения, прочитав теоретический материал стр. 274.

Ваши предположения подтвердились?

Что вы узнали?

Так что же мы должны делать, чтобы правильно выбирать букву после шипящего в корне? (Попытаться подобрать проверочное слово, если не можем подобрать проверочное слово с е, значит в корне пишем букву о). Изобразим всё схемой.

Значение всех ли слов в теоретическом материале вам понятно?

Чтобы лучше запомнить слова с буквой О , я вам подарю на карточках рифмовку дома вы ее приклеите в тетрадь для конспектов.

Шоколад, шофёр, крыжовник.

Шов, шоссе, обжора, шорник.

Шорох, чопорный, чащоба.

Капюшон, жокей, трущоба.

 Ребята, посмотрите внимательно на задание после текста. Изучите примеры и дополните правило.( ожог- сущ; ожёг – глагол )Следует различать написание корня – жог- в сущ., и корня  -жёг- в глагольных формах прошедшего времени.

Предложения на доске: Мальчик поджег сарай. Он получил ожог.

Вставьте пропущенные буквы и объясните написание гласных.

- Вот мы, наконец,  познакомились с нашей орфограммой, а чтобы с нею дружно жить закрепим, выполнив  упражнение № 85  (развивается умение объяснять условия выбора орфограммы буквы Ё, после шипящих в корне слова, ориентируясь на подбор однокоренных слов с Е).

Печёнка- печень, дешёвый- дешевле, чёлн- челнок, шёпот- шептать, жёлудь- желудёвый, жёрдочка- жердь, чёрствый- черстветь, шёрстка- шесть.

Проверим.

Ребята, устали, поэтому я вам предлагаю встать из- за парт и немного поиграть. Я называю вам слова о орфограммой «буквы о и ё после шипящих», а вы, если в корне нужно писать букву ё, приседаете,  если букву о, встаете на носочки и тянетесь к потолку

Жёлтый, трущоба, чёрный, шов, Жора, шёлк, шорох, шел,

  1. Творческая самостоятельная работа ( по группам) Составьте из слов на карточках  небольшой, можно юмористический, рассказ , подчеркивая орфограммы.

Шофёр, крыжовник, жонглёр, шоколад, шорты, обжора, шоссе,  Жора, чёрный, жёлтый, ожог, поджёг.

(если осталось время)

Игра «Исправь ошибки» ( В группе)  

У Жоры от крыжовника болит живот.

Пчёлы летают над жёлтыми цветами.

Он шёл по шоссе в шортах.

Проверьте. (Слайд)

Оцените свою работу на уроке:                                                1 Какую цель  ставили на урок? Цель достигнута?

Что узнали?

Что вызвало затруднение?

Изобразите настроение, с которым вы уходите с урока.

Домашнее задание (по выбору): Для всех

теория по учебнику: составить творческий конспект. Выучить орфограмму.

Высокий уровень, достаточный уровень

Придумать кроссворд с 10 словами на выученную орфограмму.

Средний уровень выполнить упражнение 89

Записывают число

Классная работа

Называют слова группами в зависимости от орфограммы, Самопроверка Озаглавливают

Шипящие. [Ж], [Ш], [Ч], [Щ]

Вставляют  пропущенные буквы.

Самопроверка

Отвечают на вопросы.

Строят понятные для всех высказывания.

Формулируют тему, цель

Подбирает однокоренные слова

Отвечают на вопрос

Читают

Отвечают на вопросы.

Джоуль, артишок, 

Списывают предложения, вставляя пропущенные буквы.

Выполняют упражнение 85

Учащиеся выполняют самостоятельно, затем проводят взаимопроверку выполненного упражнения.

Выполняют указанные действия

Составляют рассказы, затем, если осталось время, зачитывают

Выполняют работу на карточках, а затем проверяют

.

Отвечают на вопросы

Выбирают домашнее задание

Регулятивные УУД

целеполагание

Коммуникативные УУД

способность свободно, правильно излагать свои мысли в устной.

Познавательные УУД

Структурировать знания, контроль и оценка процесса результатов деятельности; анализ, сравнение, обобщение, смысловое

чтение.

Познавательные УУД

 самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели;

поиск и выделение необходимой информации.

Формулирование проблемы урока.

 Поиск путей решения проблемы.

Коммуникативные УУД

способность свободно, правильно излагать свои мысли в устной форме

Регулятивные: целеполагание, планирование, прогнозирование.

Личностные УУД самопознание

Познавательные УУД

выделение необходимой информации структурирование знаний;

осознанное построение речевого высказывания в устной форме; смысловое чтение.

 

Коммуникативные УУД

способность свободно, правильно излагать свои мысли в устной форме;

умение выступать перед аудиторией сверстников с небольшими сообщениями.

Личностные  УУД  самоопределение

  Регулятивные УУД: контроль, коррекция, оценка;

Познавательные УУД 

овладение приемами самостоятельного отбора и систематизации материала на определенную тему.

Коммуникативные УУД

умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации; владение монологической и диалогической формами речи.

Регулятивные УУД

Контроль, оценка

достигнутых результатов

.Личностные УУД самооценка;


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Буквы о,ё после шипящих в корне слова

презентация по русскому языку для 5 класса по теме: "Буквы о,ё после шипящих в корне слова"...

Буквы о,ё после шипящих в корне слова

презентация к уроку русского языка (5 класс) по учебному комплексу под редакцией В.В.Бабайцевой...

буквы Ё-О после шипящих в корне.

использовать в 5 классе при изучении темы "Буквы ё-о после шипящих в корне"....

Конспект урока русского языка Тема: «Буквы ё-о после шипящих в корне слова.»

Цели урока.Образовательная:научить детей грамотному письму слов с данной орфограммой, умению видеть ее в тексте и слышать;Развивающая: развивать орфографическую зоркость, творческие способности детей:...

План – конспект урока «Буквы о и ё после шипящих в корне»

План – конспект урока «Буквы о и ё после шипящих в корне»...

Буквы О и Ё после шипящих в корне слова.

Конспект урока на тему "Буквы О и Ё после шипящих в корне слова"...

Буквы Ё и О после шипящих в корне слова.

5 класс. Русский язык.  Технологическая карта....