Анализ 1 задания ВПР по русскому языку
учебно-методический материал по русскому языку (8 класс)

Чекурина Елена Витальевна

Теория и практика подготовки к 1 заданию ВПР по русскому языку в 8 классе.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Статья21.9 КБ
Файл Презентация1.27 МБ

Предварительный просмотр:

Ещё несколько лет назад ВПР было очередным испытанием на прочность нервов учителей. Сегодня ВПР — это обычная контрольная работа, которую школьники выполняют каждый год. «Что такое ВПР, знает дворник, знает мэр»,- сложили частушку мои ученики. Но от административных контрольных работ учебного учреждения, их отличает то, что задания разрабатываются на федеральном уровне, что обеспечивает единство подходов к проведению работ и их оцениванию, а результаты заносятся в федеральную информационную систему для дальнейшего анализа, который влияет на будущее содержание ВПР».

Слайд. Особенности подготовки к ВПР по русскому языку

Одним из самых сложных предметов ВПР является - русский язык.

Ключевыми особенностями ВПР по русскому языку в основной школе являются: соответствие ФГОС; соответствие отечественным традициям преподавания учебных предметов;  учет национально-культурной и языковой специфики многонационального российского общества;  отбор для контроля наиболее значимых аспектов подготовки как с точки зрения использования результатов обучения в повседневной жизни, так и с точки зрения продолжения образования;  использование только заданий открытого типа.

Слайд. Как написать ВПР на отлично?

Нужно помнить, что Всероссийская проверочная работа – это не экзамен, а мониторинг, который проводится, чтобы определить уровень подготовки школьников во всех регионах России.

Задания проверочной работы направлены на выявление уровня владения обучающимися предметными правописными нормами современного русского литературного языка, а также регулятивными и познавательными универсальными учебными действиями.

Чтобы создать благоприятную обстановку и положительное отношение к ВПР, мной на уроках проводится регулярный тренинг по выполнению заданий различного уровня, взятых из ВПР для разных классов: с 5 по 9, а также из иных источников, содержащих соответствующие задания.

Почему нужны разные упражнения? ВПР включает большой перечень планируемых результатов, в соответствии с ФГОС. В демоверсии встречаются вопросы лишь на некоторые темы. Однако учтем, что составители ВПР имеют полное право менять задания. Это одна из немаловажных причин использовать в подготовке к ВПР разные виды упражнений. Выполнение однотипных работ по единому шаблону может привести к досадным ошибкам в ответах. Работа с упражнениями на разные темы и с разными уровнями сложности помогает развить в ребенке внимательность, осознанность.

В целом комплексная системная подготовка,  открытые формы заданий ВПР дают возможность быть ученику успешным, он не боится ВПР, не пугают задания, есть возможность выбора.

Анализ задания 1.

 Я проанализировала текст задания 1 ВПР для 8 и 9 классов. Он составляет до 150 слов для 8 и  около 200 для 9 класса.

Слайд с текстом ВПР 8.

В работе для 8 класса отражены следующие орфограммы:

- правописание безударных гласных в корне слова-5

- непроверяемые написания- 6

- дефисное или слитное написание сложных слов- 4

- не с разными частями речи (причастием, прилагательным, существительным, наречием, местоимением)- 6

- правописание н и нн в причастиях полных и кратких- 3

- отсутствие ь в буквосочетаниях чн, чш-3

- по 1-2 слова на тся-ться, суффиксы глаголов и причастий, разделительный Ь, буквы О-Е в окончаниях и суффиксах после шипящих и Ц.

Всего 40-45 орфограмм. Как известно, орфограммы изучаются школьниками до 7 класса включительно, а уже в 8-9 классах акцент делается на синтаксис и пунктуацию.

 В ВПР для восьмиклассников содержатся задания на знание обособленных членов предложения.

Причастный и деепричастный обороты-3 и 2 соответственно, 1 уточняющий член предложения, 1 предложение с однородными членами. До 10 пропущенных запятых. Запятые в сложных предложениях соответственно проставлены.

Слайд с текстом ВПР 9.

В 9 классе становится более сложным лексический состав текста, среди слов с пропущенными буквами много непроверяемых написаний, суффиксов и окончаний существительных, прилагательных, глаголов, причастий. С точки зрения пунктуации Задание 1 связано с повторением элементов, осложняющих простое предложение. Умение находить эти элементы и правильно их оформлять важно для написания сложного предложения, части которого осложняются ими. Также учащимся предлагается расставить запятые в сложных предложениях.

В тексте также затрагиваются темы, с которыми учащиеся знакомятся ближе к концу года, то есть до ВПР. Просматривая вебинары по подготовке к ВПР, я хотела услышать комментарии по данной несостыковке, но ведущие специалисты только оправдывались, что не они составляли работу, поэтому прокомментировать данный вопрос не могут.

Из опыта работы.

                Я хочу поделиться своим опытом о том, как я готовлю своих учеников к написанию ВПР по русскому языку.   В этом году я работаю в 7 и в 9 классах.

На начало учебного года я уже имела  чёткое  представление,  как я буду готовить своих учеников к такой работе.  При подготовке к проверочной работе по русскому языку много внимания уделяла списыванию текста, так как есть дети, которые при списывании делают огромное количество ошибок вплоть до 9 класса. А здесь не только необходимо списать, но и  грамотно вставить пропущенные орфограммы, раскрыть скобки, расставить знаки препинания.

       Практически на каждом уроке ведётся такая работа. Тексты, конечно, я подбираю небольшие, так как нам ещё и новые темы предстоит изучить на данном уроке.

             Также я знакомлю  детей  с критериями оценки заданий.

Слайд «Критерии оценки»

           Работа  непростая. Текст содержит около 50 орфограмм — при этом, если допущено более 5 ошибок, уже ставится 0 баллов.

      В работе по подготовке к ВПР часто использую  таблички-подсказки. Немало ошибок у ребят на правописание личных окончаний глаголов и суффиксов причастий. (Кстати, это задание №12 в ЕГЭ).

         Слайд. Предлагаю учащимся запомнить следующую закономерность: букве Е в окончании глагола в единственном числе соответствуют буквы У-Ю во множественном числе: полЕт — полЮт, скачЕт — скачУт. Букве И соответствуют буквы А-Я: слышИт — слышАт, обидИт — обидЯт. Значит, буквы Е и И в личных окончаниях глаголов можно проверять по множественному числу. Кстати, так легко проверяются все слова исключения: видЯт — значит видИт; смотрЯт — значит смотрИт. Справедливо и обратное — множественное число проверяем по единственному.  Это же правило применяем при написании суффиксов причастий. Если в глаголе множественного числа в окончании А - Я, то суффикс причастия АЩ - ЯЩ, если в глаголе пишем У-Ю, то суффикс причастия УЩ - ЮЩ. Суффиксы ЕМ-ИМ проверяем по окончаниям глаголов единственного числа: видИмый — видИт, проверяЕмый — проверяЕт.
   

Слайд.  Что касается правописания НЕ с различными частями речи, то тут при подготовке нужно много упражняться в применении общих правил.(В ЕГЭ задание 13)  Я даю ребятам материал по блокам. Если с существительным не связано противопоставление,  союз А, то пишем слитно («говорить неправду»). Если НЕ связано с причастием или прилагательным, то нужно посмотреть на зависимые слова: у причастий на раздельное написание с НЕ влияет любое зависимое слово («еще не скошенная трава»), у прилагательных только избранные слова (далеко, вовсе, отнюдь, ничуть, нисколько), которые усиливают отрицание  и любые слова, начинающиеся с НИ («отнюдь не веселая история», «далеко не смешной фильм»). Глаголы, деепричастия и краткие причастия с НЕ пишутся раздельно. Местоимения пишутся с НЕ раздельно при наличии между частицей и местоимением предлога («не от кого», «не с кем»), а в остальных случаях — слитно (нечего, некого).

                                          

         Слайд. В пунктограммах задания для 8 класса акцент сделан на обособленные члены предложения. Для восьмиклассников это уже не новая информация — что знаки препинания могут не только разделять предложение, но и выделять его члены. При подготовке повторяем свойства определения: оно бывает распространенное (из нескольких слов) и одиночное. Учимся находить его в предложениях, подчеркивать. Аналогичным образом повторяем обстоятельство.

        Слайд. Следует также обращаться к сайтам по подготовке к ВПР, где приведены образцы текстов, которые можно разбирать на уроке и давать в качестве домашнего задания.

Таким образом, игровые методы и приемы, схемы, таблицы, алгоритмы, используемые на уроках русского языка, позволяют учителям разнообразить свой урок, сделать его наиболее интересным для школьников. Ученики же, в свою очередь, оживляются, проявляют интерес к предмету.  Включая в урок такие игровые элементы, я стараюсь привить детям любовь к русскому языку, воспитать потребность в чтении, научить овладевать основными навыками работы с учебником, самостоятельно приобретать знания. Стремлюсь через словесную игру воспитать творческую личность.

Наша задача - сделать стандартный урок русского языка интересным, занимательным и любимым предметом для ребёнка, тогда и результат будет повыше и получше. 

Самое главное - настроиться на положительный лад, не создавать нервозную ситуацию, успокоить ребенка и объяснить, что написание ВПР- всего лишь часть учебного процесса. Пусть пишет то, что знает.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Анализ Всероссийской проверочной работы по русскому языку. Задание 1.

Слайд 2

соответствие ФГОС; соответствие отечественным традициям преподавания учебных предметов; учет национально-культурной и языковой специфики многонационального российского общества; отбор для контроля наиболее значимых аспектов подготовки как с точки зрения использования результатов обучения в повседневной жизни, так и с точки зрения продолжения образования; использование только заданий открытого типа. Особенности подготовки к ВПР по русскому языку

Слайд 3

В целом комплексная системная подготовка, открытые формы заданий ВПР дают возможность быть ученику успешным, он не боится ВПР, не пугают задания, есть возможность выбора. Как написать ВПР на отлично?

Слайд 4

Перепишите текст 1, раскрывая скобки, вставляя, где это необходимо, пропущенные буквы и знаки препинания. (Д.. леко )д.. леко в сев.. рной части Уральских гор в (не)проходимой лесной глуши спрят .. лась дер.. вушка . Избы в дер.. вушке выстр ..е( н,нн ) ы без всякого плана. Под крыльц ..м дома Емельяна построе ( н,нн )ого из (не)отёсанных брёвен воет по ночам отпугивая(3) волков Лыско − одна из луч.. ших охотнич ..их с..бак. Кругом деревн .. зубч ..той стеной поднимает.. ся (вечно)зелёный хвойный лес. (Из)за в.. рхушек елей и пихт можно разгл ..деть (не)сколько гор, которые точ ..но нароч .. но обходят(2) дер.. вушку со всех сторон гр.. мадными (синевато)серыми валами. Ближе других Руч .. ёвая гора пряч .. щаяся в пасмурную погоду в обл.. ках . Летом дер.. вушка окружен( н,нн )а (не)проходимыми б..лотами топями и лесными трущ .. бами . (4) Сюда едва можно пройти п.. шком только по у( з /с) ким лесным тропам, да и то (не)всегда. В (не) настье сильно играют горные реч .. ки , и часто случает.. ся охотникам дня по три ждать, когда вода сп ..дёт с них. Задание 1 для 8 класса.

Слайд 5

Задание 1 для 9 класса.

Слайд 6

Критерии оценивания

Слайд 7

Е-У (Ю) И-А (Я) УЩ, ЮЩ АЩ, ЯЩ ЕМ (ОМ) ИМ

Слайд 10

Подготовка к ВПР: https://nsportal.ru/shkola/russkiy-yazyk/library/2017/01/16/kimy-iz-sayta-fipi-dlya-podgottovki-k-vpr-5-7-klassy Готовимся к ВПР: http://uchitelya.com/russkiy-yazyk/105625-gotovimsya-k-vpr-po-russkomu-yazyku-7-klass-variant-2.html 8 ВПР: https://8vpr.ru Образовательные ресурсы Интернета – Русский язык: http://alleng.org/d/rusl/rusl1263.htm ВПР сайт: https://vpr-ege.ru/vpr/5-klass/37-vpr-po-russkomu Решу ВПР: https://rus8-vpr.sdamgia.ru Электронные ресурсы

Слайд 11

Благодарю за внимание!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Олимпиадные задания, задания для Недели русского языка

Интересные,увлекательные задания для любителей русского слова...

Типовые задания ЕГЭ по русскому языку на материале упражнений учебника В.Ф. Грекова и др. "Русский язык. 10–11-е классы".

Преподаватели, работающие в старших классах и готовящие учащихся к ЕГЭ по русскому языку, постоянно нуждаются в заданиях, разработанных по типу контрольно-измерительных материалов ЕГЭ. Для этого прихо...

Тренировочные упражнения к заданию 12 (ОГЭ, русский язык): «ПУНКТУАЦИОННЫЙ АНАЛИЗ. ЗНАКИ ПРЕПИНАНИЯ В СЛОЖНОСОЧИНЕННОМ И СЛОЖНОПОДЧИНЕННОМ ПРЕДЛОЖЕНИИ»

«ПУНКТУАЦИОННЫЙ АНАЛИЗ. ЗНАКИ ПРЕПИНАНИЯ В СЛОЖНОСОЧИНЕННОМ И СЛОЖНОПОДЧИНЕННОМ ПРЕДЛОЖЕНИИ». Задания с сайта ФИПИ....

Приемы комплексного анализа текста как средство развития устной и письменной речи учащихся (комплексный анализ текста на уроках русского языка в 5-м классе)

Текст содержит в себе фонетический, лексический и семантический компоненты языка, которые соотносятся с уровнями языка. Поэтому именно комплексный анализ текста позволяет реализовать программу интелле...

Приемы комплексного анализа текста как средство развития устной и письменной речи учащихся (комплексный анализ текста на уроках русского языка в 5-м классе)

Текст содержит в себе фонетический, лексический и семантический компоненты языка, которые соотносятся с уровнями языка. Поэтому именно комплексный анализ текста позволяет реализовать программу интелле...

Конспект урока литературы в 8-9 классах «Анализ эпизода художественного произведения с элементами работы над заданиями ОГЭ по русскому языку»

Пояснительная записка    Урок подготовки к ОГЭ по русскому языку (часть С) подчас превращается в чуть ли механическую отработку навыков создания сочинений с шаблонным форматом. Но ведь ...

Рабочие листы по теме "Лексический анализ" для подготовки к 8 заданию ОГЭ по русскому языку

Рабочие листы по теме: "Лексический анализ" для подготовки к 8 заданию ОГЭ по русскому языку...