Статья "Современный язык молодёжи.Молодёжный сленг".
статья по русскому языку (9 класс)

Попова Татьяна Александровна

В статье затронута проблема, актуальная на сегодняшний день-это формирование языка современной молодёжи, и русской речи молодого поколения, находящейся за пределами литературной нормы.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya.docx24.49 КБ

Предварительный просмотр:

Филиал МБОУ Токарёвской СОШ №2 в д.Чичерино

Статья

« Современный язык молодёжи. Молодёжный сленг.»

Автор: учитель русского языка и литературы,

 Попова Татьяна Александровна

В своей статье мне бы хотелось затронуть проблему, на мой взгляд, актуальную на сегодняшний день - это формирование языка современной молодежи, то есть молодёжный сленг. Это особая форма существования современного языка. С определённого возраста многие из нас погружаются  в её стихию, но со временем как бы «выныривают» на поверхность литературного разговорного языка.

Наблюдая за речью молодого поколения, можно сделать вывод: она полна   слов и выражений, находящихся за пределами литературной нормы, прежде всего жаргонизмов.  Однако необходимо отметить, что молодежный жаргон нельзя назвать новым явлением в истории языка.

Такие слова мы уже встречали , когда читали  литературные произведения. Например, повесть Л.Понтелеева « Республика ШКИД», главными героями которой являются беспризорники. Речь беспризорников сочетала в себе элементы просторечия, диалектов, блатного жаргона.  Или же  на страницах  произведения Н.Г.Гарина-Михайловского «Гимназисты» мы встречаем примеры школьного (гимназического) жаргона : (грач-гимназист, иуда-ябеда, доносчик).

Поскольку каждое молодое поколение хочет отличаться и от "отцов", и от  старших молодых людей, оно вводит в свой лексикон собственную кодировку общеизвестных понятий.

Двойственное социальное положение молодежи,  - когда они детьми уже быть не хотят, а "во взрослые" их еще "не пускают", - приводит, с одной стороны, к образованию ими молодежных субкультур, как социальных пространств, на которых собираются равные по возрасту, статусу, социальному положению, роду занятий .

Этот особый,  молодежный язык  нацелен в первую очередь на то, чтобы "свои" стали ближе,  а "чужие"  - дальше.  

Можно выделить несколько общих характеристик сленга подростков , которые объединяются под этим понятием:

-Конкретная адресация речи: когда собеседник хочет скрыть смысл сказанного от остальных лиц.

-Желание «влиться» в компанию, показать, что ты «свой».

-Экономия времени, упрощение слов. Это нужно для тех, кто не хочет показаться «нудным» и медленным.

-Возможность «блеснуть» знаниями в этой области.

-Попытка показаться моложе или, наоборот, старше своего возраста.

-Желание удивить, обратить на себя внимание окружающих.

Современный сленг молодежи, словарь которого насчитывает более 12 000 слов, содержит в себе не просто перечень примеров, но и поделен на большое количество случаев, видов и форм употребления жаргона. Вот примеры некоторых их них, наиболее часто используемых  подростками в своей речи:

1. Абьюзер

-(от англ. Abuse – оскорбление) человек, который пользуется другими в отношениях, унижая и принуждая их делать что-то вопреки их желаниям. ◊Из-за невзаимной любви он стал абьюзером в отношениях.

2. Агриться

-(от англ. Argue — ругаться) испытывать чувство злобы к определенной ситуации. ◊ Отец  агрился на сына за то, что он не выполнил его просьбу.

3. Ауф

- слово, выражающее истинное восхищение произошедшим. ◊ Мне ауф как понравилась песня.

4. Банить

- (от англ. Ban — запрещать) заблокировать человека в социальных сетях. ◊ Мне не нравится этот парень , я его забанила.

5. Бодишейминг

- (от англ. Body shaming – травля за тело) травля человека за его телосложение. ◊ Многие девушки в подростковом возрасте боятся бодишейминга со стороны ровесников.

6. Буллинг

-(от англ. Bulling — травля) травля и осуждение человека по любому поводу. ◊ Андрея  всегда буллили за яркую родинку на правой щеке.

7. Вайб

-(от англ. Vibe — атмосфера) атмосфера, возникающая при каких-либо обстоятельствах. ◊При прослушивании этой песни, я ловлю определенный вайб.

8. Гон

- 1. неправда. ◊Не верь ему! Это гон! ◊ 2. Бессмысленный разговор. ◊Остановите этот гон.

9. Зашквар

- определение неактуальной или немодной ситуации/одежды/фразы/песни. ◊Эти туфли просто зашквар, они были в моде в 60-ых.◊

10. Краш

-(от англ. Crush – в сленге означает любимый человек) человек, к которому/к внешности которого питают симпатию. ◊Илья с новой прической просто краш.

11. Лол

-(lol — от англ. laughing out loud — громко, вслух смеясь) слово, используемое в сетевом общении для выражения смеха. ◊ Я посмотрела новое интернет шоу, это просто лол.

12. Мем

- смешная картинка на просторах интернета. ◊Видел новый мем про Макса? Мне очень понравился.

13. Пушка

-(в прямом смысле — орудие) так говорят о какой-то крутой вещи/случае. ◊Его реакция на наш розыгрыш — просто пушка.

14. Стримить

-(от англ. Stream – поток, течение) вести прямую трансляцию во время прохождения компьютерной игры. ◊Сегодня вечером я планирую постримить, зайдете посмотреть?

15. Трабл

-(от англ. Trouble — проблема) проблема. ◊У меня трабл с интернетом, я не могу зайти в кинотеку.

Молодежный сленг представляет собой ряд слов и выражений, свойственных и часто употребляемых молодыми людьми, но не воспринимаемых "взрослыми" в качестве "хороших", общеупотребимых или литературных. Судьба сленговых слов и выражений неодинакова: одни из них с течением времени настолько приживаются, что переходят в общеупотребимую речь; другие существуют лишь какое-то время вместе со своими носителями, а затем забываются.

Из этого мы понимаем, что для современных подростков использование в своей речи таких « прикольных слов» является самовыражением своей личности. Скажем так, такие « словечки» дают возможность самоутвердиться и показать свою «крутость».  Но не все современные выражения безобидные, среди них есть очень обидные, которые ранят человека, оставляют след на всю жизнь. Именно поэтому подросток должен понимать, что говорит, кому и зачем.

 А чтобы не допускать подобного , мы ,педагоги , должны и обязаны  рассказывать детям  о том, что в литературном языке существует большое количество не менее интересных, ярких слов, которые при их правильном использовании звучат красочнее и  интереснее, чем жаргон.

Специфика работы учителя русского языка и литературы заключается в постоянном деятельном контакте, в основном с подростками. Работа учителя направлена на формирование личности ученика, выработку определенных правил поведения, интеллектуальное развитие. Преподаватель должен обладать не только психологическими, специальными знаниями, но также и навыками профессионального общения. Речь учителя — основное орудие педагогического воздействия и одновременно образец для учащихся.

Речь учителя служит передаче информации слушателям. Кроме того в ней всегда присутствует дидактическая направленность. Это выдвигает особые требования к отбору, способам организации и изложения информации,  к содержанию и форме педагогической речи.

Всякое педагогическое общение есть общение воспитателя и воспитанника. Воспитательная направленность речи учителя предполагает особый подход к отбору и подачи информации .

Речь учителя служит образцом, который воспринимает подросток и по которому он учится строить свою речь. При этом следует помнить, что для ученика речь учителя зачастую является единственным образцом литературной нормы и правильного построения речи вообще. В силу этого особое внимание следует обращать на форму педагогической речи, ее нормативный характер, делать доступной не только для восприятия, но в известной мере и для подражания.

Наш русский  язык богат и могуч, и без всяких жаргонных слов мы можем выразить любую мысль, а поэтому не стоит упоминать в своей речи жаргонные слова, их можно заменить правильными русскими словами. Жаргонные слова не проясняют, а затуманивают мысль, поэтому следует бороться с употреблением «блатных» слов, и обращать  внимание наших детей на их речь.

Поэтому, несмотря на неизбежность процесса « сленгизации»  общества, мы, словесники, просто обязаны давать возможность новому поколению слышать русскую речь, в классическом её смысле, чувствовать язык и понимать, что они имеют самое непосредственное отношение к развитию и, что важнее, к сохранению русского языка как национального достояния.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ИЗУЧЕНИЕ СЛЕНГА НА УРОКАХ АНГЛИЙСКОГО ЯЗЫКА: ИЗ ОПЫТА РАБОТЫ В СРЕДНЕЙ ШКОЛЕ

1) Американский сленг как разновидность социальных диалектов.2) Технологии проведения уроков английского языка по изучению сленга в средней общеобразовательной школе....

презентация на тему “The influence of the English Language on Russian Youth Slang” «Влияние английского языка на русский молодежный сленг»

“The influence of the English Language on Russian Youth Slang”«Влияние английского языка на русский молодежный сленг»...

Исследовательский проект по русскому языку "Молодежный сленг:норма или антинорма".

Данная тема является актуальной в силу своей значимости в гуманитарном образовании. Актуальность темы заключается в том, что  молодежный сленг- одна из составляющих процесса развития языка, его п...

Лексические единицы молодежного сленга русского языка, заимствованные из английского языка

В работе представлены лексические единицы молодежного сленга русского языка, заимствованные из английского языка с указанием их значения и предполагаемого источника в английском языке....

Ученический исследовательский проект "Английский сленг в разговорной речи и молодежной среде и английские заимствования в сленге русской молодежи"

Целью данного проекта является изучение интереса учащихся к использованию молодежного «сленга» в разговорной речи, а так же выявление наиболее встречаемых «английских замствован...

Проект на тему: «Сленг как явление современного немецкого языка. Немецкий молодёжный сленг»

Проект по немецкому языкуна тему:«Сленг как явление современного немецкого языка.Немецкий молодёжный сленг»...