Указательные слова в сложноподчинённых предложениях
план-конспект урока по русскому языку (9 класс)

Сулайманова Айгуль Наилевна

Разработка урока 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon ukazatelnye_slova.doc84 КБ

Предварительный просмотр:

Тема: Указательные слова в сложноподчиненных предложениях.

Цели: Познакомиться со сложноподчиненными предложениями с указательными словами; выработать умение находить их в предложении; составлять по схемам предложения; составлять схемы к предложениям; воспитать любовь к музыке.

Ход урока

I Организационный момент.

II Актуализация.

  1. Орфографическая минутка «Лови ошибку»:

Беззаботный, приехать, бесснежный, бескрайний, здание, бесхарактерный, привязать, бесшумный, прилететь, раскопать, присесть, исцарапать, премудрый, расшевелить, разжечь, приклеить, расчертить, исчерпать, преинтересный, здесь, издать, приподнять, сдать, преградить.

  1. Работа в парах с синонимами. Фронтальный опрос.
  2. Разноуровневые задания:

1 группа рассказывает текст сжатого изложения.

      2 группа Соедините половинки предложений. Определите СПП. Выделите среди них главное и придаточное.   

Николай и не заметил,

Чтобы получить хорошую профессию,

Которая бывает в начале сентября,

Воздух пропитан ароматом трав,

надо прилежно учиться.

установилась теплая, солнечная погода.

тихо шелестящих под ветром.

что стало светать.

     3 группа на доске выполняет синтаксический разбор предложений:1. С каждым днём Кусака на один шаг уменьшала пространство, отделявшее её от людей, присматривалась к их лицам и усваивала их привычки. 2. У берега лежало толстое чёрное бревно, выкинутое водой, и камыш вокруг бревна был примят. 3. Град идёт обычно из грозовых облаков, вершины которых достигают очень больших высот.

4 группа. Составьте сложноподчиненные предложения по данному началу, объясните знаки препинания. Определите главное и придаточное предложения, если сможете, вид придаточного предложения.

Образец. Я очень люблю читать сказки, потому что в них рассказывается о таинственных и невероятных событиях.

Я очень люблю читать сказки, … .

          Когда я вырасту, … .

Если бы животные могли разговаривать, … .

Для того чтобы стать космонавтом, … .

Хотя я никогда не был на море, …

III Реализация домашнего задания.

  1. Упражнение 76.

Прочитайте и озаглавьте текст. К какому типу речи он относится? Какой тезис выдвигает автор текста, как его раскрывает? Какую роль выполняют в тексте слова народ, человек, люди?

     Главным объектом искусства всегда остается человек, его духовный мир, его стремления. Художник может показать миллионам людей то, что делается в душе одного человека. А одному человеку он может открыть, чем живет все человечество. Музыканты стремятся к тому, чтобы их творчество отражало чувства и надежды народа. Тот, кто отрицает это, противопоставляет себя народу, оказывается в стороне от жизни и от искусства. ( По Д. Шостаковичу.)

     Дмитрий Дмитриевич Шостакович (1906 – 1975) – известный русский композитор, автор ряда опер и симфоний.

Ответы на вопросы по тексту упражнения.

Из каких предложений состоит текст?  Найти в сложноподчиненных предложениях главные и придаточные предложения. Кто автор текста?

Выступление нескольких учеников о Шостаковиче.

Дмитрий Дмитриевич Шостакович – выдающийся советский композитор, пианист, педагог, общественный деятель, лауреат Ленинской премии, Герой Социалистического Труда. Окончил Ленинградскую консерваторию по двум специальностям: по классу фортепиано, по классу композиции. В течении ряда лет выступал как пианист-концертант, позже только с исполнением своих произведений. В золотой фонд советского музыкального  искусства вошли его Пятая, Седьмая, Восьмая симфонии и много других произведений. В течение многих лет избирается депутатом Верховного Совета РСФСР и СССР, является членом международной академии, обществ, комитетов. Он первым среди деятелей советского искусства удостоен почетного звания Героя Социалистического Труда.

   

Музыкальная минутка. Прослушивание отрывка из произведения Д. Д. Шостаковича.

IV Объявление темы, целей урока.

- Среди предложений текста есть такие, в которых есть указательные слова. Они указывают, что при нём имеются придаточные. Какие это предложения?

В роли указательных слов выступают:

Местоимения

Наречия

тот

таков

этот

всё

всякий

каждый

который

какой и т. д.

Туда

оттуда

везде

всюду

так

тогда и т. д.

Запись в тетрадях.

                                               Число.

Указательные слова в сложноподчиненных предложениях.

Музыка становится живой и действенной тогда, когда она услышана и понята.

Д. Д. Шостакович

Работа с эпиграфом урока.

Прокомментируйте содержание. Назовите указательное слово. Составьте схему.  

  1. Объяснение темы урока.
  1. Тот человек, который любит родину, должен служить ей.

В предложении тот выполняет роль определения и   придаточное по значению соответствует ему.

  1. Я уверен в том, что наши дети мир увидят в золотом расцвете.

В предложении указательное слово в том выполняет роль дополнения и придаточное по своему виду соответствует ему.

  1. О такой дружбе, которая не выдерживает прикосновения голой правды, не стоит и жалеть.

В предложении придаточное по своему значению соответствует синтаксическая роль указательного слова в составе главного.

  • Указательные слова не только помогают выяснить вид придаточного, но и служат для связи главного и придаточного.

V Закрепление знаний.

  1. Работа с учебником (упражнение 77) Обсуждение в паре, потом фронтально.

Прочитайте пословицы. Прокомментируйте их содержание. Выделите в них главные предложения, найдите те слова или словосочетания, от которых можно поставит вопрос к придаточным. Какие это слова?

1.У кого язык на привязи, у того голова цела. 2. Кто за малое не выражает благодарности, тот и за большое спасибо  не скажет. 3. О чем тебя не спрашивают, о том не говори. 4. Чего в другом не любишь, того и сам не делай. 5. Какова яблоня, таковы и яблочки. 6. Там,  где тебя знают, почет твоей силе и уму, где тебя не знают, почет твоей одежде.

10.Работа с учебником (упражнение 78)

Спишите,  расставляя недостающие знаки препинания. Подчеркните союзные слова или союзы в придаточных предложениях и указательные слова – в главных.

1. Тот кто походил по земле много знает.  2. Мы бредем по тем дорогам где не скошена трава.  3. В дорогу надо брать только то что необходимо.  4. За чем пойдешь то и найдешь.  5. Ищу такого друга что готов все разделить на жизненном пути.

ПРИМЕЧАНИЕ:

Работа дается по вариантам. Первые два предложения списывает и работает с ними 1 вариант, остальные два – 2 вариант.

15. Домашнее задание

1 –упр. 79

3 – найти и записать 10 пословиц с указательными словами.

1.        Практическое упражнение (разноуровневое) конструирование сложноподчинённых предложений и использование их в собственных высказываниях

1.Я выглянул в окно и зажмурился от чистого и ярко-синего неба, в котором ещё плавала одна истончившаяся от рассвета, прозрачная звёздочка. 2. В том, что всюду по ущелью здесь растёт арча, мы убедились с первых минут пребывания в горах. 3. Многие любители цветов, вероятно, замечали, что некоторые цветы нельзя соединять в одной вазе.

  1. Выборочный диктант. Записать только те пословицы, в которых есть указательные слова. Эту же работу можно проделать и по-другому. Выписать только номера предложений с указательными словами.
  1. Кто ищет, тот всегда найдет.
  2. Горюет Фома, что пустая голова.
  3. Плох тот солдат, который не мечтает стать генералом.
  4. И кафтан греет, когда шубы нет.
  5. Глупа та птица, которой гнездо свое не мило.
  6. Где песня льется, там легче живется.
  7. Зеркало не виновато, что рожа кривовата.
  8. Не ведает царь, что делает псарь.
  9. Поселись там, где поют.

10)И мы видали, как бояре едали.

Комплексный анализ текста.

ПРИВЕТНОЕ СЛОВО.

    (1)Холодно. (2)Ветр_но. (3)Конец весны, а приход_тся на прогулку прятат_ся в лес.

   (4) Иду. (5) Кашл_ю. (6) (Надо) мной пусты(н,нн)о шумят березы никак (н_) разрождающиеся листом, сережками лиш(?) обвеш_нные. (7)Настроение мрачное. (8)Думает_ся в основном о конце света.

    (9)Но вот (на)встречу по вытоптанной тропинке чешет на (трех)колесном в_лос_педе девочка в красной куртке и в красной шапочке. (10)За ней мама коляску катит с малыш_м.

 (11)   -Длястуй дядя! – сияя чернущими глазами кричит девочка и шурует дальше.

 (12)  «Здра_ствуй маленькая! (13)Здра_ствуй дитятко мое!»- хочется крикнуть и мне да я (не)успеваю.

   (14) Мать в син_м плащ_ке, наглухо застегнутом пор_внявшись (со) мной устало улыбнулась:

   (15) - Ей пока еще все люди – братья!

   (16) Оглянулся – мчит_ся девочка в ра(з,с)пахнутой красной куртке по весе(н,нн)ему березняку пр_ветствует всех всему радует_ся.

    (17)Много (ль) человеку надо? (18)Вот и мне (с,з)делалось легче на душе.

                                                                                                                          (В.П. Астафьев)

ВЫПОЛНИТЕ ЗАДАНИЯ:

  1. Прочитайте текст, раскройте скобки, вставьте пропущенные буквы и знаки препинания.
  2. Какое утверждение соответствует основной мысли текста?

                                       1  Добрым словом и бездомный богат.

                                       2 От доброго слова язык не отсохнет.

                                       3  Кроткое слово гнев побеждает.

                                       4 На добрый привет добрый и ответ.

  1. Замените словосочетание «устало улыбнулась», построенное на основе примыкания, синонимичным словосочетанием со связью управление.
  2. Выпишите грамматическую основу предложения 10.
  3. Среди предложений 14-16 найдите предложение с однородными сказуемыми.
  4. Выпишите номера предложений, в которых есть обращения.
  5. Укажите номера предложений с обособленными определениями.
  6. Укажите количество грамматических основ предложения 16.
  7. Какие пожелания добра вы знаете? Запишите.
  8. * Укажите номера предложений с обособленными обстоятельствами.
  9. Среди предложений 15-18 найдите слово с приставкой, правописание которого определяется правилом: «Правописание приставки не зависит от звонкости-глухости согласного».

Соедините половинки предложений. Напишите. Выделите среди них главное и придаточное.   

Николай и не заметил,

надо прилежно учиться.

Чтобы получить хорошую профессию,

установилась теплая, солнечная погода.

Которая бывает в начале сентября,

тихо шелестящих под ветром.

Воздух пропитан ароматом трав,

что стало светать.

Соедините половинки предложений. Напишите. Выделите среди них главное и придаточное.   

Николай и не заметил,

надо прилежно учиться.

Чтобы получить хорошую профессию,

установилась теплая, солнечная погода.

Которая бывает в начале сентября,

тихо шелестящих под ветром.

Воздух пропитан ароматом трав,

что стало светать.

Соедините половинки предложений. Напишите. Выделите среди них главное и придаточное.   

Николай и не заметил,

надо прилежно учиться.

Чтобы получить хорошую профессию,

установилась теплая, солнечная погода.

Которая бывает в начале сентября,

тихо шелестящих под ветром.

Воздух пропитан ароматом трав,

что стало светать.

Соедините половинки предложений. Напишите. Выделите среди них главное и придаточное.   

Николай и не заметил,

надо прилежно учиться.

Чтобы получить хорошую профессию,

установилась теплая, солнечная погода.

Которая бывает в начале сентября,

тихо шелестящих под ветром.

Воздух пропитан ароматом трав,

что стало светать.

Соедините половинки предложений. Напишите. Выделите среди них главное и придаточное.   

Николай и не заметил,

надо прилежно учиться.

Чтобы получить хорошую профессию,

установилась теплая, солнечная погода.

Которая бывает в начале сентября,

тихо шелестящих под ветром.

Воздух пропитан ароматом трав,

что стало светать.

Синтаксический разбор предложений:1. С каждым днём Кусака на один шаг уменьшала пространство отделявшее её от людей присматривалась к их лицам и усваивала их привычки.

2. У берега лежало толстое чёрное бревно выкинутое водой и камыш вокруг бревна был примят.

3. Град идёт обычно из грозовых облаков вершины которых достигают очень больших высот.

Составьте сложноподчиненные предложения по данному началу, объясните знаки препинания. Определите главное и придаточное предложения, если сможете, вид придаточного предложения.

        Образец. Я очень люблю читать сказки, потому что в них рассказывается о таинственных и невероятных событиях.

Я очень люблю читать сказки, … .

Когда я вырасту, … .

Если бы животные могли разговаривать, … .

Для того чтобы стать космонавтом, … .

Хотя я никогда не был на море, …

Составьте сложноподчиненные предложения по данному началу, объясните знаки препинания. Определите главное и придаточное предложения, если сможете, вид придаточного предложения.

        Образец. Я очень люблю читать сказки, потому что в них рассказывается о таинственных и невероятных событиях.

Я очень люблю читать сказки, … .

Когда я вырасту, … .

Если бы животные могли разговаривать, … .

Для того чтобы стать космонавтом, … .

Хотя я никогда не был на море, …

Составьте сложноподчиненные предложения по данному началу, объясните знаки препинания. Определите главное и придаточное предложения, если сможете, вид придаточного предложения.

        Образец. Я очень люблю читать сказки, потому что в них рассказывается о таинственных и невероятных событиях.

Я очень люблю читать сказки, … .

Когда я вырасту, … .

Если бы животные могли разговаривать, … .

Для того чтобы стать космонавтом, … .

Хотя я никогда не был на море, …

Местоимения

тот

таков

этот

всё

всякий

каждый

который

какой и т. д.

Наречия

туда

оттуда

везде

всюду

так

тогда

и т. д.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Роль указательных слов в сложноподчиненном предложении

Первый урок по теме " Роль указательных слов в сложноподчиненном предложении" разработан к учебнику 9 класса( авторы учебника:Л. А. Торстенцова, Т. А. Ладыженская, А. Д. Дейкина, О.М. Александрова)....

Открытый урок в 9 классе "Роль указательных слов в сложноподчиненных предложениях".

Открытый урок в 9 классе "Роль указательных слов в сложноподчиненных предложениях" с испольхованием ИКТ (подготовка к ГИА)....

Указательные слова в сложноподчиненных предложениях

Урок посвящен изучению указательных слов в сложноподчиненных предложениях. В разработке использован материал с учётом национально-регионального компонента....

Урок русского языка в 9 классе "Роль указательных слов в сложноподчиненном предложении"

Базовый учебник. Русский язык. 9 класс: учебник для общеобразовательных учреждений/ Л.А. Тростенцова, Т. А. Ладыженская и др.- М.: Просвещение, 2015 Цель урока: сформировать знания о ...

Роль указательных слов в сложноподчинённом предложении.

Конспект урока с элементами подготовки к ОГЭ по русскому языку в 9 классе...

Урок русского языка в 9 классе "Указательные слова в сложноподчинённом предложении"

Урок русского языка в 9 классе по учебнику Бархударова...

9 класс русский язык РОль указательных слов в сложноподчиненном предложении

9 класс русский язык РОль указательных слов в сложноподчиненном предложении...