Элективный курс по русскому языку. 11 кл.
элективный курс по русскому языку (11 класс)

Смирнова Людмила Валентиновна

Календарно-тематическое планирование элективного курса «Трудные случаи русской пунктуации» (11кл. /34 ч.)

Скачать:


Предварительный просмотр:

Календарно-тематическое планирование элективного курса «Трудные случаи русской пунктуации» (11кл. /34 ч.)


п/п


Кол-во часов.


Наименование разделов и тем.


Формы учебной деятельности.


Виды контроля.

Дата по плану

Дата фактич.




Современная русская пунктуация как исторически сложившаяся система.



1


1

 Основные принципы пунктуации.


Лекции с элементами беседы


Выполнение упражнений




Система употребления знаков препинания. 




2


1


Знаки препинания при оформлении перечней.


Практикум


Составление простых, сложных планов




Употребление тире в простом предложении.




3

4


1

1


Тире между подлежащим и сказуемым.

Тире в неполном предложении.


Составление опорных таблиц


Диктант


5

6

7


1

1

1


Тире в неполных и эллиптических предложениях.

Тире для обозначения пространственных, временных и качественных предметов.

Контрольный тест «Тире в простом предложении»


Работа с текстом


Проверка выполненного задания




Знаки препинания при однородных членах предложения.




8


1


Знаки препинания при обобщающих словах.


Составление опорных таблиц


Взаимоконтроль


9

10

11

12


1

1

1

1


Знаки препинания при однородных членах предложения.

Пунктуация при однородных членах.

Знаки препинания при однородных и неоднородных приложениях.

Контрольный тест

«Пунктуация в простом осложнённом предложении»


Лекционно-практическое


Тест




Знаки препинания при обособленных и уточняющих членах предложения.




13

14


1

1

Знаки препинания при обособленных определениях.

Обособление приложений.


Составление графических схем


Объяснительный диктант


15


1


Обособление дополнений.


Лекционно-практическое


Взаимопроверка


16


1

Знаки препинания при обособленных обстоятельствах.


Наблюдение над знаками препинания в тексте


Комментированное объяснение


17

18

19


1

1

1

Знаки препинания при уточняющих членах.

Знаки препинания при  пояснительных членах.

Знаки препинания при  присоединительных членах.


Практикум


Взаимоконтроль




Знаки препинания при вводных словах, предложениях, вставных конструкциях.






Составление опорных таблиц


Самостоятельная работа

20

1

Пунктуация при вводных слова и предложениях.

Составление опорных таблиц

Тест


21


1


Слова, которые не являются вводными и не выделяются на письме.


Запоминание группы слов


Диктант


22


1


Знаки препинания при вставных конструкциях.


Лекционно-практическое


Тест

23

1

Пунктуация при обращении,

Лекционно-практическое

Самостоятельная работа

междометий.

Наблюдения над текстом из художественного произведения и современной печати.

Определение семантического признака обращения. Составление письма.

Тест




Конструкции с союзом как.




24


1


Запятая ставится и не ставится при союзе как.


Составление опорных конспектов


Объяснительный диктант





Составление опорных конспектов


Комментированный диктант

 


Практикум


Тест




Знаки препинания в предложениях с прямой речью. Диалог. Цитата.







Составление опорных конспектов


Взаимопроверка




Лекционно-практическое


Составление диалога и проверка

Работа с текстами.

Пунктуационные диктанты

25

26

1

1

Знаки препинания при прямой и косвенной  речи.

Знаки препинания при цитатах. (практикум).


Знаки препинания в сложном предложении.


Тест


27


1


Постановка тире, точки с запятой в сложносочиненном предложении.


Исследовательская работа с текстами


Проверка письменных работ


28


1


Отсутствие запятой между частями сложносочиненного предложения.


Лекционно-практическая


Взаимоконтроль


29


1


Отсутствие запятой между частями сложноподчиненного предложения.


Составление опорных материалов


Комментированный диктант


30


1


Запятая на стыке союзов в сложноподчиненном предложении.


Лекционно-практическое


Самостоятельная работа

Некоторые недочёты и ошибки в построении СПП


31


1


Точка с запятой,

двоеточие в сложном бессоюзном предложении.


Работа с карточками


Проверка работ


32


1


Тире в сложном бессоюзном предложении.


Работа с текстом


Взаимоконтроль




Знаки препинания в сложных синтаксических конструкциях




33


1


Предложения  с сочинительной, подчинительной и бессоюзной связью.


Графическое изображение связи


Взаимоконтроль

34

1

Итоговое тестирование

Практикум

Тест

Литература:

Валгина Н.С., Светлышева В.Н. Орфография и пунктуация: Справочник. – М., 1993

Валгина Н.С. Трудные вопросы пунктуации. – М.,

Граник Г.Г., Бондаренко С.М. Знаки препинания. – М., 1998.

Розенталь Д.Э. Справочник по русскому языку. Пунктуация. – М., 1991.

Форма итогового контроля

Предлагается тест, в котором 10 заданий. За задания 1-9 можно получить по 1 баллу, за 10 задание 4 балла. Итого за всю работу 13 баллов. Время выполнения 1 урок, т.е. 40 минут.

Оценка «5» выставляется, если ученик набрал 13 – 12 баллов (более 85%) (зачёт)

Оценка «4» выставляется, если ученик набрал 11– 9 баллов (60 - 84%) (зачёт)

Оценка «3» выставляется, если ученик набрал 8 – 7 баллов (41 – 59%) (зачёт)

Оценка «2» выставляется, если набрал менее 7 баллов (менее 41%). (незачёт)

Демонстрационный вариант.

1. Расставьте знаки препинания. Укажите два предложения, в которых нужно поставить ОДНУ запятую. Запишите номера этих предложений.

  1. В 1856 году в немецком городе Карлсруэ вышло в свет первое издание поэмы «Демон» бывшего поручика Тенгинского полка М.Ю. Лермонтова и в том же году в Омске в семье штабс-капитана того же Тенгинского пехотного полка А.М. Врубеля родился сын - будущий художник Михаил Врубель.
  2. Многие полотна И. К. Айвазовского воспринимаются как музыкальные или стихотворные импровизации.
  3. Впервые за столь долгие военные годы из парка доносился звонкий детский смех и врезался в воздух скрип проржавевших от дождей качелей.
  4. С поэтами-декабристами композитора А.А. Алябьева связывали как общие взгляды так и многие обстоятельства жизни и тяжёлой личной судьбы.
  5. В Мещёрском крае заповедными стали истоки рек и родники и рощи и дубравы.

2. Расставьте знаки препинания: укажите все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые.

В лучах солнца роща озарялась, словно в ней всё улыбалось, тонкие стволы берёз (1) принимавшие отблеск белого шёлка (2) были ещё влажными от дождя, пестрели и загорались червонным золотом (3) лежавшие на земле (4) листья.

3. Расставьте знаки препинания: укажите все цифры, на месте которых в предложениях должны стоять запятые.

Космическая эра началась (1) может быть (2) тогда, когда скромный учитель математики из Калуги первым доказал, что человек способен полететь в космос. Первым сделал чертежи ракеты, которая способна отправиться в космос, и вывел формулу её полёта (3) именно (4) К.Э. Циолковский.

4.Расставьте знаки препинания: укажите все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые.

Государственная Третьяковская галерея (1) коллекция (2) которой (3) насчитывает более шестидесяти тысяч художественных произведений (4) отражает развитие русского искусства начиная с XI века.

5. Расставьте знаки препинания: укажите все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые.

Длинной змеёй раскинулся полк (1) и (2) когда лучи солнца попадали на штыки и стволы винтовок (3) видно было (4) как поблёскивало оружие.


Прочитайте текст и выполните задания 10.

(1)Я знала замечательную писательницу. (2)Её звали Тамара Григорьевна Габбе. (3)Она сказала

мне однажды:

  • В жизни много испытаний. (4)Их не перечислишь. (5)Но вот три, они встречаются часто. (6)Первое - испытание нуждой. (7)Второе - благополучием, славой. (8)А третье испытание - страхом. (9)И не только тем страхом, который узнаёт человек на войне, а страхом, который настигает его в обычной, мирной жизни.

(10)Что же это за страх, который не грозит ни смертью, ни увечьем? (11)Не выдумка ли он?

(12)Нет, не выдумка. (13)Страх многолик, иногда он поражает бесстрашных.

  1. «Удивительное дело, - писал поэт-декабрист Рылеев, - мы не страшимся умирать на полях битв, но слово боимся сказать в пользу справедливости».
  2. С тех пор как написаны эти слова, прошло много лет, но есть живучие болезни души.
  3. Человек прошёл войну как герой. (17)Он ходил в разведку, где каждый шаг грозил ему гибелью. (18)Он воевал в воздухе и под водой, он не бегал от опасности, бесстрашно шёл ей навстречу. (19)И вот война кончилась, человек вернулся домой. (20)К своей семье, к своей мирной работе. (21)Он работал так же хорошо, как и воевал: со страстью отдавая все силы, не жалея здоровья. (22)Но когда по навету клеветника сняли с работы его друга, человека, которого он знал, как себя, в невиновности которого он был убеждён, как в своей собственной, он не вступился. (23)Он, не боявшийся ни пуль, ни танков, испугался. (24)Он не страшился смерти на поле битвы, но побоялся сказать слово в пользу справедливости.

(25)Мальчишка разбил стекло.

- (26)Кто это сделал? - спрашивает учитель. (27)Мальчишка молчит. (28)Он не боится слететь на лыжах с самой головокружительной горы. (29)Он не боится переплыть незнакомую реку, полную коварных воронок. (30)Но он боится сказать: «Стекло разбил я». (31)Чего он боится? (32)Слетая с горы, он может свернуть себе шею. (ЗЗ)Переплывая реку, может утонуть. (34)Слова «это сделал я» не грозят ему смертью. (35)Почему же он боится их произнести?

  1. Я слышала, как очень храбрый человек, прошедший войну, сказал однажды: «Бывало страшно, очень страшно». Он говорил правду: ему бывало страшно. (38)Но он умел преодолеть свой страх и делал то, что велел ему долг: он сражался.
  1. В мирной жизни, конечно, тоже может быть страшно. Я скажу правду, а меня за это исключат из школы... (41)Скажу правду - уволят с работы... (42)Уж лучше промолчу.

(43)Много пословиц есть на свете, которые оправдывают молчание, и, пожалуй, самая выразительная: «Моя хата с краю». (44)Но хат, которые были бы с краю, нет.

(45)Мы все в ответе за то, что делается вокруг нас. (46)В ответе за всё плохое и за всё хорошее. (47)И не надо думать, будто настоящее испытание приходит к человеку только в какие-то особые, роковые минуты: на войне, во время какой-нибудь катастрофы. (48)Нет, не только в исключительных обстоятельствах, не только в час смертельной опасности, под пулей испытывается человеческое мужество. (49)Оно испытывается постоянно, в самых обычных житейских делах.

(50)Мужество бывает одно. (51)Оно требует, чтобы человек умел преодолевать в себе обезьяну всегда: в бою, на улице, на собрании. (52)Ведь слово «мужество» не имеет множественного числа. (53)Оно в любых условиях одно. (По Ф.А. Вигдоровой*)

Фрида Абрамовна Вигдорова (1915-1965) - советская писательница, журналист.

6. Какие из высказываний соответствуют содержанию текста? Укажите номера ответов.

  1. По наблюдениям Рылеева, люди, проявившие себя на полях сражений как бесстрашные воины, могут опасаться высказываться в защиту справедливости.
  2. Мальчик, бесстрашно спускающийся с гор на лыжах и переплывающий незнакомые реки, не смог признаться в том, что он разбил стекло.
  3. Человек, прошедший войну как герой, всегда заступится за своего друга, которого оклеветали, так как ничего не боится.
  4. Страх многолик, но по-настоящему страшно бывает только на войне, в мирной жизни бояться нечего.
  5. В жизни много испытаний, и проявление мужества выражается в умении «преодолевать в себе обезьяну» не только в военное, но и в мирное время.

7. Какие из перечисленных утверждений являются верными? Укажите номера ответов.

  1. В предложениях 3-9 представлено повествование.
  2. Предложения 12-13 содержат ответы на вопросы, поставленные в предложениях 10-11.
  3. В предложениях 31-35 содержится рассуждение.
  4. В предложениях 40-42 представлено рассуждение.
  5. В предложениях 50-53 представлено описание.

8. Из предложений 44-47 выпишите антонимы (антонимическую пару).

9. Среди предложений 34-42 найдите такое, которое связано с предыдущим с помощью личного местоимения и лексического повтора. Напишите номер этого предложения.

Прочитайте фрагмент рецензии, составленной на основе текста, который Вы анализировали, выполняя задания 20-23.

В этом фрагменте рассматриваются языковые особенности текста. Некоторые термины, использованные в рецензии, пропущены. Вставьте на места пропусков (А, Б, В, Г) цифры, соответствующие номерам терминов из списка. Запишите в таблицу под каждой буквой соответствующую цифру.

Последовательность цифр запишите в БЛАНК ОТВЕТОВ № 1 справа от номера задания 24, начиная с первой клеточки, без пробелов, запятых и других дополнительных символов.

Каждую цифру пишите в соответствии с приведёнными в бланке образцами.

10. «Ф.А. Вигдорова говорит о сложных явлениях в нашей повседневной жизни, неслучайно ведущим приёмом в тексте становится (А)___(предложения 24, 29-30). Акцентировать внимание читателей на важных мыслях автору помогает ещё один приём - (Б)___ (предложения 17-18, 28-29). Искреннюю взволнованность автора и неравнодушное отношение к проблеме, поставленной в тексте, передают синтаксическое средство - (В)___ («как себя», «как в своей собственной»

в предложении 22) и троп (Г) («головокружительной горы» в предложении 28, «коварных воронок» в предложении 29)».

  1. Список терминов: книжная лексика
  2. эпитет
  3. противопоставление
  4. разговорная лексика
  5. анафора
  6. олицетворение
  7. вводное слово
  8. синонимы
  9. сравнительный оборот


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа элективного курса по русскому языку «ГИА: курс подготовки к экзамену по русскому языку в новой форме. 9 класс»

Программа элективного курса по русскому языку позволяет эффективно подготовить учащихся 9 класса к экзамену по русскому языку в новой форме....

Рабочая программа элективного курса по русскому языку «Идеальная грамотность. Русский язык без правил и словарей» в 10-11 кассах

Предлагаемый элективный курс предназначен учителям русского языка, работающим в 10-11 классах общеобразовательных учреждений для подготовки учащихся к ЕГЭ, рассчитан на учащихся  10-11 клас...

Элективный курс по русскому языку "Практикум по русскому языку" для 11 класса

Рабочая программа элективного курса по русскому языку для 11 класса...

Элективный курс по русскому языку "Практическая стилистика в курсе русского языка"

Материал - Элективный курс по русскому в 9 классе "Практическая стилистика в курсе русского языка" содержит рабочую программу по курсу и календарно - тематическое планирование. Курс содержит 34 урока....

ЭЛЕКТИВНЫЙ КУРС ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ «11 класс по подготовке к ЕГЭ» Всего – 17 часов. Автор: Учитель русского языка и литературы СОШ № 23 Лебедкова Любовь Михайловна

  Актуальность проведения данного курса несомненна, так как надо серьёзно подготовиться к новому типу испытаний-ЕГЭ.    Чтобы успешно сдать экзамен, необходимо многокр...

ЭЛЕКТИВНЫЙ КУРС ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ «9 класс по подготовке к ГИА» Всего – 17 часов. Автор: Учитель русского языка и литературы СОШ № 23 Лебедкова Любовь Михайловна

ГИА – это новая форма итогового контроля,  определенный рубеж в изучении курса русского языка. Актуальна  в связи с переходом учащихся в старшее звено, является объективным основанием ...

Элективный курс по русскому языку «Практикум по русскому языку. Подготовка к ГИА»

Элективный курс русского языка «Практикум по русскому языку. Подготовка к ГИА» предназначен для обучающихся 8 класса.Цель изучения курса – формирование языковой и лингвистической компетенции при...