Сценарий урока "Повелительное наклонение глагола"
план-конспект урока по русскому языку (6 класс)

Тип урока. Урок открытия новых знаний.
Цели как деятельность учеников.
ЛР: распознавать глаголы в повелительном наклонении, образовывать формы повелительного наклонения,
отличать глаголы в повелительном наклонении от глаголов в изъявительном и условном наклонении.
Цели как деятельность учителя.
1. организовать деятельность учащихся по обобщению и систематизации знаний и способов деятельности о
значении, образовании и правописании глаголов повелительного наклонения; формировать умение образовывать формы
повелительного наклонения; совершенствовать умение различать и определять наклонения глагола;
2. содействовать развитию орфографической зоркости, памяти и логического мышления;  
3. способствовать воспитанию аккуратности, внимательности, точности, взаимоуважения, интереса к
 предмету, любознательности.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл povelitelnoe_naklonenie_glagola.docx245.82 КБ

Предварительный просмотр:

Тема: Повелительное наклонение глагола, 6 класс

Шумакова В.Г.,

 учитель русского языка МОАУ СОШ № 1

города Зеи

Тип урока. Урок открытия новых знаний.

Цели как деятельность учеников.

ЛР: распознавать глаголы в повелительном наклонении, образовывать формы повелительного наклонения, отличать глаголы в повелительном наклонении от глаголов в изъявительном и условном наклонении.

Цели как деятельность учителя.

  1. организовать деятельность учащихся по обобщению и систематизации знаний и способов деятельности о значении, образовании и правописании глаголов повелительного наклонения; формировать умение образовывать формы повелительного наклонения; совершенствовать умение различать и определять наклонения глагола;
  2. содействовать развитию орфографической зоркости, памяти и логического мышления;  
  3. способствовать воспитанию аккуратности, внимательности, точности, взаимоуважения, интереса к  предмету, любознательности.

Планируемые результаты:

Предметные результаты:

- понятие о повелительном наклонении;

- образование повелительного наклонения;

Метапредметные результаты:

-  умение структурировать учебный материал, выделять в нём главное,

-  умение анализировать, сравнивать, классифицировать и обобщать факты и явления,

Формирование УУД:

Личностные действия: развитие у обучающихся позитивной самооценки, навыков ответственного отношения при работе в группе, уважение к говорящему, партнёру по группе.

Регулятивные действия: формулирование учебных задач, постановка цели совместно с учителем, формулирование пути достижения целей на основе самостоятельного анализа, преобразование практической задачи в познавательную; развитие навыков самоорганизации.

Познавательные действия: создание условия для овладения обучающимися навыками различения глаголов

повелительного наклонения путём извлечения, преобразования и использования информации из готового текста.

Коммуникативные действия: формирование умения работать в группе, умения строить устные высказывания и аргументировать их, проявлять активность во взаимодействии при решении познавательных задач.

На уроке мы узнаем, что обозначают глаголы повелительного наклонения, на какие вопросы отвечают, как образуются, как изменяются, как используются в речи. Научимся использовать глаголы повелительного наклонения в речи.

Оборудование:

  • ПК
  • мультимедийный проектор

Ход урока

Этапы урока

Ход урока

Формирование УУД

I. Орг. момент

- Здравствуйте, ребята! Садитесь. Наступила весна, но несмотря на то, что за окном пасмурно, мы радуемся её приходу. На улице свежо и прекрасно, вокруг нас так много чудес.

Личностные результаты: 

-эмоционально – положительный настрой на урок.

II. Формулирование темы и целей урока

- Послушайте стихотворение Вадима Шефнера «Миг».

Не привыкайте к чудесам, -

Дивитесь им, дивитесь!

Не привыкайте к небесам,

Глазами к ним тянитесь.

Приглядывайтесь к облакам,

Прислушивайтесь к птицам,

Прикладывайтесь к родникам,-

Ничто не повторится.

- Какова главная мысль стихотворения?

- Какая часть речи поможет нам выполнить пожелания автора?

- Назовите  эти глаголы. Определите наклонение.

 - А как вы догадались, что это глаголы повелительного наклонения? Все ли встретились в стихотворении глаголы повелительного наклонения?

- Ребята, можем ли мы определить тему нашего занятия?

-Запишем тему урока в рабочий лист.

- Помогите мне сформулировать цель нашего занятия, пользуясь словами помощниками? (слушаю варианты)

Научиться

Знать

Уметь

- А теперь попробуем уточнить наше целеполагание. В рабочих листах  у вас записаны вопросы. Выберите те, на которые мы сегодня на уроке получим ответ. Вы можете работать в парах.

-Давайте посмотрим, что вы выбрали. (почему не выбрали-объясняют).

- К этим вопросам мы еще раз вернемся в конце урока и проверим, достигли ли мы поставленных целей.

Регулятивные:

-поиск информации в предложенных источниках, определение цели деятельности на уроке с помощью учителя;

-формирование мотивации к обучению и целенаправленной познавательной деятельности

III. Открытие новых знаний

- Ребята нам подготовили небольшую сценку. Ваша задача запомнить только те глаголы, которые находятся в повелительном наклонении

Заставка, музыка.

Говорит автор: В некотором царстве, в российском государстве жил – был царь. И было у него три сына:

Епифан был старший брат

Сам себе он был не рад.

Все б у парня получалось,

Если б что- то не случалось.

Епифан.  – Я бы сделал, я бы смог,

Если б кто – нибудь помог!..,

Брат Тимоня средним был.

Тот командовать любил.

Только слышно от него:

Тимоня.  – То возьми! Подай того!

Меньший брат Иваном звался.

Тот во все дела совался.

Он зимою дров наколет,

А весной засеет поле.

Иван. – Слов на ветер не бросаю,

Что надумал, выполняю!

Жили братья не тужили, да напал на то царство- государство враг. Змей девятиглавый. Обратился царь к сыновьям, чтобы шли они со змеем биться, чтоб защитили от этого ворога русскую землю.

Епифан: Я пошел бы воевать,

Если б не любил поспать,

Я сразился б со злодеем,

Самозванцем, лиходеем,

Я бы Змея победил,

Если б тятька разбудил!

Тимоня: Эй, Ванюша, эй, дурак,

Снаряжайся! В царстве враг!

Есть и спать не любишь вволю –

Так ступай во чисто поле,

Заруби дракона злого

Аль доставь сюда живого!

Иван: Вижу : час настал мой, братцы,

В путь – дорогу собираться.

Я за землю за свою

Постою в любом бою!

Меч возьму и подмогу.

Тимоня: Ну, иди, Ванюша, с Богом!

- Спасибо, ребята! Садитесь. Итак, у кого что получилось? (называют)

Познавательные:

- добывать новые знания

IV. Развитие учебно ­ языковых умений

- Посмотрите на задание. Какую задачу нам поможет решить это упражнение?

Задание 1. Распределите слова для справок в нужную колонку.  

         

Примеры

Значение глагола

Вы, отроки - други, возьмите коня.

Родные мои, не болейте никогда, будьте здоровы!

Эй, вратарь, готовься к бою!

Читайте книги, они учат нас жизни.

Молчи! Устал я слушать!

Слова для справок: совет, просьба, приказ, пожелание, команда.

Задание 2.

- Рассмотрите таблицу. От основы каких форм глагола образуется повелительное наклонение? Назовите способы образования глаголов повелительного наклонения.

- При помощи какого суффикса чаще всего образуется повелительное наклонение? Какие окончания имеют глаголы повелительного наклонения?

Изъявительное наклонение

(настоящее или  будущее время)

Повелительное наклонение

Единственное число

Множественное число

Пишет

Говорит

Мечтает

- Образуй глаголы повелительного наклонения. Графически выдели способ образования глаголов повелительного наклонения.

Сделайте вывод:

Формы глаголов в повелительном наклонении от основ …………………………………  или ……………………………. времени чаще всего  при помощи ………………..   и или без …………….  Глаголы в повелительном наклонении в…………………… числе имеют …………… окончание, а во …………………………числе окончание…………. .

- Мы с вами хорошо поработали, пора и отдохнуть.

- Ребята, встаньте, пожалуйста, выйдите из-за парт. Глаголы какого наклонения я использовала?

- Подойдите к окну, раздвиньте шторы, полюбуйтесь. Глаголы какого наклонения я применила?

- Скажите, что происходит на улице? Глаголы какого наклонения вы употребили?

- Если бы было лето, каникулы, чтобы происходило за окном? Глаголы какого наклонения я использовала?

- Садитесь на свои места. Ребята, давайте еще раз повторим.Заполните таблицу глаголами, которые вы употребляли во время физ. минутки:

Изъявительное наклонение

Условное наклонение

Повелительное наклонение

- А сейчас наш класс превратится в исследовательскую лабораторию «Лингвист». Посмотрите на таблицу. Определите цель исследования (как изменяются глаголы повелительного наклонения). Какую гипотезу можно выдвинуть? (глаголы повелительного наклонения изменяются по лицам и числам)

Пример

Грамматическая форма

Число

Лицо

Время

Род

Давай пойдем

Ед.ч

1лицо

-

-

Давайте сыграем

Мн.ч

1лицо

-

-

Бери

Ед.ч

2 лицо

-

-

Берите

Мн.ч

2 лицо

-

-

Пусть пишет

Ед.ч.

1 лицо

-

-

Пускай пишет

Мн.ч.

3 лицо

-

-

 Вывод: глаголы в повелительном наклонении изменяются по лицам и числам.

-  Подтвердилась ваша гипотеза?

- Обратите внимание, что в следующем упражнении отсутствует формулировка задания. В паре сформулируйте задание и выполните его.

Задание 4.

Узнаешь,  помоги, хотел бы, пройдут, смотри, прозвенела, люби, мечтаешь,  спрячьтесь, стихнут, отдала.

          Задание 5. Поставьте инфинитив в повелительное наклонение.

Салат «Здоровье».

Все овощи и зелень обязательно (промыть)_________________ водой. (Взять)_____________ аппетитный зеленый огурчик, (нарезать)_______________ его кольцами. Ароматный спелый помидор (покрошить) _______________________ кубиками или небольшими дольками. (Добавить)________________ зеленого лука, душистого укропа, листочков витаминного салата. Все это (перемешать)_______________________, (насыпать)_______________________ соль по вкусу. (Заправить)______________________ салат растительным маслом или сметаной.

Приятного аппетита!

- Ребята! Что у нас получилось?  (рецепт). А для чего это задание включено в наш рабочий лист? Где мы можем употреблять повелительное наклонение глагола? Назовите, где вам в жизни встретится повелительное наклонение?

Коммуникативные УУД:

-свободно излагать свои мысли в устной форме.

-работать в парах,

оказывать друг

другу помощь, координировать

действия.

-слушать и слышать других, быть готовым корректировать свою точку

зрения

Личностные:

-общие правила, снятие мышечного и эмоционального напряжения

Регулятивные УУД:

-искать пути решения проблемы

-прогнозировать, корректировать свою деятельность

-осуществлять познавательную и личностную рефлексию

VII. Итог урока

- Ребята! Что у нас получилось?  (рецепт). А для чего это задание включено в наш рабочий лист? (где мы можем употреблять повелительное наклонение). Назовите, где вам в жизни встретится повелительное наклонение?

- Ребята, вернёмся к  целеполаганию. Давайте оценим себя. Достигли ли мы тех целей, которые ставили в начале урока?

-Напротив  каждого вопроса, поставьте  + если вы цели достигли,

- - если нет.

Если у вас + 7 поставьте себе оценку « 5»,если 6 – «4», если 4-5 – «3».

- А теперь мне хочется вас тоже оценить. Поможет в этом система «Вотум». Приготовили пульты, зарегистрировались…..

Личностные:

-развитие у обучающихся позитивной самооценки

Регулятивные УУД:

-соотносить цели и результаты своей

деятельности

-вырабатывать критерии оценки и

определять степень успешности

работы

VIII. Домашнее задание.

Домашнее задание: § 93,упр.549

Спешите, люди, жить. Не опоздайте

Других людей вслед за собой позвать.

Скорее руку помощи подайте,

Не торопитесь руку убирать.

- А я желаю вам как можно меньше употреблять глаголы в повелительном наклонении в значении приказа, повеления, команды, а употреблять их только в значении совета, просьбы, пожелания.

        


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Наклонения глагола. Условное наклонение глагола" конспект урока русского языка в 6 классе

Тема урока: Наклонения глагола. Условное наклонение глагола.Цель урока: дать сведения о наклонениях глагола и его изменениях в условном наклонении.Задачи урока:Образовательная:повторить знания учащихс...

Приложение к уроку русского языка 6 класс тема "Наклонение глагола. Изъявительное наклонение глагола"

Приложение к уроку русского языка 6 класс тема "Наклонение глагола. Изъявительное наклонение глагола"...

Презентация к уроку русского языка 6 класс тема"Наклонение глагола. Изъявительное наклонение глагола"

Презентация к уроку русского языка 6 класс тема "Наклонение глагола. Изъявительное наклонение глагола". УмК Бабайцевой...

Наклонения глагола – Глагол наклоненийĕсем

Урок теми: Наклонения глагола – Глагол наклоненийĕсем.(вырăс шкулĕ, 9-мĕш  класс)...