Конспект по русскому языку "Степени сравнения прилагательных"
план-конспект урока по русскому языку (6 класс)

Кошелева Анастасия Александровна

Конспект урока

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл stepeni_sravneniya_prilagatelnyh.docx16.59 КБ

Предварительный просмотр:

КОНСПЕКТ:

 Степени сравнения имен прилагательных.

Примечание: урок разработан в соответствии с новым учебником русского языка для общеобразовательных учреждений «Русский язык. 6 класс», переработанным в соответствии с новым федеральным государственным образовательным стандартом (ФГОС) основного общего образования. Обновленный учебник реализует идею интегрированного обучения языку и речи, предполагающего формирование лингвистической и коммуникативной компетенций, а также привлечение большого объёма сведений культурологического характера.

Цель урока:

- дать учащимся понятие о степенях сравнения прилагательных, способах их образования и синтаксической роли.

Задачи:

1) обучающие:

- познакомить с понятием «степени сравнения имен прилагательных»;

- дать понятие о способах образования форм сравнительной и превосходной степени прилагательных;

- познакомить с синтаксической ролью прилагательных в форме сравнительной степени и в форме превосходной степени сравнения;

2) развивающие:

- научить находить прилагательные в разных формах сравнительной и превосходной степени сравнения в предложениях и в тексте;

- дать представление о правильном образовании простой и составной форм сравнительной и превосходной степени прилагательных;

- научить составлять предложения с прилагательными в разных формах степеней сравнения;

- развивать умение определять синтаксическую функцию прилагательных в разных формах степеней сравнения;

- совершенствовать навыки употребления в речи прилагательных в разных формах степеней сравнения.

3) воспитательные:

- развитие самостоятельности, доказательности, способности к самооценке;

- воспитание любознательности, желания развивать кругозор.

Тип урока: комбинированный (урок изучения и закрепления нового материала).

Методы и формы работы: работа с теоретическим материалом из учебника, комментированное письмо на доске и в тетрадях, выполнение дополнительного дидактического материала (задания, см. конспект урока).

Оборудование: учебник, дидактический материал.

Ход урока

I. Работа с теоретическим материалом из учебника.

Качественные имена прилагательные имеют две степени сравнения: сравнительную и превосходную.

Сравнительная степень показывает, что в одном предмете признак проявляется в большей степени, чем в другом: Брат старше сестры на три года.

Превосходная степень показывает, что тот или иной предмет превосходит остальные по какому-либо признаку.

Волга – крупнейшая река в Европе.

Начальная форма прилагательного – это его положительная степень:

Черный, здоровый, молодой.

Степени сравнения прилагательных

Сравнительная

Превосходная

Простая

Составная

Простая

Составная

Основа прилагательного + суффиксы:

: большой – больше;

-ее (-ей): милый - милее, милей;

-ше: старый – старше.

Полная форма прилагательного + слова «более», «менее»:

смелый – более смелый;

громкий – менее громкий.

Основа прилагательного + суффикс:

-ейш-: милый – милейший;

-айш-: мягкий – мягчайший.

Иногда может использоваться приставка наи-:

наисложнейший, наистрожайший, наиглубочайший.

1. Полная форма прилагательного + слова самый, наиболее, наименее:

смелый – самый смелый, наиболее смелый, наименее смелый.

2. Простая форма сравнительной степени + слова всего, всех:

громкий – громче всех, громче всего.

Не изменяются ни по родам, ни по числам, ни по падежам.

В предложении являются сказуемыми:

Брат старше меня на два года.

Второе слово грамматически изменяется (по падежам, числам и родам).

В предложении обычно бывают сказуемыми и определениями:

В этом году зима более снежная, чем в прошлом.

Домой мы возвращались по более широкой дороге.

Склоняются изменяются по падежам, числам и родам).

Неизменяемыми являются слова наиболее, наименее:

в наиболее недоступном месте.

В предложении обычно бывают определениями или сказуемыми:

Байкал – глубочайшее озеро на Земле.

Иванов – сильнейший из всех игроков.

II. Закрепление нового материала. Работа с учебником и дополнительным дидактическим материалом.

Упражнение № 330: комментированное письмо на доске и в тетрадях, работа с синонимами (в рамке на стр. 10).

Комментарий:

Прилагательные «гигантский», «исполинский», «колоссальный» не образуют степеней сравнения.

Упражнение № 332: устный разбор, орфоэпическая работа, письменное выполнение.

Дополнительный дидактический материал

Задание № 1: образуйте от данных прилагательных простую форму сравнительной степени. Чередующиеся согласные подчеркните:

Образец: простой – проще.

(1) Строгий, (2) молодой, (3) сухой, (4) громкий, (5) твердый, (6) богатый, (7) густой, (8) дорогой, (9) мягкий, (10) чистый.

Ключ:

(1) Строгий - строже, (2) молодой - моложе, (3) сухой - суше, (4) громкий - громче, (5) твердый - тверже, (6) богатый - богаче, (7) густой - гуще, (8) дорогой - дороже, (9) мягкий - мягче, (10) чистый - чище.

Задание № 2: образуйте от данных прилагательных простую и составную формы сравнительной и превосходной степени. Запишите по образцу:

Образец: красивый – красѝвее – более красивый – красивейший – самый красивый, краси́вее всех.

(1) Счастливый, (2) глубокий, (3) добрый, (4) интересный.

Ключ:

(1) Счастливый – счастливее – более счастливый – счастливейший – самый счастливый, счастливее всех.

(2) глубокий – глубже – более глубокий – глубочайший – самый глубокий, глубже всех.

(3) добрый – добрее – более добрый – добрейший – самый добрый, добрее всех.

(4) интересный – интереснее – более интересный – интереснейший - самый интересный, интереснее всех.

Задание № 3: подчеркните выделенные слова как члены предложения:

(1) Добрые слова лучше мягкого пирога. (2) У мрачного и веселье скучнее, у весёлого и скука веселее. (3) Худой мир лучше доброй ссоры. (4) Правда светлее золота. (Пословицы).(5) Богатейшая когда-то земля этого края покрылась оврагами. (6) Он выбрал самое простое решение. (7) Боровицкая башня – одна из самых известных башен Московского Кремля. (8) В наистрашнейшую грозу отправился он ночью в дорогу. (9) Это спектакль интереснее всех.

Ключ:

(1) Добрые слова лучше мягкого пирога. (2) У мрачного и веселье скучнее, у весёлого и скука веселее. (3) Худой мир лучше доброй ссоры. (4) Правда светлее золота. (Пословицы).(5) Богатейшая когда-то земля этого края покрылась оврагами. (6) Он выбрал самое простое решение. (7) Боровицкая башня – одна из самых известных башен Московского Кремля. (8) В наистрашнейшую грозу отправился он ночью в дорогу. (9) Это спектакль интереснее всех.

Задание № 4: определите степень сравнения прилагательных и выполните их морфемный анализ:

(1) Круглее, (2) меньше, (3) белейший, (4) длиннее, (5) жарче, (6) наибогатейший, (7) подороже, (8) чище, (9) дальше, (10) наивысочайший, (11) потоньше, (12) повкуснее, (13) наихрабрейший, (14) тишайший, (15) низший.

Ключ:

(1) Круглее – простая сравнительная степень прилагательного.

(2) меньше – простая сравнительная степень прилагательного.

(3) белейший – простая превосходная степень прилагательного.

(4) длиннее – простая сравнительная степень прилагательного.

(5) жарче – простая сравнительная степень прилагательного.

(6) наибогатейший – простая превосходная степень прилагательного.

(7) подороже – простая сравнительная степень прилагательного.

(8) чище – простая сравнительная степень прилагательного.

(9) дальше – простая сравнительная степень прилагательного.

(10) наивысочайший – простая превосходная степень прилагательного.

(11) потоньше – простая сравнительная степень прилагательного.

(12) повкуснее – простая сравнительная степень прилагательного.

(13) наихрабрейший – простая превосходная степень прилагательного.

(14) тишайший – простая превосходная степень прилагательного.

(15) низший – простая превосходная степень прилагательного.

Задание № 5: найдите ошибки в образовании формы сравнительной степени прилагательного; запишите верные варианты; суффиксы выделите:

(1) Красивше, (2) выше, (3) более мягче, (4) мельче, (5) длиньше, (6) светлее, (7) хуже, (8) слаже.

Ключ:

(1) Красивее, (2) выше, (3) более мягкий, (4) мельче, (5) длиннее, (6) светлее, (7) хуже, (8) слаще.

Задание № 6: выпишите качественные прилагательные, от которых нельзя образовать степени сравнения:

(1) Мягкий, (2) босой, (3) твердый, (4) слепой, (5) белый, (6) живой.

Ключ:

(2) босой, (4) слепой.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Контрольная работа по английскому языку (Кауфман, раздел 2) по темам «Степени сравнения имен прилагательных, абсолютная форма притяжательных местоимений, сравнение прилагательных с помощью союзов as…as, not as….as.

Контрольная работа по английскому языку (Кауфман, раздел 2) по темам«Степени сравнения имен прилагательных, абсолютная форма притяжательных местоимений, сравнение прилагательных с помощью союзов as…a...

Опорный конспект по русскому языку "Имя прилагательное"

Опорный конспект по русскому языку "Имя прилагательное"...

Конспект урока русского языка "Роль прилагательных в художественном тексте. 6 класс" и презентация к нему

Урок позволяет раскрыть возможности использования имён прилагательных при построении  художественного  текста, закрепить представление об эпитете, учит различать тексты разных стилей и типов...

Конспект урока русского языка в 6 классе «Степени сравнения имен прилагательных»

Цель урока: дать новые знания о способах образования форм степеней сравнения имен прилагательных, активизировать познавательные интересы учащихся средствами информационно-коммуникативных технолог...

Конспект урока русского языка "Имя прилагательное" (УМК «Начальная школа XXI века», 3 класс)

Цель урока: формирование и закрепление у учащихся знаний о синтаксической роли в предложении имени прилагательногоЗадачи урокаДидактические:1. Познакомить учащихся с возможными синтаксическими ролями ...